-

-
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А (история создания)  
-
Тактико-технические характеристики межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А  
-
НИИП-5, ШПУ "Десна-В" № 11 (площадка № 70, 24 октября 1963 года)  
-
Об установлении персональных пенсий Союзного значения
членам семей погибших 24 октября 1963 года во время проведения
подготовки к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А
  
-
Список погибших 24 октября 1963 года в результате пожара в ШПУ "Десна-В" № 11  
-
История строительства Мемориального комплекса на братских могилах
погибших в результате взрывов баллистических ракет Р-16
(24 октября 1960 года) и Р-9А (24 октября 1963 года)
в Солдатском парке города Ленинска
(ныне - Парк имени Г.М. Шубникова города Байконура)
  
-
Источники информации, чьи материалы
использованы при создании страницы
  
-
Ссылки по теме  
-

Благодарности  
-

-

-

....С появлением у американцев ракетной системы "Минитмен" руководство Советского Союза явственно осознало уязвимость и техническое отставание своих межконтинентальных баллистических ракет. В этих условиях решено было ускорить принятие на вооружение ракеты МБР Р-9А. Постановлением Совета Министров  СССР от 31 мая 1959 года ОКБ-1 под руководством С.П. Королёва поручалось создать межконтинентальную ракету, пригодную для массового развертывания в частях, а главное, которая должна была иметь тактико-технические характеристики намного лучше, чем Р-7.
....Р-9А стала последней боевой ракетой, разработанной под непосредственным руководством С.П. Королёва. Летом 1960 года на полигоне Байконур был проведён показ ракетной техники для руководства страны. Присутствовал и Н.С. Хрущев. Сергей Павлович представлял две свои ракеты — жидкостную Р-9 и твердотопливную РТ-1. Хрущёв молча выслушал доклад Королёва и своего мнения не высказал. Присутствующим конструкторам, руководителям промышленности и Ракетных войск ясности относительно дальнейшей судьбы этих ракет реакция Никиты Сергеевича не прибавила. И только по настоянию военных разработка Р-9 была продолжена.
....Начало лётно-конструкторских испытаний Р-9 (на первом пуске 9 апреля 1961 года присутствовал Королёв) успешным не назовёшь. В первое время сказывалась недоведенность маршевого жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) первой ступени, работавшего на кислородно-керосиновом топливе. Его поставили на ракету под сильным давлением академика В.П. Глушко. Только в 1961 году, при запусках экспериментальных ракет, в результате возникавших высокочастотных разрушений двигателей, были выведены из строя три стартовых комплекса. Следует отметить, что альтернатива была, так как в ОКБ А. М. Исаева и Н.Д. Кузнецова разрабатывали двигатели для первой ступени этой ракеты. Но Глушко использовал свои связи в верхах и добился выгодного для себя решения. В конце концов неполадки в двигательной установке первой ступени устранили, но, как потом выяснилось, не в полной мере. Её надежность оставалась не на должном уровне, что подтвердилось при эксплуатации в войсках. Так при проведении учебно-боевого пуска одним из ракетных полков произошел взрыв ракеты.
....Испытания затянулись. Так как ракетные комплексы с наземными стартами к этому времени уже считались морально устаревшими и не отвечали предъявляемым к ним требованиям по степени защищенности и боеготовности, решено было доработать ракету для шахтной пусковой установки (ШПУ), создать которую еще предстояло. Конструкторам требовалось повысить надежность ракеты и, главное, решить проблему от которой зависела сама возможность нахождения «девятки» на боевом дежурстве. Речь шла о способах длительного хранения больших количеств жидкого кислорода для заправки баков ракет. В результате была создана система, обеспечивавшая потери кислорода не более 2-3 % в год.
....Лётные испытания завершились в только феврале 1964 года, а 21 июля 1965 года на вооружение РВСН был принят ракетный комплекс с шахтными и наземными пусковыми установками и ракетой Р-9А. 14 и 15 декабря 1964 года началась постановка на боевое дежурство первых четырех ракетных полков с наземными стартами (по два в г. Козельске и г. Плесецке), а 26 декабря — первого ракетного полка с ШПУ в Козельске.
....Двухступенчатая ракета Р-9А выполнена по схеме «тандем» с последовательным делением ступеней. Конструктивной особенностью ракеты можно считать малую длину второй ступени. Первая ступень состояла из открытой решетчатой фермы, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека. Топливные баки выполнялись по несущей конструкции.
....Корпус второй ступени состоял из конической и цилиндрической частей. Коническую часть корпуса составляли переходник, бак горючего и бак окислителя с межбаковой обечайкой. Цилиндрическая часть образовывала хвостовой отсек, внутри которого размещался маршевый двигатель второй ступени. Бак горючего был выполнен по несущей схеме, а бак окислителя — в форме сферы.
....На первой ступени стоял четырехкамерный маршевый ЖРД РД-111 с качающимися камерами сгорания, развивавший тягу 141 т. На второй ступени установили четырехкамерный ЖРД РД-461 конструкции С. Косберга. Он обладал рекордным по тому времени удельным импульсом тяги среди кислородно-керосиновых двигателей и развивал тягу в пустоте 31 т. Наддув баков в полете и работа приводов турбонасосных агрегатов обеспечивалась с помощью продуктов сгорания основных компонентов топлива, что позволило упростить конструкцию двигателей и уменьшить их массу.
...."Девятка" отличалась сравнительно коротким участком работы двигательной установки первой ступени, вследствие чего разделение ступеней происходило на высоте, где влияние скоростного напора на ракету еще значительно. На ракете был реализован горячий способ разделения ступеней, при котором двигатель второй ступени запускался в конце этапа работы маршевого ЖРД первой ступени. При этом горячие газы истекали через ферменную конструкцию переходника. Из-за того, что в момент разделения ЖРД второй ступени работал только на 50 % номинальной тяги и короткая вторая ступень была аэродинамически неустойчива, рулевые сопла не могли справиться с возмущающими моментами. Для устранения этого недостатка конструкторы установили аэродинамические щитки на поверхности сбрасываемого обтекателя хвостового отсека второй ступени.
....С появлением систем засечки пусков МБР у США, короткий участок работы первой ступени стал достоинством "девятки", так как стартующие ракеты засекались по мощному факелу от работающих маршевых двигателей.
....На ракете устанавливалась комбинированная система управления, имевшая инерциальную систему и канал радиокоррекции. Ее приборы были «врезаны» в обечайку межбакового отсека. Круговое вероятное отклонение точки падения головной части от точки прицеливания при стрельбе на дальности свыше 12000 км составляло 1,6 км. Со временем от радиотехнической подсистемы отказались, оставив только инерциальную подсистему. Система управления позволяла обеспечить дистанционный контроль параметров ракеты.
....Для МБР Р-9А были разработаны два варианта моноблочных головных частей. Первая мощностью 4 Мт могла быть доставлена на дальность свыше 13500 км. Вторая мощностью до 6 Мт — на дальность 12500 км. ГЧ крепилась к переходнику второй ступени с помощью двух пирозамков. Ее отделение осуществлялось пневмотолкателем после выключения маршевого ЖРД второй ступени.
....В результате применения ряда прогрессивных технических решений, ракета получилась компактной, что было важно при размещении ее в ШПУ. Для быстрой заправки баков окислителя (бак горючего заправлялся после установки ракеты в шахту) была разработана система скоростной заправки. Техническая готовность Р-9А составляла 10 минут. На одной стартовой позиции оборудовалось две шахтные пусковые установки, подземный командный пункт с системами управления ракетами, пункт радиоуправления и технологическое оборудование, необходимое для поддержания запаса жидкого кислорода. Старт ракет можно было осуществить только последовательно, так как радиотехническая система обеспечивала наведение только одной ракеты. Подготовка и проведение пуска ракеты Р-9А протекали автоматически, с дистанционным контролем каждой команды.
....Несмотря на ряд достоинств, к моменту постановки первого ракетного полка на боевое дежурство, «девятка» уже не в полной мере удовлетворяла комплексу требований к боевым стратегическим ракетам. Это и не удивительно, так как она относилась к МБР первого поколения. Превосходя по боевым, техническим и эксплуатационным характеристикам американские "Титан-1" и "Атлас-F", которые к этому времени уже снимались с вооружения, и советские Р-7А и Р-16У она уступала новейшим "Минитменам" по показателям живучести, точности стрельбы и времени подготовки к пуску. Последний критерий стал одним из определяющих для МБР. К тому же ракетные комплексы с Р-9А оказались достаточно дорогими в эксплуатации, что не могло сказаться на масштабах их развертывания (всего на боевое дежурство было поставлено 26 единиц). Р-9А стала последней боевой ракетой в группировке РВСН на кислородно-керосиновом топливе. Она состояла на вооружении до 1976 года, до момента снятия с боевого дежурства 290-го Омского отдельного ракетного полка, 93-й Тюменской ракетной бригады и двух полков 28-й Гвардейской Козельской ракетной дивизии.

-

-

-

-

........Прежде чем приступить к рассказу о трагедии случившейся в шахтной пусковой установке № 11 площадки № 70 Научно-испытательного исследовательского полигона № 5, надо вкратце рассказать о тех, кому было доверены работы по испытаниям и обслуживанию межконтинентальной баллистической ракеты Р-9а.
........И так, 10 апреля 1961 года на 5-й НИИП (ныне - Космодром Байконур) из столицы Марийской АССР, города Йошкар-Олы был передислоцирован  676-й Ракетный полк 201-й Ракетной бригады (в/Ч 44083) получившей уже на полигоне наименование "51-я Отдельная инженерно-испытательная часть (51-я ОИИЧ)". Командовал частью с 1960-го по 1962 год полковник А.Н. Макаров, а с 1962 года по октябрь 1963 года - подполковник М.Н. Глыба.
........Основной задачей нового подразделения стало проведение испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А.  31 мая 1962 года 51-я ОИИЧ вошла в состав 1-го испытательного управления полигона. Строительство наземных и шахтных стартовых позиций велось с 1961-го по 1963 год.
........1-й пуск МБР Р-9А из  ШПУ - шахтно-пусковой установки 8К75 "Десна-В" (ПУ - пусковой установки № 11) был осуществлён 27 сентября 1963 года
. Пуск признанный успешным был произведён из готовности № 1 по 20-тиминутному графику.
........Цель -  полигон Кура (Камчатка).
........
Перелёт - 630 метров, отклонение вправо - 190 метров.
........18 октября 1963 года был осуществлён второй пуск МБР Р-9А из ШПУ  "Десна-В" по полигону Кура. После пуска двигательная установка ракеты вышла на пониженный режим. На 21-й секунде полёта из-за разгерметизации магистрали высокого давления горючего и поломки коромысла клапана слива ракета потеряла устойчивость по каналам вращения и рыскания. Она упала в 740 км от стартовой позиции.
........К счастью, в тот день обошлось без человеческих жертв.
........24 октября 1963 года, в день третьей годовщины трагедии случившейся на 41-й площадке полигона, должен был состояться третий пуск ракет Р-9А ШПУ  "Десна-В" по той же цели в Куре. И в этот день вновь произошло непоправимое....
........
Ветеран Байконура майор в отставке (в те дни - старший лейтенант заправщик) Юрий Михайлович Меньшиков рассказал об этой трагедии своему товарищу и также Ветерану Байконура Николаю Куракину:
-
........"Завершался этап монтажно-испытательных работ на последнем третьем стволе А шахты, где была установлена учебная ракета Р-9А (8К75), работающая на компонентах
: керосин (топливо) – жидкий кислород (окислитель). Стволы Б и В шахтной пусковой установки уже были введены в строй ранее. Командование утвердило очень плотный график завершения работ и сдачи всей шахты в эксплуатацию. Поэтому личный состав в/ч № 44083 и командированные на сдачу представители разработчика и промышленности вели работы в две-три смены, не считаясь со временем.
........В 23 часа 10 минут 23 октября был завершён один из самых сложных этапов испытаний – заправка с последующим сливом ракетного горючего. Жидкий кислород нагнетается в двигательную систему под температурой минус 183 градуса по Цельсию, при этом металл стальных коммуникаций доставки отчаянно трещит от напряжения. Специалисты знают, что заправочные работы часто сопровождаются неизбежными утечками кислорода разной степени интенсивности. Потому работы были прерваны до утра, чтобы сооружение достаточно проветрилось средствами вентиляции.
........Утром работы в сооружении полагалось начинать после обязательного проведения замеров загазованности помещений и только при условии отсутствия превышения допустимых норм. Приборного экспресс-метода замеров загазованности тогда ещё не существовало и сам замер представлял собой рутинный и длительный процесс. Химики-лаборанты запропастились где-то со своими склянками-пробирками и про них в спешке благополучно забыли. Каждая команда с рассветом приступила на своём участке к демонтажу рабочего макета ракеты с тем, чтобы установить в шахту штатное изделие 8К75.
........Работы шли одновременно на нескольких уровнях многоэтажного 50-метрового сооружения шахты. Лифт то и дело сновал вверх и вниз, доставляя людей, инструмент, оборудование. И никто не обращал внимания на то, что в шахте дышалось особенно легко – кислорода было в избытке…
........На 30-метровом ярусе седьмого этажа на системах телеметрии работали майор Ковальский, лейтенант Щербаков и гражданский представитель Союзного проектно-конструкторского бюро противопожарного оборудования (ныне - Конструкторское бюро транспортного и химического машиностроения) Кулагин. В одном из двух герметичных взрывозащищённых светильников погасла лампа. Стало темновато. Расторопный лейтенант Щербаков с молодой беспечностью развинтил и раскрыл плафон, собираясь заменить перегоревшую лампу. Обесточить систему освещения, конечно же, никто не подумал. При ввинчивании лампы в патрон малой искры хватило, чтобы гигроскопичное “хэбе” лейтенанта, вобравшее в себя свободный кислород окружающей среды, вспыхнуло факелом. “Человек горит!..” Кулагин Иван Иванович бросился было сбивать пламя – и моментально превратился во второй факел. Майор Ковальский в панике ринулся в лифт и, поднявшись наверх, устроил большой шум.
........"Пожар! Внизу пожар!" – понеслось по этажам и помещениям огромного сооружения. Пламя моментально перекинулось на оплётки кабельных сетей, повис липкий чёрный смог от горящих полимеров. Ядовитые клубы дыма обволакивали и заполняли помещения. Люди работали без противогазов. Кто-то успел покинуть свои рабочие места, кто-то замешкался. Начались шум и всеобщая неразбериха. Паника и несогласованность действий в критических ситуациях чаще всего ведёт к катастрофе.
........Действуя по инструкции, начальник группы подполковник Жаров Николай Васильевич с сержантом Соловьёвым и лифтёром рядовым Муртазиным, вооружившись огнетушителями и противогазами, забежали в лифт и стали спускаться к месту возгорания. Однако прежде чем тушить горящие кабели, их необходимо было обесточить…
........В пультовой на другом конце сооружения, куда успел добежать майор Ковальский, принимается решение полностью снять электропитание. Действуют опять же вроде бы по инструкции. При этом лифт с людьми зависает на большой глубине, и они оказываются обречёнными.
........Выясняется, что на шестом этаже шахты оказались забытыми военнослужащие команды сжатых газов капитан Николай Котов, младший сержант Виталий Соловьёв и рядовой Виктор Гудимов. Были они, конечно же, как и все, без противогазов. А огонь стремительно стал распространяться по кабельным каналам на все этажи сооружения. В таких случаях всё решают не часы, а минуты. Подобная же ситуация разыгралась много позже при пожаре на Останкинской телебашне. Тогда 27 августа 2000 года не смогли предотвратить стремительное распространение огня по кабельным трассам сверху вниз от ресторана "Седьмое небо", и тоже погибли люди".
-
........А вот несколько иная трактовка этого страшного случая:
-
......."23 октября 1963 года в
ШПУ "Десна-В" была произведена заправка учебной ракеты Р-9. В основном она проходила нормально. Однако было неосторожно пролит один из компонентов топлива - керосин. Загазованность шахты была примерно 32% кислорода, при норме не более 21%. На следующий день в 11 часов местного времени расчёты стали спускаться в шахту "В" для работы. Они спустились на лифте на восьмой этаж. На отметке 30 метров при входе в телеметрическую комнату заметили, что перегорела электрическая лампочка. Лейтенант Щербаков стал ввёртывать новую. Искра в электропатроне вызвала вспышку и начался пожар. Щербаков, одежда которого была сильно пропитана кислородом, сгорел дотла: от него остались только каблуки сапог.
.......Лейтенант Соннов и младший сержант Гудимов лежали на полу задохнувшиеся. В соседней комнате погиб представитель промышленности Иван Иванович Кулагин. Узнав о пожаре, начальник группы подполковник Николай Васильевич Жарков, взяв с собой сержанта Соловьёва и лифтёра рядового Муртазина, захватив огнетушители, сел в лифт и стал спускаться на восьмой этаж для спасения людей. Немного ранее о пожаре узнал инженер-испытатель майор из 1-го Научно-испытательного управления (Ковальский ?), который уехал с восьмого этажа не доложив о случившемся Жаркову, как начальнику объекта, и приказал дежурному электрику снять напряжение с лифта, в котором спускались Жарков, Соловьёв и Муртазин. Лифт остановился между третьим и четвертым этажами, где они и погибли, обгорев настолько сильно, что опознать их было чрезвычайно сложно".
-
.......Есть ещё и третья версия этого ЧП:
-
......."В октябре 1963 года в левом стволе (сооружение № 1А) площадки № 70 проходили комплексные испытания с учебным изделием Р-9А. Испытания проходили поэтапно: проверка отброса желоба бортовых коммуникаций, проверка проведения заправочно-сливных работ, электрические испытания и прочие.
.......23 октября допоздна, с переходом на утро, шли заправочно-сливные операции – заправка баков ракеты переохлажденным кислородом, а затем слив в емкости хранилища. После проведения работ все помещения в сооружении шахтной ПУ, как потом установила комиссия Министерства обороны под председательством генерал-лейтенанта П.А. Акиндинова, были сильно загазованы. Но работы не были остановлены, в помещениях пускового устройства 24 октября находились номера боевых расчётов телеизмерений и двигательной установки. К работам были допущены: инженер-капитан Котов Николай Петрович и техник-лейтенант Соннов Владислав Александрович (из расчета двигательной установки), из расчёта телеизмерений – инженер-майор Ковальский и техник-лейтенант Щербаков Анатолий Васильевич вместе с представителем промышленности Кулагиным Иваном Ивановичем.
.......Для загазованной кислородом атмосферы в шахте достаточно было любой маленькой искры, чтобы случился пожар. И она появилась. То ли при замене электролампочки, то ли при расстыковке электроразъема под напряжением, а по официальной версии – в результате замыкания электропроводки – возникла искра, и вспыхнул пожар. Загорелась электропроводка, а потом все, что могло гореть...
.......Майор Ковальский, не увидев желающих бросить технику и спастись, первым покинул помещение шахты на лифте, оставив всех внизу, а поднявшись наверх, оставил открытой дверь лифта, которым уже не мог воспользоваться оставшийся внизу боевой расчет. Доложив о пожаре на нижних этажах сооружения, Ковальский побежал в центральную электрощитовую...
.......В это время подполковник Жаров мобилизовал группу для тушения пожара и, вооруженный огнетушителями, с младшим сержантом Виталием Соловьевым, рядовым Альбертом Муртазиным и ефрейтором Виктором Гудимовым начал спускаться на лифте вниз на 7-й этаж.
.......К этому времени инженер-майор Ковальский, увидев, что лифт спустился в зону огня, приказал рядовому Бабкину выключить свет на 6-м и 7-м этажах сооружения. Но рядовой Бабкин не только выключил свет в шахте, но и обесточил лифт шахты, отрезав тем самым путь наверх...
.......Огонь бушевал внизу, горел и плавился металл лифта... До последней минуты Николай Жаров, обняв, прикрывал собой свою группу, о чем свидетельствуют останки обгоревших военнослужащих. Капитана Котова, поднявшегося через люк-лаз в верхний этаж, найдут в нескольких метрах от спасительной цели, лейтенанта Соннова – при выходе из люка-лаза в верхний этаж, Щербакова и Кулагина – внизу".

-
........Похороны семи погибших военнослужащих состоялись как и три года тому назад в Солдатском Парке города Ленинска (ныне - Парк имени Г.М. Шубникова города Байконура). Перед тем как автомобили доставили гробы с погибшими к месту погребения, жители Ленинска и боевые товарищи простились с ними в кинотеатре "Заря". Позже на братской могиле был установлен скромный обелиск с большими фотопортретами погибших. В 1965 году на братской могиле членов боевого расчёта МБР-9А был установлен новый обелиск в виде застывшей на взлете ракеты, пытающейся вырваться из черного пламени.
.......
.
Представитель промышленности Иван Иванович Кулагин (как указано в книге Андрея Туля "В зоне риска") был похоронен в Днепропетровске (ныне - город Днепр, Украина).
........Его имя выбито в общем списке погибших на плите памятника установленного на братской могиле погибших 24 октября 1963 года.
........Главный конструктор Сергей Павлович Королёв тяжело пережил трагедию в пусковой шахте. По результатам работы аварийной комиссии были приняты конструктивные и организационные меры, исключающие подобные катастрофы впредь. В частности, были доработаны шахтные сооружения: разработана и введена в строй система сквозного дистанционного контроля загазованности. Внедрены аварийные люки, соединяющие все многоуровневые помещения пусковых шахтных сооружений.
........После этой трагедии командиром части был назначен Ветеран Великой Отечественной войны, полковник Львов Юрий Львович, до этого являвшийся
заместителем Начальника Боевой стартовой станции БСС-69.
........С тех пор ежегодно на Байконуре  24 октября вместо пусков и испытательных работ проводятся Дни памяти испытателей ракетной техники с возложением цветов и венков к мемориалам на 41-й площадке и братским могилам жертв взрыва МБР Р-16 и жертв пожара в ШПУ  "Десна-В"...

(увеличить фото) Республика Казахстан, г. Байконур, Парк имени Г.М. Шубникова (бывший Солдатский парк г. Ленинска). Мемориальный памятник на братской могиле членов боевого расчёта Межконтинентальной баллистической ракеты Р-9a, погибших 24 октября 1963 года (фото Владимира Антипова, 24 октября 2010 года) (увеличить фото) Республика Казахстан, г. Байконур, Парк имени Г.М. Шубникова (бывший Солдатский парк г. Ленинска). Мемориальный памятник на братской могиле членов боевого расчёта Межконтинентальной баллистической ракеты Р-9a, погибших 24 октября 1963 года (фото Владимира Антипова, 24 октября 2010 года) (увеличить фото) Республика Казахстан, г. Байконур, Парк имени Г.М. Шубникова (бывший Солдатский парк г. Ленинска). Мемориальный памятник на братской могиле членов боевого расчёта Межконтинентальной баллистической ракеты Р-9a, погибших 24 октября 1963 года. Возложение цветов к мемориалу (фото Владимира Антипова, 24 октября 2010 года)
-
(увеличить фото) Республика Казахстан, г. Байконур, Парк имени Г.М. Шубникова (бывший Солдатский парк г. Ленинска). Мемориальный памятник на братской могиле членов боевого расчёта Межконтинентальной баллистической ракеты Р-9a, погибших 24 октября 1963 года (фото Владимира Ивкина, 24 октября 2010 года) (увеличить фото) Республика Казахстан, г. Байконур, Парк имени Г.М. Шубникова (бывший Солдатский парк г. Ленинска). Мемориальный памятник на братской могиле членов боевого расчёта Межконтинентальной баллистической ракеты Р-9a, погибших 24 октября 1963 года (фото Владимира Ивкина, 24 октября 2010 года)
(увеличить фото) Республика Казахстан, г. Байконур, Парк имени Г.М. Шубникова (бывший Солдатский парк г. Ленинска). Монумент на месте захоронения жертв катастрофы межконтинентальной ракеты Р-16 (фотография с сайта http://www.leninsk.ru)

-

-

-
(открыть ссылку) Екатерина Сажнева. "Катастрофа на Байконуре: почему погибли 124 человека во главе с маршалом"

....Спустя 16 дней после трагедии начальник гарнизона гвардии полковник Захаров Александр Григорьевич издал Приказ, которым объявил конкурс на проект памятника для братской могилы на площадке № 10. В частности, в Приказе говорилось:
-

-
...."В целях увековечения памяти похороненных в братской могиле на площадке № 10, командование войсковой части № 11284 получило разрешение возвести на могиле памятник. Проект памятника приказано выполнить силами инженерно-технического персонала гарнизона, в связи с чем, объявлен конкурс на лучший проект"
.
-

....К строительству решено было принять проект памятника, автором которого является техник отдела капитального строительства рядовой В.И. Мартынов.
....К сожалению, завеса секретности не позволяла своевременно отдать должное подвигу испытателей-ракетчиков. Почти 30 лет всё, что было связано с этой катастрофой, в официальных кругах старательно замалчивалось. И только в 1989 году впервые была опубликована информация о катастрофе, произошедшей на Байконуре 24 октября 1960 года.
....В 1990 году по инициативе сотрудников ГКБ "Южное" и производственного объединения "Южный машиностроительный завод" на месте аварии был установлен гранитный камень-обелиск. Привезли его самолётом из города Днепропетровска.
....В 1991 году часть букв и цветок на обелиске были сорваны вандалами. После чего дополнительно изготовлена небольшая переносная гранитная плита со стилизованным бронзовым тюльпаном, которая устанавливалась на 41 площадке в дни проведения памятных мероприятий с 1992 года.
....В 1997 году по инициативе ветеранов космодрома Байконур генералов Владимира Ромуальдовича Томчука и председателя Совета ветеранов космодрома Леонида Тимофеевича Баранова возведён мемориал погибшим испытателям на площадке № 41.
....24 октября 1998 года в присутствии родственников и близких погибших испытателей, представителей предприятий космической промышленности и создателей мемориала, при торжественном построении войск гарнизона начальник космодрома Л. Т. Баранов открыл мемориал и зажег вечный огонь.
....20 декабря 1999 года Указом Президента Российской Федерации личный состав боевого расчёта подготовки ракеты Р-16 из числа погибших или получивших ранения за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга награждён орденом Мужества. Награды вручены близким и родным ракетчиков. В этом же году Приказом Главнокомандующего РВСН день 24 октября был объявлен Днём Памяти военнослужащих, погибших при испытании космической техники.
....В 2000 году на мемориале установлена гранитная плита с надписью о награждении 99-ти военнослужащих, участников подготовки ракеты Р-16, орденом Мужества.
....В Солдатском парке, около Братской могилы погибших в 1960 году испытателей, ровно через три года появилась еще одна могила. В ней захоронены семь человек. 24 октября вновь стал роковым днем для полигона. Тогда во время проведения регламентных работ с межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А в шахтной пусковой установке площадки № 70 произошёл пожар. Погибли начальник инженерно-испытательной группы инженер-подполковник Жаров Николай Васильевич, члены ремонтной бригады: капитан Котов Николай Петрович, лейтенант Соннов Владислав Александрович, лейтенант Щербаков Анатолий Васильевич, младший сержант Соловьёв Виталий Петрович, ефрейтор Гудимов Виктор Петрович, рядовой Муртазин Альберт Шаихович, и один гражданский специалист Кулагин Иван Иванович - конструктор Союзного проектно-конструкторского бюро противопожарного оборудования Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике  (ныне - Конструкторское бюро транспортно-химического машиностроения, город Москва). Погибших военнослужащих с воинскими почестями похоронили там же, в Солдатском парке. Писатель Андрей Туль в своей книге
"В зоне риска" пишет, что конструктор И.И. Кулагин был похоронен городе Днепропетровске.
....Вот уже пятьдесят пять лет, 24 октября на космодроме Байконур у братских могил собираются военные испытатели, ветераны космодрома, родственники и близкие погибших, представители предприятий ракетной промышленности и жители города для того, чтобы отдать дань памяти тем, кто волею судьбы в те роковые дни погиб на стартовых комплексах межконтинентальных баллистических ракет Р-16 и Р-9А. В этот день в Роскосмосе, на космодромах и предприятиях ракетно - космической промышленности проходят мероприятия, посвященные памяти испытателей ракетно-космической техники, отдавших свои жизни делу защиты страны.

-

-

-

-


п/п
Воинское
звание
Фамилия,
имя,
отчество
Дата; место
рождения;
нацио-нальность
Дата_призыва
в ВС СССР;
каким
военкоматом
призван
Образование Должность
на момент гибели
Дата смерти;
место
захоронения
Семья

1

подполковник ЖАРОВ
Николай
Васильевич
1925;
деревня Медведево,
Старожиловской волости
Рязанской губернии
(ныне - Старожиловского
района Рязанской области),
русский
16.07. 1943; Бийским РВК Кемеровской
области
высшее Командир группы
51-й ОИИЧ
Погиб
24.10. 1963;
Казахская ССР;
г. Ленинск,
Солдатский
парк
Отец - Жаров Василий Васильевич,
1888 г.р.;
мать - Жарова Надежда Ивановна,
1888 г.р.;
жена - Жарова Апполинария Петровна,
1925 г.р.;
сын - Жаров Владимир Николаевич,
1952 г.р.
2 инженер-капитан КОТОВ
Николай
Петрович
27.01. 1935;
г. Ленинград,
русский
26.06. 1953;
Ждановским РВК г. Ленинграда
высшее

Инженер-испытатель
2-го отделения
1-го отдела
1-го инженерно-
испытательного
управления

Погиб
24.10. 1963;
Казахская ССР;
г. Ленинск,
Солдатский
парк
Отец - Котов Пётр Демьянович,
1906 г.р.;
сведений о матери нет;
жена - Котова Тамара Михайловна, 1933 г.р, домашняя хозяйка;
дочь - Котова Евгения Николаевна, 1962 г.р.
3 техник-лейтенант СОННОВ
Владислав
Александрович
24.07.1942;
село Поной
Саамского
(ныне -
Ловозёрского)
района
Мурманской
области;
русский

01.09. 1960;
Ставропольским ГВК Ставропольского края

среднее Старший техник
51-й ОИИЧ
Погиб
24.10. 1963;
Казахская ССР;
г. Ленинск,
Солдатский
парк
Отец - Соннов Александр Петрович,
1917 г.р.;
мать - Соннова Раиса Сергеевна,
1919 г.р.;
семейное положение - холост
4 техник-лейтенант ЩЕРБАКОВ
Анатолий
Васильевич
30.06. 1940;
г. Пятигорск
Ставропольского
края;
русский

01.09 1959;
Пятигорским ГВК Ставропольского края

среднее Старший техник
51-й ОИИЧ
Погиб
24.10. 1963;
Казахская ССР;
г. Ленинск,
Солдатский
парк
Сведений об отце - нет;
мать - Щербакова Анастасия Эммануиловна,
1906 г.р.;
жена - Щербакова Зинаида Сергеевна,
1939 г.р., домашняя хозяйка;
дочь - Щербакова Марина Александровна, родилась уже после гибели отца, в 1964 году
5 младший сержант СОЛОВЬЁВ
Виталий
Петрович
01.11. 1938;
село Троицкое Оренбургской области;
русский

Новотроицким
РВК Оренбургской области

среднее член боевого расчёта Погиб
24.10. 1963;
Казахская ССР;
г. Ленинск,
Солдатский
парк
отец - Соловьёв Пётр Григорьевич,
1912 - 17.09. 1944,
Гвардии лейтенант,
командир танка 9-й Гвардейской механизированной бригады,
убит в бою за освобождение Прибалтики;
мать - Соловьёва Анна Анисимовна,
1913 г.р.;
семейное положение - холост
6 ефрейтор ГУДИМОВ
Виктор
Петрович
1939;
г. Чимкент, Казахской ССР
(ныне -
г. Шымкент,
Казахстан).
 

 

среднее член боевого расчёта Погиб
24.10. 1963;
Казахская ССР;
г. Ленинск,
Солдатский
парк
отец -
Гудимов Пётр Семёнович, 1904 - 13.07. 1944;
погиб во время ВОВ, в боях за освобождение Белоруссии;
мать -
Гудимова Евгения Леонидовна, 1903 г.р.;
семейное положение - холост
7 рядовой МУРТАЗИН
Альберт
Шаихович
17.04. 1942;
село Аргаяш
Челябинской области;
башкир

среднее

Лифтёр

Погиб
24.10. 1963;
Казахская ССР;
г. Ленинск,
Солдатский
парк
отец - Муртазин Шаих,
1900 г.р.;
мать - Муртазина Асия Имануиловна,
1905 г.р.;
семейное положение - холост
8 гражданский служащий
(представитель промышленности)
КУЛАГИН
Иван
Иванович
27.06. 1919;
русский

 

высшее

Конструктор
Союзного проектно-конструкторского бюро противопожарного оборудования
ГКОТ СССР

Погиб
24.10. 1963;
Украина,
г. Днепро-
петровск (?)
Сведений об отце - нет;
мать - Кузнецова Варвара Ермолаевна;
1898 г.р.;
жена - Кулагина Юлия Афанасьевна,
1917 г.р.;
старшая дочь - Кулагина Ольга Ивановна,
1947 г.р.;
младшая дочь - Кулагина Татьяна Ивановна,
1956 г.р.
-

-

.......2 марта 1965 года первый заместитель Министра обороны СССР, Маршал Советского Союза А.А. Гречко направил в Совет Министров СССР служебную записку с ходатайством об установлении персональных пенсий Союзного значения семьям погибших 24 октября 1963 года во время проведения подготовки к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А (в тексте записки распечатанном на трёх листах формата А4 и направленном в Правительство СССР, в виду секретности, было написано "семьям погибших при проведении специальных работ на боевом объекте" - прим.).
.......Всего было представлено 8 семей на 18 человек.
.......Для рассмотрения вопроса была создана специальная комиссия, которая рассмотрев персональные дела всех 18-ти человек, в итоге, частично согласилась с текстом ходатайства и своим решением установила персональные пенсии только 10-ти членам семей.
-
.......Далее, приводятся ссылки на вышеозначенные документы:
-

Служебная записка первого заместителя Министра обороны СССР,
Маршала Советского Союза А.А. Гречко в Совет Министров СССР
от 2 марта 1965 года об установлении персональных пенсий Союзного значения
членам семей погибших 24 октября 1963 года во время проведения
подготовки к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А
(
в трёх листах):

(открыть ссылку для прочтения документа) Служебная записка первого заместителя Министра обороны СССР, Маршала Советского Союза А.А. Гречко в Совет Министров СССР от 2 марта 1965 года об установлении персональных пенсий Союзного значения членам семей погибших 24 октября 1963 года во время проведения подготовки к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А (лист 1; © фотокопии документов предоставлены Ивкиным Владимиром Ивановичем) (открыть ссылку для прочтения документа) Служебная записка первого заместителя Министра обороны СССР, Маршала Советского Союза А.А. Гречко в Совет Министров СССР от 2 марта 1965 года об установлении персональных пенсий Союзного значения членам семей погибших 24 октября 1963 года во время проведения подготовки к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А (лист 2; © фотокопии документов предоставлены Ивкиным Владимиром Ивановичем) (открыть ссылку для прочтения документа) Служебная записка первого заместителя Министра обороны СССР, Маршала Советского Союза А.А. Гречко в Совет Министров СССР от 2 марта 1965 года об установлении персональных пенсий Союзного значения членам семей погибших 24 октября 1963 года во время проведения подготовки к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А (лист 3; © фотокопии документов предоставлены Ивкиным Владимиром Ивановичем)
увеличить для прочтения

Справка комиссии Совета Министров СССР
об установлении персональных пенсий Союзного значения
членам семей погибших 24 октября 1963 года во время проведения
подготовки к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А
(
в двух листах):
(открыть ссылку для прочтения документа) Справка комиссии Совета Министров СССР об установлении персональных пенсий Союзного значения членам семей погибших 24 октября 1963 года во время проведения подготовки к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А (лист 1; © фотокопии документов предоставлены Ивкиным Владимиром Ивановичем) (открыть ссылку для прочтения документа) Справка комиссии Совета Министров СССР об установлении персональных пенсий Союзного значения членам семей погибших 24 октября 1963 года во время проведения подготовки к пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А (лист 2; © фотокопии документов предоставлены Ивкиным Владимиром Ивановичем)
увеличить для прочтения
-

© ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации), Коллекция документов;
© Фотокопии документов предоставлены Ивкиным Владимиром Ивановичем

-

-

-
для статьи "Межконтинентальная баллистическая ракета Р-9А (история создания)"
использованы материалы сайта
:
-
(открыть ссылкe) "Межконтинентальная баллистическая ракета Р-9 / Р-9А (8К75) (SS-8, Sasin)" (сайт посвящённый Ветеранам РВСН, Ветеранам РВИРВ имени Главного маршала артиллерии М.И. Неделина)
 открыть ссылку
-
для статьи
"Тактико-технические характеристики межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А"
использованы материалы сайтов:
-
(открыть ссылкe) "Ракетный комплекс межконтинентальной баллистической ракеты Р-9" (глава из книги "Ракетно-космическая коропрация "Энергия" имени С.П. Королёва 1946 - 1996")
 открыть ссылку
-
(открыть ссылкe) "Рождение противостояния" (автор - Василий МАЛИКОВ, академик Российской Академии ракетных и артиллерийских наук; журнал "Техника-молодежи", 2002 г., №9, стр. 26-29)
 открыть ссылку
-
(открыть ссылкe) "Боевой ракетный комплекс с межконтинентальный ракетой Р-9А (8К75) (SS-8, Sasin)" (сайт "Ружаны стратегические")
 открыть ссылку
-
для статьи "НИИП-5, ШПУ "Десна-В" № 11 (площадка № 70, 24 октября 1963 года)"
и пункта "Список погибших 24 октября 1963 года в результате пожара в ШПУ"Десна-В" № 11"
использованы материалы сайтов:
-
(открыть ссылку) "Гибель ракетчиков" (тема на форуме "Russian Arms Forum")
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) "Жизнь продолжается" (глава из книги Андрея Туля "В зоне риска")
 открыть ссылку
-
(открыть ссылку) "Время Байконура" (автор - Николай Куракин, сайт "Проза.ру")
 открыть ссылку
-

-

-

"День, когда не стартуют ракеты"
(
Москва, Телестудия Роскосмоса, 2010 год)

Сценарист-постановщик - Олег Урусов.
-
(для просмотра видеофильмов - открыть ссылки) "День, когда не стартуют ракеты". Часть первая (для просмотра видеофильмов - открыть ссылки) "День, когда не стартуют ракеты". Часть вторая
  для просмотра видеофильмов - открыть ссылки 
-

-

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту РАРАН,
кандидату исторических наук
, полковнику запаса и
Антипову Владимиру Николаевичу,
Ветерану космодрома "Байконур"
и участнику форума журнала
"Новости космонавтики",
полковнику запаса
-
за помощь в создании страницы
и присланные материалы
!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-