Родился 27 декабря 1918 года в Москве, в семье
Биргера Арона Львовича
- инженера-механика,
выпускника
МВТУ.
После
окончания средней школы в 1935 году
Исаак Аронович Биргер
поступил
в Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э.
Баумана
(ныне -
Московский государственный технический университет имени Н.Э.
Баумана).
Во время учёбы в институте он вёл научную работу
на Кафедре сопротивления материалов.
Окончив
с отличием институт
в 1940 году, он был призван
на Действительную
военную службу и в течение семи лет работал на
одном
из оборонных предприятий.
После демобилизации И.А.
Биргер начал работать
в Центральном институте авиационного моторостроения имени
П.И. Баранова (ЦИАМ),
где прошёл путь
от инженера-прочниста до заместителя начальника
института
(назначен
в 1964 году).
В 1947 году он в Учёном совете ЦИАМа защитил
диссертацию
на соискание учёной степени Кандидата технических наук.
Затем начал заниматься изучением прочности рабочих лопаток
и дисков газовых турбин на основе теории интегральных
уравнений.
Первые его работы посвящены статической и усталостной
прочности
резьбовых соединений.
В работах
Исаака Ароновича Биргера
получили развитие общие методы решения упругопластических задач
стержней, пластин и
оболочек, в том числе
метод переменных параметров упругости и метод
дополнительных деформаций.
В
1954 году
И.А.
Биргер в Учёном совете ЦИАМа
защитил диссертацию
на соискание учёной степени Доктора технических наук.
Диссертация была посвящена статической и динамической
прочности рабочих лопаток дисков
и роторов турбомашин.
В 1958 году ему было присвоено учёное звание Профессора.
Под его руководством проводились расчёты на прочность
двигателей первых отечественных реактивных самолётов и
изделий ракетно-космической техники.
Для них
И.А. Биргером
и его коллегами
были созданы нормы прочности.
Его исследования по проблемам прочности и
механики легли
в основу новых научных направлений.
В середине 1960-х годов специалисты ЦИАМ под
руководством И.А. Биргера
внесли вклад в создание
двигателей "закрытой схемы" ракеты-носителя "Протон".
Коллектив в который входил
Исаак Аронович Биргер
участвовал в совместной
с различными конструкторскими бюро работе по
созданию мощных отечественных жидкостных реактивных двигателей:
НК-33 Куйбышевского КБ
Н.Д. Кузнецова
(для
ракеты-носителя сверхтяжёлого класса Н-1 по лунной
программе),
РД-0120 Воронежского КБ Химавтоматики
(для ракеты-носителя
сверхтяжёлого класса "Энергия"),
РД-180 НПО "Энергомаш" имени академика В.П. Глушко
(для
американских ракет-носителей "Атлас III" и "Атлас V")
и др.
И.А. Биргер
занимался исследованиями проблем обеспечения надежного запуска,
устойчивости рабочего процесса, совершенствования
лопаточных машин турбонасосных агрегатов, повышения
быстродействия систем регулирования, достижения требуемых
прочностных запасов и др.
Он вёл педагогическую работу на базовой Кафедре ЦИАМа
"Газовая динамика, горение и теплообмен" Факультета аэромеханики
и летательной техники
Московского физико-техническом института.
В течение многих лет он являлся Председателем
Государственной экзаменационной комиссии по защите
дипломных проектов
по специальности "Динамика
и прочность машин" в Московском высшем техническом
училище имени Н.Э. Баумана.
Многие его ученики имеют учёные степени, а также
являются руководителями
подразделений и предприятий-разработчиков авиационной
и ракетно-космической техники.
И.А. Биргер
- автор 20-ти монографий и свыше 100 печатных статей.
Им совместно
с
P.P. Мавлютовым
написан оригинальный учебник
по сопротивлению материалов.
Он был одним из авторов
Энциклопедии "Машиностроение" -
том "Динамика и прочность машин"
(вышел
в 1995 году
под редакцией Академика
К.В. Фролова).
Исаак Аронович Биргер
являлся заместителем Председателя Научного
Совета Академии наук СССР по
вопросам надёжности и прочности,
а также
входил
в состав Российского Национального
комитета
по теоретической
и прикладной механике.
Награды:
За создание двигателей для авиационной и
космической техники
Биргер Исаак Аронович
был дважды (в
1981-м и 1990 годах)
удостоен
Государственной премии СССР.
За вклад в отечественную науку
в 1984 году
Биргер Исаак Аронович
был удостоен Почётного звания "Заслуженный
деятель науки и техники РСФСР".
Указом Президента СССР № УП-1275 30
декабря 1990 года
"За заслуги в создании и проведении
испытаний многоразовой
космической системы "Энергия – Буран""
заместитель Начальника
Центрального института авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Министерства Авиационного машиностроения СССР
Биргер Исаак Аронович
был награждён орденом Дружбы.
Кроме этого он был награждён орденами
Трудового Красного Знамени,
орденом "Знак Почета", медалями.
|