-
Мефодий Николаевич Веремьёв
родился 19 июня
(2 июля)
1914 года
в посёлке Бежица Брянской Губернии
в крестьянской семье.
-
Историческая справка:
......В
1925 году посёлок Бежица получил статус города.
......С 1921-го по 1929 год - центр Бежицкого уезда в составе Брянской губернии.
......В 1929-1956 годах - город областного подчинения.
......С
1936-го по 1943 год город назывался Орджоникидзеград. Это название до
сих пор носит железнодорожная станция.
......В
соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 июня 1956 года,
город Бежица вошёл в состав Брянска и получил статус Бежицкого района
города Брянска.
-
Мефодий
Веремьёв
начал работать
с
пятнадцати лет, сначала секретарем в сельсовете, затем
- литейщиком на небольшом предприятии в Мариуполе.
В 1931 году
Мефодий Веремьёв
поступил
в Бежицкий машиностроительный техникум.
Окончание техникума
с отличием, позволило молодому и талантливому юноше
в 1934 году без проблем поступить
в
Бежицкий (с
1936 года -
Орджоникидзеградский)
машиностроительный институт,
после окончания которого
в 1939 году он
получил
диплом инженера-механика
и
получил распределение в
город Нижний Тагил
Свердловской области, на должность мастера цеха платформ
Уральского
вагоностроительного завода имени Ф.Э. Дзержинского
(Уралвагонзавод).
Активность молодого специалиста не осталась без внимания,
вскоре он был
назначен Старшим мастером конвейера, а в 1940 году – Начальником
отделения
цеха платформ.
В декабря 1940 года
М.Н. Веремьёв
перешёл
в
Конструкторский
отдел
Уралвагонзавода.
-
Историческая справка:
......С 1945 года -
Бежицкий институт транспортного машиностроения; с 1956 года (после
вхождения Бежицы в состав Брянска) - Брянский институт транспортного машиностроения;
с 1995 года - Брянский государственный технический университет.
-
Мефодий Николаевич
занимал должности Ведущего конструктора,
Старшего
конструктора,
Руководителя конструкторской группы, Начальника Конструкторского
бюро, заместителя Главного конструктора по вагоностроению.
М.Н. Веремьёв
принимал участие
в разработке четырёхосных, шестиосных
и восьмиосных вагонов, криогенных цистерн, занимался
расчётами проектируемых вагонов на прочность.
Во время Великой Отечественной войны завод имел название "Уральский
танковый
завод" и был перепрофилирован для массового выпуска танков
Т-34.
Конструкторское же бюро вагоностроения во главе с
Дмитрием Николаевичем Лоренцо
в январе 1942 года переместилось на Алтай,
в город Чесноковку, куда уже был
эвакуирован с Украины Вагоностроительный завод имени газеты "Правда".
Тагильчан там явно не
ждали, поэтому первое время пришлось
работать,
находясь на грани физического выживания.
В годы войны авторитет
М.Н. Веремьева
в коллективе значительно вырос.
Главный конструктор назначил
Мефодия Николаевича
руководителем конструкторской группы,
затем - заместителем Начальника отдела.
Д.Н. Лоренцо особенно
ценил его умение убеждать собеседников и
решительность
в отстаивании своих идей и разработок.
Как предприятие оборонного значения, в служебных документах и
переписках
Уралвагонзавод проходил как "Завод № 183 Свердловского совнархоза".
В 1950 году, в связи с проводимыми в СССР работами
по проектированию и созданию
ракетной техники, встал вопрос о транспортировке жидкого
кислорода используемого
в качестве компонента топлива для ракет.
После долгого выбора исполнителя этого государственного стратегически
важного
заказа
в 1953 году Решением Министерства транспортного машиностроения СССР
в
цехе № 360
Уралвагонзавода было организовано производство железнодорожных
цистерн
для перевозки нескольких видов стратегических грузов
(в том числе
жидкого кислорода).
Именно сюда из Мариупольского завода имени Ильича было передано
производство
специализированных цистерн 21Н1 которые обеспечивали
в 1949 году пуски первых
оперативно-тактических баллистических ракет Р-1
(созданной
по чертежам ракеты
"Фау-2", вывезенными советскими специалистами
из Германии - прим.)
и Р-2.
1 октября 1954 года на этом же предприятии было организовано Особое
конструкторское бюро по криогенной технике и наземному
стартовому оборудованию
(ОКБ-250).
Главным конструктором ОКБ-250 был назначен
Веремьёв Мефодий Николаевич.
В этом же году
Главный конструктор ОКБ-1
Сергей Павлович Королёв
и
Главный
конструктор Государственного конструкторского бюро специального
машиностроения
Владимир Павлович Бармин
выдали этому Конструкторскому бюро технологическое
задание
на создание средств заправки
(8Г117)
и средств дозаправки
(8Г118)
жидким
кислородом будущей ракеты-носителя Р-7,
предназначенной для вывода на
околоземную орбиту космических аппаратов различного назначения.
Эти средства были разработаны в 1955 году, а в 1956 году было
изготовлено несколько образцов, а с 1957-го по 1967 год с их помощью
были осуществлены пуски: межконтинентальных баллистических ракет
с двигателями на жидком топливе;
Первого в Мире и последующих искусственных спутников Земли;
первого в Мире космического корабля-спутника "Восток",
пилотируемого
Юрием Алексеевичем Гагариным;
последующих пилотируемых космических кораблей
"Восток" и
"Восход".
-
-
В дальнейшем эти средства, созданные в виде специальных
железнодорожных
агрегатов, были переделаны в стационарную систему
(11Г722,
первая площадка,
знаменитый "Гагаринский старт")
и эксплуатируются до сегодняшнего времени,
успешно обеспечив пуски
космических аппаратов народнохозяйственного и военного
назначения; автоматических станций "Луна", "Венера", "Марс";
пилотируемых
космических кораблей "Союз", "Союз Т";
орбитальных станций "Салют",
"Алмаз"
и
"Мир"
(с
его модулями);
ракет-носителей тяжёлого класса
"Протон";
многоразового транспортного космического комплекса
"Энергия-Буран",
а также средств для транспортировки и хранения криогенных
компонентов.
В 1962 году криогенное производство Уралвагонзавода имени Ф.Э.
Дзержинского
пополнилось экспериментальным цехом № 251, где под руководством
Мефодия
Николаевича Веремьёва и
Начальника цеха - Михаила Тарасовича Шпака
были
разработаны и изготовлены
железнодорожные средства для переохлаждения
жидкого кислорода и заправки им разгонного блока Д
ракеты-носителя тяжёлого класса "Протон", системы хранения и
заправки жидкого кислорода для пусковых установок боевых ракет Р-9
(8Г136)
и (8Г143);
поставлены на производство
железнодорожные цистерны для перевозки криогенных жидкостей
(более совершенных,
чем 8Г52 и 8Г54: жидких кислорода
(8Г512),
азота
(8Г513),
аргона
(15-558),
жидкого водорода (8Г514)
и (ЖВЦ-100),
жидкого
этилена
(15-147)).
Кстати, все без исключения железнодорожные криогенные цистерны
в бывшем СССР созданы нижнетагильскими криогенщиками.
Очень крупной работой, выполненной в 1966-1969 годах под
руководством
Мефодия
Николевича Веремьёва, было создание
средств транспортировки, хранения и заправки
лунного ракетно-космического комплекса
Н1-Л3
жидкими водородом и кислородом.
К сожалению, как показала практика, после череды пусков
закончившихся авариями
программа подготовки
советских космонавтов
к первому полёту на Луну была закрыта.
Техническую подготовку производства изделий криогенной техники до 1980
года
возглавляли заместители Главного инженера и заместители Главного
технолога
Уралвагонзавода имени Ф.Э. Дзержинского по криогенному производству
И.И. Разгонов,
затем -
сменивший его на этом посту первый
заместитель
М.Н. Веремьева
Н.П. Реутский, Начальник цеха
М.Т. Шпак, и, в
1976 году - заместитель
Главного конструктора
Ю.Г. Фёдоров.
В 1978 году, после защиты диссертации
М.Н. Веремьёву
была присуждена учёная степень Кандидата технических
наук.
В 1980 году ОКБ-250
(под
руководством
М.Н. Веремьёва)
и цех 251 под руководством
М.Т. Шпака
были выведены из
состава Уралвагонзавода в самостоятельное предприятие - Уральское
конструкторское бюро машиностроения, которое
в 1983 году снова вошло в состав Уралвагонзавода имени Ф.Э.
Дзержинского.
-
-
Наряду с работами в интересах ракетно-космической отрасли
Уральское
конструкторское бюро машиностроения начало создание криогенного
оборудования для особо мощных квантовых генераторов.
В 1986 году
Мефодия Николаевича Веремьёва,
ушедшего
на заслуженный отдых,
на посту Начальника - Главного
конструктора Уральского конструкторского
бюро машиностроения сменил
Рудольф Александрович Зашляпин.
15 ноября 1988 года состоялся первый
(и, к
сожалению, последний)
полёт космического корабля многоразового использования
"Бура", запущенного ракетой-носителем
сверхтяжёлого класса "Энергия", что явилось завершением крупной
работы криогенщиков Уралвагонзавода имени Ф.Э. Дзержинского,
выполненной
под руководством
М.Н. Веремьева
и
Р.А. Зашляпина.
По программе "Энергия - Буран" было разработано и поставлено более
20-ти
наименований агрегатов
и систем для транспортировки,
хранения, газификации
и заправки жидкого водорода, жидкого кислорода, жидкого
азота, транспортировки
и заправки сжатых газов: аргона и гелия для
стартового комплекса, универсального
комплекса "стенд-старт", станций перелива жидкого водорода и
жидкого кислорода,
монтажно-испытательного корпуса.
-
-
Награды:
Постановлением Совета Министров СССР № 1418-657 от 18 декабря 1957 года
(с грифом
"Совершенно секретно"),"За большие успехи в деле развития ракетной
науки
и техники и успешное создание и запуск в Советском Союзе первого
искусственного
спутника Земли", а именно
"За разработку комплекса наземного оборудования
ракеты-носителя искусственного спутника Земли",
Ленинская премия и её денежный
эквивалент в размере
75 000 рублей на
коллектив были присуждены:
Бахтюкову Михаилу
Ивановичу
- Ведущему конструктору по разработке стартовой
системы ракеты-носителя, ГСКБ "Спецмаш"
Московского (городского) совнархоза;
Веремьёву Мефодию Николаевичу
- Главному конструктору средств заправки
топливом ракеты-носителя, завод № 183
Свердловского совнархоза;
Гольцману Александру Моисеевичу
- Главному конструктору наземного
электрооборудования ракеты-носителя,
СКВ-686 Московского
(городского)
совнархоза;
Жданову Борису Сергеевичу
- Главному конструктору по разработке азотно-
кислородных заправщиков ракеты-носителя, ВНИИКимаш Московского
(городского)
совнархоза;
Лейкину Николаю Сергеевичу
- Главному конструктору установочного
оборудования
ракеты-носителя, ЦКБ Московского
(городского) совнархоза;
Сидорову Михаилу Михайловичу
- Ведущему конструктору по разработке гидросистемы
для заправки ракеты-носителя, ГСКБ "Спецмаш" Московского
(городского)
совнархоза;
Троицкому Ювеналию Леонидовичу
- руководителю работ по отработке комплекса
наземного оборудования ракеты-носителя, ГСКБ "Спецмаш" Московского
(городского) совнархоза.
Указом
Президиума Верховного Совета СССР
№ 253/34
от
17 июня 1961 года
"За
успешное
выполнение специального задания Правительства по созданию
образцов ракетной техники, космического корабля-спутника "Восток"
и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту"
Главный конструктор Уралвагонзавода
Свердловского совнархоза
Веремьёв Мефодий Николаевич
был награждён
орденом Ленина.
М.Н. Веремьёв был
также награждён орденами Октябрьской
Революции (1971),
Трудового Красного Знамени (1976)
и медалями.
В 1975 году, за большой вклад в создание
ракетно-космической техники,
Президиум Федерации космонавтики СССР наградил
Веремьёва Мефодия
Николаевича медалью имени Академика С.П.
Королёва.
- |