-
 


Лауреат Государственной премии СССР;
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР;
Доктор технических наук, Профессор;
Заведующий Кафедрой
"Гироскопические приборы и устройства"
Факультета "Приборостроение"

Московского высшего технического
училища имени Н.Э. Баумана;
учёный в области механики;
Основатель научной школы
инерциальной навигации
и гироскопических приборов

 
-
-
     
 


Дмитрий Сергеевич Пельпор родился 22 января 1917 года в Москве.
Он - выходец
из старинного французского рода
маркизов де Пельпор, один
из представителей которого
маркиз Луи де Ла Фит де Пельпор во время войны
с
Наполеоном (в 1812-1813 годах), под Витебском, был ранен и попал в плен.
Маркиз остался
в России, женившись на обрусевшей немке
Доротее Вортманн.

Перед поступлением
в институт
Дмитрию Сергеевичу пришлось отказаться
от приставки "де" в своей фамилии, чтобы не возникли проблемы
со стороны приёмной комиссии.

В 1939 году он окончил Московский механико-машиностроительный институт (в 1943-1989 годах - Московское высшее техническое училище, с 1989 года - Московский Государственный технический университет) имени Н.Э. Баумана.

C 1938-го по 1963 год он плодотворно работал в промышленности, пройдя путь
от инженера и начальника лаборатории
(отдела) до заместителя Главного конструктора крупного предприятия (п/я В-243).

С 1963-го по 1978 год он совмещал работу в промышленности с должностью
научного руководителя отдела предприятия
(по совместительству),
сочетая её с педагогической и научно-технической деятельностью.

Последовательно
, после защиты диссертаций,
Д.С. Пельпор в 1947 году стал Кандидатом, а в 1954 году – Доктором технических наук.

В 1948 году
Дмитрий Сергеевич был утверждён в учёном звании Старшего
научного сотрудника
, в 1952 году стал доцентом, а в 1955 году ему было
присвоено учёное звание Профессора
.

В 1947-1948 годам он читал лекции в Московском авиационном институте
имени Серго Орджоникидзе.


В 1949-1952-м и 1955-1963 годах, по совместительству, он являлся Старшим Преподавателем, доцентом, Профессором МВТУ имени Н.Э. Баумана
(с 1952-го по 1955 год – на основной работе).

С 1963-го по 1988 год Дмитрий Сергеевич Пельпор работал штатным Профессором, заведующим кафедрой "Гироскопические приборы и системы" Факультета "Приборостроение" МВТУ имени Н.Э. Баумана.

Он являлся одним
из крупнейших учёных в области теории, исследований
и разработки гироскопических приборов и систем ориентации, навигации,
стабилизации и управления летательными аппаратами.
Его научная деятельность была тесно связана с решением актуальных научно-технических проблем, которые возникали из практической потребности
в связи с развитием авиационной, ракетной и космической техники.

Под его руководством на Кафедре были созданы три специализации
в области технических приложений: "Гироскопические приборы и гиростабилизаторы", "Гироскопические системы автоматической стабилизации летательных аппаратов", "Инерциальные системы навигации".
Им были созданы специальные курсы
по системам автоматического управления самолетом и гироскопическим приборам и системам.

Д.С. Пельпор способствовал увеличению численного состава Кафедры (примерно  в 4-5 раз), на которой в то время работало 6 профессоров и докторов
технических наук
и 25 доцентов и кандидатов технических наук.

Кафедра являлась базовой
по специальности и представляла собой крупный
научный коллектив
, включающий в себя Вечерний факультет на предприятии
п/я А-3697
(Научно-исследовательский институт прикладной механики Министерства общего машиностроения СССР), вечерние группы в МВТУ и филиал кафедры, а также отраслевую лабораторию Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Министерства общего машиностроения СССР.
Научным руководителем лаборатории являлся
Профессор
Дмитрий Сергеевич Пельпор.

Коллектив преподавателей
, научных сотрудников и студентов, обучающихся
на кафедре, составлял в то время около 1000 человек.
С 1963-го по 1988 год Кафедрой подготовлено более 4000 инженеров
и более 150-ти кандидатов и докторов технических наук.
Лично Д.С. Пельпором подготовлено свыше 30-ти кандидатов
и Докторов технических наук.

Многие ученики
Д.С. Пельпора, выпускники кафедры стали крупными
научными работниками
и руководителями авиационной и ракетно-космической промышленности, Лауреатами Ленинской и Государственных премий.

Дмитрий Сергеевич Пельпор – автор более 70-ти опубликованных в печати научных работ, среди которых 11 монографий, 11 учебников и учебных пособий, 20 авторских свидетельств на изобретения и свыше 100 отчётов по результатам научно-исследовательских работ.

Общий объем печатных работ Д.С. Пельпора составляет более
220-ти печатных листов
.
Многие его работы были опубликованы
за рубежом.

Две работы Дмитрия Сергеевича были удостоены 1-й премии МВТУ
имени Н.Э. Баумана
(
в 1965-м и 1973 годах).

Ряд его оригинальных работ вошёл
в монографии "Развитие механики гироскопических и инерциальных систем", "Механика в СССР за 50 лет"
(издано в Академии Наук СССР), в монографиях "Техническая кибернетика",
"50 лет советского самолетостроения", "150 лет МВТУ имени Н.Э. Баумана",
"Развитие механики в СССР".

Научные труды Д.С. Пельпора вошли
в главы "Основные труды научных школ"
и "Научные школы МВТУ" монографии "150 лет МВТУ имени Н.Э. Баумана"
(
Москва, издательство "Высшая школа", 1980 год).

Монографии
, учебники и учебные пособия
Д.С. Пельпора послужили базой при создании инженерной научной школы по подготовке специалистов в области разработки гироскопических приборов и систем ориентации, навигации и управления летательными аппаратами, а также научно-технической основой специальных дисциплин и типовых союзных учебных программ для подготовки инженеров
и научных работников соответствующей специальности в вузах страны и
в течение многих лет являются основными пособиями при изучении ряда
специальных дисциплин
в вузах и техникумах.

Основными учебными пособиями
Д.С. Пельпора являются:
- "Авиационные гироскопические приборы и автопилоты";
- "Теория гироскопических приборов и систем ориентации";
- "Элементы гироскопических приборов и систем"
.

Дмитрий Сергеевич Пельпор внёс большой вклад в развитие теории гироскопических приборов и систем ориентации, стабилизации и управления летательными аппаратами и в том числе гиростабилизаторов, динамически настраиваемых гироскопов, систем управления космическими летательными аппаратами.

Свыше 50-ти приборов
и специальных систем, созданных под научным руководством Д.С. Пельпора и внедренных в серийное производство, эксплуатируются
на летательных аппаратах; на 12 из них получены авторские свидетельства.

За внедрение
в серийное производство крупных изобретений и плодотворную работу в промышленности
Дмитрий Сергеевич Пельпор (вместе с соавторами) неоднократно премировался Министерством Вооружённых сил (обороны) СССР, Министерствами радиопромышленности Общей промышленности, а также по линии Совета
Министров СССР
.

Д.С. Пельпором за период работы в ряде ведущих оборонных организаций был выполнен ряд важнейших научных исследований и технических разработок, начиная с решения актуальных задач, возникших в связи с потребностями фронта во время Великой Отечественной войны.
Например
: исследование колебаний тросов аэростатов и разработка автомата защиты аэростатов заграждения от улёта и последующих аварий и его внедрение
в
серийное производство (в 1943 году, вместе с Н.Я. Касвеновым); разработка методики измерения истинной воздушной скорости на самолете, создание приемника воздушных давлений и его размещение на самолетах, внедрение его в серийное производство и эксплуатацию в 1944 году на все боевые самолёты военного времени, существенно повысивших точность бомбометания и навигации (вместе
с В.В. Масленниковым).

Д.С. Пельпором
был выполнен ряд оригинальных научно-исследовательских работ
: исследование динамики системы "летательный аппарат – автопилот", цикл больших
по объему и содержанию теоретических, лабораторных и лётных исследований, разработка и внедрение авиационных гировертикалей, гиромагнитных компасов, гирополукомпасов, демпфирующих гироскопов, специальных систем ориентации, навигации и стабилизации летательных аппаратов.

Под его научным руководством и при его непосредственном участии в авиационных конструкторских бюро была выполнена большая научно-исследовательская работа по созданию автоматической комплексной системы автономной навигации и управления самолётом; в составе этой аппаратуры один из важнейших приборов – прецизионный указатель ортодромии (ГПК-52), значительно повысивший безопасность полетов (особенно в полярных широтах) принят в 1952 году
к серийному производству и на снабжение ВВС и до настоящего времени эксплуатируется на самолётах военной и гражданской авиации.

Д.С. Пельпору
принадлежит приоритет
в разработке теории прецизионного указателя направления ортодромии, прецизионной гировертикали с интегральной коррекцией, ориентированной в азимуте по свободному гироскопу.

Им установлены закономерности скорости прецессии
, возникающей вследствие динамической несбалансированности ротора гироскопа, а также собственной скорости прецессии гироскопа, возникающей при сближении оси ротора карданова подвеса
и собственной скорости прецессии, возникающей при воздействии разгрузочного двигателя и моментов и опорах оси наружной рамы карданова подвеса
одноосного гиростабилизатора
на качающемся основании и т. д.

Все его научно-исследовательские работы непосредственно используются
Научно-исследовательскими институтами
и конструкторскими бюро,
занимающимися созданием авиационной и ракетно-космической техники.

Многогранной была научно-общественная деятельность
Дмитрия Сергеевича Пельпора
.
В течение многих лет он являлся членом секции приборостроения
при Комитете по Ленинским и Государственным премиям Совмина СССР и
одним из экспертов Высшей аттестационной комиссии СССР по спецтехнике.

Он периодически принимал участие
в работе Военно-промышленного комитета
при Совете Министров СССР по оценке технических решений, являлся членом
и Председателем ряда Учёных советов и комиссий Минвуза СССР, Академии наук СССР, предприятий-разработчиков авиационной и ракетно-космической техники.

Награды:
За успешную работу по созданию новой техники, большой вклад в подготовку научных и инженерных кадров в 1976 году Дмитрий Сергеевич Пельпор был удостоен Государственной премии СССР.

Он был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени
и многими медалями СССР.


Ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный деятель
науки и техники РСФСР".
 

 
-
 


Выдающийся
учёный и педагог Дмитрий Сергеевич Пельпор
скончался 30 августа 1996 года
.

Похоронен он в Москве, на Миусском кладбище (уч. № 1).

(увеличить фото) г. Москва, Миусское кладбище (уч. № 1). Могила Д.С. Пельпора (апрель 2015 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 

-
При создании страницы использован текст биографии
Пельпора Дмитрия Сергеевича
опубликованный в книге
:

(открыть ссылку) Основатели научных школ Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Д.С. Пельпор (1917 - 1996)
 открыть ссылку
-
Ссылка по теме:

-
(открыть ссылку) История Кафедры и научные школы ИУ-2 МГТУ имени Н.Э. Баумана "Приборы и системы ориентации, стабилизации, навигации"
 открыть ссылку
-

 
  -