Родился
18 ноября 1923 года
в городе
Ист-Дерри, штата
Нью-Гемпшир.
В честь его полета город был впоследствии переименован в
Спейстаун.
Начальную школу окончил в
Ист-Дерри.
В 1940 году окончил
Академию Пинкертона в
городе Дерри,
получив среднее образование.
В течении года обучался
в Академии адмирала Фаррагута
в городе Том-Ривер,
штат Нью-Джерси,
а затем в
Военно-морской академии США в Аннаполисе.
Прошел ускоренный курс обучения по условиям
военного времени и
окончил Академию в июне 1944 года
со степенью бакалавра
наук.
Был призван в ВМС
сразу после окончания
Академии, и получил
звание энсайн.
До окончания
Второй мировой войны
Алан Шепард
служил на борту эскадренного миноносца Cogswell
в Тихом океане.
По возвращении в
США прошел летную
подготовку на авиастанциях
ВМС Корпус-Кристи, штат
Техас, и Пенсакола,
штат Флорида,
получив квалификацию
военно-морского летчика в
марте 1947 года.
В течении трех лет
служил в 42-й
истребительной эскадрилье ВМС,
базировавшейся на
авиастанциях Норфолк
(штат
Вирджиния) и
Джексонвилл (штат
Флорида) и участвовал в
нескольких боевых походах на авианосцах в
Средиземное море.
В 1951 году Алан Шепард
окончил Школу летчиков-испытателей ВМС
в Пэтьюксент-Ривер,
штат Мэриленд,
и остался служить там в качестве
летчика-испытателя.
С 1953-го по
1955 год Шепард
служил в 193-й
истребительной эскадрилье
в подразделении
ночных истребителей F-2H3 Banshee,
на авиастанции Моффетт-Филд,
штат Калифорния.
В должности
оперативного офицера эскадрильи он участвовал в
двух походах в
Тихий океан на
борту авианосца "Oriskany".
В 1955 году вернулся в
Пэтьюксент-Ривер и принимал участие в
летных испытаниях самолетов F-3H Demon, F-8U Crusader,
F-4D Skyray, F-11F Tigercat и
F-5D Skylancer.
Был
Главным
летчиком-испытателем F-5D Skylancer, а в
течение последних пяти
месяцев службы в
Пэтьюксент-Ривер был инструктором в
Школе летчиков-испытателей.
В 1957 году он окончил
Военно-морской колледж в
Ньюпорте и
был назначен на должность
офицера по вопросам боевой готовности самолетов
в штабе
Главнокомандующего Атлантическим флотом ВМС США.
К моменту зачисления в
отряд астронавтов
имел общий налет более
8 000 часов,
из них около
3 700 часов
на реактивных самолетах.
Космическая подготовка:
В
апреле 1959 года был зачислен в
первый отряд астронавтов NASA.
Прошел полный курс
подготовки,
специализировался по системам обеспечения
посадочных операций, парашютной системе, организации службы поиска
и спасения астронавта
после приводнения.
19 января 1961 года назначен пилотом на пуск
по программе
"Mercury".
Суборбитальный полёт Алана Шепарда
состоялся
5 мая 1961 года
на корабле
"Mercury MR-3"
(капсула № 7 "Freedom 7",
ракета-носитель "Mercury-Redstone")
по
суборбитальной траектории.
Во время полета выполнил несколько маневров
управления.
Максимальная высота подъема составила
187,4 км,
дальность -
487,5 км.
Продолжительность полета составила
15 минут 28 секунд.
Капсула
"Freedom 7",
на которой
Шепард
первым из
американцев поднялся в космос,
хранится в экспозиции музея
Военно-морской академии (US Navy Academy)
в
Аннаполисе (Annapolis),
штат
Мэриленд.
Дальнейшая космическая подготовка:
Был дублером
Гордона Купера во
время его
суточного полета
на корабле
"Mercury MA-9"
15 мая 1963 года.
В 1963 году
при содействии некоторых сотрудников
NASA,
Алан Шепард
пытался добиться проведения еще одного дополнительного полета
"Mercury МА-10"
в
конце 1963 года,
пилотом которого он надеялся стать.
Однако руководство
NASA отказалось от
этой идеи.
В 1963 году
вместе с
Фрэнком Борманом
начал готовиться к первому
пилотируемому полету
на новом
двухместном корабле "Gemini",
но в
конце 1963 года
Шепард
был отстранен от подготовки к полету в связи с
воспалением среднего уха.
В
результате этого он был переведен на
административную работу.
В мае 1969 года
после проведенной успешной операции восстановил
летный статус
и в
ноябре 1969 года
был назначен
командиром корабля "Apollo-14"
для полета на
Луну.
Полёт на Луну:
С
31 января
по
9 февраля 1971 года
в качестве командира корабля
"Apollo-14",
вместе со
Стюартом Русой
и Эдгаром Митчеллом.
Продолжительность полета
составила
9 суток 00 часов 1 минута 58 секунд.
На поверхности
Луны
Шепард
пробыл
33 часа 30 минут,
в том числе дважды работал вне посадочного модуля
(LM)
"Antares":
5 февраля в течении
4 часов 48 минут
и
6 февраля в течение
4
часов 34 минут.
Вместе с
Эдгаром Митчеллом, Шепард впервые испробовал на
Луне транспортёр
передвижного оборудования - тележку
(Mobile Equipment Transporter - MET).
Шепард стал пятым
американцем, ступившим на
лунную поверхность, и
единственным, кому пришло в голову поиграть
на Луне в гольф.
:)
Стюарт Руса
в это время ожидал своих коллег по экипажу на
окололунной орбите,
являясь
пилотом командного подуля.
Дальнейшая космическая подготовка:
Был
оператором связи
с экипажем (CapCom) в
Центре управления во время
полетов кораблей
"Apollo-15" и
"Apollo-17".
В
июле 1974 года
покинул
Отряд астронавтов НАСА
и уволился из
ВМС.
Деятельность после отставки:
В 1974 году
стал председателем компании
"Marathon Construction Corp."
в
Хьюстоне.
Позднее основал собственную компанию
"Seven-Fourteen Enterprises".
В 1974 году
был одним из основателей
Национального космического общества
(National Space Society).
В 1984 году
Шепард вместе с другими астронавтами программы
"Меркурий"
создал фонд
"Mercury Seven Foundation"
(переименован в
1995 году
в
"Astronaut Scholarship Foundation")
с целью привлечения денег на
выплату стипендий студентам технических колледжей
и являлся его
Председателем
до
октября 1997 года.
|