Родился
24 марта 1932 года
на прииске
Кадая,
Нерчинского
района,
Читинской
области.
Образование и деятельность до зачисления в отряд космонавтов:
В
1942 году
окончил два класса
железнодорожной школы
города Новочеркасск.
В 1943 - 1948 годах
учился в разных школах на
Колыме,
Магаданской
области.
В 1949 году
окончил один класс
средней школы № 1
города Углич,
Ярославской
области.
В 1951 году
окончил среднюю
железнодорожную школу
города Кусково,
Московской области.
В 1957 году
окончил
Московский Авиационный институт имени Серго Орджоникидзе
по специальности
«Авиационные двигатели»,
получил квалификацию
«инженер-механик».
С 13 мая 1957 года
работал
инженером-конструктором
на Тушинском
моторостроительном заводе,
где занимался доводкой
авиационных двигателей
на летающей лаборатории
Ту-16. До
мая 1958 года
был
конструктором
по
раздаточной коробке, а
потом работал
в летно-испытательном
отделе.
С 20 августа 1958 года
летал в должности
инженера по
эксплуатации 3-го класса
(с 1 июля 1959 года
- 2-го класса)
на самолете Ту-16
(летающей лаборатории
ЛЛ-104),
вместе с
Сергеем Николаевичем Анохиным.
Во
время полетов
проводились испытания
объекта,
разрабатывавшегося на
заводе.
В 1959 году
окончил вечерний
факультет
Института
Марксизма-ленинизма
при
Тушинском горкоме КПСС
с двухгодичным сроком
обучения.
19 августа 1960 года
окончил курсы повышения
квалификации ведущих инженеров
при
Школе летчиков-испытателей ЛИИ имени М.М. Громова,
Государственного
комитета по авиационной технике.
С 1 сентября 1961 года
работал ведущим
инженером по летным испытаниям.
Принимал участие
в испытаниях самолетов
МиГ на заводе
«Зенит».
Участвовал во всех
испытаниях как
представитель завода.
12 июля 1965 года
был переведен на должность
ведущего инженера
на завод п/я № 4223.
25 июля 1967 года
перешел в
Центральное конструкторское
бюро экспериментального машиностроения
на должность
старшего инженера.
С 7 августа 1967 года
работал старшим
инженером 721-го
отдела.
С 29 апреля 1969 года
работал Ведущим
инженером, руководителем
испытаний.
Участвовал в работах
с изделием
Е8-5
(АМС
для забора лунного
грунта):
проводил
непосредственные испытания
на заводе-изготовителе
и технической позиции.
Был руководителем
натурных испытаний систем
и агрегатов изделия
Е8-5.
Космическая подготовка:
В
1969 году
написал заявление
с просьбой о зачислении
в отряд космонавтов
ЦКБЭМ.
Прошел медицинское
обследование в
Институте медико-биологических
проблем
и
11 ноября 1971 года
получил заключение
Главной медицинской комиссии
о годности
к спецтренировкам.
На заседании
Государственной межведомственной комиссии,
22 марта 1972
года
был рекомендован
для зачисления в отряд
космонавтов.
В этот же день приказом
Министра Общего машиностроения № 88,
Юрий Пономарёв
был зачислен в
731-й отдел ЦКБЭМ
на должность
космонавта-испытателя.
В 1972 - 1973 годах
проходил
подготовку
к полету в качестве
бортинженера
условного экипажа
по программе
автономного полета на
космическом корабле
«Союз»,
вместе с
Николаем Рукавишниковым.
С мая 1973 года
готовился к автономному
полету на корабле
«Союз»
с программой
астрофизических исследований
в качестве бортинженера
второго (дублирующего) экипажа,
вместе с Петром
Климуком, но был
заменен
Валентином Лебедевым.
Был переведён в третий
(резервный) экипаж,
где начал подготовку в качестве
бортинженера
вместе с
Владимиром Ковалёнком.
C
10 декабря 1973 года
по 31 мая 1974 года
проходил
непосредственную подготовку
к полету на
ДОС-4
(«Салют-4»)
в качестве бортинженера
четвёртого (резервного)
экипажа
по программе 1-й
экспедиции (ЭО-1),
вместе
с
Владимиром Ковалёнком.
С июня
по
декабрь 1974 года -
готовился по той же
программе в
режиме поддержания
тренированности
из-за задержки с запуском
ДОС-4.
С января
по март 1975 года
проходил
подготовку
к полету на
ДОС-4
(«Салют-4»)
в качестве бортинженера
третьего (резервного)
экипажа
по программе 2-й
экспедиции (ЭО-2),
вместе с
Владимиром
Ковалёнком.
Старт
основного экипажа,
5 апреля 1975 года
был неудачным,
корабль не вышел на
орбиту,
и программы ЭО-2
была не выполнена.
В апреле - мае 1975 года
проходил подготовку
к полету на
ДОС-4
(«Салют-4»)
в качестве бортинженера
второго (дублирующего)
экипажа
по программе 2-й
экспедиции
(ЭО-2),
вместе с
Владимиром
Ковалёнком.
Во время старта
космического корабля
«Союз-18» 24 мая 1975
года
был
дублером бортинженера корабля
Виталия Севастьянова.
Начал подготовку
в качестве бортинженера
основного экипажа 1-й экспедиции
(ЭО-1)
на ДОС-5
(«Салют-6»),
но вскоре был заменен
Валерием Рюминым.
Проходил подготовку
в качестве бортинженера
второго (дублирующего)
экипажа
для полета на ДОС-5
(«Салют-6»),
по программе 1-й
экспедиции посещения (ЭП-1),
вместе с Анатолием
Дедковым.
В октябре 1977 года,
после неудачного полета
корабля «Союза-25»,
все экипажи,
состоявшие из
космонавтов,
не имеющих опыта работы в
космосе,
были расформированы.
После этого
Пономарёв
к дальнейшей подготовке
в
составах экипажей
не привлекался
и занимался испытанием
новых скафандров,
предназначенных для
внекорабельной деятельности
и
членов экипажей космических кораблей
серии
"Союз Т".
Принимал участие
в управлении
космическими аппаратами
на кораблях
«Космонавт Юрий
Гагарин» и
«Космонавт
Владимир Комаров».
11 апреля 1983 года
был отчислен из отряда
космонавтов
НПО «Энергия»
в связи с уходом на
пенсию, по
выслуге лет.
Деятельность после отчисления из отряда космонавтов:
После ухода из отряда
космонавтов был
зачислен инженером
в 292-й отдел
ГКБ НПО «Энергия»,
однако через
9
дней уволился из
НПО.
С 20 апреля 1983 года
работал в
ЦНИИ
машиностроения (ЦНИИмаш).
Спортивная деятельность:
В 1956-м,
1957-м и
1958 годах,
Юрий Анатольевич
Пономарёв участвовал
в авиационных парадах
в
Тушино
в качестве
летчика-спортсмена.
10 сентября 1970 года
получил звание Мастера
спорта СССР по высшему пилотажу.
Имел
350 часов налета.
Награды:
Был награжден
орденом «Знак Почета»
(9 ноября 1970 года,
за выполнение
спецзадания - работы по изделию Е8-5),
медалью «За доблестный
труд.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
***
С
1956-го
по
1992 год
состоял в браке
с
Пономаревой
(Ковалевской) Валентиной Леонидовной
- космонавтом
первого "женского" отряда космонавтов ЦПК ВВС.
|