Вирджил Айвен «Гас» Гриссом

(Virgil Ivan «Gus» GRISSOM)

(03.04. 1926 - 27.01. 1967)

Вирджил Айвен «Гас» Гриссом (Virgil Ivan «Gus» Grissom)

Астронавт NASA,
полковник ВВС США,
Командир космического
корабля "Apollo-1"

 

ююююююююююююю

э  Вирджил Айвен «Гас» Гриссом  родился 3 апреля 1926 года в городе Митчелл (Mitchell), штат Индиана.
В 1944 году окончил среднюю школу (Mitchell High School) в Митчеле.
После ухода из армии в ноябре 1945 года некоторое время работал в компании Carpenter's Bus Body Works, занимавшейся производством школьных автобусов.
В 1944 году поступил на службу в корпус армейской авиации (Army Air Corps) и был направлен на летную подготовку. Когда он завершил подготовку, Вторая мировая война уже закончилась, и после нескольких месяцев службы в канцелярии на аэродроме Boca-Raton, штат Флорида, решил уволиться из Вооруженных сил, что и произошло в ноябре 1945 года. В 1950 году поступил на службу в ВВС США и был направлен на летную подготовку на авиабазу Лак (Luke AFB), которую завершил в марте 1951 года и получил назначение в 75-ю эскадрилью истребителей-перехватчиков (75th Fighter Interceptor Squadron).
Затем служил строевым летчиком в 334-й эскадрильи истребителей-перехватчиков (334th Fighter Interceptor Squadron), участвовал в Корейской войне, на его счету более 100 боевых вылетов на самолете F-86 Sabre. В нарушение принятой у военных летчиков традиции называть свои самолеты именами своих жен и подружек, Гриссом назвал свой истребитель Scotty (Скотти) в честь своего годовалого сына. Сбил первый самолет противника уже во втором боевом вылете.
Вернувшись в США в 1952 году, служил пилотом-инструктором на авиабазе Брайен (Bryan AFB), штат Техас.
С октября 1956 по май 1957 года (Class 56-D) проходил подготовку в Школе ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных летных испытаний (Air Force Experimental Flight Test Pilot School) на авиабазе Эдвардс (Edwards AFB), штат Калифорния.
Затем служил летчиком-испытателем в Летно-испытательном центре на авиабазе Райт-Патерсон (Wright-Patterson AFB), штат Огайо. Принимал участие в испытаниях самолетов T-33, F-86, F-94, F-100, F-102 и F-104. В 1950 году окончил Университет Пэрдью (Purdue University) и получил степень бакалавра наук по механике. В октябре 1956 года окончил курс авиационного машиностроения в Технологическом институте ВВС (Air Force Institute of Technology).
В апреле 1959 года был зачислен в первый отряд астронавтов НАСА. Прошел полный курс подготовки и специализировался по вопросам реактивной системы управления, ручного управления, автопилота и датчика горизонта. 21 февраля 1961 года был отобран одним из трех астронавтов, которым предстояло первыми выполнить полеты на кораблях серии Mercury. 17 июля 1961 года был назначен пилотом Mercury MR-4.

ююю


Эмблема полёта Вирджила Гриссома

э Первый (суборбитальный) полет Вирджила Гриссома состоялся 21 июля 1961 года на корабле "Mercury MR-4" (капсула № 11 Liberty Bell 7, РН Mercury-Redstone) по суборбитальной траектории. Это был второй полет по суборбитальной траектории. Максимальная высота составила 190,3 км, дальность - 485,8 км.

Пилот корабля "Mercury MR-4" Вирджил Гриссом

После приводнения у капсулы вдруг (!)отстрелился люк, в результате чего астронавт чуть было не погиб. Так как причина, по которой был отстрелен люк, оставалась не известной, некоторые руководители НАСА обвиняли в этом Гриссома. Продолжительность полета составила 15 минут 37 секунд.

Спускаемую капсулу Гриссома выловили почти через 40 лет после случайного затопления.

Интересна судьба затонувшей капсулы. После многолетних поисков, в которых принимало участие и
советское научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», в 1999 году капсула была
обнаружена на глубине более 5 км. 20 июля 1999 года экспедиция, финансируемая телевизионным
каналом Discovery Channel, подняла капсулу на поверхность. После реставрационных работ капсула
в течение трех лет экспонировалась в различных музеях США, а затем заняла место в экспозиции
Канзасского центра космоса (Kansas Cosmosphere and Space Center).

 

юююююю
Как астронавт НАСА, Гриссом принимал участие в разработке нового корабля по проекту Gemini
(другое название - Mercury Mark II), и 13 апреля 1963 года был назначен командиром первого
испытательного полета корабля. Хотя НАСА и запретило астронавтам давать кораблям серии Gemini персональные названия, как это было с кораблями Mercury, корабль Гриссома имел неофициальное название Molly Brown («Молли Браун»), по имени героини популярной музыкальной комедии Unsinkable Molly Brown («Непотопляемая Молли Браун»). Это был «тонкий намек» на судьбу первого корабля Гриссома - затонувшей капсулы «Liberty Bell-7».
ююю


Эмблема программы "Gemini"

э Второй полёт в космос Вирджил Гриссом совершил 23 марта 1965 года в качестве командира корабля "Gemini-3". Пилотом корабля был Джон Янг.

Экипаж "Gemini-3": Вирджил Гриссом (слева) и Джон Янг

Это был первый пилотируемый полет американского двухместного корабля новой серии. Во время полета астронавты выполняли первый маневр по изменению орбиты корабля с использованием ручного управления.
Продолжительность полета составила 4 часа 52 минуты 31 секунду.

 

-
21 марта 1966 года был назначен командиром экипажа первого пилотируемого полета по программе
"Apollo".
-


Эмблема экипажа "Apollo-1"

э 27 января 1967 года экипаж "Apollo-1" проводил подготовку к двухнедельному орбитальному полету в кабине космического корабля. Начавшийся в корабле (из-за короткого замыкания в энергосистеме) пожар не оставил ни малейшего шанса для спасения астронавтов. Прибывшие спасатели слишком поздно приехали на космодром...

Экипаж "Apollo-1" (слева направо): Эдвард Уайт, Вирджил Гриссом и Роджер Чаффи.

 Выгоревшая дотла кабина космического корабля...

Астронавты Вирджил Гриссом, ЭДВАРД УАЙТ и РОДЖЕР ЧАФФИ погибли...

Могила Вирджила Гриссома на Арлингтонском Мемориальном кладбище

Вирджил Айвен Гриссом похоронен на Арлингтонском Мемориальном кладбище (шт. Вирджиния, США). Имя Вирджила Гриссома увековечено на плитах Мемориала астронавтов "КОСМИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО" (мыс Канаверал, США).
 

ююююююююююююю
Последнее фото Вирджила Гриссома...


э
Его налет составлял более 4 600 часов, из них не менее 3 500 часов на реактивных самолетах. Соавтор книги "We Seven, by the Astronauts Themselves" (1962).
Успел закончить книгу о своем полете на корабле "Gemini-3".
Был награжден Крестом «За выдающиеся летные заслуги» (Distinguished Flying Cross), медалью «За воздушные операции» (Air Medal).
Был также награжден двумя медалями НАСА «За выдающиеся заслуги» (NASA Distinguished Service Medal), медалью НАСА «За исключительные заслуги» (NASA Exceptional Service Medal).
Посмертно награжден Космической медалью почёта конгресса США (Congressional Space Medal of Honor). Его именем названа авиабаза резерва ВВС США: Grissom Air Reserve Base в штате Индиана.

ююююююююююююю

ссылка по теме:
юююююююююю
"Первая жертва"
(к 35-летию трагической гибели экипажа КК "Apollo-1")
ююююююююююююю

при оформлении страницы использованы материалы и
фотографии из личного архива автора сайта,
а также следующих web-ресурсов:
  ююююююююююююю
 Центральный сайт Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США "ASTROnote - космическая жнциклопедия Ивана Иванова - великолепный и пожалуй самый полный сайт об истории мировой космонавтики "Эпизоды космонавтики" Сергея Хлынина - один из лучших сайтов об истории космонавтики www.findagrave.com - известный англоязычный сайт, более 13 000 000 могил со всего света.

Космонавты и астронавты, кандидаты, претенденты и участники наборов