Родился
17 февраля
(2 марта) 1916 года
в городе Саратове,
в
семье юриста.
После окончания Саратовской школы № 43
Юрий Быков
поступает
на вечернее отделение Саратовского технологического института,
на
факультет машиностроения.
Одновременно работал электромонтером на Саратовском аккумуляторном
заводе,
заводе "Универсаль", мельнице № 3.
В связи с переводом отца в Москву в 1933 году
Юрию
удаётся
перевестись
на
радиотехнический факультет Московского
энергетического
института.
Подрабатывал на радиофикации квартир в доме, где он
проживал.
Обнаруженный у
Юрия
туберкулёз лёгких заставил его прервать учёбу
и лечь в больницу.
На студенческую скамью вернулся лишь через год.
Упорство, тяга к знаниям и выработанная с годами
привычка следить за новыми публикациями
в области радиотехники
(в том числе
и в зарубежных журналах)
обеспечили успех во время защиты диплома в 1939 году.
Тема защиты называлась
“Измерение скорости самолёта методами радиотехники”.
По окончании института
Юрий Сергеевич Быков
поступил в
аспирантуру МЭИ,
но начавшаяся война заставила заняться
Юрия Сергеевича
созданием радиоаппаратуры
для самолётов, для
чего он поступает на работу
в Научно-исследовательский институт самолётного оборудования,
тем более
Быков
по состоянию
здоровья был освобождён
от военной службы.
Со своим товарищем по работе
Вениамином Ивановичем Сергеевым
изобретает имитатор
пулемёта.
Устройство его не сложно: радиолампа ярко вспыхивает,
будто пулемёт
посылает пулю за пулей.
Звук записали на пластинку.
Крутится патефон в блиндаже, по проводам от
микрофона звук идёт к динамикам, спрятанным в окопах,
на передовой.
В черноте ночи иллюзия “пулеметного огня” была полной.
Не раз обманывались фашисты, принимая имитаторы за наши
дзоты,
открывали огонь по ним, тем самым выдавая расположение своей
артиллерии.
В апреле 1943 года
Юрий Сергеевич Быков
всё же побывал
на фронте
в составе
специальной бригады при 6-й Воздушной армии.
За проделанную работу по улучшению радиоаппаратуры бортовой связи
имел пять благодарностей, в том числе от командующего 6-й
Воздушной армии.
После войны Ю.С.
Быков возвращается
к диссертации.
В 1947 году становится кандидатом, а в 1952-м - доктором
технических наук,
а позже ему присваивают учёное звание профессора.
В
эти годы он занимался разработками теоретических основ помехоустойчивости
авиационной телефонной радиосвязи в условиях больших акустических
шумов
и тем самым положил начало новой области техники - самолётной
радиоакустики.
На основе созданной им теории разборчивости русской речи создаются и
широко внедряются в практику самолётной радиосвязи средства защиты
от помех.
Быков
начинает работать
над весьма неожиданной темой передачи речи
без искажений, несмотря на окружающие шумовые помехи.
На основании опытов и экспериментов в 1954 году
Юрий Сергеевич Быков
написал книгу
“Теория разборчивости речи в линиях связи”.
И в дальнейшем он совершенствовал радиоаппаратуру, искал новые
пути.
Перечитал, критически осмыслил сотни книг.
Если в его монографии 1954 года в списке использованной
литературы
всего 29 наименований, то в капитальном труде
Быкова
“Теория разборчивости
речи и повышение эффективности радиотелефонной связи”,
вышедшем в 1959 году, этот список возрос уже до 184 работ
наших и зарубежных авторов.
Осенью 1959 года
Юрия Сергеевича Быкова,
ведущего учёного в области радиосвязи,
приглашают на работу в НИИ-695
(ныне
- Московский научно-исследовательский институт радиосвязи)
и назначают Главным
конструктором системы
связи с космическими аппаратами.
Система
космической связи, получившая название “Заря”,
была создана всего за год.
В 1963 году Юрий
Сергеевич становится
Директором этого института.
Юрий Сергеевич
работал над
созданием системы с автоматической подстройкой
по частоте, устойчиво работающей в условиях атмосферных
помех и значительных изменений мощности воспринимаемого сигнала.
В рамках подготовки к запуску первого космического корабля
"Восток"
с человеком на борту,
Ю.С. Быков
становится Главным конструктор систем космической связи
с пилотируемыми космическими
кораблями.
Он активно участвует в руководстве полётом Первого космонавта
Юрия Алексеевича Гагарина.
В последующем
Юрий Сергеевич
работал Главным конструктором
систем
радиосвязи со всеми пилотируемыми кораблями “Восток” и
“Восход”.
Создал основы новых систем радиосвязи обитаемых космических
объектов “Союз” и “Салют”.
Награды:
За
создание образцов ракетной техники и обеспечение успешного
полёта
Первого космического корабля
"Восток" с человеком на борту,
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
17 июня 1961 года
Юрию
Сергеевичу Быкову
присвоено звание
Героя
Социалистического Труда
с вручением ордена
Ленина и
золотой медали
"Серп и Молот".
В 1966 году он был
удостоен Ленинской премии.
|