Рудольф Ригольдович Кликс
родился 12 (25) июня 1910
года в Москве,
в рабочей семье.
Его мать была
из поволжских немцев, а отец - латыш, трудился на
одном
из заводов
Красной Пресни.
После гибели отца в 1919 году в Гражданской войне
семья Кликс
переселилась
в Харьков, где было легче выжить в это тяжёлое время.
После окончания Харьковского Фабрично-заводского училища кем только
не
пришлось
работать смышлёному и мастеровитому молодому человеку.
Он был слесарем-инструментальщиком на электромеханическом заводе,
занимался
ремонтом электрических приборов и изготовлением мебели, шил
обувь,
был помощником часовщика
и даже дантиста.
Его отличали быстрота освоения специальности, изобретательность,
ловкие
и умелые руки.
Он мог сделать всё!
Известен эпизод
об одном из таких достижений.
Из воспоминаний дочери
Рудольфа Ригольдовича
- Кликс Татьяны Рудольфовны:
-
......."...он
[Р.Р. Кликс
- прим.] из подсобного материала и деталей сделал первый в городе
патефон,
что было предметом его особой гордости.
.......По этому поводу он даже был вызван к С. [Серго - прим.] Орджоникидзе для беседы о возможной организации и налаживания в Харькове
предприятия по промышленному производству патефонов". |
Рудольф Ригольдович Кликс
учился
на Архитектурном факультете Харьковского
инженерно-строительного института, который окончил в 1935 году.
После окончания института он поступил в
аспирантуру с
оставлением на
институтской
Кафедре
в качестве преподавателя архитектурного
рисунка
и черчения.
Основную творческую деятельность он начал в 1932 году, с
проектирования крупной
(площадью
4 500 м2) выставки
"Советская Украина", оформления Музея охраны труда
(в
1934 году),
а также
с работы в
полиграфии, где он оформлял обложки журналов,
агитационные плакаты
и другие
дизайнерские работы.
Наиболее интересен его новаторский проект
"Оформление площади Госпрома
в честь
перелёта через Северный полюс экипажа В.П. Чкалова"
в Харькове
(в
1937 году)
приуроченный празднованию 20-й годовщины
Октябрьской
Революции.
В какой-то степени этот проект был данью конструктивизму.
В нём сказалось увлечение невиданными
возможностями техники, новыми
конструкциями
и, главное, новыми образами,
которые будут волновать его
в дальнейшем.
Однако уже
в этой ранней работе было очевидное тяготение
к театральности,
к эффектности и выразительности общей композиции
и пространства.
В 1940 году, после окончания аспирантуры Харьковского инженерно-строительного
института,
Р.Р. Кликс
успешно защитил диссертацию
на тему
"Интерьер барокко
и
классицизма в России"
и был удостоен учёного звания "Кандидат архитектуры".
Практическую и исследовательскую деятельность
Р.Р. Кликса
прервала
Великая
Отечественная
война.
В 1940 году
Рудольф Ригольдович Кликс
был направлен
в столицу Латвии - город Ригу
для участия
в работе Прибалтийского военного округа, где его
и застало начало войны.
Р.Р. Кликс был назначен
на должности Начальника
проектной группы Центрального
военно-проектного управления Красной армии
и
занимался строительством военных
аэродромов
и стратегических объектов
в
прифронтовой полосе.
После освобождения Сталинграда он
с группой
архитекторов был направлен
на
восстановление города, а после окончания войны переведён
в
Москву,
в Народный
комиссариат по строительству СССР, где он продолжил работу
на строительстве
Всесоюзной Сельскохозяйственной
выставки
(ВСХВ,
в 1959-1991 годах - Выставка
достижений народного хозяйства СССР
(ВДНХ СССР),
в 1992-2014 годах - Всероссийский выставочный центр
(ВВЦ)),
с 2014 года - вновь Выставка достижений народного
хозяйства (ВДНХ)).
В 1947 году
Рудольф Ригольдович Кликс
был назначен
на должность
заместителя
Главного архитектора ВСХВ
Жукова Анатолия Фёдоровича.
-
-
С середины 1940-х годов параллельно с архитектурной практикой
Рудольф
Ригольдович
занимался
проектированием отдельных экспозиций.
Первыми работами в этой области были:
•
Постоянная выставка профдвижения
(в 1945
году);
•
Всеславянская сельскохозяйственная
выставка
в
Праге
(Павильон СССР, в 1946 году);
•
Выставка "30 лет советских профсоюзов"
(г.
Москва; соавтор -
И.М. Шошенский, в 1947 году);
затем ежегодные ярмарки
в Лейпциге
и других крупных
зарубежных городах.
В 1949 году
Рудольф Ригольдович Кликс
вместе
с
Шошенским
Иосифом Михайловичем
и
Зозуле Ниной Ефимовной
(супругой И.М.
Шошенского
- прим.)
стали авторами
Выставки
подарков
И.В. Сталину
в Центральном Музее Революции.
За эту работу по личному распоряжению
И.В. Сталина,
Р.Р. Кликсу
и его семье
дали квартиру в
большом новом доме на Новослободской улице.
В 1954 году,
Р.Р. Кликс
принимал непосредственное участие
в разработке
Генерального
плана ВСХВ, а с 1956-го по 1960 год работал
в должности Главного
художника выставки,
оказывая большое влияние
на формирование её
пространства
и облика.
Им самим
и под его руководством были созданы
разнообразные экспозиции
и
тематические ансамбли, в которых дизайнерские
принципы
и художественные
средства
(цвет, свет, архитектурные детали,
композиция)
играли
важную
образную роль.
Это была новая версия Всесоюзной сельскохозяйственной
выставки.
В отличие
от её предшественниц -
выставок
1923-го и 1939–1941 годов, она была
постоянно
действующей, монументальной
и более грандиозной.
Современники считали всю планировку территории, её
озеленение, благоустройство
и архитектуру павильонов
в целом явлением уникальным
и не имеющим аналогов
в Отечественной архитектуре.
Со временем она стала прототипом для бесчисленных
интерпретаций
в республиканских и областных вариантах.
Помимо грандиозной по объёму, концептуальному решению
и ответственности работы
над Генерельным планом ВСХВ, Рудольф Ригольдович
Кликс был автором Павильона
"Сибирь"
(в соавторстве с архитектором
В.М. Таушкановым)
и павильона "Центросоюз"
(в соавторстве с архитектором
Б.С. Виленским
и скульптором В.П. Циммерманом).
Павильон "Сибирь" - один
из самых монументальных
и крупных.
Уже своим объёмом и
формой он представлял богатейшую житницу страны,
края неисчерпаемых богатств.
В 1960 году
Р.Р. Кликс
был назначен
на должность Главного художника-архитектора
Всесоюзной торговой
палаты СССР.
С этого времени и до выхода на персональную пенсию в 1988 году
он занимался
выставочными проектами, экспозиционным дизайном.
Решением Президиума Всесоюзной торговой палаты от 1 октября 1960 года был
организован Производственный комбинат Торгово-промышленной палаты СССР
"как предприятие, призванное
способствовать расширению торгово-экономических
связей посредством создания советских экспозиций за рубежом".
Комбинат начал проектирование и
изготовление уникального выставочного
оборудования для отечественных экспозиций
на международных выставках и
ярмарках.
Практически четверть века, под руководством
Р.Р. Кликса
коллектив комбината
выполнял
художественное оформление крупнейших экспозиций Советского Союза
на
Всемирных выставках, организованных Управлением Советских выставок
за
границей: в Монреале (в
1967 году, Канада),
в Осаке (в
1970 году, Япония),
Спокане
(в 1974 году, США),
на Окинаве (в
1975 году, Япония),
в Цукубе (в
1985 году, Япония),
Ванкувере
(в 1986 году, Канада), Брисбене
(в 1988 году, Австралия);
а также экспозиции
национальных
выставок СССР: в Лондоне
(в 1961-м, 1968-м, 1979-м годах), Рио-де-Жанейро
(в 1961 году),
Хельсинки (в
1972 году),
Лос-Анджелесе
(в 1977-м и 1978 годах),
Буэнос-Айресе
(в 1976 году),
Мехико
(в 1981 году),
Улан-Баторе (в
1985 году),
Дюссельдорфе (в
1982 году),
Копенгагене (в
1983 году),
Осло (в
1984 году),
Афинах (в
1985 году)
и др.
Некоторые выставочные проекты Р.Р. Кликса:
-
года проведения,
название проекта |
место проведения
(страна, город) |
соавторы
- |
1955,
Павильон СССР на Международной сельскохозяйственной
ярмарке |
Югославия,
г. Новисад |
|
1956-1957,
Павильон СССР на Международной ярмарке |
ГДР,
г. Лейпциг |
М.Л. Шенкер |
1957,
Оформление площади Советской армии к Международному
фестивалю молодежи и студентов |
СССР,
г. Москва |
|
1958,
Экспозиция СССР на Всемирной выставке во Дворце "Наука" |
Бельгия,
г. Брюссель |
|
1959,
Национальная выставка СССР |
Финляндия,
г. Хельсинки |
А.С. Миронов |
1960,
Павильон СССР на Международной выставке |
Индия,
г. Нью-Дели |
|
1961,
Советская национальная торгово-промышленная выставка в
выставочном центре "Эрлс-Корт" |
Великобритания,
г. Лондон
|
А.С. Миронов,
В.Г. Пейда |
1961,
Павильон СССР на Международной выставке |
Сирия,
г. Дамаск |
|
1962,
Национальная торгово-промышленная выставка СССР |
Бразилия,
г. Рио-де-Жанейро |
А.С. Миронов,
В.Г. Пейда и др. |
1963,
Национальная выставка Индии в Сокольниках |
СССР,
г. Москва |
А.С. Миронов,
А.И. Шитикова
и др. |
1964,
Выставка "Реклама и упаковка стран СЭВ" в Сокольниках |
СССР,
г. Москва |
А.С. Миронов,
А.И. Шитикова,
Ю.П. Шалаев и др. |
1964,
Национальная выставка Индии в Сокольниках |
СССР,
г. Москва |
А.С. Миронов,
А.И. Шитикова
и др. |
1964,
Павильон СССР на Международной ярмарке |
Турция,
г.
Измир |
|
1964,
Павильон СССР на Международной ярмарке |
Турция,
г. Измир |
|
1964,
Торгово-промышленная выставка СССР |
Австралия,
г. Сидней |
|
1965,
Проект Советского раздела экспозиции на международной
ярмарке |
Греция,
г.
Солоники |
|
1967,
Павильон СССР на Всемирной выставке "ЭКСПО-67" |
Канада,
г.
Монреаль |
В.Г. Макаревич,
В.В. Дубанов,
О.П. Ломако,
А.И. Шитикова,
Ю.П. Шалаев и др. |
1965,
Проект Советского раздела экспозиции на международной
ярмарке |
Греция,
г.
Солоники |
|
1967,
Павильон СССР на Всемирной выставке
по охране окружающей среды "ЭКСПО-74" |
США,
г. Спокан |
А.С. Миронов,
Ю.П. Шалаев и др. |
1979,
Национальная Торгово-промышленная выставка СССР |
Великобритания,
г. Лондон |
Ю.П. Шалаев,
А.Н. Чернов,
В.А. Соколов,
В. Чуглазов,
Л. Мельников,
К. Челидзе |
Наряду с этим, специалисты Производственного комбината
Торгово-промышленной
палаты СССР спроектировали и выполнили музейные экспозиции Музея Советской
армии, Алмазного фонда, музеев Московского Кремля,
Мемориального Музея
космонавтики
(в Москве, на проспекте Мира,
около ВДНХ)
и др.
Во главе этой выставочной дизайнерской индустрии многие годы,
практически
четверть века стоял
Рудольф Ригольдович Кликс.-- Рудольф Ригольдович был
не только проектировщиком и профессионалом выставок,
но и прекрасным художником, владевшим безукоризненным архитектурным
рисунком
и акварелью.
Он неоднократно участвовал
в
выставках
"Акварель архитектора"
с работами,
посвящёнными архитектурным памятникам Подмосковья
и Европы.
После оформления пенсии
в 1988 году
Рудольф Ригольдович Кликс
ещё многие годы,
в качестве консультанта Торгово-промышленной палаты
продолжал
заниматься
прежней деятельностью.
Более четверти века он был
авторитетным практиком
и крупным теоретиком
выставочного дизайна, инициатором
многочисленных нововведений
в экспозиционной
сфере, организатором
и координатором разнообразной
выставочной деятельности.
Р.Р. Кликс
- автор множества печатных работ, в том
числе:
фундаментальных монографий
"Всесоюзная
Сельскохозяйственная выставка.
Павильоны и сооружения"
(выпущена
в виде прекрасно оформленного фотоальбома, г. Москва, 1954 год)
и
"Художественное
проектирование экспозиций"
(г.
Москва, 1978 год),
а также
книги
"Витрина и интерьер
современного магазина"
(г.
Москва, 1971 год),
адресованная художникам-декораторам,
выступающим
в роли режиссеров-постановщиков рекламного зрелища.
-
-
Особое место
в творчестве
Рудольфа Ригольдовича Кликса
занимает тема освоения
космоса, по признанию самого
архитектора ставшая одной
из самых любимых
и появившаяся
в его работах задолго
до старта Первого
в Мире Искусственного
спутника Земли.
Ещё
в период работы
над Генеральным планом ВСХВ, когда
в одном
из вариантов
плана рядом с местом,
где сейчас располагается фонтан "Дружба
народов"
на
центральной площади,
предполагалось воздвигнуть грандиозную
установку-ракету.
Замысел так
и
остался неосуществленным
и не вошёл
в окончательный вариант
генплана,
но получил развитие
во многих выставочных проектах.
Ещё в 1959 году, архитекторы
Борецкий
Александр Борисович ,
Кликс
Рудольф
Ригольдович
и Розенблюм Евгений
Абрамович
предлагали неожиданный
для того
времени
проект установки
в виде ракеты, в которой нужно было
спуститься вниз,
попасть
в специальный
наполнитель и затем, опускаясь
на лифте опять-таки вниз,
испытать ощущение подъёма.
Конечным пунктом этого путешествия
становился подземный кинозал
для демонстрации
фильмов
о космосе, фильмов
с применением специальных
аудиовизуальных эффектов,
дающих зрителям яркие
эмоциональные ощущения, близкие по замыслу авторов
к впечатлениям космических полётов
и другие ощущения.
Этот зал-атракцион в какой-то мере предполагал
на уровне возможностей техники
того времени виртуальные эффекты, которые всё
больше
и больше занимают место
в современной информационно-зрелищной сфере и которые
волновали молодых
и ищущих проектировщиков.
Так, в 1967 году в Канадском городе
Монреале на Международной выставке
"ЭКСПО-67"
демонстрировалась знаменитая "Чечевица",
зависшая в центре советского павильона
и представлявшая собой её
центральное внутреннее содержимое - ядро
в прозрачной
оболочке пространства
павильона - автономный кинозал
"Космос" для
просмотра
фильмов космической
тематики
со стерео-
и видеоэффектами.
Киноэкран имитировал вид
из кабины космического корабля,
а павильон
при этом
представлял собой хрустальный ковчег.
-
увеличить фотографии
-
Как и
Монреальская выставка "ЭКСПО-67",
самыми знаковыми
для творчества
Р.Р.
Кликса
стали
Международная выставка "ЭКСПО–74"
(город
Спокан, США)
и
Национальная выставка
состоявшаяся в 1979 году в Лондоне
(площадью
12 000
м2),
где
Рудольф Ригольдович
осуществил свои самые крупные экспозиционные решения,
создав выдающиеся ансамбли, вошедшие в ряд
достижений Отечественного
выставочного дизайна.
Выдающийся историк искусства
Игорь Васильевич
Рязанцев, анализируя
проекты
Р.Р. Кликса,
писал:
-
......."Намечены
акценты в каждом из наиболее значимых разделов экспозиции.
Общим для всех узловых точек является их довольно крупный
масштаб.
Так,
комплекс промышленности,
динамическая световая конструкция,
демонстрирующая достижения физики,
кинозал "Космос",
"чечевица" которого,
видная сквозь стекло фасада,
интригует зрителя перед входом в павильон;
гипотетическая модель термоядерного реактора будущего,
бассейн с живыми рыбами,
помещённый в разделе "Проблемы морей и океанов";
большие диапозитивы и другие интересные и занятные вещи". |
Лаконичный девиз выставки в
Монреале -
"Планета людей"
был заимствован
из
названия книги Великого французского писателя
Антуана де Сент-Экзюпери,
а
тема Советской экспозиции,
самой большой
на
выставке, формулировалась
как
"Всё для человека,
на благо человека!".
Ещё раньше, в 1959 году в столице Финляндии - городе
Хельсинки состоялась
Советская
национальная выставка, где
Рудольф Ригольдович Кликс
применил
новые приёмы
в
проектировании
и
организации генерального плана выставки.
Он отказался
от традиционной
для
того времени прямой оси, по
которой обычно
располагалась выставочная стратегия,
жёсткого архитектурного построения
пространства,
симметрии,
которая была обязательна
для большинства
экспозиционных решений.
Теперь центр выставочной композиции фиксировался крупной
установкой,
красной
решётчатой конструкцией, символизирующей след
взлетающей ракеты.
Появились характерные
для
его творческого почерка черты - решётчатые
потолки-перголы,
которыми удавалось просто
и
воздушно отсечь лишние высоты
и закрыть потолки помещений, создавая своё запрограммированное
экспозиционное
пространство,
соотнесенное
с
конкретными экспонатами.
В
подготовительных работах
к
выставке
в
Хельсинки впервые принял участие
Пейда Владимир Гаврилович,
Выдающися художник и
дизайнер,
на долгие годы ставший
соратником
и
другом
Рудольфа Григорьевича Кликса.
Он предложил оригинальный стенд
для
велосипедов
в
виде большой восьмерки.
Кроме
В.Г. Пейды
соавтором Р.Р. Кликса
по
созданию этой выставки был
архитектор
А.С. Миронов.
На Всемирной выставке в
Брюсселе 1958
года,
посетители получили представление
о
достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения
благосостояния
Советского народа.
Представляя Брюссельскую выставку
Рудольф Ригольдович Кликс
говорил о ней
следующее:
7
......."Универсальная
национальная выставка открывает простор перед художником
проектантом возможностью широкого использования образного
языка, эмоциональных приемов, основанных на новых
технических средствах… Создается комплексное искусство,
воздействующее на все органы чувств и аспекты сознания; в
его основе лежат новые сценографические способы передачи
информации путем соединения классических оформительских
средств и новых дизайнерских приемов…". |
В 1961 году в Великобритании, в
Лондоне состоялась
Первая Национальная выставка
СССР,
ставшая крупным событием
в дипломатических отношениях
обеих стран.
Она проходила
в
"Эрлс-корте" -
в то
время
в
самом
большом универсальном
выставочном зале Европы.
В
нём могли демонстрироваться
даже океанские
яхты
в
открытом бассейне
в
центре
зала
и
проводиться различные
шоу,
включая военные баталии.
Площадь зала составляла около
40 000 м2,
а
высота центра -
36 метров.
Наших проектировщиков поражала уникальная конструкция
сооружения,
позволявшая
быстро и
легко трансформировать его
для
различных
целей,
превращать зрительный
зал в
пространство выставки
с
практически
неограниченными
возможностями монтажа
экспонатов
в
любой точке зала
за
счёт
специальной подвески
к
потолку помещения.
Однако первая выставка
1961 года была ещё преимущественно
плоскостной.
Удачным блоком выставки оказался небольшой зал,
который следовал
за
входом,
посвященным государственным регалиям
и
флагам,
многие
из
них были экспонатами
из Оружейной палаты Московского Кремля.
Этот приём так понравился
англичанам, что на
выставке в Монреале в английской
экспозиции использовалась та же
стратегия
показа - исторические английские
регалии как визитная карточка
страны.
В главном зале выставки был установлен известный монумент
-
голова В.И. Ленина,
выполненный из пенопласта
(скульптор
Юрий Нерода),
а также композиции
из гербов союзных республик.
В центре выставки размещался высокий цилиндрический зал,
посвященный
теме освоения космоса.
Он стал центральным объектом выставки, выполненным чрезвычайно впечатляюще,
завершив центральную ось экспозиционной
планировки.
Значительные по объему боковые зоны выделялись промышленности
с
одной
стороны и культуре и искусству - с другой.
Подготовка этой выставки стала непростой задачей в виду того,
что создавалась
она за один год.
Для такой выставки это минимальный срок, в который нужно было сделать проект,
спроектировать всё оборудование
и
оснащение выставки,
подготовить
художественные произведения
(живописные панно
и
скульптуру),
макеты
и конструкции, изготовить их, транспортировать
в Лондон и смонтировать.
Помимо всего выставка представляла сложность с
тематической точки зрения
и в плане
ответственности, так как она открывалась
к визиту
Юрия Алексеевича Гагарина после
его триумфального полёта.
И в большей степени концепция выставки, как и многих других советских
международных показов, ставила своей целью демонстрацию
и популяризацию
советских научно-технических достижений.
Над планировкой выставки авторы работали по отдельности.
Каждый автор предлагал свой
вариант, который
бурно обсуждался, поиски
продолжались.
Основой принятого и осуществленного в конечном
варианте плана стало
предложение
Владимира Гавриловича Пейды, для
которого данная выставка
и состоявшаяся в 1962
году Советская Национальная
торгово-промышленная
выставка в Бразильском городе
Рио-де-Жанейро стали
по настоящему первыми крупными проектами.
Руководителем проектов
являлся
архитектор Кликс Рудольф
Ригольдович,
а соавтором -
Миронов Александр Сергеевич.
-
увеличить фотографии
-
Главный зал проектировал
Миронов Александр Сергеевич, непосредственно раздел
"Космос" – Кликс Рудольф
Ригольдович, осуществляя
свои долго вынашиваемые
замыслы, связанные с представлением
экспозиции как зрелища, наполненного
аудиовизуальными средствами и эффектами,
чтобы вызвать эмоции зрителей,
воздействовать на их память и чувства,
создать атмосферу
сопричастности,
добиться удивления и восторга.
Высокий закрытый цилиндр зала посвящённого освоению космоса,
изнутри затянутый
искусно
окрашенными тканями, с системой полиэкранов с динамическими слайдами
и "бегущим светом" из гирлянд лампочек, образующих орбиты планет
Солнечной
системы и искусственных спутников Земли.
Форма и программа этого
10–15-минутного
аудиовизуального "спектакля"
создавали
новую аттракционно-зрелищную экспозицию.
Генеральный план выставки обрёл новые характеристики
пространственного
построения.
Это было не типовое, регулярное решение с
чёткой
осевой композицией, с
направленным
лучом маршрута, в перспективе которого
находился образ
Владимира
Ильича Ленина,
с чётким распределением отделов и расстановкой стендов.
Пространство выставки не только обыгрывало сложную конфигурацию и
архитектурно-
объемные особенности лондонского зала, но и строилось по новому
сценарию.
Изменилась система выставочного плана, к которой привыкли
устроители и создатели
экспозиций, в основном архитекторы, что и
придавало объёмно-пространственному
построению архитектурную симметрию и
специфические для архитектурного
построения композиционные ходы.
Национальная выставка СССР проходившая
в
Великобритании, в
Лондоне
(в 1979
году),
как
и две
предыдущие (1961-го
и 1968-го годов),
проходила
в
Выставочном центре
"Эрлс-Корт", и первой
задачей художников
было
не
допустить и
намёка
на
повторение экспозиций предыдущих
выставок.
Девиз выставки "Мир и прогресс через сотрудничество!" раскрывался
в
четырёх
главных разделах
(более 8-ми тысяч экспонатов),
отражающих все
отрасли
промышленности
и
культурную жизнь СССР.
Авторы выставки сами разрабатывали сценарную схему,
синтез идейно-
художественной
концепции со
зрительным рядом,
занимались поиском пластической
формы экспозиции,
сомасштабной гигантским пространствам
павильона
и отказались
от
привычной оформительской декоративности.
Выставка
строилась
на
принципах сценографии,
образных составляющих,
которые
становились частью смысловой системы, на чередовании повышенно-информационных
зон
с
зонами образного воздействия,
использовались уникальные
экспонаты и
даже
элементы юмора,
которые включали
в
отдельные темы
для снятия
зрительского
напряжения.
На
выставке экспонировались грандиозные диорамы Саяно-Сушенской
ГЭС,
термоядерной установки"Токомак",
атомных реакторов,
величественная
панорама Москвы
(художник
-
Е.И. Дешалыт).
Контрасты создавали стенд-пещера
с мумией
мамонтёнка,
найденного
в
Сибири,
и "межпланетные просторы"
исследований
космоса,
расположившиеся
на
стенах
наклонных двадцатиметровых конструкций.
-
увеличить фотографии
-
В
центре павильона находилась зона отдыха с амфитеатром
для
просмотра
широкоэкранных документальных фильмов
о жизни советских людей, площадкой
для показа мод и
выступлений танцевальных коллективов.
В
заключительной
части маршрута выставки размещались разделы,
посвященные
культуре
и искусству, с
экспозицией живописи,
скульптуры,
графики,
прикладного
искусства
и художественных промыслов.
Эта выставка получила самые лестные отзывы зрителей и
прессы.
Её экспозицию проектировали:
Главный художник -
Р.Р. Кликс,
художники-
проектанты -
Ю.П. Шалаев,
А.Н. Чернов,
В.А. Соколов,
В. Чуглазов,
Л.
Мельников,
К. Челидзе.
-
Награды:
Рудольф
Ригольдович Кликс был награждён орденами Трудового Красного Знамени
и Дружбы народов; медалями:
"За доблестный труд. В ознаменование 100-летия
со дня рождения В.И. Ленина"
(1970)
и "В память 800-летия Москвы"
(1947),
а также юбилейными медалями.
Р.Р. Кликс
был удостоен Почётных званий:
"Народный художник РСФСР"
и
"Заслуженный деятель искусств РСФСР".
Павильон СССР представленный в 1958 году на Всемирной выставке
во Дворце науки
столицы Бельгии - города Брюсселя был признан лучшим павильоном
выставки и был
удостоен
высшей награды - Золотой Звезды.
Указом Короля Бельгии
Бодуэна,
за создание экспозиции СССР Выставки в
Брюсселе
1958 года,
Руководитель проекта Кликс Рудольф Ригорльдович
и Главный художник
Рождественский Константин Иванович
были награждены Высокой
Государственной
наградой Бельгии - орденом Леопольда II.
Экспозиция Национальной выставки СССР проходившей в 1979 году
в
Великобритании
Главным художником которой являлся Кликс Рудольф Ригорльдович
была выдвинута
на Премию Академии художеств СССР и получила
первую премию Московского
Союза художников 1980 года по секции декоративных искусств.
- |