Родился 3 апреля 1955
года в столице
Польши - Варшаве,
где в это время
служил его отец.
После увольнения отца
из
армии,
семья
Яблонцевых
поселилась в
городе
Майкопе,
Краснодарского края.
Образование:
В 1972 году
Александр Яблонцев
окончил Майкопскую среднюю школу № 3,
в
которой работали его родители: мать была
учительницей начальных классов,
а отец
(после
увольнения из
армии)
- заместителем директора.
Александр
всегда мечтал быть лётчиком,
и
поэтому учась
в старших
классах
посещал занятия в
Майкопском аэроклубе.
В августе 1972 года
А.Н. Яблонцев
поступил в Армавирское Высшее военное авиационное училище лётчиков
Противовоздушной обороны, которое
окончил в сентябре 1976 года, с дипломом лётчика-инженера по
специальности "Пилотирование и эксплуатация летательных аппаратов".
В 1989 году окончил Ахтубинский филиал Московского авиационного института
имени Серго Орджоникидзе "Взлёт"
(вечернее
отделение,
факультет "Самолётостроение")
и получил квалификацию "инженер-механик".
Служба в авиации ПВО:
С 28 сентября 1976 года находился в распоряжении командира
в/ч № 09436.
С 17 ноября 1976 года служил в 60-й Армии ПВО:
Начальник парашютно-десантной службы - старший летчик 180-го
Гвардейского истребительного авиационного полка;
старший лётчик
(с 11 мая 1977
года);
командир авиационного звена
заместитель командира авиационной эскадрильи - штурман
(с 10 августа 1981
года);
командир авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка
(с 10 апреля 1982
года).
Лётно-испытательская работа:
В 1985 году с отличием окончил курс лётного отделения 267-й Центра
испытания авиационной техники и подготовки лётчиков-испытателей в
городе Ахтубинске, Астраханской области и получил
квалификацию "лётчик-испытатель".
С 7 августа 1985 года служил старшим штурманом-испытателем 5-й
авиационной испытательной эскадрильи службы лётных испытаний
бомбардировочной авиации
1-го управления Государственного Краснознамённого Научно-исследовательского
института ВВС имени В.П. Чкалова
(с 31 октября
1986 года - 1-е Научно-испытательное управление).
С 13 февраля 1987 года служил старшим летчиком-испытателем 2-й
испытательной авиационной эскадрильи службы летных испытаний
истребителей-перехватчиков ПВО и самолетов фронтовой авиации 1-го
Научно-испытательного управления.
С 31 мая 1988 года служил старшим лётчиком-испытателем
1-го Научно-испытательного управления ГКНИИ ВВС имени В.П. Чкалова.
Космическая подготовка:
В 1987 году
Александр Николаевич Яблонцев
был отобран в ГКНИИ ВВС
для работы по программе подготовки к космическому полёту на
орбитальном
корабле многоразового использования "Буран".
Прошёл медицинское обследование в Центральном военном
научно-исследовательском авиационном госпитале и в начале 1988 года
получил положительное заключение Центральной врачебно-летной комиссия.
25 января 1989 года решением Главной межведомственной комиссии
А.Н. Яблонцев
отобран в качестве кандидата в космонавты от ГКНИИ ВВС.
С мая 1989 года по апрель 1991 года проходил общекосмическую подготовку
в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина
(методом
сборов)
и после сдачи экзаменов 5 апреля 1991 года получил квалификацию
"космонавт-испытатель".
20 февраля 1992 года
Александру Николаевичу Яблонцеву
было присвоено
воинское звание "полковник".
8 апреля 1992 года Приказом Главкома Объединенных Вооруженных Сил СНГ
был зачислен на должность космонавта-испытателя ГКНИИ ВВС.
В 1993 году в качестве ведущего лётчика-испытателя проводил испытания
новой системы сигнализации невесомости на самолёте-лаборатории.
После прекращения работ по "Бурану" и в соответствии с
директивой
Главного штаба ВВС от 30 сентября 1996 года
А.Н. Яблонцев
был выведен
за штат института, а группа космонавтов ГКНИИ ВВС в которую
кроме Яблонцева
на тот момент входили:
Николай Алексеевич Пушенко,
Анатолий Борисович Полонский,
Иван Иванович Бачурин и
Александр Сергеевич Пучков
была расформирована
(на
основании Приказа Начальника
ГКНИИ ВВС от 28 ноября 1996 года).
19 апреля 1997 года Приказом Министра обороны Российской Федерации №
0403
полковник
Александр Николаевич Яблонцев
был уволен
из Вооруженных Сил
в запас, в связи с сокращением штатов.
Профессиональная деятельность после завершения космической подготовки
и увольнения из армии:
С 1998 года по январь 1999 года
А.Н. Яблонцев
работал пилотом
авиакомпании "Трансаэро".
Летал вторым пилотом на самолете "Боинг-737".
Был уволен в связи с сокращением штата авиакомпании.
С апреля 1999 года летал вторым пилотом самолета Ту-204 авиакомпании "Трансевропейские
авиалинии".
С 2000 года
Александр Николаевич Яблонцев
работал старшим лётчиком-испытателем
(шеф-пилотом)
компании "Гражданские самолеты Сухого".
В качестве Ведущего лётчика-испытателя
Александр Николаевич
принимал активное участие в создании нового российского самолёта
RRJ-95B с самых ранних этапов
его проектирования.
Освоив 45 типов самолетов и их модификаций, 19 мая 2008 года
поднял в воздух первый опытный экземпляр самолета "Сухой
Суперджет 100"
(Sukhoi
SuperJet-100).
В ноябре 2011 года в Жуковском он управлял бортом № 97004 при выполнении
первых двух автоматических посадок по категории IIIA с разными
конфигурациями механизации крыла.
Лично сформировал и успешно руководил высококвалифицированным,
уникальным коллективом лётчиков-испытателей ЗАО
"Гражданские самолеты Сухого".
В дальнейшем он провёл основной комплекс лётных испытаний до
сертификации типа в условиях, сопряженных с риском для
жизни, проявляя высокое лётное мастерство, мужество и
профессионализм, целеустремленность, принципиальность.
Кроме этого
А.Н. Яблонцев
имел общий налет свыше 9 000 часов на боевых самолётах, освоил 80
типов боевых самолётов и их модификаций.
Летал на самолетах:
Изделие 69, 50, 3, 3Д, 6, 02,
02М, 84У
(МиГ-25ПУ),
84Д (МиГ-25ПД),
84УС,
С-52
(Су-17М),
С-52У
(Су-17УМ),
С-52К
(Су-22М),
С-52УК
(Су-22УМ),
С-54, Т-6
(Су-24),
Т-8
(Су-25),
Т-10
(Су-27),
Т-10У, 9-12
(МиГ-29),
9-5.
Классность:
Военный летчик 1-го класса,
Летчик-испытатель 1-го класса,
Линейный пилот гражданской авиации 1-го класса
(20.09.
1996).
Награды:
Александр Николаевич Яблонцев
был награжден 9-ю медалями
Вооружённых сил СССР
(России).
|