|
|
|
|
|
-
Лев Абрамович
Берлин
родился 21 октября 1920 года
в
городе Миргороде - административном центре Миргородского уезда
Полтавской губернии Украинской ССР.
-
Историческая справка:
.....10
марта 1919 года III Всеукраинском съезде советов была
провозглашена Украинская ССР как независимая республика.
.....30
декабря 1922 года Украинская ССР подписала Договор об
образовании СССР, создавший на части территории бывшей
Российской империи единое союзное государство - СССР.
Таким образом
Украинская СССР стала одной из республик вошедшей в состав СССР.
.....В
1923-1925 годах город Миргород являлся районным центром
Миргородского района Лубенского округа Полтавской губернии.
.....С
1925 года город Миргород и Миргородский район входили в состав
Харьковского округа, с 27 февраля 1932 года - в состав
вновь образованной Харьковской области, а с 22 сентября
1937 года - в состав вновь образованной Полтавской области
Украинской ССР (с
24 августа 1991 года -
Украины вышедшей из состава СССР).
-
С сентября
1929 года,
Лев Берлин
учился в неполной семилетней
школе № 6 города
Никополь Днепропетровского округа
(с 1930
года - Днепропетровской области),
а сентября 1935 года - в средней общеобразовательной школе №
22 города
Днепропетровска (с
2016 года - город Днепр, Украина).
По окончании школы (с
сентября 1938 года),
он учился в Днепропетровском
институте инженеров транспорта.
Л.А. Берлин
- участник Великой Отечественной войны.
В июле 1941 года,
Берлин Лев Абрамович
был призван в ряды
Рабоче-крестьянской
Красной Армии Днепропетровским городским военным комиссариатом
и в ноябре
1941 года стал курсантом Ленинградской Военно-транспортной
Академии имени РККА
(с
2011 года - Федеральное государственное казённое военное
образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Военная
орденов Ленина
и Кутузова Академия материально-технического обеспечения имени
генерала армии
А.В. Хрулёва" Министерства обороны Российской Федерации"
- прим.).
После начала боевых действий и начала блокады Ленинграда,
личный состав
Академии находился в эвакуации, в городе Костроме.
После окончания Академии, с ноября 1942 года,
техник-лейтенант Л.А. Берлин
воевал
на Воронежском и
Юго-Западном фронтах в должности помощника Начальника
автоотдела 6-й Армии.
С апреля 1943 года, он служил в 839-м Отдельном
автомобильном батальоне
(3-й
Украинский фронт),
сначала - помощником Командира роты по технической
части, а с марта 1945 года - Командиром автомобильной
роты.
Л.А. Берлин
-
член КПСС с 1944 года.
Лев Абрамович Берлин участвовал
в боях под Воронежем,
освобождении Румынии, Болгарии, Югославии,
Венгрии, Австрии.
После окончания Великой Отечественной войны он продолжал службу
в Красной Армии,
сначала в прежней должности, а с августа 1945 года -
в должности Начальника штаба батальона 15-го Отдельного
автотранспортного полка в составе Южной группы войск.
В ноябре 1946 года, старший техник-лейтенант
Берлин Лев Абрамович
был демобилизован
в столицу Украинской ССР - город Киев, и в декабре
этого же года поступил
на
Факультет
"Автомобили автомобильное хозяйство" Киевского политехнического
институт, который
окончил в 1948 году с отличием, по специальности "инженер-механик".
По окончании института, с августа 1948 года он работал
на Днепропетровском
автомобильном заводе, в отделе Главного конструктора:
сначала в должности конструктора, а с февраля 1950
года - Старшего конструктора.
-
-
Л.А.
Берлин
являлся одним из основных разработчиков
автомобиля-амфибии
созданного по типу американского трёхосного плавающего
автомобиля
GMC-DUKW-353 - ДАЗ-485 (армейский
индекс БАВ - большегрузный
автомобиль водоплавающий).
-
Интересная историческая
информация:
.....С
целью выбора подходящего завода для серийного производства ракет
Р-1 конструкции ОКБ-1 под руководством
Сергея Павловича Королёва,
в
конце 1950 года была образована правительственная комиссия во
главе с Министром вооружения СССР
Дмитрием Фёдоровичем Устиновым.
По его замыслу,
необходимо было найти достаточно мощный и перспективный завод из
любого ведомства,
желательно "молодой" - для облегчения "изъятия" из отрасли и
перепрофилирования.
.....Комиссия
остановила свой выбор на практически готовом автомобильном
заводе в Днепропетровске.
И.В. Сталин
одобрил выбор комиссии.
Обсуждение длилось недолго.
Министр автомобильной и тракторной промышленности попытался
отстоять завод,
мол,
стране нужны грузовики,
но
Сталин
возразил:
"Если
у нас будут ракеты,
то грузовики наверняка будут тоже,
а
вот если ракет не будет,
то и грузовики могут не понадобиться".
.....Судьба
Днепропетровского автозавода была решена.
9
мая 1951 года вышло Постановление Совета Министров СССР №
1528‑768
"О передаче Министерству вооружения СССР Днепропетровского
автомобильного завода Министерства автомобильной и тракторной
промышленности и строящегося Днепропетровского шинного завода
Министерства химической промышленности и объединения их в единый
Днепропетровский машиностроительный завод № 586 Министерства
вооружения".
.....10
мая 1951 года был подписан Приказ Министра вооружения СССР
Д.Ф. Устинова
о присвоении Днепропетровскому машиностроительному заводу номера
586
(с
1952 года - Государственный союзный завод № 586,
или п/я 186).
.....1
июня 1951 года подписан Приказ Министра вооружения СССР об
организации на заводе серийного производства ракет Р-1.
.....14
июля 1951 года принято постановление совмина СССР о прекращении
на заводе № 586 выпуска автомобильных кранов К-32 с августа 1951
года и самосвалов ЗИС-585 с сентября 1951 года.
.....В
1966 году предприятие был преобразовано в Южный
машиностроительный завод и вошло в систему новообразованного
Министерства общего машиностроения СССР
(ныне
- Государственное предприятие "Производственное объединение
"Южный машиностроительный завод" имени А.М. Макарова",
ПО "Южмаш").
Вместе с "Южмашем" было преобразовано Конструкторское бюро
завода № 586
(ОКБ-586).
Оно получило наименование "Конструкторское бюро "Южное"
Министерства общего машиностроения СССР", или п/я
203
(ныне
- Конструкторское бюро "Южное" имени М.К. Янгеля).
-
После
преобразования предприятия,
Лев Абрамович Берлин работал
в Особом
конструкторском бюро (ОКБ-586)
в должности
Старшего инженера.
В 1952 году он был назначен на должность
Начальника конструкторского
(ракетного)
отдела № 301,
а в 1953 году стал заместителем Главного конструктора
по конструкции ракет.
-
Ещё одна интересная историческая информация:
.....Постановлением
Совета Министров СССР № 2456 от 21 сентября 1953 года,
было решено организовать производство тракторов "Беларусь" на
предприятиях Министерства оборонной промышленности. При
этом использовался огромный потенциал оборонных заводов и
делалась попытка замаскировать производство основной продукции -
боевых ракет. Днепропетровский завод № 586 был определён
основным предприятием по серийному производству тракторов в
системе оборонного министерства.
.....В
соответствии с этим Постановлением, 12 октября 1953 году
вышел приказ № 722 Директора завода об организации тракторного
производства. Группа конструкторов во главе с
Л.А. Берлиным
была командирована в столицу Белорусской ССР - город Минск за
опытом и конструкторской документацией.
Уже к концу года завод собрал первую партию тракторов "Беларусь"
(5 штук) из узлов и деталей, привезенных с Минского
тракторного завода. На первых порах
(до
конца 1954 года)
документация по трактору была распределена по узлам между
секторами КБ.
Примерно так же было рассредоточено изготовление тракторных
узлов и деталей по цехам завода. В дальнейшем тракторное
производство на заводе стремительно развивалось
(уже
в 1954 году было выпущено 6500 тракторов)
и выросло практически в целый завод в заводе, выпускавший
в год до 65-ти тысяч тракторов.
-
За время работы
Л.А.
Берлин
показал
большую техническую грамотность,
исключительный организаторский и инженерный талант
особенно проявившийся
во время решений сложных технических проблем по
освоению серийного производства
образцов новой ракетной техники, а именно - первых
советских баллистических ракет
Р-1,
Р-2,
Р-5
разработки ОКБ-1
под руководством
Сергея Павловича Королёва;
во время
разработки конструкций и экспериментальной отработки,
а также во время проведений
государственных испытаний жидкостной баллистической ракеты
средней дальности
Р-12
(в
1959 году, на полигоне Капустин Яр в Астраханской области),
и во время
разработки межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на
высококипящих
долгохранимых компонентах топлива.
-
-
Много сил
и
времени
Лев
Абрамович
отдавал
созданию конструкторских
подразделений,
воспитанию молодых инженерных и конструкторских кадров,
их учёбе, и профессиональному росту.
Коллектив ОКБ-586, а также учёные советы ряда научных
и исследовательских
институтов представили
Льва
Абрамовича Берлина
к
присвоению учёной степени
Кандидата технических наук без защиты диссертации за
совокупность работ
выполненных под его руководством.
-
-
На ряду с большой производственной работой он принимал
активное участие в
общественной жизни коллектива и неоднократно избирался
членом партийного
бюро предприятия.
Исключительно скромный, чуткий товарищ, выдающийся
и неутомимый инженер и
организатор большого коллектива,
Лев
Абрамович Берлин
пользовался
заслуженным
уважением всех работников предприятия.
Награды:
Приказом
войскам 3-го
Украинского фронта
№
0188/н
от 23 октября 1944 года,
от имени Президиума
Верховного
Совета СССР,
"За образцовое
выполнение заданий
Командования на фронте
в борьбе с
немецкими захватчиками
и проявленные
при
этом доблесть и
мужество",
помощник Командира роты по технической части
839-го Отдельного автомобильного батальона,
техник-лейтенант
Берлин
Лев Абрамович
был
награждён
медалью "За боевые заслуги".
Приказом
войскам 3-го
Украинского фронта
№
0152/н
от 12 июня 1945 года,
от имени Президиума
Верховного
Совета СССР,
"За образцовое
выполнение заданий
Командования на фронте
в борьбе с
немецкими захватчиками
и проявленные
при
этом доблесть и
мужество",
помощник Командира роты по технической части
839-го Отдельного автотранспортного батальона,
техник-лейтенант
Берлин
Лев Абрамович
был награждён
орденом Красной Звезды.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 26 июля
1959 года
(с
грифом
"Совершенно секретно"),
"За
выдающиеся успехи в области создания образцов
новой техники",
заместитель Главного конструктора ОКБ-586
Государственного
комитета Совета Министров
СССР по оборонной технике
Берлин Лев Абрамович
был
награжден орденом Ленина.
Решением Комитета по Ленинским премиям при Совете Министров
СССР от 18 апреля
1960 года,
"За
создание баллистической ракеты Р-12",
заместитель Главного
конструктора ОКБ-586
Государственного комитета Совета Министров
СССР
по оборонной технике
Берлин Лев Абрамович
был удостоен Ленинской премии
в области науки техники в составе коллектива разработчиков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 20 апреля
1960 года,
"За
исключительную работоспособность,
инициативу и своевременное решение
технических вопросов в производстве",
заместитель Главного конструктора
ОКБ-586
Государственного комитета Совета Министров
СССР по оборонной
технике
Берлин Лев Абрамович
был
награжден орденом Трудового
Красного Знамени.
Лев Абрамович Берлин
был также награждён медалями:
"За Победу над Германией
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(09.05.
1945),
"За взятие Будапешта"
(09.06.
1945),
"За взятие Вены"
(09.06.
1945),
"За
освобождение Белграда"
(09.06.
1945).
- |
|
|
- |
|
-
24 октября 1960 года
на 41-й площадке полигона Байконур,
во время намеченного
первого испытательного пуска ракеты Р-16, на этапе выполнения
предстартовых
работ, в 19 часов 45 минут по местному времени, из-за
ошибочных действий
дежурного офицера, находившегося в бункере, приведшего программный
токораспределитель в исходное положение, произошёл запуск двигателей
второй ступени, что являлось грубым нарушением процедуры
подготовки ракеты.
Последовали мощнейший взрыв и пожар, в результате которого погибли 74
человека,
а 49 человек получили сильные ожоги и увечья
(четверо скончались позже
в госпиталях -
прим.).
Стартовый комплекс был полностью уничтожен.
Среди погибших был и
заместитель Главного конструктора
ОКБ-586
Государственного
комитета Совета Министров
СССР по оборонной
технике
Берлин Лев Абрамович.
Похоронен он
на Украине,
в городе
Днепре
(бывшем
Днепропетровске)
на Запорожском кладбище
(участок № 1,
ряд № 22,
место № 4).
-
увеличить фото
-
В один день,
вместе с
Берлиным Львом Абрамовичем были похоронены,
погибшие с ним
ведущие специалисты ОКБ-586:
Концевой Василий Антонович
(20.10. 1920
-
24.10. 1960),
Начальник отдела № 7
(приводов и рулевых машин);
заместитель Главного конструктора
по системам управления;
(участок №
1;
ряд № 22;
место № 3);
-
увеличить фото
-
Аля-Брудзинский Евгений Ильич
(18.09. 1932
- 24.10. 1960),
Старший инженер -
Начальник
группы по созданию
и отработке агрегатов наземных ракетных
комплексов,
специалист по подъемно-транспортному и стартовому оборудованию;
(участок
№ 1а;
ряд № 4;
место № 7);
-
увеличить фотографии
-
Орлинский Виктор Вадимович
(30.09. 1930
-
24.10. 1960),
Начальник группы,
заместитель Начальника отдела;
специалист по подъемно-транспортному
и стартовому оборудованию;
(участок № 1а;
ряд № 4;
место № 8);
-
увеличить фотографии
-
Карайченцев Владимир Георгиевич
(05.06. 1923
- 24.10. 1960),
Старший инженер -
Начальник группы заправки ракет;
специалист по
обеспечению сжатыми газами;
(участок №
26;
ряд № 1;
место № 7);
-
увеличить фото
-
Ерченко Леонид
Павлович
(04.12. 1936
-
24.10. 1960),
инженер-испытатель,
специалист по системам управления;
(участок №
26;
ряд № 1;
место № 8).
-
увеличить фото
-
Игорь Леонидович
Сердюков
(житель
города Киева,
военный историк,
член команды сайта
"Герои Страны",
автор сайтов
"Герои Украины"
и
"Некрополи Киева")
охотно дал подробное
разъяснение по местах захоронений специалистов ОКБ-586,
погибших в результате
взрыва межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.
-
-
....."Де-факто они все рядом.
Границы между участками 1 и 1а я вообще не нашёл.
Смотрится как один участок.
Берлин и
Концевой
ближе к аллее
(фактически это
первый ряд, так как нумерация идёт с другого конца и 22-й ряд - это последний).
Орлинский
и
Аля-Брудзинский -
за ними и чуть-чуть левее
(если стоять к ним
лицом).
Ерченко и
Карайченцев
напротив через аллею
(хотя
де-юре это уже другой участок,
но 1-й ряд).
К тому же,
это всё сразу недалеко от Центрального
входа,
ну может пройти метров 40.
В масштабах кладбища это почти у входа.
.....Поэтому
я (Игорь
Сердюков
- прим.)
опровергаю миф,
растиражированный журналистами,
что их якобы похоронили в разных отдаленных
уголках кладбища,
чтобы скрыть катастрофу.
Хотя точной даты смерти на памятниках
действительно нет,
на соседних памятниках того периода (1960
год) тоже стоят только года жизни.
Возможно тогда было так принято и
катастрофа здесь ни при чём".
- |
|
|
|
- |
|
-
Постановлением
Совета Министров СССР № 1341 от 31 декабря 1960 года были
установлены
пенсии родственникам
Берлина Льва Абрамовича
и других
погибших 16-ти гражданских специалистов,
а также (на время
инвалидности)
раненному инженеру
Мягкову Николаю Алексеевичу.
-
открыть ссылку для просмотра
документа
- |
|
|
- |
|
-
Увековечивание памяти:
На
месте гибели
членов боевого расчёта,
участников испытаний
межконтинентальной
баллистической ракеты Р-16
и Первого Главнокомандующего РВСН,
Главного
маршала
артиллерии
Неделина Митрофана Ивановича,
на 41-го площадке Космодрома Байконур был сооружён
Мемориальный комплекс состоящий из Памятного знака
на месте гибели
М.И.
Неделина и стелы со
списками погибших,
у подножия которой
установлена плита с текстом Указа Президента Российской Федерации
от 20 декабря
1999 года о награждении орденом Мужества
99-ти военнослужащих из состава боевого расчёта.
-
|
|
|
- |
|
|
|
- |
|
-
•
"КАТАСТРОФА
МБР Р-16. 24 октября 1960 года:
факты, документы, комментарии".
Статьи А.И. Первушина,
В.И. Ивкина,
В.Н. Антипова и Е.Ю. Румянцева,
посвящённые катастрофе межконтинентальной баллистической ракеты Р-16,
происшедшей на 41-й площадке Научно-исследовательского испытательного
полигона № 5 Министерства обороны СССР
(Космодрома Байконур).
На странице также опубликованы списки погибших
и раненных в результате этой катастрофы:
-
открыть
ссылку
-
•
статья
"Имеются Жертвы до Ста или Более
Человек"
(О катастрофе на Космодроме Байконур
24 октября 1960 года;
газета "Источник, № 1, 1995 год):
-
открыть ссылку
-
•
статья
"КАТАСТРОФА НА БАЙКОНУРЕ"
(автор
статьи -
Хачатурян Ким
Ефремович, Кандидат технических наук,
бывший инженер-конструктор Днепропетровского
Конструкторского бюро "Южное"
имени Академика М.К. Янгеля).
-
часть первая
(журнал "Наука и
жизнь", № 1, 1999 год):
-
открыть
ссылку
-
часть вторая
(журнал "Наука и
жизнь", № 3, 1999 год):
-
открыть
ссылку
-- |
|
|
- |
|
-
-
- |
-
часть первая:
-
открыть
ссылку
-
часть
вторая:
-
открыть
ссылку
- |
-
....."Байконур.
Хроника трагедии"
.....(г.
Москва, "Союзкиносервис", 2003 год).
Режиссёр и автор сценария:
.....Юрий
Сальников;
консультанты:
.....Ивкин Владимир Иванович - член-корреспондент РАРАН,
кандидат исторических наук, полковник
запаса;
.....Рюмкин Виктор
Михайлович - Заслуженный деятель науки и
техники РСФСР, Заслуженный испытатель космической техники;
бывший руководитель работ по ракетному вооружению и
космической технике, генерал-лейтенант в отставке;
.....Углов Валентин Иванович
- Заслуженный работник культуры
Российской Федерации, Заведующий музеем истории Военной Академии
РВСН имени Петра
Великого, доцент, полковник
в отставке. |
- |
-
часть первая:
-
открыть
ссылку
- |
-
....."Тайны
века. Космодром. Сгоревшие заживо"
.....(г.
Москва, ООО "Террикон" по заказу ОАО
"Первый канал", 2005
год).
Авторы сценария:
.....Юрий
Шилоносов,
Наталия Акулова;
режиссёр:
.....Митя
Грачёв. |
- |
-
часть первая:
-
открыть
ссылку
-
часть
вторая:
-
открыть
ссылку
- |
-
....."День,
когда не стартуют ракеты"
.....(г.
Москва, Роскосмос; г. Днепропетровск,
Космический центр "Южный", 2010
год).
Режиссёр-постановщик и автор сценария:
.....Олег
Урусов;
консультанты:
.....Сергей
Карпов - кандидат
технических наук,
доцент.
- |
- |
|
|
|
- |
|
-
Низкий
поклон и Большое Спасибо
за
помощь в
создании страницы
и предоставленные материалы:
•
Ивкину Владимиру Ивановичу,
историку ракетно-космической техники,
члену-корреспонденту Российской Академии
Ракетных и Артиллерийских наук,
кандидату исторических наук,
полковнику запаса и
•
Сердюкову Игорю Леонидовичу,
члену команды сайта
"Герои Страны",
автору сайтов
"Герои Украины"
и
"Некрополи Киева"!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")
- |
|
|
|
|
|
|
|
|