-
Кирилл Константинович Лубны-Герцык
родился
20 апреля 1919 года
в Петрограде
(с 1924 года - Лениград;
с 1991 года - город Санкт-Петербург)
в дворянской семье.
-
О некоторых членах семьи
К.К.
Лубны-Герцыка:
.....Отец
-
Лубны-Герцык Константин Иосифович
(1890 -
1942),
представитель старинного дворянского рода польско-литовского происхождения в
числе которых учёные и поэты, инженеры и военнослужащие.
Он являлся кандидатом технических наук, известным
инженером-гидротехником.
.....К.И. Лубны-Герцык
стал жертвой политических репрессий (арестован
органами ГПУ в 1938 году) и погиб в лагерях.
.....Мать
-
Лубны-Герцык Мария Венедиктовна
(1891 -
1946);
.....Супруга
-
Лубны-Герцык Елена Александровна (урождённая
- Вандербеллен)
(1921 -
04.07. 2020),
прямой потомок двух древних дворянских родов:
Вандербеллен
и
Тидебель,
давших России исключительное количество выдающихся учёных,
промышленников, военных и государственных служащих; кандидат
биологических наук, специалист
по зоопланктону. Работала в Институте океанологии Академии наук СССР,
участница ряда экспедиций на научно-исследовательских судах.
-
С детства
Кирилл Лубны-Герцык
мечтал
о море
и даже пытался поступить
в Военно-
морскую Академию, но клеймо "сына врага народа",
к тому же являющегося дальним
родственников Выдающегося русского философа
Ивана Ильина,
высланного
из России
после Октябрьской Революции,
поставило крест
на детской мечте.
29 июля 1936 года по комсомольскому спецнабору
К.К. Лубны-Герцык
поступил
в 3-ю военную школу лётчиков и
лётчиков-наблюдателей в городе Оренбурге.
В 1938 году, после ареста отца он был исключён из комсомола
и отчислен
из училища.
Для целеустремленного, мечтающего о больших
пространствах и большой
технике
юноши это был сильный удар.
Вернувшись в Ленинград,
Кирилл Лубны-Герцык работал слесарем
и прессовщиком
в Научно-исследовательском институте пластических масс и
искусственных смол.
Летом 1940 года, сдав экзамены, он поступил на первый курс
Ленинградского
электротехнического института имени В.И. Ульянова
(Ленина) (ныне
- Санкт-
Петербургский Государственный электротехнический университет
"ЛЭТИ" имени В.И. Ульянова
(Ленина)).
После начала Великой Отечественной войны, 8 июля 1941 года
Лубны-Герцык Кирилл
Константинович
вновь был призван
в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии
Петроградским районным военным комиссариатом города Ленинграда и
был направлен
в Военно-морское авиационно-техническое училище, после
окончания которого
в феврале 1942 года получил назначение
под Мурманск,
в
29-й авиационный полк ВВС
Ленинградского фронта на должность радиомеханика авиационной
эскадрильи,
где во время постоянной подготовки радиоаппаратуры самолётов,
лично обслужил 280 боевых самолётовылетов.
-
-
В августе 1942 года авиаполк в котором служил
К.К. Лубны-Герцык
был
переведён на Северный флот.
Здесь он обеспечил 85 боевых
и 550 учебно-тренировочных самолётовылетов.
С января 1944 года младший техник-лейтенант
К.К. Лубны-Герцык
служил
в 255-м
истребительном авиационной Краснознамённом полку 5-й минно-торпедной
авиационной Киркенесской Краснознамённой дивизии ВВС Северного флота
в должности старшего техника по радио и
начальника связи
авиационной эскадрильи.
Проходя службу в этой эскадрильи он обслужил 431 боевой и
1820 учебно-тренировочных самолётовылетов и провёл большую
рационализаторскую работу.
Во время Печенегской операции им был установлен "автомат" сигналов
настройки,
чем обеспечил надёжную радиосвязь и минимизировал ненужные
разговоры
во время боевых вылетов.
После эксплуатации в полку "автомат" находился в Москве на
радиовыставке ВВС
Военно-морского флота, как экспонат заслуживший внимание с
точки зрения его
тактического применения.
Кроме того, на этой же выставке побывало сконструированное им
переговорное
устройство для двух боевых самолётов отличающееся от других
подобных устройств
качеством как внутренней, так и внешней радиосвязи при
значительном уменьшении
веса
с 11-ти до 2-х килограмм.
Кроме того,
К.К. Лубны-Герцык
сконструировал переговорное устройство для
самолёта
По-2 и реконструировал переговорное устройство самолётов Пе-2,
значительно
улучшив связь между самолётами, обеспечив более надёжное боевое
управление пикирующими бомбардировками.
Он также занимался переподготовкой лётного состава на импортной
материальной
части радиооборудования, а также подготовкой лётчиков имевших
различную
классную квалификацию по радиосвязи.
-
-
По
окончании Великой Отечественной войны
Кирилл Константинович Лубны-Герцык продолжил
службу
в армии и был демобилизован
17 апреля 1948 года в звании
капитана.
После увольнения из кадров Советской Армии
он поступил в Московский энергетический
институт (МЭИ),
который окончил с отличием в 1952 году.
По окончании института, благодаря руководителю дипломного проекта
Петру Жаковичу
Криссу - одному из
ведущих специалистов
п/я 4120,
Кирилл Константинович
был принят
на работу
на это предприятие.
Под этим шифром "скрывался" Сектор специальных работ
при МЭИ, которым руководили
Выдающиеся учёные
в области радиотехники
Котельников Владимир
Александрович
и
Богомолов Алексей Фёдорович.
В 1958 году сектор был
преобразован в Особое конструкторское бюро
Московского
энергетического института
(ОКБ МЭИ).
К этому времени
К.К.
Лубны-Герцык уже имел 10 рационализаторских предложений,
причём предложенные им две конструкции были впоследствии выставлены
в Музее связи Советской Армии.
Работая в
ОКБ МЭИ Кирилл
Константинович
последовательно
являлся инженером,
младшим научным сотрудником,
Начальником исследовательского сектора,
Начальником научно-исследовательской лаборатории.
Он был одним
из инициаторов и руководителей разработок
систем контроля траектории
и определения точек падений баллистических ракет Р-2
и Р-5.
Успех этой работы привел к тому, что Сектору было поручено
обеспечение
траекторных измерений межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, для чего
были разработаны две
траекторные
системы: "Бинокль" с ответчиком "Факел-Д" -
радиолокационной
системой
на базе ракетно-космической техники и система "Иртыш"
с
передатчиком-маяком "Факел-М" - первой в мире угломерной
фазово-пеленгационной системы высокой точности.
На базе этих систем был создан наземный измерительный комплекс
по трассе полёта
баллистических ракет Р-7 от стартовой площадки Космодрома
Байконур
до Камчатки, обеспечивший отработку этой ракеты, а потом
ракет Р-9, Р-14, Р-16
и десятков других ракет.
Для телеметрических измерений полёта ракеты Р-7 специалистами ОКБ МЭИ,
и при активном участии
К.К. Лубны-Герцыка была разработана
передовая
для того
времени многоканальная точная радиотелеметрическая система
"Трал".
В честной конкурентной борьбе с другими предприятиями была
одержана победа,
и система "Трал" была принята в качестве
основной для отработки ракеты Р-7
и её головных частей и успешно справилась с этой задачей.
В 1957 году с помощью систем "Бинокль", "Иртыш" и
"Трал" были
обеспечены пуск
Первого и Второго искусственных спутников Земли.
Как руководитель создания фазового пеленгатора "Иртыш"
Кирилл
Константинович
внёс также большой
вклад в успешное обеспечение первых
полётов пилотируемых
космических
кораблей "Восток" и многоместных
космических кораблей "Восход".
Он являлся руководителем создания двухканального фазового пеленгатора
"Висла",
много лет применявшегося на полигонах Министерства обороны
СССР для контроля
траектории большого числа ракет противовоздушной,
противоракетной
и противокосмической обороны.
К.К.
Лубны-Герцык был
организатором работ
по
сборке станций "Иртыш" на Кунцевском
механическом заводе и руководителем подготовки офицеров Центра
командно-
измерительного комплекса
(ныне
-
153-й Главный испытательный космический орденов
Октябрьской Революции
и
Трудового Красного Знамени центр имени Г.С. Титова;
Московская область,
город Краснознаменск).
Кирилл
Константинович также
участвовал
в
разработке, изготовлении
и
вводе
в
эксплуатацию измерительных средств и комплексов "Кубань", "Свирь"
и "Веер".
В 1984-1989 годах
он
был активным участником грандиозных
исследований спутника
Марса - Фобос,
планеты Венеры и
Кометы Галлея с
помощью автоматических
межпланетных станций "Фобос-1",
"Фобос-2",
"Вега-1" и
"Вега-2".
-
-
Несмотря на потерю связи с обоими
космическими аппаратами, исследования Марса,
Фобоса и околомарсианского пространства, выполненные в
течение 57-ми дней
на этапе орбитального движения вокруг Марса, позволили
учёным получить
уникальные научные результаты о
тепловых характеристиках Фобоса,
плазменном окружении Марса,
взаимодействии его с солнечным ветром.
А
с
помощью
космического аппарата "Вега-2"
было снято телевизионное изображение кометы Галлея,
оно
было принято и
обработано
наземной станцией слежения "Кобальт-Р"
с антенной системой ТНА-1500 МО
в Медвежьих озерах
(Московская область, Щёлковский район),
разработанной в
ОКБ МЭИ.
-
-
О
спортивном увлечении К.К. Лубны-Герцыка:
Свою любовь к морю и флоту
Кирилл Константинович Лубны-Герцик
реализовал
в яхтенном спорте:
он был членом добровольного спортивного общества "Наука",
капитаном яхт,
совершал длительные плаванья, такие, например, как
поход
по маршруту
Москва-Кострома-Москва в июле 1954 года.
Награды:
Приказом Командира 29-го авиаполка 5-й минно-торпедной
авиадивизии ВВС
Северного флота
№ 02/н
от 14 июля 1943 года,
от имени Президиума Верховного
Совета СССР, "За отличную и
безотказную работу радиооборудования в воздухе
и на Земле, обеспечившей 180
боевых и 270
учебно-тренировочных вылетов",
механик по радио, сержант
Лубны-Герцык
Кирилл Константинович
был
награждён
медалью
"За боевые заслуги".
-
-
Приказом Командующего Военно-Воздушными силами Северного флота
№ 024
от 30 мая 1945 года,
от имени Президиума Верховного Совета СССР, "За
образцовое
выполнение боевых заданий
Командования на фронте борьбы с немецкими
захватчиками и проявленные
при этом доблесть и мужество",
старший техник
по радио 255-го Истребительного авиационного Краснознамённого
полка
5-й минно-торпедной Киркинесской Краснознамённой дивизии
ВВС Северного
флота, младший техник-лейтенант
Лубны-Герцык
Кирилл Константинович
был
награждён орденом Красной Звезды.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 264/38 от 21 декабря 1957
года
(с грифом "Совершенно
секретно"),
"За создание и запуск Первого в мире
искусственного спутника Земли",Руководитель
лаборатории Московского
энергетического института Министерства высшего образования СССР
Лубны-Герцык
Кирилл Константинович
был
награждён
медалью "За трудовое отличие".
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от
17 июня 1961 года
№ 253/34
(с грифом
"Совершенно секретно"),
"За
успешное
выполнение специального
задания Правительства по созданию образцов ракетной техники,
космического
корабля-спутника "Восток" и осуществление первого в мире полета этого
корабля с человеком на борту",
Руководитель лаборатории
Особого
конструкторского бюро
Московского
энергетического института
Министерства высшего и среднего
специального образования
Лубны-Герцык
Кирилл Константинович
был
награждён
медалью "За трудовое отличие".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За участие в боях с немецко-фашистскими
захватчиками и в честь
40-летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне",
Лубны-Герцык
Кирилл Константинович
был награждён
орденом Отечественной войны
II степени.
Он был также награждён
медалями:
"За
отвагу",
"За оборону Ленинграда"
(22.12.
1942),
"За оборону
Советского Заполярья"
(05.12.
1944),
"За Победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов" (09.05. 1945),
"За доблестный труд.
В ознаменование 100-летия со Дня рождения
В.И. Ленина"
(1970)
и другими наградами.
- |