Родился 29 января 1942 года в селе Берестовенька Красноградского района
Харьковской области, Украинской ССР
(ныне - Республика
Украина).
Отец
Ивана Ивановича Бачурина
-
Иван Петрович
(1910 - 1941)
работал
на Харьковском тракторном заводе, погиб под Сталинградом
незадолго до рождения сына.
Образование и служба до зачисления в группу космонавтов:
В 1959 году
Иван Бачурин
окончил 10 классов средней школы села Берестовенька.
В связи с зачислением в
Кировоградское Высшее военное авиационное училище лётчиков
в 1959 году он был призван Вооружённые силы СССР.
В 1960 году
после 1-го курса курсант
И.И. Бачурин
был переведён
в
Оренбургское
Высшее военное авиационное училище лётчиков
которое окончил
в 1963 году.
С 25 октября 1963 года находился
в распоряжении Командующего ВВС
Приволжского военного округа.
7 декабря 1963 года он был оставлен
в родном училище
в должности
лётчика-инструктора 814-го учебного авиационного полка, а 12 февраля
1964 года
был назначен
на
должность лётчика-инструктора 904-го учебного
авиационного полка.
С 3 апреля 1968 года служил в
Государственном
Краснознамённом
Научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил СССР
имени В.П. Чкалова и находился в распоряжении Командира части.
С 6 июля 1968 года
Иван Иванович Бачурин
являлся лётчиком-испытателем,
а с 15 сентября 1969 года - старшим лётчиком 2-й авиационной
испытательной эскадрильи службы лётных испытаний 2-го управления ГКНИИ ВВС
имени В.П. Чкалова.
С 29 сентября 1972 года он служил старшим лётчиком
(ведущим инженером -
старшим лётчиком-испытателем)
5-й
авиационной испытательной эскадрильи
службы лётных испытаний бомбардировочной авиации 1-го управления ГКНИИ ВВС
имени В.П. Чкалова, а 18 сентября 1975 года был назначен
на должность командира этой эскадрильи.
В 1973 году
И.И. Бачурин
окончил вечернее отделение Филиала "Взлёт" Московского авиационного
института имени Серго Орджоникидзе
(в
городе Ахтубинске Астраханской области)
и
получил специальность инженера-механика.
С 30 ноября 1978 года служил в должности заместителя
Начальника службы
лётных испытаний бомбардировочной авиации - старшего лётчика-испытателя
1-го управления ГКНИИ ВВС имени В.П. Чкалова.
Космическая подготовка и служба в группе космонавтов ГКНИИ ВВС:
В 1978 году
Иван Иванович Бачурин
был отобран в группу лётчиков-испытателей ГКНИИ ВВС имени В.П.
Чкалова для проведения атмосферных испытаний многоразового
транспортного космического корабля "Буран".
Прошёл обследование в Центральном военном научно-исследовательском
авиационном госпитале, получил положительное заключение Главной
медицинской комиссии и на заседании Государственной межведомственной
комиссии 1 декабря 1978 года был утверждён в качестве члена
группы лётчиков-испытателей.
С января 1979 года по ноябрь 1980 года проходил
(методом сборов)
общекосмическую подготовку
в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в качестве
слушателя-космонавта.
После окончания общекосмической подготовки вернулся в ГКНИИ ВВС
на испытательную работу.
На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 12
февраля 1982 года ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".
7 августа 1986 года
Приказом Министра обороны СССР
И.И. Бачурин
был зачислен
в группу космонавтов-испытателй 4-го Научно-испытательного управления
Филиала ГКНИИ ВВС имени В.П. Чкалова в посёлке Чкаловский
(в черте города
Щёлково, Московской области)
и был назначен командиром этой группы.
Одновременно
с космической подготовкой продолжал заниматься
испытательной работой.
В рамках программы "Буран"
Иван Иванович
отрабатывал практические навыки
и методы бездвигательной посадки
(на малой тяге)
по крутой глиссаде, систему автоматического управления посадкой
сначала на стендах и тренажёрах, а позже
на самолётах-лабораториях Ту-22М, ТУ-154, МиГ-25 и
МиГ-31.
Он был испытытателем системы отображения информации
на траектории спуска "Адонис".
И.И. Бачурин
проходил подготовку по программе испытаний специального
экземпляра корабля "Буран"
для атмосферных горизонтально-лётных
испытаний
(самолёт-аналог БТС-02
ОК-ГЛИ)
и
осуществлял её
военно-научное сопровождение.
Вместе с
Алексеем Сергеевичем Бородаем
выполнил 6 полетов
на самолете-аналоге БТС-002 в качестве командира экипажа:
•
15 октября 1987 года - 14-й полёт БТС-002
(Продолжительность
полёта -
19 минут,
высота полёта -
4000 метров.
Была осуществлена первая автоматическая посадка);
•
24 января 1988 года - 16-й полёт БТС-002
(Продолжительность
полёта -
11 минут,
высота полёта -
4000 метров.
Завершение первого
(испытательного)
этапа полётов на "БТС-002");
•
23 февраля 1988 года - 17-й полёт БТС-002
(Продолжительность
полёта -
22 минуты,
высота полёта -
4200 метров.
Была выполнена дополнительная программа полёта
и осуществлена автоматическая посадка);
•
12 марта 1988 года - 19-й полёт БТС-002
(Продолжительность
полёта -
20 минут,
высота полёта -
4000 метров.
Была осуществлена автоматическая посадка
с сопровождением самолётов МиГ-25 и Су-17);
•
23 марта 1988 года - 20-й полёт БТС-002
(Продолжительность
полёта -
43 минуты,
высота полёта -
4000 метров.
Была осуществлена автоматическая посадка
с сопровождением самолётов МиГ-25 и Су-17);
•
28 марта 1988 года - 21-й полёт БТС-002
(Продолжительность
полёта -
19
минуты,
высота полёта -
4000 метров.
Была осуществлена автоматическая посадка
с сопровождением самолётов МиГ-25 и Су-17).
С ноября 1990 года по март 1992 года
Иван Иванович Бачурин
проходил подготовку
в составе группы (вместе
с
Алексеем Сергеевичем Бородаем
и
Леонидом
Константиновичем Каденюком,
будущим официальным первым космонавтом независимой Украины)
к полёту на космическом корабле "Союз ТМ-спасатель"
в
качестве командира экипажа.
По
рамках подготовки
к этому полёту были проведены испытания
андрогинно-периферийного узла по программе стыковки с МТКК
"Буран".
И.И. Бачурин
успешно сдал все экзамены, но в связи с финансовым
кризисом программа была закрыта.
Приказом Министра обороны СССР № 1111 от 28 ноября 1992 года полковник
Иван Иванович Бачурин
был отчислен из группы космонавтов ГКНИИ ВВС
и был уволен из Вооруженных Сил по достижении предельного возраста
военнослужащих.
За период испытательной деятельности он провёл ряд сложнейших работ
по Государственным испытаниям самолётов Ту-22М, Су-24М,
А-50, Ту-95МС.
Провёл Государственные испытания специальных модификаций самолётов Ту-22,
Ил-76
(оборудованного системой
дальнего радиолокационного обнаружени
и управления),
Як-28, АН-124 "Руслан", Ан-225 "Мрiя".
В мае 1990 года вместе с Заслуженным лётчиком-испытателем СССР
Сергеем Александровичем Горбиком
выполнил первый коммерческий рейс
на самолёте
Ан-225 "Мрiя", доставив из Челябинска в
Якутию трактор Т-800,
вес которого
превышал
100 тонн.
И.И. Бачурин
выполнил испытания самолёта Су-24М на отказ двигателя при
взлёте,
а также испытал самолёт Ту-95МС на отказ двигателя в полёте.
Испытывал системы дозаправки в полете самолетов Ту-22М, Су-24М
и Ту-95.
Во время одного из полетов на Су-25 при полном
вооружении разрушился двигатель, во время другого полёта
на самолёте Ту-22 двигатель загорелся.
Во время полётов случались отказы шасси, разрушалось остекление
кабины, обрывался топливный шланг при дозаправке в
воздухе, но во всех ситуациях
ему удавалось посадить самолёт.
Деятельность после увольнения из ГКНИИ ВВС:
С декабря 1992 года по декабрь 1993 года
И.И. Бачурин
работал Начальником
службы лётных испытаний Акционерного общества закрытого типа "Альфа".
В 1994-1995 годах являлся Начальником службы лётных испытаний
Конструкторского бюро "Термоплан"
(КБ занималось созданием
дирижаблей - прим.).
28 октября 1999 года стал консультантом отдела координации технического
развития, автоматизации и унификации средств и систем
органов по использованию воздушного пространства и
обслуживанию воздушного движения Межгосударственного авиационного комитета.
Присвоение воинских званий:
•
лейтенант
(25 октября 1963
года);
•
старший лейтенант
(7 февраля
1966 года);
•
капитан
(20 апреля
1968 года);
•
майор
(24 июня 1971 года);
•
подполковник
(2
августа 1974 года);
•
полковник
(31
октября 1978 года).
Классность:
Общий налёт составляет более
5 500 часов.
•
Военный лётчик 1-го класса;
•
Лётчик
- испытатель 3-го класса
(с
1969 года);
•
Лётчик
- испытатель 1-го класса
(с
1975 года);
•
Инструктор парашютно-десантной
подготовки.
Награды:
Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 12 августа 1982 года
За большой вклад в
испытания новой авиационной техники
полковник
Бачурин Иван Иванович
был удостоен
Почётного звания "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".
Указом Президента СССР № УП-1275 от 30 декабря
1990 года
"За заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой
космической системы "Энергия - Буран"
полковник Бачурин
Иван Иванович
был награждён орденом "За службу Родине
в Вооружённых силах СССР"
III
степени.
Кроме этого он был награждён орденом Красной Звезды
(19 февраля 1986 года)
и девятью медалями.
|