-
 


Лауреат Ленинской премии
и Государственной премии СССР
;
инженер, заместитель Главного конструктора
КБ-11
(ныне - Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики)
;
Начальник и Главный конструктор
КБ-20 (ныне - Конструкторское Бюро
Автотранспортного Оборудования)
;
контр-адмирал

 
-
-
     
 


Родился 18 июня 1921 года в городе Моршанске,
Тамбовской области
в семье военнослужащего.

Ещё в детстве Сергей Попов твёрдо решил стать офицером, как отец -
один
из командиров Рабоче-крестьянской Красной армии.


В 1942 году, после окончания Ленинградского военно-морского училища имени
М.В. Фрунзе
(ныне - Морской корпус Петра Великого) Сергей Петрович Попов отправляется на фронт Великой Отечественной войны.
Через год, проявивший мужество офицер уже командует торпедным катером, принимает активное участие в боевых действиях Черноморского флота против фашистских захватчиков.

Ровно через десять лет, в 1952 году
С.П. Попова направляют на работу в Арзамас-16,
в КБ-11
(ныне - Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, город Саров, Нижегородской области), где он прошел путь от рядового инженера до заместителя Главного конструктора.
Он активно принимает участие
в
разработке конструкций ядерных зарядов
и размещении их в боевых блоках ракетных комплексов стратегического
назначения
.


В августе 1963 года
Сергей Петрович Попов стал Начальником и Главным конструктором
КБ-20 (с 1968 года - Конструкторское Бюро Автотранспортного Оборудования Московская область, город  Мытищи).
Он возглавлял предприятие до последних дней своей жизни.

Под руководством
С.П. Попова за сравнительно небольшой срок был создан творческий коллектив, способный решать самые ответственные задачи,
коренным образом улучшилась хозяйственная деятельность предприятия, изменились условия труда и быта сотрудников.

Как руководитель конструкторской организации по проектированию специальной техники,
Сергей Петрович Попов реализовал следующие проекты:
= создание универсальных транспортно-стыковочных агрегатов (с носителем
в шахтных пусковых установках
) в интересах Ракетных войск
стратегического назначения
;
= создание аппаратурных комплексов автомобильного типа для проведения физических измерений подземных испытаний ядерного оружия на полигонах "Невада" и "Семипалатинск";
= проведение промышленных атомных взрывов в интересах народного
хозяйства СССР
;
= разработка автотранспортных комплексов для перевозки специальных
ядерных материалов
.

Перечисленные проекты
, равно как многие другие успешно реализованные предприятием научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, принесли коллективу уникальный конструкторский опыт и сформировали разноплановый и ценный научно-технический задел в области создания оборудования для автономной эксплуатации ядерных боеприпасов.

По инициативе
Сергея Петровича
Попова в 1965 году в КБ-20 была развернута работа по проектированию семейства унифицированных машин многоцелевого назначения, которые смогли бы обеспечить эффективную эксплуатацию боевых баллистических ракет, как уж запущенных в производство, так и вновь разрабатываемых.
К этому времени появилась унифицированная контрольно-стендовая аппаратура
для проверки электрооборудования головных частей ракет, были разработаны единые тактико-технические требования к подвижным средствам, отразившие пожелания заказчиков и рекомендации разработчиков специальных изделий.

После увеличения объёма работ потребовалось создание специальных подразделений, укомплектованных квалифицированными кадрами, а также разработка и изготовление специальной техники, в том числе аппаратуры
для регистрации параметров взрыва,
С.П. Попов пригласил учёных из Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики
и Всероссийского научно-исследовательского института технической физики, подобрал знающих специалистов из служб своего предприятия
и организовал военно-сборочную бригаду.

Кроме конструкторской деятельности,
Сергей Петрович Попов способствовал улучшению жилищных условий  как работников КБ АТО, так и жителей Мытищинского микрорайона "Леонидовка" на территории которого находится предприятие.
Были снесены старые бараки ветхие строения, и вместо них были построены многоквартирные дома.

Сергею Петровичу Попову было присвоено воинское звание "контр-адмирал".


Награды:
"Закрытым" Постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1961 года
"За разработку головных частей для ракеты Р-7А"
Сергей Петрович Попов
в составе научного коллектива
был удостоен Ленинской премии
.


"Закрытым" Поставлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
"За создание унифицированной контрольно-стендовой аппаратуры КБ-20
для проверки электрооборудования головных частей ракет стратегического назначения и создание специального комплекса подвижных средств",

в 1975 году Сергей Петрович Попов
в составе научного коллектива
был удостоен Государственной премии СССР
(посмертно).

Он
награждён орденом Ленина, тремя орденами Красной Звезды, орденами Октябрьской революции, Отечественной войны I степени и многими медалями.
 

 
-
 


Выдающийся создатель специальных систем стратегического назначения
Сергей Петрович Попов скончался 26 июня 1975 года.

Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 29).

(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 29), могила С.П. Попова (май 2010 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


Увековечивание памяти:
По ходатайству служащих Конструкторского Бюро Автотранспортного Оборудования
10 октября 1975 года, решением Исполнительного комитета города Мытищи, Московской области, одной из улиц Мытищинского микрорайона "Леонидовка"
присвоено имя
Сергея Петровича Попова.

На доме № 15 по улице, носящей его имя
(где жил Сергей Петрович)
установлена мемориальная доска.

 

 
-
 


При создании страницы были использованы выдержки из статьи
Александра Игнатова "Адмирал из ядерной когорты"
опубликованной на сайте
:

Статья Александра Игнатова "Адмирал из ядерной когорты" в авторском журнале Владиимра Ильицкого и Компании "ТАМ"

а также материалы сайта

Сайт Конструкторского Бюро Автотранспортного Оборудования
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"