-
Лев Кузьмич Ковалёв родился 14
апреля 1941 года в Москве.
-
Родители Ковалёва Льва Кузьмича:
.....отец
- Ковалёв Кузьма Иванович,
главный
механик одного из заводов Москвы;
.....мать
-
Сурская Клавдия Васильевна,
ведущий
инженер-теплотехник одного из заводов Москвы.
-
В 1964 году он окончил с отличием факультет "Энергомашиностроение"
Московского
Высшего технического (ныне
- Московского Государственного технического
университета)
училища имени Н.Э. Баумана, а в
1968 году - вечернее отделение
Механико-математического факультета Московского Государственного
университета имени М.В. Ломоносова.
Л.К. Ковалев начал трудовую
деятельность в 1964 году
инженером в Центральном
институте авиационного машиностроения имени П.И. Баранова, где при его участии
был выполнен ряд
работ по ядерным энергетическим
установкам, потребовавших
разработки новых методов исследования теплофизических процессов
в активной зоне установок.
С 1968 года Лев Кузьмич
работал Старшим инженером,
затем - Старшим научным
сотрудником в одной из лабораторий Московского
Авиационного института имени
Серго Орджоникидзе, где
под руководством и при его непосредственном участии
были выполнены исследования,
направленные
на создание мощных импульсных
МГД-генераторов установок для геофизических исследований
типа "Памир",
"Урал", "Хибины" и других.
В 1975 году, после окончания аспирантуры МАИ, он
успешно защитил диссертацию
на соискание учёной степени Кандидата технических наук
по теме "Исследование
распределения потоков испаряемого вещества в камерах напыления с
целью их
оптимизации".
В этом же году Лев Кузьмич Ковалёв
перешёл в Научно-исследовательский
институт дальней радиосвязи, где он работал в
должностях Старшего научного
сотрудника, Начальника сектора, Начальника отдела и
участвовал в разработке
и государственных испытаниях таких крупных радиолокационных
комплексов
как радиолокационная станция для системы раннего
обнаружения пусков
межконтинентальных баллистических ракет "Дуга", станции
дальнего
обнаружения системы противоракетной обороны "Дунай-3У"
и ряда других объектов.
В 1982 году Лев
Кузьмич возвратился в
Московский Авиационный институт имени
Серго Орджоникидзе, где работал до последнего дня
жизни и последовательно
занимал должности: доцент,
Профессор (с
1994 года),
Заведующий Кафедрой
"Электроэнергетические, электромеханические и
биотехнические системы"
(с
2002 года).
С 1982-го по 1994 год Л.К.
Ковалёв принимал руководящее участие
в проектировании
электроэнергетических
комплексов для авиационной и космической техники,
а также для морского
транспорта.
В результате этих работ были заложены основы теории
расчёта и проектирования
сверхпроводниковых синхронных генераторов
(СПСГ)
и МГД-генераторов мощностью
от 1-го до 20-ти
мегаватт и крупномасштабных сверхпроводниковых магнитных систем.
На базе
этих работ специалистами МАИ совместно с
Агрегатно-конструкторским бюро
"Якорь" были созданы и испытаны бортовой СПСГ мощностью
0, 7 мегаватт,
а совместно с Троицким институтом инновационных
и термоядерных исследований
(ныне
- в Троицком административном округе Москвы)
- крупная сверхпроводниковая
магнитная система для импульсных
МГД-генераторов мощностью
10 мегаватт.
С 1995 года под руководством Льва
Кузьмича Ковалёва велись работы по
созданию
принципиально нового класса электрических машин на основе
высокотемпературных
сверхпроводников (ВТСП).
Для их выполнения в МАИ был организован "Центр
криогенных сверхпроводниковых
электрических машин и устройств", объединивший ряд ведущих научных центров
России, Германии и Англии, и где были получены
следующие основные результаты:
в 1995–2002 годах были созданы первые в мире серии гистерезисных
ВТСП двигателей
мощностью от 0, 5 до
4-х киловатт
и реактивных синхронных ВТСП двигателей
от 2-х до 10-ти
киловатт,
работающих в среде жидкого азота, и превосходящих
в 4-5 раз машины традиционного исполнения.
На базе высокотемпературных сверхпроводников
двигателей специалистами под
руководством Л.К.
Ковалёва был разработан макетный образец крионасоса для
водородных криосамолётов, создаваемых в
Авиационном научно-техническом
комплексе имени А.Н. Туполева, заложены основы теории, расчёта
и
проектирования
новых типов
ВТСП-двигателей с объёмными
элементами из текстурированной
сверхпроводящей
YBCO-керамики, получено 5 российских патентов на новые
классы
электрических ВТСП машин.
В результате в 2000–2004 годах созданы и
были
испытаны реактивные ВТСП-двигатели
с азотным охлаждением
мощностью 20, 38
и 100 киловатт.
В ходе этих работ, в 1996 году,
Лев Кузьмич Ковалёв
успешно защитил диссертацию
на соискание учёной степени
Доктора технических наук по теме
"Криогенные источники
и преобразователи электрической энергии автономных
электроэнергетических
комплексов".
В 1998 году ему было присвоено учёное звание звание
Профессора.
В 2002–2006 годах под руководством
Л.К. Ковалёва
в МАИ совместно со специалистами
Открытого Акционерного общества "Новые транспортные технологии"
был создан
комплекс
экспериментальных макетов высокоскоростного транспорта на магнитном
ВТСП-подвесе грузоподъёмностью 0, 5 тонн.
В последние годы жизни,
Лев Кузьмич
руководил работами по созданию
высокодинамичных ВТСП-электрических машин большой мощности -
от 150-ти
до 500 киловатт и кинетических накопителей энергии с
магнитным
ВТСП-подвесом,
представляющие
непосредственный интерес для
перспективных систем
электроэнергетики, водородной энергетики, высокоскоростного транспорта,
судовой и аэрокосмической
техники.
Л.К. Ковалев
вёл огромную
учебно-методическую и
научно-организационную работу.
Он
возглавлял созданную им научную школу в области новых типов
электрических
машин на основе
перспективных высокотемпературных сверхпроводников.
Список
его опубликованных работ состоит из 180-ти наименований, среди которых книги,
учебные пособия, авторские свидетельства и
патенты.
По результатам его научных исследований им были
подготовлены доклады, которые
были прочитаны на российских и международных конференциях
и симпозиумах.
Им было подготовлено 12 кандидатов и 4 доктора технических наук.
Его ученики
успешно работают в ведущих предприятиях авиакосмической
отрасли и научных центрах России.
Лев Кузьмич Ковалёв являлся членом
экспертного совета Высшей аттестационной
комиссии Российской Федерации по
энергетике, членом докторских
учёных советов Московского авиационного и Московского
энергетического институтов, членом секций
Координационного
совета Российской Академии наук по сверхпроводимости и
методам
прямого преобразования энергии.
Он был избран Действительным членом Академии электротехнических
наук Российской Федерации и Международной Академии холода.
Многие годы в качестве автора, рецензента и активного
члена редакционной коллегии,
Лев Кузьмич
плодотворно сотрудничал
с
журналом "Электричество",
издаваемым Московским энергетическим институтом.
-
____
.....Сын
Ковалёва Льва Кузьмича
-
Ковалёв Константин
Львович
(родился
в 1971 году),
выпускник Московского
инженерно-физического института,
Доктор технических наук,
Старший научный сотрудник;
после смерти отца стал его преемником на должности Заведующего Кафедрой
"Электроэнергетические, электромеханические и
биотехнические системы"
Государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования "Московский авиационный институт
(Государственный
технический университет)
"МАИ".
.....Он
- Лауреат Премии Правительства Российской Федерации
(17.05.
2006; удостоен
вместе с отцом в составе коллектива разработчиков).
-
Награды:
В 1982 году, Приказом Министра
радиопромышленности СССР, Кандидат технических
наук, Начальник отдела Научно-исследовательского
института дальней радиосвязи
Ковалёв Лев Кузьмич
вместе с коллективом разработчиков был отмечен Премией
министерства,
за работы по
созданию энергетических систем радиолокационных
комплексов противоракетной обороны.
В 2001 году он был награждён нагрудным знаком "Почётный работник
высшего профессионального образования Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 18 февраля 2003 года
№ 112,
"За
создание новых типов электрических машин на основе
высокотемпературных сверхпроводников",
Доктору технических наук,
Профессору
Ковалёву Льву Кузьмичу
была присуждена Премия Правительства
Российской Федерации 2002 года в области науки и техники в
составе коллектива
разработчиков - учёных и специалистов ведущих научных и
технических центров.
Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2006 года № 486,
"За заслуги
в научной деятельности",
Доктору технических наук, Профессору, Заведующему
Кафедрой Государственного образовательного учреждения высшего
профессионального образования "Московский авиационный институт
(Национальный
исследовательский университет)"
Ковалёву Льву Кузьмичу
было присвоено Почётное звание
"Заслуженный деятель науки
Российской Федерации".
Работы
Л.К. Ковалева в области создания новых типов
электрических машин на основе
высокотемпературных сверхпроводников являются общепризнанными
как в России,
так и за рубежом: они
отмечены Премиями Совета Российской Академии наук
по проблемам высокотемпературных сверхпроводников в 1994-м и
1995-м годах,
Дипломами Международной конференции по сверхпроводимости (Гавайи,
США;
в 1995-м и
1997-м годах);
Золотой медалью Всемирного салона "Инноваций научных
разработок и новых технологий"
(Брюссель,
Бельгия;
в 2000 году);
Дипломом конкурса
по разработкам новых технологий "Лепин 2001"
(Париж,
Франция; в 2001 году);
медалями и дипломами выставок "ЭлектроТехно
Экспо - 2002" и "ЭлектроТехноЭкспо -
2004", Международного авиационно-космического салона "МАКС 2005",
Международной специализированной выставки "Электрические сети России"
(Москва;
в 2005 году).
Лев Кузьмич Ковалёв
был также награждён медалями
"Ветеран труда"
и "В память 850-летия Москвы".
- |