-


.


Лауреат Государственной премии СССР;
Заслуженный изобретатель
;
Кандидат технических наук
;
Начальник отдела
Особого
конструкторского бюро № 2

Государственного комитета
по
оборонной технике
(Конструкторского бюро химического
машиностроения имени А.М. Исаева)
;
Руководитель создания топливно-
насосных агрегатов жидкостных
реактивных двигателей авиационной
,
ракетной и космической техники


.

-
-
     
 


Алексей Васильевич Флёров родился 3 (16) марта 1909 года.

В 1932 году
он окончил Московский механико-машиностроительный институт
(
в 1943-1989 годах - Московское высшее техническое училище, с 1989 года -
Московский Государственный технический университет
) имени Н.Э. Баумана)

по специальности "инженер-механик".

Будучи студентом
Алексей Флёров посещал занятия в планерном кружке
и как его старший брат
Пётр Васильевич Флёров (1907 - 1976), будущий инженер авиационной промышленности, а с 1958 года - один из создателей и руководитель испытаний спускаемых аппаратов первых пилотируемых космических кораблей, начальник отдела ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королёва.
Брат
Алексея Флёрова был
другом и единомышленником Сергея Павловича
и они вместе (в конце 1920-х - начале 1930 годов) участвовали в создании планеров
С.П. Королёва и планерных соревнованиях.

После окончания института Алексей Васильевич Флёров работал
в
Особом конструкторском бюро завода № 293 Наркомата авиационной промышленности СССР под руководством Главного конструктора
Виктора Фёдоровича Болховитинова.
Именно здесь состоялось знакомство А.В. Флёрова с будущим Руководителем
создания двигателей
для ракет-носителей и космических аппаратов, а в те годы - Начальником отдела ОКБ
Алексеем Михайловичем Исаевым.

Во время Великой Отечественной войны А.В. Флёров принимал участие в создании жидкостных ракетных двигателей для самолёта "БИ-1", испытателями которого были лётчики Григорий Яковлевич Бахчиванджи, Константин Афанасьевич Груздев
и
Борис Николаевич Кудрин (испытывал самолёт в планерном варианте - прим.).
Созданием этого самолёта занимались В.Ф. Болховитинов, А.М. Исаев,
А.Я. Березняк, Л.С. Душкин, А.В. Палло, Б.Е. Черток, В.А. Штоколов, А.Е. Росляков и др.

После войны Алексей Васильевич Флёров продолжил работу в отделе
под руководством
А.М. Исаева.

В 1948 году отдел был переведен в НИИ-88
(Государственный союзный научно-исследовательский институт № 88, ныне - Центральный Научно-исследовательский институт машиностроения, город Королёв, Московской области), где были
развёрнуты работы
по созданию реактивной и ракетной техники.

Работая в отделе № 9
(такой номер был присвоен подразделению А.М. Исаева - прим.)
А.В. Флёров занимался разработкой топливно-насосных агрегатов для жидкостных реактивных двигателей: ракеты У-400-2, крылатой ракеты класса "воздух-море",
ракеты "205"
и
межконтинентальной крылатой ракеты "Буря" конструкции
С.А. Лавочкина, ракеты малой дальности Р-11 и её модификации для
Военно-морского флота Р-11ФМ
, для второй ступени ракеты С-75
конструкции
П.Д. Грушина.
В 1952 году на базе отдела № 9 было образовано Особое конструкторское
бюро № 2
под руководством
А.М. Исаева.

16 января 1959 года ОКБ-2 было выделено из состава НИИ-88
в самостоятельную организацию и Алексей Васильевич Флёров
продолжил работу
в должности Ведущего конструктора -
Начальника отдела
.


Он руководил работой отдела по разработке топливно-насосных агрегатов
тормозной двигательной установки
(ТДУ) для будущего космического
корабля "Восток".
ТДУ
в дальнейшем применялась и на космических кораблях
"Восход"
и спутниках-фоторазведчиках "Зенит-2"
.

А.В. Флёров участвовал в создании ТНА КТДУ - корректирующе-тормозных двигательных установок, которые используются на всех космических
кораблях серии "Союз"
и его последующих модификациях, а также
долговременных орбитальных станциях "Салют", "Мир"; спутниках "Молния"
и "Космос", межпланетных космических аппаратах "Луна", "Марс",
"Венера"
, "Зонд", а также по программе Н1-Л3 для полёта человека на Луну -
для лунного орбитального корабля
(ЛОК) и первого в СССР
кислородно-водородного жидкостного реактивного двигателя
.

Алексей Васильевич Флёров защитил диссертацию на соискание
учёной степени Кандидата технических наук
.


Он - автор и соавтор многих изобретений
, которые были применены
в двигателях ракетно-космической техники:

(открыть ссылку) Патенты Флёрова Алексея Васильевича
 открыть ссылку

Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года
"За успешное выполнение специального задания Правительства по созданию
образцов ракетной техники, космического корабля-спутника "Восток"
и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту
"
Начальник отдела ОКБ-2 Государственного комитета
по
оборонной технике
Флёров Алексей Васильевич
был награждён
медалью "За трудовое отличие".

Он был удостоен Государственной премии СССР,
а также удостоен Почётного звания "Заслуженный изобретатель"
.

 

 
-
 


Выдающийся инженер-разработчик двигателей ракетно-космической техники

Алексей Васильевич Флёров
скончался 11 апреля 2002 года.

Похоронен он в Москве, на Ваганьковском кладбище (уч. № 5),
в ограде семейного захоронения, рядом с могилой супруги - Победоносцевой
Нины Александровны
(1912 - 1998)
и её старшего брата -
Победоносцева Юрия Александровича (1907 - 1973) - одного из родоначальников отечественного ракетостроения и одного из создателей легендарной "Катюши", Лауреата
Сталинской премии
;
Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР;
Действительного члена Академии артиллерийских наук
;

Член-корреспондента Международной Академии астронавтики
,
Доктора технических наук; Профессора.

(увеличить фото) г. Москва, Ваганьковское кладбище (уч. № 5), могила А.В. Флёрова (сентябрь 2014 года)


(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
 


При создании страницы использованы следующие материалы:

(увеличить фото) Воспоминание внука А.В. Флёрова
 открыть ссылку

Воспоминания о работе в КБ "ХИММАШ"
(в которых упоминается имя
Флёрова Алексея Васильевича)
:

(открыть ссылку) Человек жив, пока его помнят. Страницы книги об  А. М. Исаеве
 открыть ссылку

(открыть ссылку) КБ ХИММАШ - 50 (автор - Локтев Александр Львович)
 открыть ссылку

(открыть ссылку) ИСАЕВСКИЕ СУДОСТРОИТЕЛИ (автор - Анатолий Стебелевский)
 открыть ссылку

(открыть ссылку) КОНСТРУКТОР РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ИСАЕВ (автор - Позамантир Раиса Дмитриевна, краевед, историк города Королёва)
 открыть ссылку

 

 
    -