|
|
|
|
|
-
Николай Павлович Белокопытов
родился 2 февраля 1946 года в городе Чите.
-
С 1954 года жил с матерью в городе Красноярске.
-
В 1965 году
Николай Белокопытов
окончил Красноярскую вечернюю
среднюю школу № 4.
-
Лётному делу обучался в Красноярском учебном авиационном центре.
-
В 1965 году
Н.П. Белокопытов
был призван в Вооружённые силы СССР
в связи
с зачислением в Армавирское Высшее военное авиационное
Краснознамённое
училище лётчиков Войск противовоздушной обороны страны.
-
По окончании училища, в 1969 году ему было присвоено воинское
звание "лейтенант".
-
До 1973 года он служил в строевых частях ВВС.
-
В декабре 1969 года
Николай Павлович Белокопытов
прибыл на службу
в 22-й Истребительный авиационный полк (место
дислокации -
город Сальск Ростовской области).
-
Через год обучения на самолёте "МиГ-17"
он был направлен для дальнейшего прохождения службы на
аэродром Безречная
(Оловянинский район Читинской области,
ныне - Забайкальского края).
Летал на самолёте-перехватчике "Су-15ТМ".
-
В 1974 году
Н.П. Белокопытов
окончил 267-й Центр испытания авиационной техники
и подготовки лётчиков-испытателей
(ЦПЛИ)
в городе Ахтубинске
Астраханской области.
-
С июля 1974 года он находился на лётно-испытательной работе
в 3-м управлении
Государственного лётно-испытательного центра имени В.П. Чкалова
Министерства обороны СССР в Крыму, в районе города Феодосии
и являлся Старшим лётчиком-испытателем этого
управления.
-
Николай Павлович Белокопытов
участвовал в Государственных испытаниях
самолёта вертикального взлета и посадки "Як-38", вертолётов
"Ка-25", "Ка-27"
и "Ка-29", других самолётов и вертолётов.
-
Летал
на самолёте "Як-38" с палубы Краснознамённого тяжёлого
авианесущего
крейсера Северного флота "Киев".
-
Он принимал участие в пяти дальних морских походах, нёс боевую
службу
в Средиземном море в течение полугода, в том числе на
тяжёлом
авианесущем крейсере "Минск".
-
-
Приказом Министра обороны СССР в 1980 году майору
Белокопытову Николаю
Павловичу было присвоено воинское звание
"подполковник".
-
-
Всего он освоил 22 типа самолётов и их модификаций и 5
вертолетов.
Ему были присвоены квалификации "военный лётчик 1-го класса"
и "лётчик-испытатель 1-го класса"
(в 1981 году).
-
В одном из испытательных полётов на вертолете фирмы Камова
из-за отказа, требующего немедленной посадки, ввиду
отсутствия подходящего места
Николай Белокопытов
был вынужден посадить вертолет на крышу
завода.
-
Участие в отборе в отряд космонавтов:
В 1978 году майор
Николай Павлович Белокопытов был отобран
в группу лётчиков-испытателей
(отряд космонавтов)
Государственного лётно-испытательного центра
имени В.П. Чкалова Министерства обороны СССР
для проведения атмосферных испытаний Многоразового транспортного
космического корабля "Буран".
-
Был направлен на медицинское обследование в Московский Центральный
Научно-исследовательский госпиталь авиационной и космической медицины,
но не прошел по медицинским показателям.
-
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1982 года
"За образцовое выполнение задания в длительном походе в
международных водах"
подполковник
Белокопытов Николай Павлович
был награждён орденом Красной Звезды
(посмертно).
-
Кроме этого он был награждён четырьмя медалями.
- |
|
|
- |
|
-
Мужественный и
опытнейший лётчик-испытатель Николай Павлович
Белокопытов
трагически погиб 9 июля 1981 года при посадке самолёта "Як-38"
на аэродроме "Кировское" под Феодосией в Крыму.
-
Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
генерал-лейтенант авиации в отставке Степан
Анастасович Микоян
о причинах гибели Н.П. Белокопытова
вспоминал так:
-
-
....."У него в полете на "Як-38" отказал прибор –
гировертикаль, по которой и определяется кренение самолёта
и выдается сигнал в систему автоматического
катапультирования. При таком отказе необходимо отключить
эту систему, но тогда вертикально садиться запрещается.
Посадочная полоса аэродрома "Кировское" (Феодосия), откуда
взлетел "Як-38", ремонтировалась, и для посадки "по-самолетному"
Белокопытов должен был уйти на соседний аэродром "Багерово".
Однако через 2-3 часа он должен был встречать свою мать в
аэропорту Симферополя, машина уже ждала на КПП части.
Белокопытов не доложил руководителю полётов об отказе и
пошёл на вертикальную посадку. При этой посадке отказал
один подъёмный двигатель. Самолёт резко "клюнул" на нос,
лётчик одной рукой попытался схватить держку
катапультирования, но вместо этого потянул за "всплывший"
из-за отрицательной перегрузки жгут проводов. Так и упал с
самолётом, с зажатым в руке жгутом…"
-- |
-
Похоронен
Н.П. Белокопытов
в Крыму,
в городе Феодосии,
на Новом Городском кладбище
(сектор
№ 13).
-
увеличить
фотографии
-
На месте катастрофы сослуживцы
Николая Павловича Белокопытова
установили памятник - фрагмент самолёта "Як-38" с соответствующей
табличкой.
-
увеличить
фотографии
- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Родионову Александру Анатольевичу -
Директору МБУК "Феодосийский музей древностей",
а также
Зайцеву Александру
Семёновичу,
автору блога
"Сулинцы" -
за фотографии надгробия на могиле
Белокопытова Николая Павловича,
предоставленные для публикации на сайте,
а также за помощь в создании его страницы!
-
Низкий
поклон и Большое
Спасибо
Косовой
Анне Николаевне,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов -
за
разрешение публикаций
фотографий места гибели
Белокопытова Николая Павловича,
а также за помощь в создании его страницы!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")
-
|
|
|
|
|
- |
|
|
|