-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лауреат двух Сталинских премий;
Кандидат технических наук;

Начальник отдела Центрального
Аэрогидродинамического института
имени Профессора Н.Е. Жуковского
;
Начальник отдела Особого конструкторского бюро
(ОКБ-670) Министерства Авиационной
промышленности СССР
;
Ведущий конструктор
,
Начальник Научно-исследовательского отделения,
Начальник Расчётно-теоретического отдела № 6 (Конструкторского отдела № 2)
,
Начальник КБ-1
, Ведущий конструктор
Завода № 918 Министерства Авиационной
промышленности СССР
(Научно-производственного
предприятия "Звезда")
;
 учёный в области аэрогазодинамики и механики
;
специалист в области создания средств спасения
и жизнеобеспечения лётчиков и космонавтов

 
-
-
     
 

-
Владимир Григорьевич Гальперин родился 30 декабря 1912 года
(
12 января 1913 года) в городе Твери (с 20 ноября 1931 года
по 17 июля 1990 года - город Калинин
)
.

Родители В.Г. Гальперина:
Отец -
Гальперин Григорий Павлович (1874 - 1942) - врач;
мать -
Фондаминская Роза Исидоровна (1874 - 1954) - из семьи купца 1 гильдии
Исидора Фундаминского
, сестра революционера, религиозного деятеля, литератора,
масона и издателя
Фондаминского Ильи Исидоровича (17.02. 1880 - 19.11. 1942),
известного под псевдонимом
Илья Бунаков, погибшего в концентрационном лагере
в Освенциме и революционера-народовольца
Фондаминского Матвея (Мордуха)
Исидоровича (
1866 - 1896)
, скончавшегося от туберкулёза в Иркутске,
где находился в ссылке.


В 1937 году
Владимир Григорьевич Гальперин с отличием окончил Механико-
математический факультет Московского Государственного университета
имени М.В. Ломоносова
.

 Одновременно
с учёбой , в течение 1930 года он работал чертёжником
на Заводе имени М.И. Калинина в Москве, а затем, последующие 20 лет -
в ЦАГИ - Центральном Аэрогидродинамическом институте имени
Профессора Н.Е. Жуковского
, сначала в Москве, а потом на новой территории
в поселке Стаханово
(с 1947 года - город Жуковский Московской области),
последовательно являясь техником, инженером, Старшим инженером,
Начальником отдела.

Свои первые научные работы
по аэродинамике
В.Г. Гальперин опубликовал
в середине 1930-х годов.

В 1937-1943 годах он вёл работы в ЦАГИ по проектированию и вводу в эксплуатацию
аэродинамической трубы больших скоростей Т-106
.
Материалы этих работ послужили основой диссертации на соискание учёной степени
Кандидата технических наук
, которую он успешно защитил в 1944 году.

В 1943-1945 годах, совместно с Ведущими учёными ЦАГИ - Академиком
С.А. Христиановичем, Профессорами И.П. Горским и А.П. Ковалёвым, В.Г. Гальперин занимался исследованиями аэродинамики крыльев при больших
скоростях полёта
.
 
В этих работах им были установлены основные закономерности, определяющие
характеристики крыльев
при сверхкритических скоростях.

В 1945 году
Владимир Григорьевич Гальперин руководил работами, которые привели
к созданию аэродинамической трубы, позволившей впервые превысить скорость звука и определить характеристики крыльев при трансзвуковых скоростях.

В 1948-1950 годах под его руководством были выполнены аэродинамические проекты трёх новых трансзвуковых аэродинамических труб ЦАГИ, построенных
в последующие годы.

В 1950 году
Владимир Григорьевич попал под очередную волну репрессий.
В результате борьбы с космополитизмом он был уволен из ЦАГИ, а затем из ОКБ-670
(Конструкторское бюро "Красная Звезда" под руководством
Михаила Михайловича Бондарюка - прим.) Министерства авиационной промышленности СССР,
где с 1950-го по 1953 год работал в должности Начальника отдела и участвовал
в работах по созданию двигателей для реактивных авиационных снарядов
и крылатых ракет.

В 1953 году
В.Г. Гальперин был принят на должность Ведущего конструктора
на Завод № 918 Министерства Авиационной промышленности СССР, которым
руководили
:
Алексеев Семён Михайлович (в 1952 - 1964 годах) и Северин Гай Ильич
(
в 1964 - 2008 годах; с 15 декабря 2009 года - Научно-производственное предприятие
"Звезда" имени Академика Г.И. Северина
, Московская область,
Муниципальное образование "Городской округ Люберцы", посёлок Томилино
).
Предприятие специализируется
в области создания средств аварийного спасения лётчиков и космонавтов и обеспечения работы космонавтов в космическом пространстве, в том числе во время их внекорабельной деятельности.

Являясь
с 1954 года Начальником Научно-исследовательского отделения,
в состав которого входили испытательные лаборатории и расчётно-теоретические
бригады
, а с 1958 года - Расчётно-теоретического отдела № 6
(впоследствии
преобразованного
в Конструкторский отдел - КО-2) Владимир Григорьевич
Гальперин
осуществлял техническое руководство
и непосредственно выполнил
теоретические
и экспериментальные исследования, в том числе исследования аэродинамических компоновок кресел летательных аппаратов, характеристик
основных их систем
, расчётно-теоретическое обоснование выбранных конструкций
и методическое руководство их испытаниями.
Данные методики
и разработки применяются с 1969 года на всех новых
отечественных самолётах
.

Кроме того, В.Г. Гальперин участвовал в создании систем дозаправки самолётов -
истребителей
от самолёта-заправщика Ил-78, а также в разработке, испытаниях
стенда слежения
для отработки систем заправки самолётов топливом в полёте
и доводки систем защиты от пожара и взрыва летательных аппаратов.

В 1959-1961 годах он осуществлял техническое руководство расчётами и наземными
испытаниями катапультной установки космического корабля "Восток"
и участвовал
в подготовке первого полёта человека в космос.


Работая
в 1961 - 1986 годах Начальником КБ-1, а затем - Ведущим конструктором предприятия, Владимир Григорьевич Гальперин являлся руководителем и одним
из основных участников расчётно-теоретического обоснования создания средств
спасения
и жизнеобеспечения космонавтов, разработанных на заводе № 918
(НПП "Звезда") для космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз" (и его
модификаций
); "Буран" (в начале работы над проектом - прим.), долговременных
орбитальных станций "Салют"
, а также космического корабля Л-3 для полёта на Луну.


В.Г. Гальперин участвовал в проектировании и испытаниях систем, обеспечивающих
безопасность приземления спускаемых аппаратов космических кораблей "Союз".

Им были осуществлены работы
по созданию научно-экспериментальной базы
предприятия
, в том числе: термо-барокамерного комплекса, аэродинамического
комплексного стенда
для натурных испытаний средств спасения на околозвуковых
и сверхзвуковых скоростях
(для чего В.Г. Гальпериным же была разработана
принципиальная схема
- прим.), центрифуги для физиологических исследований.

Он руководил созданием стенда
для отработки систем передвижения в открытом
космосе
, скафандра, шлюзовой камеры космического корабля "Восход-2" и других
систем
для первого в Мире выхода человека в открытое космическое пространство,
осуществлённое 18 марта 1965 года космонавтом
Алексеем Архиповичем Леоновым.

(открыть ссылку) "В скафандре над планетой (Восход-2)" (1965 год)
 открыть ссылку

Владимир Григорьевич определил основные параметры термобарокамер
и глубоко-вакуумных камер для технических и физиологических испытаний
космических скафандров
и их систем.

В 1970-м, 1973-м, 1974-1975 годах, одновременно с работой Начальника
Конструкторского бюро
(КБ-1), В.Г. Гальперин исполнял обязанности заместителя
Главного конструктора завода
по научно-исследовательской работе.



Владимир Григорьевич Гальперин - автор и соавтор ряда научных статей
докладов
и изобретений.
В их числе
:
"Исследование аэродинамических характеристик крыловых профилей
при больших скоростях в скоростной аэродинамической трубе ЦАГИ Т-106"

(в соавторстве с С.А. Христиановичем, И.П. Горским, А.П. Ковалёвым;
г. Москва, издательство БНТ НКАП, 1945 год; 120 стр./Труды Центрального
Аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского
)
;


"Прикладная газовая динамика" (в двух томах)
(в соавторстве с С.А. Христиановичем, М.Д. Милионщиковым, Л.А. Симоновым;
г. Москва, ЦАГИ, 1948 год; 145 стр.
)
;

"Обоснование выбора принципиальной схемы кресла К-36"
(в соавторстве с Н.И. Афанасенко; Московская область,
Люберецкий район, пос. Томилино; Завод "Звезда"
; 1966 год);

"Вращающиеся стабилизирующие парашюты как средство стабилизации унифицированной катапультной установки К-36 на больших скоростях
и высотах полёта"
(в соавторстве с Н.И. Афанасенко, Я.В. Балкиндом, Г.И. Севериным,
И.М. Носаревым, Н.Д. Рудаковым;
Юбилейная научно-техническая конференция НИИАУ
; 1971 год);

"Применение двух вращающихся стабилизирующих парашютов в качестве
средства стабилизации катапультной установки К-36 на больших
скоростях и высотах полёта"
(в соавторстве с Н.И. Афанасенко, Я.В. Балкиндом, Г.И. Севериным, И.М. Носаревым;
Тезисы и доклады Юбилейной сессии НТС в связи
с 20-летием Завода "Звезда"; 1972 год
).

"Система покидания летательного аппарата членом экипажа"
(
авторское свидетельство на изобретение № 653859 от 28 ноября 1978 года, с приоритетом
от 9 апреля 1970 года; в соавторстве с
А.Г. Арутюняном, Н.И. Афанасенко,
Г.И. Севериным,
П.П. Соболевым, В.И. Фёдоровым;
Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино; Завод "Звезда"
);

Награды:
Постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1946 года
"За экспериментальные исследования по аэродинамике больших скоростей"
Сталинской премии II степени (в области науки и техники, за 1945 год)
в размере 100 000 рублей были удостоены научные сотрудники
ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского
:
Христианович Сергей Алексеевич - Академик Академии наук СССР;
Гальперин Владимир Григорьевич
, Горский Иван Павлович
и
Ковалёв Алексей Петрович
.

Постановлением Совета Министров СССР от 9 апреля 1949 года
"За создание новой аппаратуры для производства аэродинамических испытаний"
Сталинской премии II степени (за выдающиеся изобретения, за 1949 год)
в размере 100 000 рублей были удостоены научные сотрудники ЦАГИ
имени Н.Е. Жуковского
:
Гальперин Владимир Григорьевич, руководитель работ;
Аристархов Серафим Алексеевич
и
Белянин Борис Владимирович.
-
Он был также награждён орденами Трудового Красного Знамени
(1971)
,
Красной Звезды
(16.09.1945), медалями "За трудовую доблесть" (1943),
"За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
(1970)
, "За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945
годов"
(1945), "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(1975)
, "40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (1985),
"Ветеран труда", "В Память 800-летия Москвы"
(1947), двумя Золотыми
медалями и двумя Серебряными медалями ВДНХ СССР
.

Академия наук СССР наградила
Гальперина Владимира Григорьевича медалью
"В ознаменование первого выхода человека в космическое пространство"
,
а Федерация космонавтики СССР наградила его
двумя Медалями имени Ю.А. Гагарина
.

-

 
-
 

-
Выдающийся учёный в области аэрогазодинамики и механики
, крупнейший
специалист-разработчик систем жизнеобеспечения авиационной
и космической техники
Владимир Григорьевич Гальперин
скончался 13 декабря 1993 года.
-
Похоронен он в городе Жуковском Московской области,
на Мемориальном кладбище "Быково",
рядом с могилой супруги.
-
(увеличить фото) Московская область, г. Жуковский, Мемориальное кладбище "Быково". Надгробие на могилах В.Г. Гальперина и его супруги (автор фотографии - Павел Кац, июнь 2018 года)
 увеличить фото
-

 
-
 

-
При создании страницы использованы тексты биографии
Гальперина Владимира Григорьевича
опубликованные:
в биографической энциклопедии
"Космонавтика и ракетостроение"
(
составитель -
М.А. Первов
,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2011
)
-

(открыть ссылку) "Космонавтика и ракетостроение" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2011 год)

-
на сайте "ВИКИПЕДИЯ":
-
(открыть ссылку) Биография В.Г. Гальперина на сайте "Википедия"
 открыть ссылку

Ссылки по теме:
статья "НПП "Звезда"" - 50 лет!"
(
журнал "Вестник авиации и космонавтики"; № 02, 2002 год)
-
(открыть ссылку) Л.А. Китаев-Смык. "Приобщение к космонавтике" (сайт "Авиапанорама")
 открыть ссылку

статья "18 марта 1965 года - первый выход человека в открытый космос"
(статья на сайте "НПП "Звезда" имени Академика Г.И. Северина"):

(открыть ссылку) "18 марта 1965 года - первый выход человека в открытый космос" (статья на сайте "НПП "Звезда" имени Академика Г.И. Северина)
 открыть ссылку
-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Павлу Кацу
, автору сайта
"Московские могилы";
другу и коллеге по
Обществу некрополистов -
за присланную фотографию
надгробия на могиле
Гальперина Владимира
Григорьевича
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -