-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лауреат Ленинской премии;
Кандидат технических наук
;
Конструктор
, Старший конструктор
Днепропетровского автомобильного завода
;
Старший инженер
, Начальник
конструкторского отдела № 301
,
заместитель Главного конструктора
по конструкции ракет Особого
конструкторского бюро № 586 (ОКБ-586)
Государственного комитета
Совета Министров СССР
по оборонной технике

 

 
-
-
     
 

-
Лев Абрамович Берлин родился 21 октября 1920 года
в городе Миргороде - административном центре Миргородского уезда
Полтавской губернии Украинской ССР
.

-
Историческая справка
:
.....10 марта 1919 года III Всеукраинском съезде советов была провозглашена Украинская ССР как независимая республика.
.....30 декабря 1922 года Украинская ССР подписала Договор об образовании СССР, создавший на части территории бывшей Российской империи единое союзное государство - СССР. Таким образом
Украинская СССР стала одной из республик вошедшей в состав СССР
.
.....В 1923-1925 годах город Миргород являлся районным центром Миргородского района Лубенского округа Полтавской губернии.
.....С 1925 года город Миргород и Миргородский район входили в состав Харьковского округа, с 27 февраля 1932 года - в состав вновь образованной Харьковской области, а с 22 сентября 1937 года - в состав вновь образованной Полтавской области Украинской ССР (с 24 августа 1991 года - Украины вышедшей из состава СССР).

-
С сентября 1929 года,
Лев Берлин учился в неполной семилетней школе № 6 города
Никополь Днепропетровского округа
(с 1930 года - Днепропетровской области),
а сентября 1935 года - в средней общеобразовательной школе № 22 города
Днепропетровска
(с 2016 года - город Днепр, Украина).

По окончании школы
(с сентября 1938 года), он учился в Днепропетровском
институте инженеров транспорта
.

Л.А. Берлин - участник Великой Отечественной войны.

В июле 1941 года, Берлин Лев Абрамович был призван в ряды Рабоче-крестьянской
Красной Армии Днепропетровским городским военным комиссариатом
и в ноябре
1941 года стал курсантом Ленинградской Военно-транспортной Академии имени РККА
(с 2011 года - Федеральное государственное казённое военное образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Военная орденов Ленина
и Кутузова Академия материально-технического обеспечения имени генерала армии
А.В. Хрулёва" Министерства обороны Российской Федерации"
- прим.
).
После начала боевых действий
и начала блокады Ленинграда, личный состав
Академии находился
в эвакуации, в городе Костроме.

После окончания Академии
, с ноября 1942 года, техник-лейтенант
Л.А. Берлин воевал
на Воронежском и Юго-Западном фронтах в должности помощника Начальника
автоотдела 6-й Армии
.

С апреля 1943 года, он служил в 839-м Отдельном автомобильном батальоне
(3-й Украинский фронт), сначала -  помощником Командира роты по технической
части
, а с марта 1945 года - Командиром автомобильной роты.

Л.А. Берлин -
член КПСС с 1944 года.

Лев Абрамович Берлин
участвовал
в боях под Воронежем, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии.

После окончания Великой Отечественной войны он продолжал службу
в Красной Армии,
сначала
в прежней должности, а с августа 1945 года - в должности Начальника штаба батальона 15-го Отдельного автотранспортного полка в составе Южной группы войск.

В ноябре 1946 года, старший техник-лейтенант
Берлин Лев Абрамович был демобилизован
в столицу Украинской ССР - город Киев, и в декабре этого же года поступил
на Факультет
"Автомобили автомобильное хозяйство" Киевского политехнического институт
, который
окончил
в 1948 году с отличием, по специальности "инженер-механик".

По окончании института, с августа 1948 года он работал на Днепропетровском
автомобильном заводе
, в отделе Главного конструктора: сначала в должности конструктора, а с февраля 1950 года - Старшего конструктора.
-

-
Л.А. Берлин являлся одним из основных разработчиков автомобиля-амфибии
созданного
по типу американского трёхосного плавающего автомобиля
GMC-DUKW-353 - ДАЗ-485
(армейский индекс БАВ - большегрузный
автомобиль водоплавающий
)
.
-

Интересная историческая информация:
.....С целью выбора подходящего завода для серийного производства ракет Р-1 конструкции ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королёва, в конце 1950 года была образована правительственная комиссия во главе с Министром вооружения СССР Дмитрием Фёдоровичем Устиновым. По его замыслу, необходимо было найти достаточно мощный и перспективный завод из любого ведомства, желательно "молодой" - для облегчения "изъятия" из отрасли и перепрофилирования.
.....Комиссия остановила свой выбор на практически готовом автомобильном заводе в Днепропетровске. И.В. Сталин одобрил выбор комиссии. Обсуждение длилось недолго. Министр автомобильной и тракторной промышленности попытался отстоять завод, мол, стране нужны грузовики, но Сталин возразил: "Если у нас будут ракеты, то грузовики наверняка будут тоже, а вот если ракет не будет, то и грузовики могут не понадобиться".
.....Судьба Днепропетровского автозавода была решена. 9 мая 1951 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 1528‑768 "О передаче Министерству вооружения СССР Днепропетровского автомобильного завода Министерства автомобильной и тракторной промышленности и строящегося Днепропетровского шинного завода Министерства химической промышленности и объединения их в единый Днепропетровский машиностроительный завод № 586 Министерства вооружения".
.....10 мая 1951 года был подписан Приказ Министра вооружения СССР Д.Ф. Устинова о присвоении Днепропетровскому машиностроительному заводу номера 586 (с 1952 года - Государственный союзный завод № 586, или п/я 186).
.....1 июня 1951 года подписан Приказ Министра вооружения СССР об организации на заводе серийного производства ракет Р-1.
.....14 июля 1951 года принято постановление совмина СССР о прекращении на заводе № 586 выпуска автомобильных кранов К-32 с августа 1951 года и самосвалов ЗИС-585 с сентября 1951 года.
.....В 1966 году предприятие был преобразовано в Южный машиностроительный завод и вошло в систему новообразованного Министерства общего машиностроения СССР (ныне - Государственное предприятие "Производственное объединение "Южный машиностроительный завод" имени А.М. Макарова", ПО "Южмаш"). Вместе с "Южмашем" было преобразовано Конструкторское бюро завода № 586 (ОКБ-586). Оно получило наименование "Конструкторское бюро "Южное" Министерства общего машиностроения СССР", или п/я 203 (ныне - Конструкторское бюро "Южное" имени М.К. Янгеля).

-
После преобразования предприятия
, Лев Абрамович Берлин работал в Особом
конструкторском бюро
(ОКБ-586)
в должности Старшего инженера.
В 1952 году он был назначен на должность Начальника конструкторского
(ракетного) отдела № 301, а в 1953 году стал заместителем Главного конструктора
по конструкции ракет.
-

Ещё одна интересная историческая информация:
.....Постановлением Совета Министров СССР № 2456 от 21 сентября 1953 года
, было решено организовать производство тракторов "Беларусь" на предприятиях Министерства оборонной промышленности. При этом использовался огромный потенциал оборонных заводов и делалась попытка замаскировать производство основной продукции - боевых ракет. Днепропетровский завод № 586 был определён основным предприятием по серийному производству тракторов в системе оборонного министерства.
.....В соответствии с этим Постановлением, 12 октября 1953 году вышел приказ № 722 Директора завода об организации тракторного производства. Группа конструкторов во главе с Л.А. Берлиным была командирована в столицу Белорусской ССР - город Минск за опытом и конструкторской документацией. Уже к концу года завод собрал первую партию тракторов "Беларусь" (5 штук) из узлов и деталей, привезенных с Минского тракторного завода. На первых порах (до конца 1954 года) документация по трактору была распределена по узлам между секторами КБ. Примерно так же было рассредоточено изготовление тракторных узлов и деталей по цехам завода. В дальнейшем тракторное производство на заводе стремительно развивалось (уже в 1954 году было выпущено 6500 тракторов) и выросло практически в целый завод в заводе, выпускавший в год до 65-ти тысяч тракторов.
-

За время работы Л.А. Берлин показал большую техническую грамотность,
исключительный организаторский и инженерный талант особенно проявившийся
во время решений сложных технических проблем по освоению серийного производства
образцов новой ракетной техники
, а именно - первых советских баллистических ракет
Р-1, Р-2, Р-5 разработки ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королёва; во время
разработки конструкций
и экспериментальной отработки, а также во время проведений
государственных испытаний жидкостной баллистической ракеты средней дальности
Р-12
(в 1959 году, на полигоне Капустин Яр в Астраханской области), и во время
разработки межконтинентальной баллистической ракеты Р-16
на высококипящих
долгохранимых компонентах топлива
.
-

-
Много сил
и времени Лев Абрамович отдавал созданию конструкторских
подразделений
, воспитанию молодых инженерных и конструкторских кадров,
их учёбе, и профессиональному росту.

Коллектив ОКБ-586, а также учёные советы ряда научных и исследовательских
институтов представили
Льва Абрамовича Берлина к присвоению учёной степени
Кандидата технических наук без защиты диссертации
за совокупность работ
выполненных
под его руководством.
-

-
На ряду с большой производственной работой он принимал активное участие в
общественной жизни коллектива и неоднократно избирался членом партийного
бюро предприятия
.
Исключительно скромный
, чуткий товарищ, выдающийся и неутомимый инженер и
организатор большого коллектива,
Лев Абрамович Берлин пользовался
заслуженным уважением всех работников предприятия
.

Награды:
Приказом
войскам 3-го Украинского фронта 0188/н от 23 октября 1944 года,
от имени Президиума Верховного Совета СССР, "За образцовое выполнение заданий
Командования
на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при
этом
доблесть и мужество"
, помощник Командира роты по технической части
839-го Отдельного автомобильного батальона
, техник-лейтенант
Берлин
Лев Абрамович
был награждён медалью "За боевые заслуги".

Приказом
войскам 3-го Украинского фронта 0152/н от 12 июня 1945 года,
от имени Президиума Верховного Совета СССР, "За образцовое выполнение заданий
Командования
на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при
этом
доблесть и мужество"
, помощник Командира роты по технической части
839-го Отдельного автотранспортного батальона
, техник-лейтенант
Берлин
Лев Абрамович
был награждён орденом Красной Звезды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1959 года (с грифом
"Совершенно секретно"
)
, "
За выдающиеся успехи в области создания образцов
новой техники
", заместитель Главного конструктора ОКБ-586 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
Берлин Лев Абрамович
был 
награжден орденом Ленина.

Решением Комитета по Ленинским премиям при Совете Министров СССР от 18 апреля
1960 года
,
"За создание баллистической ракеты Р-12", заместитель Главного
конструктора ОКБ-586
Государственного комитета Совета Министров СССР
по оборонной технике
Берлин Лев Абрамович был удостоен Ленинской премии
в области науки техники в составе коллектива разработчиков
.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1960 года, "За
исключительную работоспособность
, инициативу и своевременное решение
технических вопросов в производстве
", заместитель Главного конструктора
ОКБ-586
Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной
технике
Берлин Лев Абрамович был
награжден орденом Трудового
Красного Знамени
.

Лев Абрамович Берлин был также награждён медалями: "За Победу над Германией
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(09.05. 1945), "За взятие Будапешта"
(09.06. 1945), "За взятие Вены" (09.06. 1945), "За освобождение Белграда"
(09.06. 1945).

-

 

-

 

-
24 октября 1960 года на 41-й площадке полигона Байконур, во время намеченного
первого испытательного пуска ракеты Р-16
, на этапе выполнения предстартовых
работ
, в 19 часов 45 минут по местному времени, из-за ошибочных действий
дежурного офицера
, находившегося в бункере, приведшего программный
токораспределитель в исходное положение
, произошёл запуск двигателей
второй ступени
, что являлось грубым нарушением процедуры
подготовки ракеты
.
Последовали мощнейший взрыв и пожар
, в результате которого погибли 74 человека,
а 49 человек получили сильные ожоги и увечья
(четверо скончались позже

в госпиталях - прим.).
Стартовый комплекс был полностью уничтожен
.
Среди погибших был и
заместитель Главного конструктора ОКБ-586 Государственного
комитета Совета Министров СССР по оборонной технике
Берлин Лев Абрамович
.

Похоронен он на Украине, в городе Днепре (бывшем Днепропетровске)
на Запорожском кладбище (участок № 1
, ряд № 22, место № 4).

-
(увеличить фото) Украина, г. Днепр (до 2016 года - г. Днепропетровск), Запорожском кладбище (участок № 1, ряд № 22, место № 4). Надгробие на могиле Л.А. Берлина (автор фотографии - Сердюков Игорь Леонидович; август 2009 года)
 увеличить фото
-
В один день
, вместе с Берлиным Львом Абрамовичем были похоронены,
погибшие с ним
ведущие специалисты ОКБ-586:
Концевой Василий Антонович (20.10. 1920 - 24.10. 1960), Начальник отдела № 7
(приводов и рулевых машин)
; заместитель Главного конструктора
по системам управления
;

(участок № 1; ряд № 22; место № 3);
-
(увеличить фото) Украина, г. Днепр (до 2016 года - г. Днепропетровск), Запорожском кладбище (участок № 1, ряд № 22, место № 3). Надгробие на могиле В.А. Концевого (автор фотографии - Сердюков Игорь Леонидович; август 2009 года)
 увеличить фото
-
Аля-Брудзинский Евгений Ильич (18.09. 1932 - 24.10. 1960), Старший инженер -
Начальник группы по созданию и отработке агрегатов наземных ракетных комплексов,
специалист по подъемно-транспортному и стартовому оборудованию
;

(участок № 1а; ряд № 4; место № 7);
-
(увеличить фото) Украина, г. Днепр (до 2016 года - г. Днепропетровск), Запорожском кладбище (участок № 1а, ряд № 4, место № 7). Надгробие на могиле Е.И. Али-Брудзинского (автор фотографии - Сердюков Игорь Леонидович; август 2009 года) (увеличить фото) Украина, г. Днепр (до 2016 года - г. Днепропетровск), Запорожском кладбище (участок № 1а, ряд № 4, место № 7). Надгробие на могиле Е.И. Али-Брудзинского (автор фотографии - И.Т.; май 2011 года)
 увеличить фотографии
-
Орлинский Виктор Вадимович (30.09. 1930 - 24.10. 1960), Начальник группы,
заместитель Начальника отдела; специалист по подъемно-транспортному
и стартовому оборудованию
;

(
участок № 1а
; ряд № 4; место № 8);
-
(увеличить фото) Украина, г. Днепр (бывший Днепропетровск), Запорожском кладбище (участок № 1, ряд № 22, место № 4). Надгробие на могиле В.В. Орлинского (автор фотографии - Сердюков Игорь Леонидович; август 2009 года) (увеличить фото) Украина, г. Днепр (бывший Днепропетровск), Запорожском кладбище (участок № 1, ряд № 22, место № 4). Надгробие на могиле В.В. Орлинского (автор фотографии - И.Т.; май 2011 года)
 увеличить фотографии
-
Карайченцев Владимир Георгиевич (05.06. 1923 - 24.10. 1960), Старший инженер -
Начальник группы заправки ракет
; специалист по обеспечению сжатыми газами;

(участок № 26; ряд № 1; место № 7);
-
(увеличить фото) Украина, г. Днепр (до 2016 года - г. Днепропетровск), Запорожском кладбище (участок № 26, ряд № 1, место № 7). Надгробие на могиле В.Г. Карайченцева (автор фотографии - Сердюков Игорь Леонидович; август 2009 года)
 увеличить фото
-
Ерченко Леонид Павлович (04.12. 1936 - 24.10. 1960), инженер-испытатель,
специалист по системам управления
;

(участок № 26; ряд № 1; место № 8).
-
(увеличить фото) Украина, г. Днепр (до 2016 года - г. Днепропетровск), Запорожском кладбище (участок № 26, ряд № 1, место № 8). Надгробие на могиле Л.П. Ерченко (автор фотографии - Сердюков Игорь Леонидович; август 2009 года)
 увеличить фото
-
Игорь Леонидович Сердюков (житель города Киева, военный историк, член команды сайта
"Герои Страны", автор сайтов "Герои Украины" и "Некрополи Киева") охотно дал подробное
разъяснение по местах захоронений специалистов ОКБ-586
, погибших в результате
взрыва межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.
-

-
....."Де-факто они все рядом
. Границы между участками 1 и 1а я вообще не нашёл. Смотрится как один участок. Берлин и Концевой  ближе к аллее (фактически это первый ряд, так как нумерация идёт с другого конца и 22-й ряд - это последний). Орлинский и Аля-Брудзинский - за ними и чуть-чуть левее (если стоять к ним лицом). Ерченко и Карайченцев напротив через аллею (хотя де-юре это уже другой участок, но 1-й ряд). К тому же, это всё сразу недалеко от Центрального входа, ну может пройти метров 40. В масштабах кладбища это почти у входа.
.....Поэтому я (Игорь Сердюков - прим.) опровергаю миф, растиражированный журналистами, что их якобы похоронили в разных отдаленных уголках кладбища, чтобы скрыть катастрофу. Хотя точной даты смерти на памятниках действительно нет, на соседних памятниках того периода (1960 год) тоже стоят только года жизни. Возможно тогда было так принято и катастрофа здесь ни при чём".
-

 

-

 

-
Постановлением Совета Министров СССР № 1341 от 31 декабря 1960 года были
установлены пенсии родственникам
Берлина Льва Абрамовича и других
погибших 16-ти гражданских специалистов
, а также (на время инвалидности)
раненному инженеру Мягкову Николаю Алексеевичу
.
-
(открыть ссылку) Постановление Совета Министров СССР № 1341
 открыть ссылку для просмотра документа
-

 

-

 

-
Увековечивание памяти:
На месте гибели членов боевого расчёта, участников испытаний межконтинентальной
баллистической ракеты Р-16
и Первого Главнокомандующего РВСН, Главного
маршала артиллерии
Неделина Митрофана Ивановича, на 41-го площадке Космодрома Байконур был сооружён Мемориальный комплекс состоящий из Памятного знака
на месте гибели
М.И. Неделина и стелы со списками погибших, у подножия которой
установлена плита с текстом Указа Президента Российской Федерации
от 20 декабря 1999 года о награждении орденом Мужества
99-ти военнослужащих из состава боевого расчёта
.
-

-

-

-
Автор фотографий -
Ивкин Владимир Иванович
(24 октября 2010 года
):
-

-

-

-
Фотографии из архива
Осташева Михаила Аркадьевича
(24 октября 2010 года
):
-

-
Автор фотографий -
Копик Анатолий
(
журнал
"Новости космонавтики";
28 июля 2006 года
):
-

-

 
Автор фотографий
-
Деев Александр
(
Блог Александра Деева
в "Живом журнале"
;
26 марта  2017 года):
 



- 

-
В Память о специалистах ОКБ-586 - создателях первой межконтинентальной
баллистической ракеты Р-16
Л.А. Берлине
, В.А. Концевом, Е.И. Аля-Брудзинском,
В.В. Орлинском, В.Г. Карайченцеве и Л.П. Ерченко на фасаде здания
Конструкторского бюро "Южное" имени М.К. Янгеля
(Украина, город Днепр)
была открыта Мемориальная доска
.
-
П
огибшим в результате взрыва межконтинентальной баллистической ракеты Р-16
посвящена экспозиция Музея космонавтики на 2-й площадке Космодрома Байконур:
-
(увеличить фото) Республика Казахстан, Космодром Байконур. Музей космонавтики на 2-й площадке Космодрома. Журнал дежурного по полигону (автор фотографии - Осташев Михаил Аркадьевич) (увеличить фото) Республика Казахстан, Космодром Байконур. Музей космонавтики на 2-й площадке Космодрома. Экспозиция посвященная погибшим в результате взрыва межконтинентальной баллистической ракеты р-16 (автор фотографии - Осташев Михаил Аркадьевич)
 увеличить фотографии
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы
:

 
текст биографии Берлина Льва Абрамовича
опубликованный в энциклопедии
"Ракетная техника
, космонавтика и артиллерия:
биографии ученых и специалистов"
(автор и составитель - Мелуа Аркадий Иванович;
издание второе, дополнительное; Москва-Санкт-Петербург,
издательство "Гуманистика", 2005 год)
.
Биография Л.А. Берлина представлена
в архивированной версии сайта

"Энциклопедия космонавтики"
созданного на основе этого издания
(
автор cайта - Железняков Александр Борисович):
-
(открыть ссылку) Биография Л.А. Берлина представленная в архивированной версии сайта "Энциклопедия космонавтики" (автор сайта - Железняков Александр Борисович) (сайт создан на основе издания "Ракетная техника, космонавтика и артиллерия: биографии ученых и специалистов" (анонс и первые 135 страниц издания; автор - А. И. Мелуа; издание 2-е, дополнительное; Москва - Санкт-Петербург, издательство "Гуманистика", 2005 год)
 открыть ссылку
--
материалы сайта
"Дорога Памяти"
:
-
-
(открыть ссылку) Сайт "Дорога Памяти". Берлин Лев Абрамович
 открыть ссылку
--
материалы сайта
"ПОДВИГ НАРОДА":
--
(открыть ссылку) Сайт "Подвиг народа". Берлин Лев Абрамович
 открыть ссылку
--
личное дело Берлина Льва Абрамовича;
--
материалы издания
"Призваны временем.
Ракеты и космические аппараты

Конструкторского бюро "Южное""
(под общей редакцией Генерального конструктора,
Академика Национальной Академии наук Украины
С.Н. Конюхова
; г. Днепропетровск;
издательство "АРТ-ПРЕСС"; 2004 год)
:
--
-(открыть ссылку) Издание "Призваны временем. Ракеты и космические аппараты Конструкторского бюро "Южное"" (под общей редакцией Генерального конструктора, Академика Национальной Академии наук Украины С.Н. Конюхова; г. Днепропетровск; издательство "АРТ-ПРЕСС"; 2004 год)
 открыть ссылку
--
материалы статьи
"История Днепропетровского автозавода (ДАЗ)"
(сайт "Русская техника. История русской техники:
автомобили, мототехника, тракторы и авиация"
):
--
-(открыть ссылку) Статья "История Днепропетровского автозавода (ДАЗ)" (сайт "Русская техника. История русской техники: автомобили, мототехника, тракторы и авиация")
 открыть ссылку
--
статьи опубликованные на сайте
"Ружаны стратегические":
--

(открыть ссылку) Б.М. Лавриненко. "Сорок лет назад: Катастрофа на полигоне" (газета "Конструктор; 200 год; сайт "Ружаны стратегические")

(открыть ссылку) "Тот взрыв, как эхо, не затих, уделом прошлого не стал…" /Байконур: 60 лет трагедии/ © КБ «Южное», 24.10.2020 год; (по материалам книги "Янгель. Жизнь, отданная Родине"; под общей редакцией А.В. Дегтярева; г. Днепропетровск (ныне - г. Днепр); издательство "АРТ-ПРЕСС"; 2011 год; сайт "Ружаны стратегические")

--

 

-

 

-

"КАТАСТРОФА МБР Р-16. 24 октября 1960 года:
факты, документы, комментарии
".
Статьи А.И. Первушина, В.И. Ивкина, В.Н. Антипова и Е.Ю. Румянцева,
посвящённые катастрофе межконтинентальной баллистической ракеты Р-16,
происшедшей на 41-й площадке Научно-исследовательского испытательного
полигона № 5 Министерства обороны СССР
(Космодрома Байконур)
.
На странице также опубликованы списки погибших
и раненных в результате этой катастрофы
:

-
(открыть ссылку) "КАТАСТРОФА МБР Р-16. 24 октября 1960 года: факты, документы, комментарии". Статьи А.И. Первушина, В.И. Ивкина, В.Н. Антипова и Е.Ю. Румянцева, посвящённые катастрофе межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, происшедшей на 41-й площадке Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР (Космодрома Байконур). На странице также опубликованы списки погибших и раненных в результате этой катастрофы
 открыть ссылку
-
статья "Имеются Жертвы до Ста или Более Человек"
(О катастрофе на Космодроме Байконур
24 октября 1960 года;
газета "Источник, № 1, 1995 год):
-
(открыть ссылку) "Имеются Жертвы до Ста или Более Человек" (О катастрофе на Космодроме Байконур 24 октября 1960 года, газета "Источник, № 1, 1995 год)
  открыть ссылку 
-
статья "КАТАСТРОФА НА БАЙКОНУРЕ"
(
автор статьи - Хачатурян Ким Ефремович, Кандидат технических наук,
бывший инженер-конструктор Днепропетровского
Конструкторского бюро "Южное"
имени Академика М.К. Янгеля
).

-
часть первая
(
журнал "Наука и жизнь", № 1, 1999 год):
-
(открыть ссылку) Статья "КАТАСТРОФА НА БАЙКОНУРЕ" (автор статьи - Хачатурян Ким Ефремович, Кандидат технических наук, бывший инженер-конструктор Днепропетровского Конструкторского бюро "Южное" имени Академика М.К. Янгеля; часть первая - журнал "Наука и жизнь", № 1, 1999 год)
 открыть ссылку
-
часть вторая
(
журнал "Наука и жизнь", № 3, 1999 год):
-
(открыть ссылку) Статья "КАТАСТРОФА НА БАЙКОНУРЕ" (автор статьи - Хачатурян Ким Ефремович, Кандидат технических наук, бывший инженер-конструктор Днепропетровского Конструкторского бюро "Южное" имени Академика М.К. Янгеля; часть вторая - журнал "Наука и жизнь", № 3, 1999 год)

 открыть ссылку
--

 

-

 

-

-

-

-
часть первая
:
-
(для просмотра видеофильмов - открыть ссылку) "Байконур. Хроника трагедии". Часть первая
 открыть ссылку
-
часть
вторая:
-
(для просмотра видеофильмов - открыть ссылку) "Байконур. Хроника трагедии". Часть первая
 открыть ссылку
-

-
....."Байконур. Хроника трагедии"
.....(г. Москва, "Союзкиносервис", 2003 год).
Режиссёр и автор сценария:
.....Юрий Сальников;
консультанты
:
.....Ивкин Владимир Иванович - член-корреспондент РАРАН, кандидат исторических наук, полковник запаса;
.....
Рюмкин Виктор Михайлович - Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Заслуженный испытатель космической техники; бывший руководитель работ по ракетному вооружению и космической технике, генерал-лейтенант в отставке;
.....Углов Валентин Иванович - Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Заведующий музеем истории Военной Академии РВСН имени Петра Великого, доцент, полковник в отставке.

-

-
часть первая
:
-
(для просмотра видеофильма - открыть ссылку) "Космодром. Сгоревшие заживо" (документальный фильм из цикла "Тайны века")
 открыть ссылку
-

-
....."Тайны века. Космодром. Сгоревшие заживо"
.....(г. Москва,  ООО "Террикон" по заказу ОАО "Первый канал", 2005 год).
Авторы сценария:
.....Юрий Шилоносов, Наталия Акулова;
режиссёр
:
.....Митя Грачёв.

-

-
часть первая
:
-
(для просмотра видеофильмов - открыть ссылки) "День, когда не стартуют ракеты". Часть первая
 открыть ссылку
-
часть
вторая:
-
(для просмотра видеофильмов - открыть ссылки) "День, когда не стартуют ракеты". Часть вторая
 открыть ссылку
-

-
....."День, когда не стартуют ракеты"
.....(г. Москва, Роскосмос; г. Днепропетровск, Космический центр "Южный", 2010 год).
Режиссёр-постановщик и автор сценария:
.....Олег Урусов;
консультанты
:
.....Сергей Карпов - кандидат технических наук, доцент.
-

-

 

-

 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы
и предоставленные материалы
:
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук
,
кандидату исторических наук
,
полковнику запаса
и
Сердюкову Игорю Леонидовичу,
члену команды сайта
"Герои Страны",
автору сайтов "Герои Украины"

и "Некрополи Киева"!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-