-
 


Заслуженный лётчик-испытатель СССР;
Старший лётчик 2-й авиационной
испытательной эскадрильи,
Ведущий инженер - старший лётчик,
Командир 5-й авиационной
испытательной эскадрильи,
Начальник службы лётных испытаний бомбардировочной авиации -
старший лётчик-испытатель,
космонавт-испытатель, командир
группы космонавтов-испытателей

 

Государственного Краснознамённого
Научно-исследовательского институте
Военно-воздушных сил СССР имени В.П. Чкалова;
Начальник службы лётных испытаний
Акционерного общества закрытого типа "Альфа",
затем - Конструкторского бюро "Термоплан";
консультант отдела координации технического развития, автоматизации и унификации средств
и систем органов по использованию воздушного пространства и обслуживанию воздушного
движения Межгосударственного
авиационного комитета;
полковник в отставке

Опыта космических полётов не имел

-
-
     
 


Родился 29 января 1942 года в селе Берестовенька Красноградского района Харьковской области, Украинской ССР (ныне - Республика Украина).
Отец
Ивана Ивановича Бачурина - Иван Петрович (1910 - 1941) работал
на Харьковском тракторном заводе, погиб под Сталинградом
незадолго до рождения сына.

Образование и служба до зачисления в группу космонавтов:
В 1959 году Иван Бачурин окончил 10 классов средней школы села Берестовенька.

В связи с зачислением в
Кировоградское Высшее военное авиационное училище лётчиков в 1959 году он был призван Вооружённые силы СССР.

В 1960 году после 1-го курса курсант И.И. Бачурин был переведён
в Оренбургское Высшее военное авиационное училище лётчиков
которое окончил
в 1963 году.

С 25 октября 1963 года находился в распоряжении Командующего ВВС
Приволжского военного округа
.
7 декабря 1963 года он был оставлен в родном училище в должности
лётчика-инструктора 814-го учебного авиационного полка
, а 12 февраля 1964 года
был назначен на должность лётчика-инструктора 904-го учебного
авиационного полка
.

С 3 апреля 1968 года служил в
Государственном Краснознамённом
Научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил СССР
имени В.П. Чкалова
и находился в распоряжении Командира части.


С 6 июля 1968 года Иван Иванович Бачурин являлся лётчиком-испытателем,
а с 15 сентября 1969 года - старшим лётчиком 2-й авиационной испытательной эскадрильи службы лётных испытаний 2-го управления ГКНИИ ВВС
имени В.П. Чкалова
.

С 29 сентября 1972 года он служил старшим лётчиком
(ведущим инженером - старшим лётчиком-испытателем) 5-й авиационной испытательной эскадрильи службы лётных испытаний бомбардировочной авиации 1-го управления ГКНИИ ВВС
имени В.П. Чкалова
, а 18 сентября 1975 года был назначен
на должность командира этой эскадрильи.

В 1973 году
И.И. Бачурин окончил вечернее отделение Филиала "Взлёт" Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе (в городе Ахтубинске Астраханской области) и получил специальность инженера-механика.

С 30 ноября 1978 года служил в должности заместителя Начальника службы
лётных испытаний бомбардировочной авиации - старшего лётчика-испытателя
1-го управления ГКНИИ ВВС имени В.П. Чкалова
.

Космическая подготовка и служба в группе космонавтов ГКНИИ ВВС:
В 1978 году Иван Иванович Бачурин был отобран в группу лётчиков-испытателей ГКНИИ ВВС имени В.П. Чкалова для проведения атмосферных испытаний многоразового транспортного космического корабля "Буран".



Прошёл обследование
в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале, получил положительное заключение Главной медицинской комиссии и на заседании Государственной межведомственной комиссии 1 декабря 1978 года был утверждён в качестве члена группы лётчиков-испытателей.

С января 1979 года по ноябрь 1980 года проходил
(методом сборов) общекосмическую подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в качестве слушателя-космонавта.
После окончания общекосмической подготовки вернулся в ГКНИИ ВВС
на испытательную работу.
На заседании Межведомственной квалификационной комиссии 12 февраля 1982 года ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".



7 августа 1986 года Приказом Министра обороны СССР И.И. Бачурин был зачислен
в группу космонавтов-испытателй 4-го Научно-испытательного управления Филиала ГКНИИ ВВС имени В.П. Чкалова в посёлке Чкаловский
(в черте города Щёлково, Московской области) и был назначен командиром этой группы.
Одновременно
с космической подготовкой продолжал заниматься
испытательной работой
.

В рамках программы "Буран"
Иван Иванович отрабатывал практические навыки
и методы бездвигательной посадки (на малой тяге) по крутой глиссаде, систему автоматического управления посадкой сначала на стендах и тренажёрах, а позже
на самолётах-лабораториях Ту-22М, ТУ-154, МиГ-25 и МиГ-31.
Он был испытытателем системы отображения информации
на траектории спуска "Адонис".


И.И. Бачурин проходил подготовку
по программе испытаний специального
экземпляра корабля "Буран"
для атмосферных горизонтально-лётных
испытаний
(самолёт-аналог БТС-02 ОК-ГЛИ) и осуществлял её
военно-научное сопровождение
.


Вместе
с Алексеем Сергеевичем Бородаем выполнил 6 полетов
на самолете-аналоге БТС-002 в качестве командира экипажа:



15 октября 1987 года - 14-й полёт БТС-002
(
Продолжительность полёта - 19 минут
,
высота полёта - 4000 метров.
Была осуществлена первая автоматическая посадка
);

24 января 1988 года - 16-й полёт БТС-002
(
Продолжительность полёта - 11 минут
,
высота полёта - 4000 метров
.
Завершение первого
(испытательного) этапа полётов
на "БТС-002");

23 февраля 1988 года - 17-й полёт БТС-002
(Продолжительность полёта - 22 минуты,
высота полёта - 4200 метров
.
Была выполнена дополнительная программа полёта
и осуществлена автоматическая посадка
);

12 марта 1988 года - 19-й полёт БТС-002
(Продолжительность полёта - 20 минут,
высота полёта - 4000 метров
.
Была осуществлена автоматическая посадка
с сопровождением самолётов МиГ-25 и Су-17
);

23 марта 1988 года - 20-й полёт БТС-002
(Продолжительность полёта - 43 минуты,
высота полёта - 4000 метров
.
Была осуществлена автоматическая посадка
с сопровождением самолётов МиГ-25 и Су-17
);

28 марта 1988 года - 21-й полёт БТС-002
(Продолжительность полёта - 19 минуты,
высота полёта - 4000 метров
.
Была осуществлена автоматическая посадка
с сопровождением самолётов МиГ-25 и Су-17
).

С ноября 1990 года по март 1992 года Иван Иванович Бачурин проходил подготовку
в составе группы (вместе с Алексеем Сергеевичем Бородаем и Леонидом Константиновичем Каденюком, будущим официальным первым космонавтом независимой Украины) к полёту на космическом корабле "Союз ТМ-спасатель"
в качестве командира экипажа.
По
рамках подготовки к этому полёту были проведены испытания
андрогинно-периферийного узла
по программе стыковки с МТКК "Буран".
И.И. Бачурин успешно сдал все экзамены, но в связи с финансовым
кризисом программа была закрыта.


Приказом Министра обороны СССР № 1111 от 28 ноября 1992 года полковник
Иван Иванович Бачурин был отчислен из группы космонавтов ГКНИИ ВВС
и был уволен из Вооруженных Сил по достижении предельного возраста военнослужащих.


За период испытательной деятельности он провёл ряд сложнейших работ
по Государственным испытаниям самолётов Ту-22М, Су-24М, А-50, Ту-95МС.
Провёл Государственные испытания специальных модификаций самолётов Ту-22,
Ил-76
(оборудованного системой дальнего радиолокационного обнаружени
и управления
)
, Як-28, АН-124 "Руслан", Ан-225 "Мрiя".

В мае 1990 года вместе с Заслуженным лётчиком-испытателем СССР
Сергеем Александровичем Горбиком выполнил первый коммерческий рейс на самолёте
Ан-225 "Мрiя"
, доставив из Челябинска в Якутию трактор Т-800, вес которого
превышал
100 тонн.

И.И. Бачурин выполнил испытания самолёта Су-24М на отказ двигателя при взлёте,
а также испытал самолёт Ту-95МС на отказ двигателя в полёте.

Испытывал системы дозаправки
в полете самолетов Ту-22М, Су-24М и Ту-95.
Во время одного из полетов на Су-25 при полном вооружении разрушился двигатель, во время другого полёта на самолёте Ту-22 двигатель загорелся.
Во время полётов случались отказы шасси, разрушалось остекление кабины, обрывался топливный шланг при дозаправке в воздухе, но во всех ситуациях
ему удавалось посадить самолёт
.

Деятельность после увольнения из ГКНИИ ВВС:
С декабря 1992 года по декабрь 1993 года И.И. Бачурин работал Начальником
службы лётных испытаний Акционерного общества закрытого типа "Альфа"
.

В 1994-1995 годах являлся Начальником службы лётных испытаний Конструкторского бюро "Термоплан" (КБ занималось созданием дирижаблей - прим.).



28 октября 1999 года стал консультантом отдела координации технического развития, автоматизации и унификации средств и систем органов по использованию воздушного пространства и обслуживанию воздушного движения Межгосударственного авиационного комитета.

Присвоение воинских званий:
лейтенант (25 октября 1963 года);
старший лейтенант (7 февраля 1966 года);
капитан (20 апреля 1968 года);
майор (24 июня 1971 года);
подполковник (2 августа 1974 года);
полковник (31 октября 1978 года).

Классность:
Общий налёт составляет более 5 500 часов.
Военный лётчик 1-го класса;
Лётчик - испытатель 3-го класса (с 1969 года);
Лётчик - испытатель 1-го класса (с 1975 года);
Инструктор парашютно-десантной подготовки.

Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1982 года
За большой вклад в испытания новой авиационной техники
полковник Бачурин Иван Иванович был удостоен
Почётного звания "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".


Указом Президента СССР № УП-1275 от 30 декабря 1990 года

"За заслуги в создании и проведении испытаний многоразовой
космической системы "Энергия - Буран"
полковник Бачурин
Иван Иванович
был награждён орденом "За службу Родине
в Вооружённых
силах СССР" III степени.

Кроме этого он был награждён орденом Красной Звезды

(19 февраля 1986 года) и девятью медалями.

 

 
-
 


Финал жизни Выдающегося лётчика-испытател
я и космонавта
Ивана Ивановича Бачурина оказался более чем трагичен...
Однажды он ушёл из дома и... бесследно исчез.
В сентябре 2011 года
бригадой "скорой помощи" он был подобран в поселке Чкаловский Московской области в состоянии тяжёлого переохлаждения
и доставлен в больницу города Фрязево, где и скончался 20 сентября.

Из-за отсутствия документов сначала личность установить не удалось,
и
Иван Иванович был похоронен как "неопознаный"
под номерной табличкой на Ново-Фрязинском кладбище
в Щёлковском районе Московской области.

Были приложены невероятные усилия для установлении личности умершего
и 19 октября 2012 года гроб с останками заслуженного человека был
перезахоронен на кладбище деревни Леониха
в том же Щёлковском районе,
Московской области
, недалеко от Звёздного городка.


(увеличить фото) Московская область, Щёлковский район, кладбище "Леониха". Надгробие на могиле И.И. Бачурина (лицевая сторона, 23 сентября 2014 года) (увеличить фото) Московская область, Щёлковский район, кладбище "Леониха". Надгробие на могиле И.И. Бачурина (тыльная сторона, 23 сентября 2014 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использованы
материалы книг:



Примечание: на основе книги "Советские и Российские космонавты. 1960 - 2000",
авторами которой являются И.А. Маринин, С.Х. Шамсутдинов и А.В. Глушко,
создан сайт


Биография М.Н. Лисуна на сайте "Космическая энциклопедия "ASTROnote"

(открыть ссылку)

Ссылки по теме:

Группа космонавтов ГКНИИ ВВС (сайт "Космическая энциклопедия "ASTROnote")

(
открыть ссылку)


(открыть ссылку) Биография И.И. Бачурина на сайте "Испытатели"

(
открыть ссылку)

(открыть ссылку) "Полёты, которых не было" (С.Х. Шамсутдинов, И.А. Маринин, журнал "Авиация и космонавтика", 1993 г., №№ 1-7)

(
открыть ссылку)

(открыть ссылку) www.buran.ru - сайт Вадима Лукашевича о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах

(
открыть ссылку)
 

 
    -

Космонавты и астронавты, кандидаты, претенденты и участники наборов