-
Владимир Григорьевич Гальперин
родился 30 декабря 1912 года
(12 января
1913 года)
в городе Твери
(с 20 ноября 1931 года
по 17 июля
1990 года -
город Калинин).
Родители
В.Г. Гальперина:
Отец -
Гальперин Григорий Павлович
(1874 - 1942)
- врач;
мать -
Фондаминская Роза Исидоровна
(1874 - 1954)
- из семьи купца 1 гильдии
Исидора Фундаминского,
сестра революционера, религиозного деятеля,
литератора,
масона и издателя
Фондаминского Ильи Исидоровича
(17.02. 1880 - 19.11. 1942),
известного под псевдонимом
Илья Бунаков, погибшего в
концентрационном лагере
в Освенциме и революционера-народовольца
Фондаминского Матвея (Мордуха)
Исидоровича (1866 - 1896),
скончавшегося от туберкулёза в Иркутске,
где находился в ссылке.
В 1937 году
Владимир Григорьевич Гальперин
с отличием окончил Механико-
математический факультет Московского Государственного
университета
имени М.В. Ломоносова.
Одновременно с учёбой , в течение 1930 года он работал чертёжником
на Заводе имени М.И. Калинина в Москве, а затем,
последующие 20 лет -
в ЦАГИ - Центральном Аэрогидродинамическом институте
имени
Профессора Н.Е. Жуковского,
сначала в Москве, а потом на новой территории
в поселке Стаханово
(с 1947 года - город
Жуковский Московской области),
последовательно являясь
техником, инженером, Старшим инженером,
Начальником отдела.
Свои первые научные работы по аэродинамике
В.Г. Гальперин опубликовал
в середине 1930-х годов.
В 1937-1943 годах он вёл работы в ЦАГИ по
проектированию и вводу в эксплуатацию
аэродинамической трубы больших скоростей Т-106.
Материалы этих работ послужили основой диссертации на
соискание учёной степени
Кандидата технических наук, которую он успешно защитил
в 1944 году.
В 1943-1945 годах, совместно с Ведущими учёными
ЦАГИ - Академиком
С.А. Христиановичем,
Профессорами
И.П. Горским
и
А.П. Ковалёвым, В.Г. Гальперин
занимался исследованиями аэродинамики крыльев
при больших
скоростях полёта.
В этих работах им были установлены основные закономерности,
определяющие
характеристики крыльев при сверхкритических скоростях.
В 1945 году
Владимир Григорьевич Гальперин
руководил работами, которые привели
к созданию аэродинамической трубы, позволившей
впервые превысить скорость звука и определить
характеристики крыльев при трансзвуковых скоростях.
В 1948-1950 годах под его руководством были выполнены
аэродинамические проекты трёх новых трансзвуковых
аэродинамических труб ЦАГИ, построенных
в последующие годы.
В 1950 году
Владимир Григорьевич
попал
под очередную волну репрессий.
В результате борьбы с космополитизмом он был уволен
из ЦАГИ, а затем из ОКБ-670
(Конструкторское бюро "Красная
Звезда"
под руководством
Михаила Михайловича Бондарюка
- прим.)
Министерства авиационной промышленности СССР,
где с 1950-го по 1953 год работал
в должности Начальника отдела и участвовал
в работах по созданию двигателей для
реактивных авиационных снарядов
и крылатых ракет.
В 1953 году
В.Г. Гальперин
был принят
на должность Ведущего конструктора
на Завод № 918 Министерства Авиационной промышленности
СССР, которым
руководили:
Алексеев Семён Михайлович
(в 1952 - 1964 годах)
и
Северин Гай Ильич
(в 1964 - 2008 годах;
с 15 декабря 2009 года - Научно-производственное предприятие
"Звезда" имени Академика Г.И. Северина, Московская область,
Муниципальное образование
"Городской округ Люберцы", посёлок Томилино).
Предприятие специализируется в области создания средств
аварийного спасения лётчиков и космонавтов и
обеспечения работы космонавтов в космическом пространстве,
в том числе во время их внекорабельной деятельности.
Являясь с 1954 года Начальником Научно-исследовательского
отделения,
в состав которого входили испытательные лаборатории и
расчётно-теоретические
бригады, а с 1958 года - Расчётно-теоретического отдела №
6 (впоследствии
преобразованного в
Конструкторский отдел - КО-2)
Владимир Григорьевич
Гальперин
осуществлял техническое руководство
и непосредственно выполнил
теоретические и экспериментальные исследования, в том
числе исследования аэродинамических компоновок кресел
летательных аппаратов, характеристик
основных их систем, расчётно-теоретическое обоснование
выбранных конструкций
и методическое руководство их испытаниями.
Данные методики и разработки применяются с 1969 года
на всех новых
отечественных самолётах.
Кроме того,
В.Г. Гальперин
участвовал в создании систем дозаправки самолётов -
истребителей от самолёта-заправщика Ил-78, а также в
разработке, испытаниях
стенда слежения для отработки систем заправки самолётов
топливом в полёте
и доводки систем защиты от пожара и взрыва
летательных аппаратов.
В 1959-1961 годах он осуществлял техническое руководство
расчётами и наземными
испытаниями катапультной установки космического корабля "Восток"
и участвовал
в подготовке первого полёта человека в космос.
Работая
в 1961 - 1986 годах Начальником КБ-1, а затем -
Ведущим конструктором предприятия,
Владимир Григорьевич Гальперин
являлся руководителем
и одним
из основных участников расчётно-теоретического
обоснования создания средств
спасения и жизнеобеспечения космонавтов,
разработанных на заводе № 918
(НПП "Звезда")
для космических кораблей "Восток", "Восход",
"Союз" (и
его
модификаций);
"Буран" (в
начале работы над проектом - прим.),
долговременных
орбитальных станций "Салют", а также космического корабля
Л-3 для полёта на Луну.
В.Г. Гальперин участвовал
в проектировании и испытаниях систем,
обеспечивающих
безопасность приземления спускаемых аппаратов космических
кораблей "Союз".
Им были осуществлены работы по созданию
научно-экспериментальной базы
предприятия, в том числе: термо-барокамерного
комплекса, аэродинамического
комплексного стенда для натурных испытаний средств
спасения на околозвуковых
и сверхзвуковых скоростях
(для чего
В.Г. Гальпериным
же была разработана
принципиальная схема
- прим.),
центрифуги для физиологических исследований.
Он руководил созданием стенда для отработки систем
передвижения в открытом
космосе, скафандра, шлюзовой камеры космического
корабля "Восход-2" и других
систем для первого в Мире выхода человека в
открытое космическое пространство,
осуществлённое 18 марта 1965 года космонавтом
Алексеем Архиповичем Леоновым.
открыть ссылку
Владимир Григорьевич
определил основные параметры термобарокамер
и глубоко-вакуумных камер для технических
и физиологических испытаний
космических скафандров и их систем.
В 1970-м, 1973-м, 1974-1975 годах, одновременно с
работой Начальника
Конструкторского бюро
(КБ-1),
В.Г. Гальперин
исполнял обязанности заместителя
Главного конструктора завода по
научно-исследовательской работе.
Владимир Григорьевич Гальперин
- автор и соавтор ряда научных статей
докладов
и изобретений.
В их числе:
"Исследование аэродинамических характеристик крыловых профилей
при больших скоростях в скоростной аэродинамической трубе ЦАГИ
Т-106"
(в
соавторстве с
С.А. Христиановичем,
И.П. Горским,
А.П. Ковалёвым;
г. Москва, издательство БНТ НКАП, 1945 год; 120 стр./Труды
Центрального
Аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского);
"Прикладная газовая динамика" (в
двух томах)
(в
соавторстве с
С.А. Христиановичем,
М.Д. Милионщиковым,
Л.А. Симоновым;
г. Москва, ЦАГИ, 1948 год; 145 стр.);
"Обоснование выбора принципиальной схемы кресла К-36"
(в
соавторстве с Н.И. Афанасенко;
Московская область,
Люберецкий район,
пос. Томилино; Завод "Звезда";
1966 год);
"Вращающиеся стабилизирующие парашюты как средство стабилизации
унифицированной катапультной установки К-36 на больших скоростях
и высотах полёта"
(в
соавторстве с Н.И. Афанасенко,
Я.В. Балкиндом,
Г.И. Севериным,
И.М. Носаревым,
Н.Д. Рудаковым;
Юбилейная научно-техническая конференция НИИАУ;
1971 год);
"Применение двух вращающихся стабилизирующих парашютов в
качестве
средства стабилизации катапультной установки К-36 на больших
скоростях и высотах полёта"
(в
соавторстве с Н.И. Афанасенко,
Я.В. Балкиндом,
Г.И. Севериным,
И.М. Носаревым;
Тезисы и доклады Юбилейной сессии НТС в связи
с 20-летием Завода "Звезда"; 1972 год).
"Система покидания летательного аппарата членом экипажа"
(авторское
свидетельство на изобретение № 653859 от 28 ноября 1978
года, с приоритетом
от 9 апреля 1970 года; в соавторстве с
А.Г. Арутюняном,
Н.И. Афанасенко,
Г.И. Севериным,
П.П. Соболевым,
В.И. Фёдоровым;
Московская область, Люберецкий район,
пос. Томилино; Завод "Звезда");
Награды:
Постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1946 года
"За
экспериментальные исследования по
аэродинамике больших скоростей"
Сталинской премии II
степени (в
области науки и техники,
за 1945 год)
в размере 100 000
рублей были удостоены научные сотрудники
ЦАГИ имени Н.Е. Жуковского:
Христианович Сергей Алексеевич
- Академик Академии наук СССР;
Гальперин Владимир Григорьевич,
Горский Иван Павлович
и Ковалёв Алексей Петрович.
Постановлением Совета Министров СССР от 9 апреля 1949 года
"За
создание новой аппаратуры для производства аэродинамических
испытаний"
Сталинской премии II
степени (за
выдающиеся изобретения,
за 1949 год)
в размере 100 000
рублей были удостоены научные сотрудники ЦАГИ
имени Н.Е. Жуковского:
Гальперин Владимир Григорьевич,
руководитель
работ;
Аристархов Серафим Алексеевич и
Белянин Борис
Владимирович.
-
Он был также награждён орденами Трудового Красного Знамени
(1971),
Красной Звезды
(16.09.1945), медалями "За трудовую доблесть" (1943),
"За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения
В.И. Ленина"
(1970),
"За доблестный труд во время Великой Отечественной войны
1941-1945
годов"
(1945),
"30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(1975),
"40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
(1985),
"Ветеран труда", "В Память 800-летия Москвы"
(1947), двумя Золотыми
медалями и двумя Серебряными медалями ВДНХ СССР.
Академия наук СССР наградила
Гальперина Владимира Григорьевича
медалью
"В ознаменование первого выхода
человека в космическое пространство",
а Федерация космонавтики СССР наградила его
двумя Медалями имени Ю.А. Гагарина.
- |