Дмитрий Сергеевич Пельпор
родился 22 января 1917 года в Москве.
Он - выходец
из старинного французского рода
маркизов де Пельпор,
один
из представителей которого
маркиз Луи де Ла Фит де Пельпор
во время войны
с
Наполеоном
(в
1812-1813 годах),
под Витебском, был ранен и попал в плен.
Маркиз остался в России, женившись на обрусевшей немке
Доротее Вортманн.
Перед поступлением в институт
Дмитрию Сергеевичу
пришлось отказаться
от приставки "де" в своей фамилии, чтобы не
возникли проблемы
со стороны приёмной комиссии.
В 1939 году
он окончил Московский
механико-машиностроительный институт
(в
1943-1989 годах - Московское высшее техническое училище, с 1989 года
- Московский Государственный технический университет)
имени Н.Э. Баумана.
C 1938-го по 1963 год он плодотворно работал в промышленности,
пройдя путь
от инженера и начальника лаборатории
(отдела)
до заместителя Главного конструктора
крупного предприятия
(п/я В-243).
С 1963-го по 1978 год он совмещал работу в промышленности с
должностью
научного руководителя отдела предприятия
(по совместительству),
сочетая её с педагогической и научно-технической
деятельностью.
Последовательно, после защиты диссертаций,
Д.С. Пельпор
в 1947 году стал Кандидатом, а в 1954
году – Доктором технических наук.
В 1948 году
Дмитрий Сергеевич
был утверждён
в учёном звании Старшего
научного сотрудника, в 1952 году стал доцентом, а в 1955 году
ему было
присвоено учёное звание Профессора.
В 1947-1948 годам он читал лекции в Московском авиационном
институте
имени Серго Орджоникидзе.
В 1949-1952-м и 1955-1963 годах, по
совместительству, он являлся Старшим Преподавателем,
доцентом,
Профессором МВТУ
имени Н.Э. Баумана
(с 1952-го
по 1955 год – на основной работе).
С 1963-го по 1988 год
Дмитрий Сергеевич Пельпор
работал штатным Профессором,
заведующим кафедрой "Гироскопические приборы и системы" Факультета
"Приборостроение" МВТУ имени Н.Э. Баумана.
Он являлся одним из крупнейших учёных в области теории,
исследований
и разработки гироскопических приборов и систем ориентации,
навигации,
стабилизации и управления летательными
аппаратами.
Его научная деятельность была тесно связана с решением актуальных
научно-технических проблем, которые возникали из практической
потребности
в связи с развитием авиационной, ракетной и
космической техники.
Под его руководством на Кафедре были созданы три специализации
в области технических приложений: "Гироскопические приборы
и гиростабилизаторы", "Гироскопические системы автоматической
стабилизации летательных аппаратов", "Инерциальные системы навигации".
Им были созданы специальные курсы по системам автоматического
управления самолетом и гироскопическим приборам и системам.
Д.С. Пельпор
способствовал увеличению численного состава
Кафедры
(примерно
в 4-5 раз),
на которой в то время работало 6 профессоров и
докторов
технических наук и 25 доцентов и кандидатов технических наук.
Кафедра являлась базовой по специальности и представляла собой
крупный
научный коллектив, включающий в себя Вечерний факультет на
предприятии
п/я А-3697
(Научно-исследовательский
институт прикладной механики Министерства общего машиностроения СССР),
вечерние группы в МВТУ и филиал кафедры, а также
отраслевую лабораторию Министерства высшего и среднего специального
образования СССР и Министерства общего машиностроения СССР.
Научным руководителем лаборатории являлся
Профессор
Дмитрий Сергеевич Пельпор.
Коллектив преподавателей, научных сотрудников и студентов,
обучающихся
на кафедре, составлял в то время около 1000 человек.
С 1963-го по 1988 год Кафедрой подготовлено более 4000 инженеров
и более 150-ти кандидатов и докторов технических наук.
Лично
Д.С. Пельпором
подготовлено свыше 30-ти кандидатов
и Докторов технических наук.
Многие ученики
Д.С. Пельпора,
выпускники кафедры стали крупными
научными работниками и руководителями авиационной и
ракетно-космической промышленности, Лауреатами Ленинской и
Государственных премий.
Дмитрий Сергеевич Пельпор
– автор более 70-ти опубликованных в печати научных работ,
среди которых 11 монографий, 11 учебников и учебных пособий,
20 авторских свидетельств на изобретения и свыше 100
отчётов по результатам научно-исследовательских работ.
Общий объем печатных работ
Д.С. Пельпора
составляет более
220-ти печатных листов.
Многие его работы были опубликованы за рубежом.
Две работы Дмитрия
Сергеевича
были удостоены 1-й премии МВТУ
имени Н.Э. Баумана (в
1965-м и 1973 годах).
Ряд его оригинальных работ вошёл
в монографии "Развитие механики
гироскопических и инерциальных систем",
"Механика в СССР за 50 лет"
(издано в
Академии Наук СССР),
в монографиях "Техническая
кибернетика",
"50 лет советского самолетостроения",
"150 лет МВТУ имени Н.Э. Баумана",
"Развитие механики в СССР".
Научные труды Д.С.
Пельпора вошли
в главы
"Основные труды научных школ"
и
"Научные школы МВТУ" монографии
"150 лет МВТУ имени Н.Э. Баумана"
(Москва,
издательство "Высшая школа", 1980 год).
Монографии, учебники и учебные пособия
Д.С. Пельпора
послужили базой
при создании инженерной научной школы
по подготовке специалистов в области разработки
гироскопических приборов и систем ориентации, навигации и
управления летательными аппаратами, а также научно-технической
основой специальных дисциплин и типовых союзных учебных программ
для подготовки инженеров
и научных работников соответствующей специальности в вузах
страны и
в течение многих лет являются основными пособиями при изучении
ряда
специальных дисциплин в вузах и техникумах.
Основными учебными пособиями
Д.С. Пельпора
являются:
- "Авиационные гироскопические приборы и
автопилоты";
- "Теория гироскопических приборов и систем
ориентации";
- "Элементы гироскопических приборов и систем".
Дмитрий Сергеевич Пельпор
внёс большой вклад
в развитие теории гироскопических приборов и систем ориентации,
стабилизации и управления летательными аппаратами и в том
числе гиростабилизаторов, динамически настраиваемых гироскопов,
систем управления космическими летательными аппаратами.
Свыше 50-ти приборов
и специальных систем, созданных
под научным руководством
Д.С. Пельпора
и внедренных в серийное производство, эксплуатируются
на летательных аппаратах; на 12 из них получены
авторские свидетельства.
За внедрение в серийное производство крупных изобретений и
плодотворную работу в промышленности
Дмитрий Сергеевич Пельпор
(вместе
с соавторами) неоднократно
премировался Министерством Вооружённых сил (обороны)
СССР,
Министерствами радиопромышленности Общей промышленности, а также по
линии Совета
Министров СССР.
Д.С. Пельпором
за период работы в ряде ведущих
оборонных организаций был выполнен ряд важнейших научных исследований и
технических разработок, начиная с решения актуальных задач,
возникших в связи с потребностями фронта во время Великой
Отечественной войны.
Например:
исследование колебаний тросов аэростатов и
разработка автомата защиты аэростатов заграждения от улёта и последующих
аварий и его внедрение
в
серийное производство
(в 1943
году, вместе с
Н.Я. Касвеновым);
разработка методики измерения истинной
воздушной скорости на самолете,
создание приемника воздушных давлений и его
размещение на самолетах,
внедрение его в серийное производство и
эксплуатацию в 1944 году на все боевые самолёты военного времени,
существенно повысивших точность бомбометания и навигации
(вместе
с
В.В. Масленниковым).
Д.С. Пельпором
был выполнен ряд оригинальных
научно-исследовательских работ:
исследование динамики системы "летательный аппарат – автопилот", цикл
больших
по объему и содержанию теоретических, лабораторных
и лётных исследований, разработка и внедрение авиационных
гировертикалей, гиромагнитных компасов, гирополукомпасов,
демпфирующих гироскопов, специальных систем ориентации,
навигации и стабилизации летательных аппаратов.
Под его научным руководством и при
его непосредственном участии в авиационных конструкторских бюро была
выполнена большая научно-исследовательская работа по созданию
автоматической комплексной системы автономной навигации и управления
самолётом; в составе этой аппаратуры один из важнейших
приборов – прецизионный указатель ортодромии
(ГПК-52),
значительно повысивший безопасность полетов
(особенно в полярных широтах)
принят в 1952 году
к серийному производству и на снабжение ВВС и до настоящего
времени эксплуатируется на самолётах военной и гражданской
авиации.
Д.С. Пельпору
принадлежит приоритет
в разработке теории прецизионного
указателя направления ортодромии, прецизионной гировертикали с
интегральной коррекцией, ориентированной в азимуте по
свободному гироскопу.
Им установлены закономерности скорости прецессии, возникающей
вследствие динамической несбалансированности ротора гироскопа, а также
собственной скорости прецессии гироскопа, возникающей при
сближении оси ротора карданова подвеса
и собственной скорости прецессии, возникающей при
воздействии разгрузочного двигателя и моментов и опорах оси
наружной рамы карданова подвеса
одноосного гиростабилизатора на качающемся основании и т. д.
Все его научно-исследовательские работы непосредственно используются
Научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро,
занимающимися созданием авиационной и ракетно-космической техники.
Многогранной была научно-общественная
деятельность
Дмитрия Сергеевича Пельпора.
В течение многих лет он являлся членом
секции приборостроения
при Комитете по Ленинским и Государственным премиям
Совмина СССР и
одним из экспертов Высшей аттестационной комиссии СССР по
спецтехнике.
Он периодически принимал участие в работе Военно-промышленного
комитета
при Совете Министров СССР по оценке технических решений,
являлся членом
и Председателем ряда Учёных советов и комиссий Минвуза СССР,
Академии наук СССР, предприятий-разработчиков авиационной и
ракетно-космической техники.
Награды:
За успешную работу по созданию новой техники,
большой вклад в подготовку научных и инженерных кадров
в 1976 году
Дмитрий Сергеевич Пельпор
был удостоен Государственной премии СССР.
Он был награжден двумя орденами Трудового
Красного Знамени
и
многими медалями СССР.
Ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный
деятель
науки и техники РСФСР".
|