Родился 27 декабря 1912 года в городе Иркутске в семье
Бархина Григория Борисовича
(1880 - 1969),
Выдающегося советского архитектора
и градостроителя, теоретика архитектуры и педагога,
члена-корреспондента Академии
Строительства и Архитектуры.
Кроме Бориса Григорьевича Бархина
по стопам отца пошёл
и его старший брат Михаил Григорьевич
(1906 - 1988).
В 1931 году
Борис
Григорьевич
поступает в
Высшее
инженерно-строительное училище,
а год спустя -
переводится
в
Московский
архитектурный институт.
Здесь,
после
конкурса проекта на
Дворец
Советов,
стилистический вектор архитектуры медленно меняется
от
авангарда
1920-х годов к
неоклассике,
и
московская архитектурная школа находится
в
центре этого процесса.
Борис
Бархин
защищает
на
отлично
дипломный проект
"Музей
революции"
под
руководством
академика архитектуры
Льва Владимировича Руднева.
Позже
музейная тема пройдет через всё творчество
Б.Г. Бархина
как
основная.
В 1935 году
он стал
архитектором в Архитектурно-проектной мастерской Военной инженерной Академии
РККА и
надолго,
вплоть
до 1943 года,
будет связан
с
проектированием объектов Военпроекта.
С 1936-го по 1940 год
он участвует в
разработке
интерьеров Центрального театра Красной Армии
(авторы
- академик архитектуры
К.С. Алабян и
архитектор
В.Н.
Симбирцев).
Б.Г.
Бархин
проектирует
интерьеры вестибюля,
аванзалов,
фойе
амфитеатра
и
концертного
зала.
В 1940 годах
Борис
Григорьевич
защищает
кандидатскую диссертацию
на
тему
"Архитектура наружных лестниц общественных зданий Москвы и Ленинграда".
Прекрасно иллюстрированная работа содержала большое количество великолепно
выполненных автором обмеров
и
была
рекомендована к
публикации.
Во
время Великой
Отечественной войны
Б.Г. Бархин
работает
старшим архитектором
в
Военпроекте, где
занимается
маскировкой военных и
стратегических объектов,
а с 1944 года
проектирует
ряд жилых поселков в
Костино,
Валентиновке
и
Брянске,
за что он получает 1-ю и
2-ю премии на
Всесоюзном конкурсе за лучшее жилое строительство.
Сразу же после войны, в
1945 году, он с
отцом и
братом участвует в
проектировании генплана
и
реконструкции центра разрушенного Севастополя.
Проект
частично был реализован.
Из
крупных
объектов,
спроектированных и осуществленных
Б.Г. Бархиным
совместно с
В.Н.
Симбирцевым в
послевоенные
годы,
можно назвать
павильон Белорусской ССР на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке
(в
1949 году).
В 1955 году
совместно
с Н.И.
Гайгаровым и
М.М. Лерманом
Борис
Григорьевич
разработал проекты застройки Смоленской набережной
в
Москве
и
12-ти
этажного жилого дома № 5
на
240 квартир
для
генеральского
состава,
где
в
течение
трёх лет систематически вёл авторский надзор.
Дом тогда
получил высшую оценку Главного архитектора Москвы
А.В. Власова.
В это
же время
Борис
Григорьевич
выполняет многочисленные проекты памятников выдающимся павшим полководцам.
Среди
крупных общественных построек
Б.Г. Бархина
- Центральный музей Вооруженных сил СССР
в
Москве
(1960-1965
годы).
Борис
Григорьевич
активно участвовал в
значительных архитектурных всесоюзных
и
зарубежных
конкурсах.
В
составе авторской группы он получил 1-ю
и
2-ю премии на
Всесоюзном
конкурсе
за
проект
"Триумфальная арка в Киеве в честь 300-летия воссоединения
Украины с Россией".
В 1957 году
он выполнил конкурсный проект
на
монумент в
честь запуска
первого спутника, в 1959
году
совместно с
Г.Б. Бархиным
и
Е.Б.
Новиковой
выполнил
конкурсный проект для
Всемирной выставки в
Москве,
в 1963 году -
конкурсный проект на
монумент Победы на
Плайя-Хирон на
Кубе,
в
котором
в
качестве
скульптора принимал участие
Эрнест Неизвестный.
В 1982 году
Борис
Григорьевич
был
участником конкурсного проекта
"Центр
коммуникаций Тет-Дефанс"
в
Париже
(в
качестве руководителя группы архитекторов),
а в 1983 году -
конкурсного проекта Здания оперы
на
площади
Бастилии в Париже
(также в
качестве
руководителя группы).
Он руководил архитектурным проектом комплекса жилых зданий
в
столице
Беларуси - городе Минске.
Бориса Григорьевича Бархина
по праву можно назвать лидером авангарда
в архитектуре.
Он оказал влияние на многих архитекторов - выпускников МАРХи,
где он преподавал с 1943 года и был в нём Профессором
Кафедры
"Проектирование жилых и общественных
сооружений".
Свои оригинальные идеи он воплотил в жизнь руководя созданием такого
архитектурного шедевра как Государственный
Музей истории космонавтики
имени К.Э. Циолковского в Калуге, проект
которого разрабатывался руководимым
им творческим коллективом, состоящим из его студентов
(!)
и получивший
высокую Правительственную оценку.
Здание музея долгое время было олицетворением современной архитекторы,
или выражаясь современным языком - брендом.
Изображение здания музея печаталось на почтовых марках,
открытках
и даже спичечных коробках.
Музей космонавтики и по сей день остаётся одним из лучших
зданий
построенных в СССР.
Награда:
Постановлением Совета
Министров РСФСР от 28 декабря 1968 года
коллектив архитекторов -
создателей проекта
Государственного Музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге
в составе
Бархина Бориса
Григорьевича -
руководителя проекта,
Киреева Евгения
Ивановича,
Орловой Наталии
Георгиевны,
Строгого Валентина
Александровича
и
Фомина Кирилла
Дмитриевича
был удостоен
Государственной премии РСФСР
в области литературы, искусства и архитектуры.
|