-
Даниил Исаакович
Абугов родился 7
(20)
марта 1908 года в селе Сормово
Козинской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии.
Его отец был ремесленником, а мать - домашней хозяйкой.
-
......До 15 ноября 1917 года
посёлок
входил в состав Козинской волости Балахнинского уезда,
после
чего была создана Сормовская волость.
......Постановлением Нижегородского Губернского исполнительного
комитета от 12 марта 1922 года был образован Сормовский уезд с
центром в селе Сормово.
......В июле
1922 года селу Сормово был присвоен статус города.
......В 1924
году был образован Сормовский рабочий район,
в 1925
году в его состав вошло село Копосово, а в 1928 году Сормово
вошло в состав Нижнего Новгорода (в 1932 - 1990 годах - город
Горький).
-
После окончания
средней школы в 1926 году
Д.И. Абугов
поступил
на Механический
факультет Московского механико-машиностроительного института
имени Н.Э. Баумана
(в
1943-1989 годах -
Московское Высшее
техническое училище, ныне -
Московский
Государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
- прим.).
В 1928 году
Постановлением
Совета народных комиссаров СССР был создан
Московский Авиационный институт путём выделения
из
МММИ имени Н.Э.
Баумана.
Таким образом,
Д.И. Абугов
вместе
с
другими студентом Механического
факультета стал студентом факультета "Двигатели летательных
аппаратов" МАИ.
-
......16
декабря 1935 года Московскому Авиационному институту было
присвоено имя Серго
Орджоникидзе, а 7 октября 2009 года институту был
присвоен статус Национального исследовательского университета.
-
В 1930 году,
после защиты диплома Даниил Исаакович
Абугов поступил
в
аспирантуру при МАИ.
С ноября 1930 года учёбу в аспирантуре он одновременно совмещал
с работой
инженера на заводе № 24 имени М.В. Фрунзе
(ныне - Научно-
производственный центр газотурбостроения "Салют").
После окончания аспирантуры, в 1934 году
Д.И. Абугов успешно защитил диссертацию
на соискание учёной степени Кандидата технических наук,
после чего он был приня
на работу в свой родной институт на должность преподавателя.
В последствие он стал Доцентом кафедры
"Теория авиационных двигателей".
Даниил Исаакович
вместе с коллегами принимал
активное участие в создании
экспериментальных стендов научно-исследовательского характера,
а также учебных
лабораторий, характерной чертой которых было то, что
они, в то время, являлись
испытательным
полигоном новейших направлений авиационной техники.
В 1936 году он был назначен на должность Начальника научно-исследовательской
группы МАИ, а уже через год под его руководством
подразделение стало одной
из лучших по стране
лабораторий авиационных двигателей по значимости
результатов исследовательской
работы и оснащенности материальной базы.
С 1938 года Д.И. Абугов
являлся Деканом вечернего, а с
1939 года и дневного
Факультета "Двигатели летательных аппаратов".
Этот период характеризовался интенсивным
переоснащением авиационной
промышленности, моторное
отечественное направление создавалось на базе
заграничных
аналогов (далеко не лучших) и нуждалось в быстром развитии,
поскольку низкая мощность двигателей являлась препятствием
для
совершенствования самолетов различного назначения.
Авиационная
промышленность остро нуждалась в достаточном количестве
инженерных кадров высокого уровня.
Руководству института и его
педагогическому коллективу в то время ставились
в достаточно
жесткой форме требования к качеству подготовки авиационных
специалистов, их количеству и одновременно увеличивалось число
специализаций.
В 1941 году Приказом Народного комиссара авиационной
промышленности СССР
Абугов Даниил Исаакович
был назначен на должность Ответственного редактора
научно-технического журнала авиационной промышленности
"Техника
Воздушного Флота".
Требования предвоенного и далее военного
времени повысили ответственность
к публикациям, остро актуальные
проблемы, связанные с повышением скорости
и высотности полётов,
нуждались в своевременном освещении.
В 1942 году, Приказом заместителя Народного комиссара авиационной промышленности
СССР Д.И. Абугов
был
переведён в город Воронеж на должность
Заведующего Кафедрой техники и конструкции авиационных двигателей Воронежского
авиационного
института.
Там он наряду с преподаванием занимался
научно-исследовательской работой.
При непосредственном участии и под его руководством
было разработано устройство
пламягасителя-шумоглушителя для моторов АШ-62
(конструкции
Опытно-
конструкторского бюро А.Д. Швецова
- прим.) самолёта ЛИ-2,
использовавшегося
в качестве ночного бомбардировщика.
После успешных государственных испытаний, которые
проходили в Научно-
исследовательском институте ВВС в 1944 году, это
устройство было принято
в производство.
В тоже время, работая над
тематикой форсирования мощности и повышения высотности,
Д.И. Абуговым
было получено авторское свидетельство, а в дальнейшем,
в Центральном институте авиационного моторостроения имени
П.И. Баранова
проведены экспериментальные исследования по направлению
"Повышение
энергетических показателей моторного топлива путем
добавок в него водорода".
С 1945 года Даниил Исаакович Абугов
вновь работал в Московском
Авиационном
институте имени Серго Орджоникидзе на Кафедре
"Теория авиационных двигателей",
где он преподавал и являлся Начальником экспериментального сектора
Лаборатории
авиационных двигателей.
С началом развития новой эры реактивной авиации
Даниил Исаакович
успешно
решал новые задачи, в
том числе созданием методической базы.
В 1957 году из печати вышла книга
Д.И. Абугова
"Процессы и характеристики реактивных двигателей",
которая была одним из первых учебных пособий
по теории реактивных двигателей.
Дальнейшую свою жизнь Д.И. Абугов
посвятил преподавательской
деятельности
в Московском Авиационном
институте на своём родном Факультете "Двигатели
летательных аппаратов".
Его высокий
профессионализм, широкий кругозор был востребован во многих
направлениях.
С развитием ракетно-космической отрасли и будучи Профессором
Кафедры
"Авиационные двигатели" (ныне
- Институт "Авиационные, ракетные двигатели
и энергетические установки" Национального
исследовательского университета
"МАИ"),
Даниил Исаакович
уделял больше внимание руководству
циклом
научно-исследовательских работ по тематике внутрикамерных процессов
в жидкостных ракетных двигателях.
Его
научная дальновидность определила с опережением на
50 лет
тематики работ
по новым типам двигателей,
предназначенных для
мягкой посадки автоматических
станций на Марс и Луну.
Как научный руководитель, Д.И.
Абугов
подготовил для авиационной и
ракетно-
космической отраслей и Московского авиационного института целую плеяду
докторов и кандидатов наук - специалистов в области теории
горения.
Некоторые из них являлись или ныне являются
руководителями производства
предприятий по данной тематике,
многие его ученики и ныне преподают в МАИ,
а также в других ВУЗах нашей страны.
Кроме преподавательской
и
научной деятельности,
Д.И. Абугов активно работал
во Всесоюзном обществе "Знание" пропагандируя достижения
Отечественной космонавтики на предприятиях ракетной промышленности,
руководил
переподготовкой заводских специалистов в рамках
Факультета
повышения квалификации МАИ.
Он - автор и соавтор более 115-ти научных трудов и
изобретений.
В их числе:
•
"Влияние присадки кислорода на работу авиационного двигателя"
(г.
Москва, Министерство Авиационной промышленности СССР;
Оборонгиз; 1950 год);
-
•
"Процессы и характеристики воздушно-реактивных двигателей"
(г.
Москва, Московский Авиационный институт имени Серго
Орджоникидзе; 1951 год);
-
•
"О пределах устойчивого распространения пламени в газах
при изменяющемся давлении"
(г.
Москва, "Доклады Академии наук СССР;
монография представлена к публикации Академиком
Н.Н. Семёновым 9 июля 1957 года);
-
•
"Основы теории горения"
(учебное
пособие; г. Москва, Министерство высшего и среднего специального
образования СССР; Московский Авиационный институт имени
Серго Орджоникидзе; 1958 год);
-
•
"Теория реактивных
двигателей"
(в
двух частях; конспект лекций по курсу по курсу; в
соавторстве с А.А. Шашковым;
г. Москва, Министерство высшего и среднего специального
образования СССР; Московский Авиационный институт имени
Серго Орджоникидзе; 1971 год);
-
•
"Теория и расчёт
двигателей летательных аппаратов"
(учебное
пособие к лабораторным работам по курсу; в
соавторстве с С.С.
Григорьевым;
г. Москва, Министерство высшего и среднего специального
образования СССР; Московский Авиационный институт имени
Серго Орджоникидзе; 1981 год);
-
•
"Неустойчивость горения в двигателях"
(учебное
пособие; г. Москва, Министерство высшего и среднего специального
образования СССР; Московский Авиационный институт имени
Серго Орджоникидзе; 1983 год);
-
•
"Теория и расчёт
ракетных двигателей твёрдого топлива"
(учебное
пособие; в
соавторстве с В.М.
Бобылёвым; г. Москва,
издательство "Машиностроение"; 1987 год);
-
Награды:
Даниил Исаакович Абугов
был награждён орденами Красной Звезды,
"Знак Почёта" и рядом медалей.
- |