|
|
|
|
|
Родился
5 сентября 1935 года
в посёлке Грузкое
Бахмачского района
Черниговской области
(ныне
- Республика Украина).
Образование:
В 1953 году
Михаил Лисун
окончил 10 классов
средней школы № 48
города Бахмач, Черниговского района, Украинской ССР.
В 1956 году он окончил Московское военно-инженерное
Краснознаменное училище
(МВИУ).
В 1965 году окончил Московскую Военно-инженерную Академию
имени В.В. Куйбышева и получил специальность "инженер вооружения".
Служба до зачисления в отряд
космонавтов:
С 27 ноября 1956 по август
1960 года служил командиром взвода,
с 25 февраля 1959 года служил в должности командира учебного
инженерно-технического взвода, 2-го Гвардейского инженерно-саперного
полка.
Со 2 июля 1965 года служил старшим специалистом-инспектором
эксплуатационной комендатуры ВВС.
Космическая подготовка:
В
1965 году
Михаил Иванович Лисун
успешно прошел медицинскую
комиссию
в
Центральном Военном научно-исследовательском
авиационном госпитале.
21 октября 1965 года
его кандидатура была одобрена на
заседании
Мандатной комиссии.
На
итоговом заседании Мандатной комиссии 23
октября 1965 года
М.И. Лисун
был рекомендован к
зачислению в отряд космонавтов.
Приказом Главкома ВВС № 942
от 28 октября 1965 года
был назначен
на
должность слушателя-космонавта 1-го отряда Центра подготовки космонавтов ВВС
(в
составе
3-го набора ВВС).
С ноября 1965 года по декабрь 1967 года
проходил общекосмическую подготовку.
30 декабря 1967 года он был
назначен на должность космонавта 2-го отряда (подготовка
к
полёту по
военной программе).
С 30 апреля 1969 года
являлся космонавтом отряда 2-го отдела 1-го управления
Центра подготовки космонавтов.
С января 1968 года по август 1970 года
проходил подготовку по
программе 7К-ВИ
("Союз"
- военный,
исследовательский)
в
составе группы космонавтов.
С августа 1970 года по январь 1975 года
Михаил Иванович Лисун
проходил подготовку по
программе орбитальной пилотируемой станции "Алмаз"
в
составе группы космонавтов.
В это же время он вместе с
Вячеславом Дмитриевичем Зудовым
и
Юрием Николаевичем Глазковым входил в
состав третьего условного экипажа
для проведения наземных испытаний Военного космического аппарата
и Функционального Грузового блока станции "Алмаз".
С сентября 1972 года по февраль 1973 года
проводил наземные испытания орбитальной пилотируемой станции "Алмаз"
на изделии 11Ф71-04 в составе условного экипажа вместе с
Владимиром Евгеньевичем Преображенским.
С июля по июль 1977 года
проходил подготовку
к космическому полёту на
ОПС-103 (орбитальную
пилотируемую станцию "Салют-5")
вместе
с
Анатолием Николаевичем Березовым:
• по июнь 1976 года
- в качестве бортинженера четвёртого экипажа;
•
по октябрь 1976 года
в качестве бортинженера
третьего
(резервного) экипажа;
•
по январь 1977 года -
в качестве
бортинженера второго (дублирующего)
экипажа.
Во
время старта космического корабля "Союз-24"
(7 февраля 1977 года)
Михаил Иванович Лисун
был дублёром бортинженера
корабля
Юрия Николаевича Глазкова.
30 марта 1976 года
Михаил Иванович Лисун
был переведён в группу
космических летательных аппаратов специального назначения.
С февраля по июль 1977 года
проходил подготовку
в качестве
бортинженера основного экипажа
для полета
на ОПС-103 "Алмаз"
("Салют-5"),
вместе
с
Анатолием Николаевичем Березовым.
Полёт был отменён из-за того, что
Завод экспериментального
машиностроения НПО "Энергия"
не успевал к
намеченному сроку
сделать новый корабль.
В
связи с
этим, а
также с тем, что
при коррекции орбиты станции был
израсходован практически весь запас топлива, было принято решение
о
прекращении эксплуатации станции "Салют-5" и
расформировании
готовящихся по
этой программе экипажей.
К тому же,
к завершающему этапу
подходила сборка Долговременной
орбитальной станции "Салют-6", старт которой был
намечен на конец сентября 1977 года.
Станция "Алмаз"
("Салют-5")
завершила свою работу
8 августа 1977 года,
пробыв
на орбите 411 суток.
После завершения программы
"Алмаз"
Михаил Иванович Лисун
продолжил подготовку
к полёту
в составе группы космонавтов.
С 25 января 1982 года являлся космонавтом-исследователем группы
космонавтов-исследователей.
С мая 1983 по июнь 1985 года
проходил подготовку в составе группы космонавтов
для полёта
по обслуживанию аппаратуры "Пион-К", установленной
на транспортном корабле снабжения -
ТКС-4 (запущенном
27 сентября 1985 года
под наименованием "Космос-1686"
и проработавшем
в составе комплекса
с орбитальной станцией "Салют-7"
до 7 февраля 1991 года.
В этот день комплекс неконтролируемо сошёл
с орбиты
и прекратил
своё существование).
В 1985-1989 годах
Михаил Иванович Лисун
продолжал подготовку
в
составе группы космонавтов-исследователей.
19 сентября 1989 года приказом Главкома ВВС № 991
полковник-инженер
М.И. Лисун
был отчислен
из отряда
космонавтов
и
был уволен
из
Вооруженных
Сил СССР
по
возрасту, а затем он уволился из Центра подготовки космонавтов.
Служба после увольнения из
Центра подготовки космонавтов:
После увольнения из Центра
подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина,
с сентября 1989 года по 2 июня 1999 года
Михаил Иванович
работал заместителем Директора
по
научной работе Мемориального музея космонавтики
(расположенного
у станции метро "ВДНХ"
в
Москве).
Здесь он проявил себя как талантливый учёный в области
истории
освоения космоса.
С июня 1999 года
он находился
на
пенсии
и
жил
с супругой в
Звёздном городке.
Награды:
Михаил Иванович Лисун
был награжден орденом Красной Звезды,
медалью ордена "За заслуги
перед Отечеством" II степени
(09.04. 1996)
и десятью медалями.
|
|
|
- |
|
Мужественный
космонавт, талантливый инженер-испытатель
Михаил Иванович Лисун скончался
31 июля
2012 года,
после
тяжёлой
и продолжительной
болезни.
Похоронен он рядом с могилой супруги,
на кладбище
деревни Леониха, Щёлковского
района,
Московской области,
недалеко от Звёздного городка
(для просмотра снимков
в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по
выбранной Вами фотоссылке)
|
|
|
|
- |
|
|
-
(для просмотра
репортажа, кликните левой кнопкой "мыши" по
ссылке)
- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|