-
Вадим Семёнович Баринов
родился 19 мая 1930 года в Москве.
В
годы Великой Отечественной войны он был активным участником трудового
фронта,
и
будучи совсем мальчишкой, как и большинство его сверстников,
работал
на
одном
из оборонных заводов Москвы.
По
окончании средней школы,
Вадим Баринов
поступил
на Радиотехнический факультет
Московского Энергетического института
(с 2015 года,
после череды реорганизаций -
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования "Национальный исследовательский университет "МЭИ" - прим.),
который
окончил
в 1954 году по специальности "радиоинженер".
По окончании учёбы,
он начал свой трудовой путь
в
этом институте
в
должности
в
должности инженера Сектора специальных работ
по
ракетной тематике
(п/я
4120;
с 1958 года - Опытное конструкторское бюро Московского Энергетического
института;
ОКБ МЭИ
- прим.).
Работая
на
этом предприятии,
Вадим Семёнович
последовательно занимал следующие
должности: Старший инженер,
Ведущий инженер (с
1958 года),
Руководитель
лаборатории, Руководитель отдела,
Руководитель сектора (с
1959-го по 1972 год),
Начальник сектора (с
2000 года).
Он был
в
первых рядах создателей
и
испытателей многоканальной радиотелеметри-
ческой системы "Трал",
участвовал
в
разработке бортового формирователя, в работе
по
выпуску аппаратуры
на
Львовском заводе, в
испытаниях системы "Трал"
на
баллистической ракете М5-РД, игравшей роль летающей лаборатории
по
отработке
бортовых систем межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, и
непосредственно
на
самой ракете Р-7, на базе которой были созданы ракеты-носители
для вывода в
космос искусственных спутников Земли, космических аппаратов для
исследования
Луны, Венеры и Марса и пилотируемых космических
кораблей.
Система "Трал» при запуске первых
спутников и космического корабля-спутника "Восток-1"
(историческая справка):
.....При запуске
Первого искусственного спутника Земли (4
октября 1957 года),
система "Трал" работала только на ракете-носителе.
По моменту прихода сигнала отключения двигателей,
полученных посредством телеметрии,
определялась точность вывода спутника на орбиту.
.....Во
время запуска Второго искусственного спутника
(3 ноября 1957 года),
аппаратура центрального блока ракеты - "Трал-Ц" была использована также и
для передачи телеметрической информации со спутника. Чтобы обеспечить
работу в условиях космоса,
бортовая аппаратура была модернизирована,
введён коммутатор,
переключающий датчики от ракеты-носителя к спутнику,
умформер в цепях питания заменён полупроводниковыми преобразователями
напряжения и формирователем трёхфазного опорного напряжения частотой
500 герц.
Телеметрическая информация со спутника передавалась в течение недели.
.....Система
"Трал" третьего советского спутника,
запущенного
15 мая
1958 года,
выполнена полностью полупроводниковой.
В состав бортовых устройств был добавлен блок запоминания объёмом
2 мегабита,
обеспечивающий хранение данных при отсутствии связи с наземными станциями.
Аппаратура работала около года.
Переданный с орбиты объём информации оказался столь велик,
что институты Академии наук СССР обрабатывали его в течение нескольких
лет.
.....По
итогам работ,
8 марта 1958 года, Сектор специальных работ Московского
Энергетического института,
выполнивший разработку системы "Трал", был преобразован в Опытное
конструкторское бюро МЭИ.
Руководитель сектора
Богомолов Алексей Фёдорович
был назначен на должность Главного
конструктора и Директора ОКБ МЭИ.
.....12
апреля 1961 года,
на первом пилотируемом космическом корабле-спутнике "Восток",
пилотируемом
Гагариным Юрием Алексеевичем,
в составе комплекса работали две бортовые системы "Трал".
"Трал-П1" с запоминающим устройством ЗУ-О передавала на Землю информацию о
состоянии космонавта, систем жизнеобеспечения,
систем и агрегатов корабля.
.....Комплекс
"Трал-Т"
("Селигер"),
разработанный специалистами ОКБ МЭИ совместно с Ленинградским Всесоюзным
Научно-исследовательским институтом телевидения,
обеспечивал передачу телевизионной картинки с борта корабля в кодировке
"Трала".
.....Наземная
аппаратура системы, использовавшейся для
отработки межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, была
выполнена в подвижном варианте и размещалась в КУНГах на базе автомобилей
ЗИС-151,
которые,
как правило, разворачивались в районах
наземных измерительных пунктов
(НИП) или на палубах
научно-исследовательских судов космического флота,
расположенных по трассе полёта. Впоследствии появились и стационарные
наземные аппаратные.
В 1963 году была также разработана малогабаритная приёмная станция
"Трал-К" для использования на атомных подводных лодках.
Первым крупным достижением
Баринова Вадима Семёновича
была разработка
бортовых устройств запоминания информации
на магнитных носителях.
Эти устройства обеспечили решение проблемы огромной государственной
важности - получение информации
о
головной части межконтинентальной баллистической ракеты
Р-7
на
плазменном участке полёта, и
сделало возможным передачу этой ракеты
на вооружение.
Вторым крупным достижением
B.C. Баринова стало
то, что будучи Руководителем
лаборатории,
он являлся одним
из основных разработчиков
и
создателей:
бортовой
телеметрической аппаратуры
и запоминающих устройств
для
специальных радиотех-
нических комплексов, системы "Куст-40" для военных
разведывательных космических
аппаратов "Зенит", систем запоминания и передачи информации
для космических систем
и аппаратов "Целина-О"
(обзорной
радиотехнической разведки),
"Целина-Д" (деталь-
ной радиотехнической разведки),
а также - системы глобальной спутниковой морской
космической разведки и целеуказания силам Военно-морского флота
(МКРЦ "Лиана"),
предназначенной
для
постоянного мониторинга Мирового океана
для определения
дислокации кораблей противника, и
прежде всего авианосных ударных групп,
выдачи
целей средствам Военно-морского флота
для поражения кораблей неприятеля.
В составе бригады специалистов ОКБ МЭИ, он
участвовал
в подготовке запоминающих
устройств
и обучению персонала на Космодроме Байконур.
В
работе
над
комплексом "Целина",
В.С. Баринов был инициатором передачи данных
с
низколетящих спутников
на
геостационарный спутник-ретранслятор,
сигнала
на
Землю,
и способствовал
реализации этой идеи.
И
третьим крупным достижением
Bадима Семёновича было
создание бортового
устройства запоминания
и
воспроизведения оперативной информации
в составе радиолокатора
с
синтезированной апертурой антенны "Полюс-В", обеспечившей
в 1983-1984 годах
радиокартографирование северного полушария планеты Венера,
межпланетными автоматическими космическими станциями "Венера-15"
и
"Венера-16".
Его тандем
с
неторопливым
и
основательным
Альтманам Александром Самойловичем
обеспечил создание надёжного канала "Борт-Земля"
и
новейшего
по тем
временам
ретрансляционного радиоканала "Борт-СР-Земля"
(для комплекса
"Целина 2Р").
Руководимые
B.C. Бариновым
лаборатория, а
впоследствии - отдел выполнили ещё ряд крупных разработок,
содержащих запоминающие устройства, в том числе
цифровые.
В
частности, по инициативе
В.С. Баринова было
разработано уникальное запоминающее
устройство, обеспечивающее особо плотную
магнитную регистрацию с высокой
достоверностью, была создана система "Кондор", состоящая
из буёв, разбрасываемых
с самолёта, аппаратуры электронной почты,
устанавливаемой на космических аппаратах
для системы определения координат буёв.
С помощью этой системы впервые в мировой практике была
получена интегральная
картина дрейфа льдов в Северном ледовитом океане, а также
ряд запоминающих
устройств в рамках сотрудничества с Индией для
использования на индийских
искусственных спутниках Земли "Ариабхата"
(старт -
19 апреля 1975 года)
и
"Бхаскара"(старт
- 7 июня 1979 года).
Вадим Семёнович
был очень яркой личностью.
Лидерские качества всегда были присущи
ему, причём ещё со времён учёбы
в
Московском Энергетическом институте, где он избирался Секретарём
Комсомольской
организации Радиотехнического факультета.
Он был одним из немногих руководителей, которые в
командировках начинают работу
с налаживания быта для своих подчинённых сотрудников.
В.С. Баринов
отличался большой коммуникабельностью,
в его присутствии не было
места унынию и растерянности, и казалось, что
непреодолимых задач нет.
Людям с флегматичным характером с ним было очень трудно.
Он был очень доступным и креативным человеком и блестящим
спортсменом: занимался фехтованием, любил горные и
водные лыжи, обожал высокие скорости во время езды
на автомобиле, любил технику - много делал своими руками,
любил собирать грибы
и мог привлечь к этому занятию любого.
Вадим Семёнович
обладал большой эрудицией и
умел
поддерживать беседу на любую
тему с любым собеседником.
Будучи отличным спортсменом и прекрасным общественником,
В.С. Баринов
был одним
из первых энтузиастов строительства
горнолыжного подъёмника в Крылатском на
западе Москвы, и водномоторной базы в Хлебникове
(город Долгопрудный
Московской области).
Он был избран членом-корреспондентом Российской Академии космонавтики
имени К.Э. Циолковского.
Кандидат технических наук Вадим
Семёнович Баринов - автор более 130-ти научных
трудов и соавтор ряда изобретений, в
числе которых:
•
"Лентопротяжный
механизм"
(в
соавторстве с
В.Б. Абудаевым,
В.Г. Подъячевым
и
В.Г. Борисовым;
опубликовано 28 февраля 1975 года);
-
•
"Устройство
для обнаружения перекоса носителя"
(в
соавторстве с
А.В. Калининым
и
Н.И. Момот;
опубликовано 7 апреля 1976 года);
-
•
"Устройство
для управления пьезоэлектрическим вибродвигателем"
(в
соавторстве с
А.-Э.А. Жукасом,
А.-В.А. Будой,
С.Ю. Гервицкасом,
В.В. Жаляускасом
и
К.М. Раульскисом; опубликовано
30 июня 1980 года);
-
•
"Устройство
для направления ленточного носителя"
(в
соавторстве с
П.В. Варанаускасом,
Б.П. Летуновым,
В.Б. Массилюнасом,
Н.И. Момот
и
К.М. Раульскисом; опубликовано
25 октября 1979 года);
-
•
"Направляющее
устройство для ленточного носителя"
(в
соавторстве с
П.В. Варанаускасом,
Б.П. Летуновым,
В.Б. Массилюнасом,
Н.И. Момот
и
К.М. Раульскисом; опубликовано
30 июня 1980 года).
Информация с сайта
"Патентный поиск
России":
открыть ссылку
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета
СССР № 264/38 от 21 декабря 1957
года
(с грифом "Совершенно
секретно"),
"За создание и запуск Первого в мире
искусственного спутника Земли",
инженер
Московского Энергетического института
Министерства высшего образования СССР
Баринов
Вадим Семёнович
был
награждён
медалью "За трудовую доблесть".
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961 года
(с грифом "Совершенно
секретно"),
"За
успешное
выполнение специального
задания Правительства по созданию образцов ракетной техники,
космического
корабля-спутника "Восток" и осуществление первого в мире полета этого
корабля
с человеком на борту",
Руководитель лаборатории Опытного конструкторского бюро Московского
Энергетического института Министерства Высшего и среднего специального
образования РСФСР
Баринов Вадим Семёнович
был
награждён
орденом
"Знак Почёта".
В 1979 году,
он был
удостоен Государственной премии СССР.
Кроме того,
Вадим Семёнович
был награждён двумя орденами Трудового Красного
Знамени (1969,
1977);
медалями:
"За доблестный труд. В ознаменование 100-летия
со дня рождения В.И. Ленина" (1970),
"В память 850-летия Москвы" (1997),
"Ветеран
труда", Медалью имени С.П. Королёва и Медалью имени Ю.А. Гагарина
Федерации космонавтики России.
Федерация космонавтики России присвоила
Баринову Вадиму Семёновичу
Почётное звание "Заслуженный испытатель космической
техники".
- |