Родился 23 декабря 1941 года в деревне Кабаковской, Кармаскалинского района
Башкирской АССР
(ныне - Республика Башкортостан в составе
Российской Федерации).
По национальности - татарин.
После окончания
11-ти классов средней школы башкирского села Кармаскалы
Наиль Саттаров
в 1960-1961 годах
работал слесарем-ремонтником завода железобетонных изделий в городе
Мелеузе, Башкирской АССР.
В связи с зачислением в Оренбургское Высшее авиационное училище
лётчиков
в августе 1961 года он был призван в Вооружённые силы СССР.
В 1965 году он окончил это училище по специальности
"Боевое применение и эксплуатация самолётов".
После окончания училища, с 29 октября 1965 года
Наиль Шарипович Саттаров
находился в распоряжении
Командующего авиацией Уральского Военного округа.
С 13 декабря 1965 года служил инструктором-летчиком 814-го учебного
авиационного полка, с 29 декабря 1965 года - 904-го учебного
авиаполка,
а с 11 июля 1968 года - вновь 814-го учебного авиаполка Оренбургского
ВВАУЛ.
С 6 июня 1969 года
Н.Ш. Саттаров
поступил на работу в Государственный
Краснознамённый Научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил СССР
имени В.П. Чкалова и до октября 1969 года находился в
распоряжении
Начальника ГКНИИ ВВС.
С 29 октября 1969 года Наиль
Шарипович служил
лётчиком-испытателем
3-й авиационной испытательной эскадрильи.
С 29 сентября 1972 года служил летчиком-испытателем 4-й авиационной
испытательной эскадрильи службы лётных испытаний 2-го управления ГКНИИ ВВС.
4 октября 1973 года он участвовал в испытаниях ядерного заряда
на Семипалатинском полигоне.
На самолете Як-28РР
(разведчик
радиоактивности)
через
3 минуты
после взрыва выполнил восемь пролётов через радиоактивное облако,
через 40 минут выполнил ещё восемь таких же пролетов.
При этом осуществлялся замер параметров ядерного взрыва и отбор
проб радиоактивной облачности.
С 3 июля 1974 года
Н.Ш. Саттаров
служил старшим лётчиком-испытателем,
со 2 августа 1976 года - заместителем командира 5-й авиационной
испытательной эскадрильи, а с 20 июля 1978 года - командиром 6-й
авиационной испытательной эскадрильи, старшим летчиком-испытателем
службы лётных испытаний бомбардировочной авиации 1-го управления ГКНИИ ВВС.
В 1978 году в ГКНИИ ВВС началось формирование группы лётчиков-испытателей
для проведения атмосферных испытаний Многоразового транспортного
космического корабля "Буран".
Наиль Шарипович
Саттаров прошёл
обследование в Центральном военном
научно-исследовательском авиационном госпитале, получил положительное
заключение Главной медицинской комиссии и на заседании
Государственной межведомственной комиссии 1 декабря 1978 года был
утверждён в качестве
слушателя-космонавта первой группы летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС.
С января 1979 по май 1980 года методом сборов проходил общекосмическую
подготовку в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина.
Подготовку не окончил, так как в мае 1980 года он был
отстранен от полётов
и исключён из списка слушателей-космонавтов и понижен
в должности из-за нарушения инструкций пилотирования самолёта
Ту-154, проявившегося
в самовольном выполнении фигуры высшего пилотажа - "бочки".
С 3 июля 1980 года служил Ведущим инженером-испытателем 2-го отделения
8-го отдела 1-го управления ГКНИИ ВВС.
С 24 августа 1981 года вновь служил лётчиком-испытателем 6-й авиационной
испытательной эскадрильи службы лётных испытаний бомбардировочной
авиации 1-го управления ГКНИИ ВВС.
С 5 ноября 1981 года служил заместителем Начальника Лётно-испытательного
Центра по лётной подготовке - старшим лётчиком-испытателем -
Начальником лётной службы 267-го Центра испытания авиационной техники и
подготовки летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС.
С 13 апреля 1983 года служил Старшим летчиком-испытателем 5-й авиационной
испытательной эскадрильи службы лётных испытаний бомбардировочной
авиации 1-го управления ГКНИИ ВВС.
Был ведущим лётчиком-испытателем по Су-24.
В полёте с Героем России, Заслуженным лётчиком-испытателем
СССР
Олегом Григорьевичем Цоем
при атаке цели
на пикировании отказало
продольное управление самолётом.
Экипаж катапультировался в непосредственной близости от
земли.
Н.Ш. Саттаров
участвовал в
испытаниях стратегического бомбардировщика Ту-160.
Проводил серию испытательных полетов на Ту-160 со
сброшенным фонарем. Участвовал в установлении мировых рекордов
на Ту-160
(класс
"С", группа 3, подклассы С-1 и С-1-s).
С 28 апреля 1990 года он служил Командиром эскадрильи - старшим
лётчиком-испытателем 1-го научно-испытательного управления ГКНИИ ВВС.
28 ноября 1992 года Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1111
полковник
Наиль Шарипович Саттаров
был уволен в
запас по возрасту.
Исключен из списков части в марте 1993 года.
С июля 1993 года по 2003 год
Наиль Шарипович
работал в Жуковской
Лётно-испытательной и доводочной базе Авиационного
научно-технического комплекса
(АНТК)
имени А.Н.Туполева в качестве летчика-испытателя,
ведущего инструктора-методиста, а после ухода с
лётно-испытательной работы
(с
1999 года)
ведущим инженером.
С 2003 года по 2007 год он работал Главным специалистом
Закрытого акционерного общества "Гражданские самолеты Сухого".
За время многолетней летно-испытательной работы он освоил 23 типа самолётов
и
63 их модификации:
МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25,
Су-7, Су-17, Су-24, Як-28, Як-40,
Як-18А,
Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-16,
Ту-22, Ту-22М, Ту-95, Ту-160, Ил-28,
Ил-76,
А-50 (самолёт
дальнего радиолокационного обнаружения и управления создан
на базе военно-транспортного Ил-76МД).
Он участвовал
в
проведении 23-х
государственных,
22-х специальных,
45-ти контрольных,
8-ми научно-исследовательских
и
7-ми заводских испытаний.
Общий налёт
Н.Ш. Саттарова
составляет около
7 000 часов.
Присвоение воинских званий:
Лейтенант (19
октября 1965 года);
Старший лейтенант
(20
февраля 1968 года);
Капитан (7
июля 1970 года);
Майор (4
апреля 1974 года);
Подполковник (29
апреля 1977 года);
Полковник (9
сентября 1984 года).
Классность:
Лётчик-инструктор 3-го класса
(с
1965 года);
Лётчик-инструктор 2-го класса
(с
1965 года);
Лётчик-испытатель 3-го класса
(с
1970 года);
Лётчик-испытатель 2-го класса
(с
1973 года);
Лётчик-испытатель 1-го класса
(с
сентября 1977 года);
Лётчик-испытатель 1-го класса Министерства
авиационной промышленности
(с
июля 1993 года).
Спортивные достижения:
За установление
мировых рекордов скорости на сверхзвуковом
стратегическом бомбардировщике Ту-160
в 1990 году
Наилю Шариповичу
Саттарову присвоено
звание "Мастер спорта
международного класса по самолётному спорту".
Награды
и звания:
Указом Президента Российской Федерации
от декабря 1997 года
Наилю
Шариповичу Саттарову
было присвоено почётное звание
"Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации".
За участие в испытаниях ядерного оружия
Наилю
Шариповичу Саттарову
было присвоено звание "Ветеран подразделений особого риска".
Он был
награждён
орденом Красной Звезды
(1987)
и шестью
медалями Вооружённых сил СССР.
|