-
Александр Петрович Базалеев родился
3 ноября 1919
года
в городе Саратове.
В 1940 году он был призван в ряды Рабоче-крестьянской
Красной Армии Кировским
районным военным комиссариатом города Саратова, для
прохождения действительной
срочной
службы.
Александр Петрович
- участник Великой Отечественной войны с 20 декабря 1941
года.
С 1 февраля 1942 года, старший сержант технической службы
А.П. Базалеев
служилавиационным механиком:
сначала в 2-й авиационной эскадрильи
237-го
истребительного авиационного полка 2-й Гвардейской истребительной
авиационной
дивизии противовоздушной обороны
в составе Донского фронта, затем - в 54-м
Гвардейском авиационном Керченском полку
1-й Гвардейской истребительной
авиационной Сталинградской Краснознамённой дивизии.
За период пребывания в авиационных частях, он проявил себя толковым
и грамотным
специалистом
по ремонту самолётов повреждённых в боях и
подготовке их к боевым
вылетам, прекрасно освоившим материальною часть самолётов
ЛаГГ-3, Як-9Т, а при
освоении самолёта "Аэрокобра" помогал товарищам по
полку в изучении систем
этого самолёта.
Принимая участия в боевых действиях на
Сталинградском, Центральном, Белорусском и
1-м Белорусском фронтах, к концу войны он обслужил 394
боевых самолётавылета и принимал участие в
восстановлении 32-х самолётов повреждённых в воздушных
боях.
Он - член ВКП(б)/КПСС
с 1944 года.
В 1947 году, после демобилизации, он вернулся в
Саратов и был принят на работу
токарем на завод № 205 имени Н.С. Хрущева
Министерства судостроительной
промышленности СССР, в годы Великой Отечественной войны
и в первое послевоенное
время производивший корпуса снарядов для противотанковых,
авиационных пушек,
систем залпового огня и приборов управления зенитных
орудий, систем управления
огнем корабельной артиллерии, приборов управления
дымомаскировкой.
Историческая справка:
.....В
1957 году Завод № 205 был передан в подчинение Саратовского
Совета Народного хозяйства.
После ликвидации Советов народного хозяйства и Государственных
комитетов при Совете Министров
СССР и образования ряда отраслевых Министерств, Завод №
205 был передан в подчинение 5-му Главному управлению
Министерства общего машиностроения СССР и Приказом Министра
Министерства общего машиностроения от 6 марта 1966 года был
преобразован в Саратовский машиностроительный завод.
До передачи Министерству предприятие, некоторое время носило
название "Машиностроительный завод точной механики имени Н.С.
Хрущева".
.....Приказом
Министра Министерства общего машиностроения СССР № 42 от 31
января 1975 года, на базе завода было создано
Производственное объединение "Корпус", в состав которого
вошли также Конструкторское бюро завода и новое предприятие по
производству деталей из спецсплавов "Базальт".
.....Приказом
Генерального директора Российского космического агентства № 56
от 11 марта 1999 года
Производственное объединение "Корпус"
получило статус Федерального Государственного унитарного
предприятия.
.....С
2010 года предприятие является филиалом Федерального
Государственного предприятия "Научно-производственный центр
автоматики и приборостроения имени Академика Н.А. Пилюгина"
и подчинено Государственной корпорации "Роскосмос".
После смены
производственный тематики,
токарь
предприятия
Александр Петрович
Базалеев, трудившийся до
последнего дня жизни, занимался изготовлением
деталей
и комплектующих которые были внедрены при серийном
производстве командных
(гироскопических)
приборов измерения угловых скоростей, блоков датчиков
угловых
скоростей систем управления стратегических ракет и
ракетно-космических
комплексов, в том числе - пилотируемых космических
кораблей "Восток",
"Восход", "Союз"; автоматических грузовых
транспортных кораблей
"Прогресс", долговременных орбитальных станций "Салют"
и "Алмаз".
Выпуск данной продукции, начавшийся в июле 1951
года, определил ключевое направление деятельности завода
на многие годы, включая сегодняшний день.
-
=
Поощрения и награды:
Приказом 237-му истребительному полку
220-й истребительной авиационной дивизии
Донского фронта
№ 01/Н
от 22 декабря 1942 года, от
имени Президиума Верховного
Совета СССР,
"За образцовое
выполнение боевых заданий
Командования на фронте
в борьбе с
немецкими захватчиками и проявленные
при этом доблесть
и мужество",
авиационный механик 2-й авиационной эскадрильи
237-го истребительного
авиационного полка 2-й истребительной
авиационной дивизии,
старший сержант
технической службы
Базалеев Александр Петрович был
награждён
медалью "За Боевые заслуги".
Приказом 1-й Гвардейской истребительной авиационной
Сталинградской
Краснознамённой дивизии
№ 22/Н
от 28 апреля 1945 года, от имени Президиума
Верховного Совета СССР,
"За образцовое
выполнение боевых заданий
Командования
на фронте в борьбе
с немецкими захватчиками
и проявленные при
этом доблесть
и мужество",
авиационный механик 54-го Гвардейского авиационного Керченского
полка,
Гвардии старший сержант
Базалеев Александр Петрович был
награждён
орденом Красной Звезды.
В годы Великой Отечественной
войны, за
отличное обслуживание самолётов,
Гвардии
сержант
А.П. Базалеев, Приказами
Народного комиссара обороны СССР № 0299 и №
0294 получал денежные вознаграждения, а за обслуживания
самолёта Р-39
неоднократно получал благодарности от командования полка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/29
от
17 июня 1961
года (с
грифом
"Совершенно секретно"),
"За выдающиеся
заслуги в создании образцов ракетной
техники и обеспечении успешного полёта человека в космического
пространство",
токарь Завода №
205
Саратовского Городского Совета Народного хозяйства
Базалеев Александр Петрович
был удостоен звания
Героя Социалистического
Труда с вручением ему ордена Ленина
(№
344958)
и Золотой
медали
"Серп и Молот"
(№
9956).
Он был также награждён медалями:
"За
доблестный труд. В ознаменование 100-летия
со дня рождения В.И. Ленина"
(1970),
"За Победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов"
(09.05. 1945),
"За
оборону Сталинграда"
(22.12.
1942),
"Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов", "50 лет Вооруженных сил СССР"
(1967).
А.П. Базалеев
занесён в Книгу Почёта завода в 1956-м и в 1971 годах.
- |