-
 


Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Мастер спорта СССР
по авиамоделизму и парашютному спорту,
Семикратный чемпион СССР
по авиамоделизму,

космонавт-испытатель
 Отраслевого Комплекса
Подготовки космонавтов-испытателей
Лётно-исследовательского института
имени М.М. Громова,
Старший лейтенант
ВВС запаса

Опыта космических полётов не имел

 
-
-
     
 


Родился 6 августа 1938 года в посёлке Самарское,
Азовского
района, Ростовской области.


В
1952 году окончил 7 классов в школе города Саранска, Марийской АССР.
В
1956 году окончил Саранский авиационный техникум и одновременно Саранское летное отделение
Летчик испытатель О.Г.Кононенко на ТАКР "Киев"аэроклуба
.
В
1958 году окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ в городе Саранск,
получил
диплом и квалификацию «летчик-инструктор».

В
1975 году окончил вечернее отделение Московского авиационного института имени Серго
Орджоникидзе
и получил
специальность
инженера-механика.

В
1959 - 1962 годах работал лётчиком-инструктором учебного авиационного центра
ДОСААФ
в городе Вязники, Владимирской области.

В
1962 - 1965 годах работал лётчиком-инструктором Ростовского аэроклуба.
В
1966 году окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей Летно-исследовательского института Министерства авиационной промышленности СССР.

С
марта 1966 года - на лётно-испытательной работе в ЛИИ МАП СССР.
С
1972 года участвует в испытаниях самолёта вертикального взлёта и посадки
Як-36М/38
.

18 мая 1972 года совершает первую посадку самолёта Як-36М на палубу нового тяжелого авианесущего крейсера «Киев».
Осенью 1978 года первым опробует взлет с коротким разбегом на сухопутном аэродроме.

Олег Григорьевич КононенкоПровёл ряд сложных испытаний на вертолётах Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, а также на самолёте Як-38 по тематике института.
27 декабря 1979 года в ходе отработки взлета с коротким разбегом с палубы авианесущего крейсера
"Минск"
в акватории Уссурийского залива, самолет Як-38У, пилотируемый О.Г. Кононенко и
М.С. Дексбахом, потерпел аварию и рухнул в море из-за отказа системы поворота сопел.
Летчикам удалось катапультироваться.

Космическая подготовка:
Был одним из первых летчиков-испытателей ЛИИ,
работавшим по
программе «Спираль».
12 июля 1977 года приказом Начальника ЛИИ № 630
зачислен в группу специальной подготовки по
программе
«Буран».
3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии.
1 февраля 1979 года приказом Министра авиационной промышленности СССР № 34
зачислен в головную группу для подготовки по теме 11Ф35 («Буран»).
С
апреля 1979-го по сентябрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку
в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина методом сборов.

30 июля 1980 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в группу
космонавтов-исследователей.

Классность:
Летчик-испытатель 4-го класса (с 16 марта 1966 года).
Летчик-испытатель 3-го класса1967 года).
Летчик-испытатель
2-го класса 1970 года).
Летчик-испытатель
1-го класса1975 года).

Спортивные достижения:
О.Г. Кононенко был семикратным чемпионом СССР по авиамоделизму,
Мастером спорта СССР по авиамоделизму и парашютному спорту.

Н
аграды и почётные звания:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1980 года
Олегу Григорьевичу Кононенко было присвоено почётное звание
"
Заслуженный лётчик-испытатель СССР".

Он был награжден двумя орденами Ленина
1976 году и в 1980 году - посмертно) и медалями.

 

 
-
 


8 сентября 1980 года в 6 часов 13 минут по московскому времени,
в
Южно-Китайском море при
взлете
самолета вертикального взлета и посадки "Як-38"
с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Минск» при отработке
методики укороченного взлета на предельных режимах
не переложились створки сопла подъемно-маршевого (заднего) двигателя, самолет «просел», ударившись колесами об ограничительный брус.

Выйдя за обрез палубы, самолет стал полого снижаться.
Кононенко не катапультировался, до последнего пытаясь спасти самолет.
Перед
ударом о воду в 150 метрах впереди корабля бурлящими струями воды, поднятыми работающими двигателями, от самолета оторвало закрылок,
машину крутануло на 180 градусов.

Як-38
с номером 45 на борту еще минуту находился на плаву,
но никаких движений
в кабине не было.
Самолет ударился о воду не сильно - вертикальная скорость была 3 м/сек.
Но сочетание
боковой (машину в момент потери закрылка резко развернуло) и вертикальной перегрузок могло вызвать у летчика внезапную потерю сознания и поэтому у Кононенко не было шансов спастись.

Олег Григорьевич Кононенко погиб...

Похоронен он в городе Жуковский, Московской области,
на Быковском Мемориальном кладбище...

 (увеличить фото) Московская область, г. Жуковский, Быковское Мемориальное кладбище. Могила О.Г. Кононенко (июль 2009 года)


(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по Выбранной Вами фотоссылке)
 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы следующих
web-ресурсов:

www.buran.ru - сайт Вадима Лукашевича о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах "Новости космонавтики"

Космическая энциклопедия "ASTROnote" "Эпизоды космонавтики" Сергея Хлынина - один из лучших сайтов об истории космонавтики

Сайт "Испытатели"
 

 
     
 


Низкий поклон и Большое Спасибо
Андрею Симонову - автору сайтов
"Герои страны" и "Испытатели"
за помощь в поиске захоронений
Деятелей Отечественной космонавтики!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Космонавты и астронавты, кандидаты, претенденты и участники наборов