|
э
Дональд
Кент "Дик" Слейтон
родился
1
марта 1924
года
в городе Спарта (Sparta), штат Висконсин.
В 1942 году окончил среднюю школу (Sparta High School) в
городе Спарта.
В 1949 году окончил Университет Миннесоты (University of
Minnesota) и получил степень бакалавра наук по
авиационной технике.
В марте 1942 года пришел на службу в корпус армейской
авиации США в качестве курсанта авиационного училища, и
после летной подготовки на базах в Верноне (Vernon) и в
Вако (Waco Army Air Field) в Техасе в апреле 1943 года
стал пилотом ВВС.
В 1949 - 1951 годах работал инженером по авиационной
технике в корпоразии Boeing Aircraft Corporation в
Сиэттле (Seattle).
В составе 340-й бомбардировочной тактической группы
(340th Bombardment Group) выполнил 56 боевых вылетов в
Европе на бомбардировщике B-25.
После возвращения в США в середине 1944 года служил
пилотом-инструктором B-25 на базе в городе Колумбия (Columbia),
штат Северная Каролина. Затем служил ответственным за
проверку квалификации пилотов Douglas A26 Invader.
В апреле 1945 года был направлен в 319-ю
бомбардировочную тактическую группу (319th Bombardment
Group) на остров Окинава. Выполнил семь боевых вылетов в
небе Японии в качестве пилота бомбардировщика A-26.
После окончания войны еще в течении года служил
пилотом-инструктором B-25, а затем демобилизовался.
Вновь был действительную военную службу в авиацию
Национальной гвардии штата Миннесота (Minnesota Air
National Guard), служил в офицером по проведению лётных
испытания в эскадрильи F-51 в Миннеаполисе. Затем
полтора года служил техническии инспектором в
штаб-квартире 12-й воздушной армии.
Служил летчиком-истребителем и офицером по техническому
обслуживанию в 36-м авиакрыле дневных истребителей (36th
Fighter Day Wing) на базе Битбург (Bitburg) в Германии.
В июне 1955 года вернулся в США и прошел подготовку в
Школе ВВС США по подготовке пилотов для
экспериментальных летных испытаний (USAF Experimental
Test Pilot School) на базе ВВС Эдвардс (Edwards AFB) в
Калифорнии.
С января 1956 по апрель 1959 года служил
летчиком-испытателем, начальником секции испытания
истребителей (Chief of Fighter Test Section) на базе
Эдвардс, принимал участие в испытаниях различных
истребителей, предназначенных для ВВС США и других
стран.
В апреле 1959 года был зачислен в первый отряд
астронавтов НАСА. Прошел полный курс подготовки,
специализировался в вопросах, связанных с РН Atlas, с
системой аварийного спасения, аэродинамикой полета и
схемой выполнения полёта.
Работал оператором связи (CapCom) во время полетов
Mercury MR-3, Mercury MA-7 и Mercury MA-8.
Во время полета Джона Гленна на корабле Mercury MA-6
Слейтон и остальные пять астронавтов на основных
наземных станциях выполняли обязанности операторов
связи.
Дональд Слейтон должен был стать вторым американцем,
выполнившим орбитальный полет: 29 ноября 1961 года было
объявлено о его назначении основным пилотом Mercury
MA-7, старт которого тогда планировался на апрель 1962
года. Он уже успел выбрать название для своего корабля -
Delta-7. Но в январе 1961 года был поднят вопрос о его
годности к полету, а 15 марта 1962 года было принято
окончательное решении о снятии с подготовки из-за
идиопатической мерцательной аритмии сердца.
С сентября 1962 года работал коордиратором деятельности
астронавтов и был руководителем отряда астронавтов (Chief
of the Astronaut Office). После полета МА-8 в его
обязанности входило назначение экипажей, а также отбор
новых астронавтов.
Ушел в отставку с военной службы в ноябре 1963 года.
С ноября 1963 года по февраль 1974 года работал
Директором управления лётных экипажей (Flight Crew
Operations).
Несмотря на неурегулированность проблем со здоровьем в
декабре 1965 года был назван NASA командиром основного
экипажа "Apollo-2" / "Apollo-5" (второго пилотируемого и
пятого полета КК Apollo). В состав экипажа также должны
были войти Уолтер Каннингем и Рассел Швейкарт.
После длительного лечения к июлю 1970 года ему удалось
избавиться от особенностей сердечного ритма, а после
дополнительных обследований в марте 1972 года он вновь
получил летный статус и практически сразу после этого в
одиночку выполнял в воздухе в течение часа фигуры
высшего пилотажа. Однако к этому времени почти все
американские пилотируемые программы были уже закрыты.
Лететь было некуда и не на чем.
Шанс отправиться в космос появился у Дональда Слейтона
только после заключения между СССР и США соглашения о
проведении совместного полета по экспериментальной
программе "Союз-Аполлон" - ЭПАС (Apollo-Soyuz Test
Project - ASTP). Несмотря на то, что ему было уже 49
лет, 9 февраля 1973 года он был включен в основной
экипаж корабля Apollo в качестве пилота стыковочного
модуля.
|
|
|
-
э
Свой
единственный космический полёт Дональд Слейтон совершил с 15 по 24 июля 1975
года
в качестве пилота стыковочного модуля корабля Apollo-ASTP (Apollo-18).
В состав экипажа кроме Слейтона вошли Томас Стаффорд и Вэнс Бранд.
17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка «Союза» и «Аполлона».
19 июля была проведена расстыковка кораблей, после чего, через два витка
«Союза», совершена повторная стыковка кораблей, ещё через два витка корабли
окончательно расстыковались.
Это был первый совместный полет советского космического корабля "Союз-19"
пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, и американского
космического корабля "Apollo".
Общее время полёта в состыкованном состоянии — 46 часов 36 минут.
Продолжительность полета составила 9 суток 1 час 28 минут 00 секунд.
|
|
|
С июля 1975 по ноябрь 1977 года Слейтон был руководителем испытаний по
отработке захода на посадку и приземления (Approach and Landing Test Project)
по программе Space Shuttle в Лётно-исследовательском центре Драйдена (Dryden
Flight Research Center) на авиабазе Эдвардс.
С 1977 до 1982 года (до своего ухода из НАСА) был руководителем орбитальных
лётных испытаний (Orbital Flight Test).
Уволился из НАСА 27 февраля 1982 года.
После ухода из НАСА в 1982 году работал президентом и заместителем
председателя правления компании Space Services, Inc., которая занималась
разработкой ракет-носителей (таких как Conestoga) для суборбитальных полетов
и вывода на орбиту небольших коммерческих спутников.
В 1983 году стал председателем совместного предприятия нескольких
аэрокосмических компаний, получившего название Space America Incorporated.
|
|
|
э
Классность:
Общий налет к моменту зачисления в отряд составлял около
6 600 часов, из которых не менее 5 100 на реактивных
самолетах.
Публикации:
Соавтор книги We Seven, by the Astronauts Themselves
(1962).
Соавтор (вместе с Майклом Кассутом) книг Deke!: an
Autobiography и Deke!: U.S. Manned Space: From Mercury
to the Shuttle.
Награды:
Был награжден тремя медалями НАСА «За выдающиеся
заслуги» (NASA Distinguished Service Medal), медалью
НАСА «За исключительные заслуги» (NASA Exceptional
Service Medal), медалью НАСА «За выдающееся лидерство» (NASA
Outstanding Leadership Medal).
Уже после смерти удостоен премии Посла исследований NASA
(NASA Ambassador of Exploration Award), став первым
астронавтом, удостоенным премии уже после смерти (2006).
Его имя внесено в Зал славы американских астронавтов
(U.S. Astronaut Hall of Fame).
|
|