-
 


Лётчик-спортсмен,
Мастер спорта СССР по высшему пилотажу,

Инженер-конструктор и испытатель
Тушинского моторостроительного завода,

Инженер-конструктор и
Космонавт-испытатель
Научно-производственного объединения
"Энергия",
Инженер ЦНИИмаш

Опыта космических полётов не имел

 
-
-
     
 


Родился
24 марта 1932 года на прииске Кадая, Нерчинского района,
Читинской области.

Образование и деятельность до зачисления в отряд космонавтов:

В 1942 году окончил два класса железнодорожной школы города Новочеркасск.
В
1943 - 1948 годах учился в разных школах на Колыме, Магаданской области.
В
1949 году окончил один класс средней школы № 1 города Углич, Ярославской области.
В
1951 году окончил среднюю железнодорожную школу города Кусково, Московской области.

В
1957 году окончил Московский Авиационный институт имени Серго Орджоникидзе
по специальности
«Авиационные двигатели», получил квалификацию «инженер-механик».

С
13 мая 1957 года работал инженером-конструктором на Тушинском моторостроительном заводе, где занимался доводкой авиационных двигателей на летающей лаборатории Ту-16. До мая 1958 года был конструктором по раздаточной коробке, а потом работал
в
летно-испытательном отделе.

С
20 августа 1958 года летал в должности инженера по эксплуатации 3-го класса
1 июля 1959 года - 2-го класса) на самолете Ту-16 (летающей лаборатории ЛЛ-104),
вместе с
Сергеем Николаевичем Анохиным.
Во время полетов проводились испытания объекта, разрабатывавшегося на заводе.

В
1959 году окончил вечерний факультет Института Марксизма-ленинизма
при Тушинском горкоме КПСС с двухгодичным сроком обучения.

19 августа 1960 года окончил курсы повышения квалификации ведущих инженеров
при
Школе летчиков-испытателей ЛИИ имени М.М. Громова,
Государственного комитета по авиационной технике.

С
1 сентября 1961 года работал ведущим инженером по летным испытаниям.
Принимал
участие в испытаниях самолетов МиГ на заводе «Зенит».
Участвовал во
всех испытаниях как представитель завода.

12 июля 1965 года был переведен на должность ведущего инженера на завод п/я № 4223.
25 июля 1967 года перешел в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения на должность старшего инженера.
С
7 августа 1967 года работал старшим инженером 721-го отдела.

С
29 апреля 1969 года работал Ведущим инженером, руководителем испытаний.
Участвовал в
работах с изделием Е8-5 (АМС для забора лунного грунта):
проводил
непосредственные испытания на заводе-изготовителе и технической позиции.
Был
руководителем натурных испытаний систем и агрегатов изделия Е8-5.
 
Бортинженер дублирующего экипажа КК "Союз-18" Ю.А. Пономарёв, 1975 год.Космическая подготовка:
В 1969 году написал заявление с просьбой о зачислении в отряд космонавтов ЦКБЭМ.
Прошел
медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем
и 11 ноября 1971 года получил заключение Главной медицинской комиссии о годности к спецтренировкам.

На заседании
Государственной межведомственной комиссии, 22 марта 1972 года
был
рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.
В этот же день приказом
Министра Общего машиностроения № 88,
Юрий Пономарёв был зачислен в 731-й отдел ЦКБЭМ на должность космонавта-испытателя.

В
1972 - 1973 годах проходил подготовку к полету в качестве бортинженера
условного экипажа по программе автономного полета на космическом корабле «Союз»,
вместе с
Николаем Рукавишниковым.

С
мая 1973 года готовился к автономному полету на корабле «Союз»
с программой астрофизических исследований в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа, вместе с Петром Климуком, но был заменен
Валентином Лебедевым. Был переведён в третий (резервный) экипаж,
где начал подготовку в качестве
бортинженера вместе с Владимиром Ковалёнком.

C 10 декабря 1973 года по 31 мая 1974 года проходил непосредственную подготовку к полету на ДОС-4 («Салют-4») в качестве бортинженера четвёртого (резервного) экипажа
по программе
1-й экспедиции (ЭО-1), вместе
с
Владимиром Ковалёнком.

С
июня по декабрь 1974 года - готовился по той же программе в режиме поддержания тренированности из-за задержки с запуском ДОС-4.
 
С
января по март 1975 года проходил подготовку к полету на ДОС-4 («Салют-4»)
в качестве
бортинженера третьего (резервного) экипажа по программе 2-й экспедиции (ЭО-2), вместе с Владимиром Ковалёнком.

Дублирующий экипаж корабля "Союз-18": Владимир Ковалёнок и Юрий Пономарёв (справа)Старт
основного экипажа, 5 апреля 1975 года был неудачным, корабль не вышел на орбиту,
и программы
ЭО-2 была не выполнена.

В
апреле - мае 1975 года проходил подготовку к полету на ДОС-4 («Салют-4»)
в качестве
бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе 2-й экспедиции
(ЭО-2), вместе с Владимиром Ковалёнком.
Во время старта
космического корабля «Союз-18» 24 мая 1975 года
был дублером бортинженера корабля Виталия Севастьянова.

Начал
подготовку в качестве бортинженера основного экипажа 1-й экспедиции (ЭО-1)
на
ДОС-5 («Салют-6»), но вскоре был заменен Валерием Рюминым.

Проходил
подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа
для полета на
ДОС-5 («Салют-6»), по программе 1-й экспедиции посещения (ЭП-1),
вместе с
Анатолием Дедковым.

В
октябре 1977 года, после неудачного полета корабля «Союза-25»,
все экипажи, состоявшие из космонавтов, не имеющих опыта работы в космосе,
были расформированы.
После этого
Пономарёв к дальнейшей подготовке в составах экипажей не привлекался
и
занимался испытанием новых скафандров, предназначенных для внекорабельной деятельности и членов экипажей космических кораблей серии "Союз Т".

Принимал участие в управлении космическими аппаратами на кораблях
«Космонавт Юрий Гагарин» и «Космонавт Владимир Комаров».
11 апреля 1983 года был отчислен из отряда космонавтов НПО «Энергия»
в связи с
уходом на пенсию, по выслуге лет.

Деятельность после отчисления из отряда космонавтов:
После
ухода из отряда космонавтов был зачислен инженером в 292-й отдел
ГКБ НПО «Энергия»
, однако через 9 дней уволился из НПО.
 
С
20 апреля 1983 года работал в ЦНИИ машиностроения (ЦНИИмаш).

Спортивная деятельность:

В
1956-м, 1957-м и 1958 годах, Юрий Анатольевич Пономарёв участвовал
в
авиационных парадах в Тушино в качестве летчика-спортсмена.
10 сентября 1970 года получил звание Мастера спорта СССР по высшему пилотажу.
Имел
350 часов налета.

Награды:
Был награжден орденом «Знак Почета» (9 ноября 1970 года,
за выполнение спецзадания - работы по изделию Е8-5),
медалью
«За доблестный труд.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина»
.

***
С 1956-го по 1992 год состоял в браке
с Пономаревой (Ковалевской) Валентиной Леонидовной
-
космонавтом первого "женского" отряда космонавтов ЦПК ВВС.
 

 
-
 


Юрий Анатольевич Пономарёв
скоропостижно скончался 13 апреля 2005 года.
Причиной смерти стал инсульт.

Похоронен он на кладбище деревни Леониха, Щёлковского района,
Московской области.


(увеличить фото) Московская область, Щёлковский район, кладбище деревни Леониха. Могила Ю.А. Пономарёва (август 2007 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы следующих
web-ресурсов:

Космическая энциклопедия "ASTROnote" "Новости космонавтики" "Эпизоды космонавтики" Сергея Хлынина - один из лучших сайтов об истории космонавтики
 

 
    -

Космонавты и астронавты, кандидаты, претенденты и участники наборов Создатели ракетно-космической техники и ракетно-ядерного оружия