/
-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Главный конструктор по гидроавиации
Таганрогского Опытно-конструкторского
бюро морских самолётов (ОКБ-86)
;
Главный конструктор Люберецкого
Опытно-конструкторское бюро самолётостроения
Министерства Авиационной промышленности СССР
;
Главный инженер Сибирского
Научно-исследовательского института
имени С.А. Чаплыгина
;
автор многих перспективных проектов
летательных аппаратов
;
учёный в области области авиационных материалов
,
технологии
, аэродинамики и динамики полёта,
теоретической физики, философии
(теории познания) и космологии;
писатель
, поэт, художник

 
-
-
     
 

-
Роберт Людовигович Бартини родился 2 (14) мая 1897 года в Австро-Венгрии,
в городе Фиуме
(ныне - город Риека, Хорватия).
Настоящее его имя -
Роберто Орос ди Бартини (Roberto Oros di Bartini - итал.).

-
В качестве "лирического" отступления
.
......По официальным данным, трёхлетний Роберто был усыновлён в 1900 году одним из видных вельмож Австро-Венгерской империи, Вице-губернатором Фиуме, итальянцем, бароном Лодовико Оросом ди Бартини и его супругой.
......До усыновления Вице-губернатором и его супругой, мальчик воспитывался у их садовника, близкого родственника его матери - мадьярской дворянки, покончившей с собой, узнав, что её возлюбленный, как сейчас говорят, "биологический отец" Роберто, имеет собственную семью.
......В то же время, существует версия, что садовнику сына подбросила мать, та самая молодая мадьярская дворянка, забеременевшая от барона Лодовико
.

-
Увлечение авиацией
пришло к Роберто в 1912 году, когда юный гимназист увидел
в своём родном городе Фиуме демонстрационные полёты на самолёте "Блерио-
XI"
одного
из пионеров Российской и Мировой авиации, инженера, спортсмена
и педагога
Харитона Никаноровича Славороссова.
Эти полёты поразили воображение и перевернули судьбу юноши
и
Бартини
страстно увлёкся авиацией
на всю жизнь.

Роберто Орос ди Бартини - участник Первой Мировой войны.
В 1916 году он окончил офицерскую школу, после чего был отправлен
на Восточный фронт.
В ходе Брусиловского прорыва
Бартини был пленён вместе с ещё 417 тысячами
солдат
и офицеров Центральных держав, попал в лагерь под Хабаровском,
где, как предполагается, впервые встретился с большевиками.

В 1920 году
Роберто вернулся на родину.
К тому времени, его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив звание
государственного советника
и привилегии, которыми пользовался
при Короле Венгрии
Карле
IV, несмотря на смену подданства.
Однако сын не воспользовался возможностями отца, в том числе и финансовыми
(после смерти отца ему досталось более 10 миллионов долларов того времени).
Роберто выбрал другой путь: он устроился на завод "Изотта-Фраскини" в Милане,
где последовательно трудился разнорабочим, разметчиком, шофёром.

В 1921 году без отрыва от работы он окончил Римскую лётную школу, а в 1922 году,
он экстерном сдал экстерном за два года в авиационном отделении Миланского
политехнического института
, получив диплом авиационного инженера.

Под влиянием бродивших в то время идей о Мировой революции, в 1921 году
Роберто Орос ди Бартини стал членом Итальянской коммунистической партии,
которой и передал баснословное отцовское наследство.

Как бывшего офицера-фронтовика его ввели в группу, обеспечивающую охрану
руководителей Коммунистической партии
от фашистов.
Группа
Бартини также опекала советскую делегацию во главе с Народным комиссаром
иностранных дел СССР
Г.В. Чичериным на конференции 1922 года в Генуе
и предотвратила её от уничтожения их боевиками
Савинкова.

После фашистского переворота, в 1923 году, чудом избежавший ареста секретной
службой Италии
, и с помощью товарищей по партии
Роберто Орос ди Бартини
переехал
в Советский Союз, где остался на всю жизнь.
Его путь пролёг
из Италии через
Швейцарию и Германию в Петроград,
а оттуда в Москву.
В этом же году он стал членом ВКП
(б).

Трудовой путь
Бартини в СССР начался на Научно-опытном аэродроме ВВС
(ныне - аэродром Чкаловский, в черте города Щёлково Московской области).
Сначала он работал лаборантом-фотограммистом
, потом стал
экспертом технического бюро
.

Оценив техническую подготовку подготовку
Бартини, начальство перевело
его
в Черноморское управление ВВС.
Здесь
, в Севастополе, начав инженером-механиком авиаминоносной эскадры
(к тому уже времени) Роберт Людовигович Бартини быстро дослужился до старшего
инспектора
по эксплуатации материальной части, то есть всех боевых самолётов
(был назначен на эту должность в 1927 году).
В это же время ему было присвоено воинское звание "комбриг".

Вскоре
Р.Л. Бартини вновь был переведён в Москву и назначен на должность
члена Научно-технического комитета ВВС
.
Работая
в этом комитете он подготовил свои первые проекты гидросамолётов,
в частности, тяжёлой летающей лодки - 40-тонного морского
бомбардировщика МТБ-2
.
Специалисты сразу отметили оригинальность предложенного им технического
решения - разместить четыре мотора попарно
в крыльях, вынеся пропеллеры
вперёд
на удлиненных валах, что позволило бы улучшить аэродинамику машины.

В 1929 году
Роберт Людовигович принимал активное участие в подготовку морской
части трансконтинентального перелёта самолета АНТ-4 "Страна Советов"
из Москвы в Нью-Йорк, который состоялся в августе-сентябре 1929 года
(экипаж: командир - С.А. Шестаков, второй пилот - Ф.Е. Болотов,
штурман -
Б.В. Стерлигов, бортмеханик - Д.В. Фуфаев).
-

-
После этого
Роберт Людовигович вновь был переведён, теперь в Авиатрест, а затем
в Опытно-проектный отдел № 3
(ОПО-3) - ведущую организацию, занимавшуюся
морским самолётостроением
, которой руководил Выдающийся авиаконструктор
Дмитрий Павлович Григорович, а в самом Отделе трудились тогда ещё молодые
инженеры
С.П. Королёв, С.А. Лавочкин, И.П. Остославский,
И.А. Берлин, И.В. Четвериков.
На новом месте
Р.Л. Бартини продолжил заниматься гидросамолётами различного
назначения
, однако вскоре ему стало тесновато в пределах одной тематики
и он переключился на проработку экспериментального истребителя ЭИ.

В 1928 году, после ареста
Д.П. Григоровича, арестованного по пресловутому
"Делу Промпартии"
,
Р.Л. Бартини возглавил ОПО-3.

Под его руководством было создано несколько проектов гидросамолётов,
материалы которых в будущем были использованы при создании самолётов
МБР-2
, МДР-3, МК-1.

В марте 1930 его отдел вошёл в состав ЦКБ-39, с чем был совершенно
не согласен
Роберт Людовигович.
За докладную записку, направленную
Р.Л. Бартини в ЦК ВКП(б), в которой он
объяснял бессмысленность "коллективизации"
в конструировании самолётов,
отдел
Бартини был распущен, а сам Начальник отдела был уволен.

В том же году по рекомендации Начальника ВВС РККА
П.И. Баранова, Командующего
ВВС РККА
Я.И. Алксниса, Начальника управления Гражданского Воздушного флота
СССР
А.З. Гольцмана и Начальника вооружений РККА М.Н. Тухачевского, Р.Л. Бартини
был назначен
на должность Начальника конструкторского отдела Специального
конструкторского бюро Научно-исследовательского института
Гражданского Воздушного Флота
.
Вскоре он стал Главным конструктором этого СКБ
.
В качестве производственной базы для СКБ был выделен Завод опытных
конструкций
при Центральном Аэрогидродинамическом институте
имени Профессора Н.Е. Жуковского
.

В 1932 году под руководством
Р.Л. Бартини были начаты проектные работы
по самолёту "Сталь-6", на котором в 1933 году был установлен мировой
рекорд скорости
- 420 км/ч.

На основе этой машины
Робертом Людовиговичем был спроектирован истребитель
"Сталь-8"
, но проект закрыли в конце 1934 года как не соответствующий тематике
гражданского института
.

В конце 1935 года по проекту СКБ
Бартини был построен дальний арктический разведчик
ДАР
, который мог садиться и на лёд, и на воду.
Несмотря
на заказ Полярной авиации, в серию самолёт не пошёл, главным образом,
из-за отсутствия у промышленности нужных оснастки и оборудования.

Осенью 1935 года под руководством
Р.Л. Бартини был создан 12-местный пассажирский
самолёт "Сталь-7"
с крылом "обратная чайка".
В 1936 году он представлялся на Международной выставке в Париже, а в августе
1939 года на нём был установлен международный рекорд скорости
на дистанции
5000 километров - 405 км/ч.

На базе этого самолёта создавался дальний бомбардировщик ДБ-240
(позже
классифицирован как Ер-2
), разработку которого (после ареста Р.Л. Бартини)
завершил Главный конструктор В.Г. Ермолаев
.

14 февраля 1938
Р.Л. Бартини был арестован органами НКВД СССР.
Ему было предъявлено обвинение в связях с "врагом народа"
Тухачевским,
а также в шпионаже в пользу
Муссолини.
Решением внесудебного органа
(так называемой "тройки") Бартини был приговорён
к 10-ти годам лишения свободы с поражением в правах на пять лет.

Заключённый
Бартини был направлен на работу в закрытое авиационное
конструкторское бюро тюремного типа
(так называемую "шарашку") -
Центральное конструкторское бюро № 29
(ЦКБ-29)
, где принимал участие
в проектировании бомбардировщика Ту-2, под руководством
Андрея Николаевича Туполева, также находившегося в заключении.

Вскоре
Р.Л. Бартини (по его просьбе) был переведён в Конструкторское бюро
("Бюро-101") под руководством также заключённого авиаконструктора Дмитрия
Людвиговича Томашевича
, которое занималось проектированием истребителей.
Это сыграло злую шутку в судьбе
Бартини - в 1941 году трудившихся с Туполевым
освободили
, а сотрудники "Бюро 101" вышли на свободу только после войны.

В Омске, куда было эвакуировано ЦКБ-29,
Р.Л. Бартини (по заданию Л.П. Берии)
занимался проектированием реактивных перехватчиков
.
Робертом Людовиковичем было разработано два проекта:

...... Р - сверхзвуковой одноместный истребитель типа "летающее крыло" с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и комбинированной жидкостно-прямоточной силовой установкой;
...... Р-114 - зенитный истребитель-перехватчик с четырьмя жидкостными реактивными двигателями конструкции Валентина Петровича Глушко по 300 килограмм-сил тяги, со стреловидным крылом (33° по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла. Самолёт Р-114 должен был развивать невиданную для 1942 года скорость М=2!
......Но построить такие самолёты не удалось.
......Осенью 1943 года группа, руководимая Р.Л. Бартини, была реорганизована, а члены конструкторской группы были переведены в другие подразделения.

-
В 1944-1946 годах
Р.Л. Бартини выполнил рабочее проектирование и строительство
транспортных самолётов
:

...... Т-107 (проект 1945 года) - с двумя двигателями АШ-82 - пассажирский самолёт - среднеплан с двухэтажным герметизированным фюзеляжем и трехкилевым оперением. Не строился, поскольку уже был принят на вооружение самолёт Ил-12.
...... Т-108 (проект 1945 года) - лёгкий транспортный самолёт с двумя дизелями по 340 лошадиных сил, двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и неубираемым шасси. Также не строился.
...... Т-117 - магистральный транспортный самолёт с двумя двигателями АШ-73 по 2300/2600 лошадиных сил. Это был первый самолёт, позволявший перевозить танки и грузовики.
......Были также спроектированы пассажирский и санитарный варианты с герметическим фюзеляжем. Проект самолёта был готов уже осенью 1944 года, а весной 1946 года представлен в Министерство авиационной промышленности СССР.
......
После положительных заключений командования ВВС и руководства Гражданского воздушного флота, и после ходатайств и писем ряда выдающихся деятелей авиации (М.В. Хруничева, Г.Ф. Байдукова, А.Д. Алексеева, И.П. Мазурука и др.) был утверждён проект, и в июле 1946 была начата постройка самолёта на заводе имени Георгия Димитрова в городе Таганроге Ростовской области, где вновь было организовано ОКБ-86 под руководством Роберта Людовиковича Бартини. В июне 1948 году постройка почти готового (на 80 %) самолёта была прекращена, поскольку И.В. Сталин посчитал использование двигателей АШ-73, необходимых для стратегического самолёта Ту-4, непозволительной роскошью и уже имелся самолёт Ил-12.
...... Т-200 - специальный тяжёлый военно-транспортный и десантный самолет, высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого образованы крыльевым профилем, а задняя кромка, раскрываясь вверх и вниз, между двумя хвостовыми балками, образовывала проход шириной 5 метров и высотой 3 метра для крупногабаритных грузов. Силовая установка - комбинированная: два поршневых звёздообразных четырехрядных двигателя АШ по 2800 лошадиных сил (будущих) и два турбореактивных двигателя РД-45 по 2270 килограмм-сил тяги. ......Предусматривалось управление пограничным слоем крыла, хорда которого - 5,5 метров (вариант - проект самолёта Т-210). Проект разрабатывался в 1947 году, был утверждён, и самолёт в том же году рекомендован к постройке, однако он не строился из-за закрытия ОКБ. Впоследствии эти наработки были использованы при создании первых советских транспортных турбовинтовых самолётов Ан-8 Конструкторского бюро О.К. Антонова.

-
После освобождения, с 1948 по 1952 год
Роберт Людовигович Бартини работал
в должности Главного конструктора по гидроавиации в Таганрогском
Опытно-конструкторском бюро морских самолётов
(ОКБ-86) под руководством
Георгия Михайловича Бериева.
Здесь
, в этом ОКБ
Р.Л. Бартини занимался проектировал транспортные и боевые
самолёты
, которые по ряду причин не были реализованы.
В 1950 году по заданию ДОСААФ, и под руководством
Р.Л. Бартини разрабатывался проект самолёта для рекордного беспосадочного перелёта Москва - Северный полюс - Южный полюс -Москва протяженностью 40 тысяч километров.

С 1952 года
Р.Л. Бартини трудился в Новосибирске, в Сибирском научно-
исследовательском институте имени С.А. Чаплыгина
, в должности Главного
инженера перспективных схем летательных аппаратов
.
Здесь он работал
над проектом самолёта Т-203, который был представлен в 1955 году
и планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55.
Первоначально проект был отклонён
, так как заявленные характеристики
посчитали нереальными
.
Помогло обращение
к
Сергею Павловичу Королёву, который помог обосновать
проект экспериментально
.
-

-
В 1956 году Бартини был реабилитирован, а в апреле 1957 года откомандирован из
Новосибирска в подмосковный город Люберцы, в Опытно-конструкторское бюро
самолётостроения Министерства Авиационной промышленности СССР
для продолжения работы над проектом самолёта А-57.
Здесь в ОКБ
Павла Владимировича Цыбина Робертом Людовиговичем Бартини до 1961
года было разработано 5 проектов самолётов
различного назначения полётной
массой
от 30-ти до 320 тонн (проекты "Ф"
, "Р", "Р-АЛ", "Е" и "А").

Неоценимую помощь
в продвижении проектов
Р.Л. Бартини оказывал тогдашний Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Практически сразу же после снятия Г.К. Жукова с должности Министра обороны СССР,
осенью 1957 года был закрыт целый ряд проектов
Бартини и прекращены работы
над самолётами Р-57, Е-57 и некоторыми другими перспективными образцами.
"Стратегические треуголки" помимо прекрасных лётных характеристик, должны были оснащаться бортовым радиоэлектронным оборудованием
(БРЭО),
бывшим по тем временам верхом совершенства.

Комиссия Министерства Авиационной промышленности СССР
, в работе которой приняли участие представители Центрального Аэрогидродинамического института имени Профессора Н.Е. Жуковского, Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, НИИ-1, ОКБ-156
А.Н. Туполева и ОКБ-23 В.М. Мясищева, дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолёта так и не было принято.
В 1961 году конструктором был представлен проект сверхзвукового дальнего самолёта-разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ -
развития проекта Е-57
.

В последующие годы
Р.Л. Бартини вёл разработку проекта сверхзвукового
пассажирского самолёта среднего веса
на 70 мест и рассматривал вопрос
организации пассажирских перевозок сверхзвуковым транспортом
.

В 1963 году коллектив
Р.Л. Бартини из Люберец вновь переехал в Таганрог,
на Машиностроительный завод имени Георгия Димитрова, где им вновь было
организовано Опытно-конструкторское бюро
(ОКБ-86) Конструкторское
бюро
специализировавшееся на гидросамолётах и работавшее до 1968 года,
когда было расформировано в связи с отсутствием в нём морских разработок.
Сотрудники ОКБ вместе с проектными работами были переведены в Опытно-
конструкторское бюро гидроавиации
(ныне - Таганрогский авиационный
научно-технический комплекс
(ТАНТК) имени Г.М. Бериева).

Именно
в этот период Роберт Людовигович замыслил проект крупного самолёта-
амфибии вертикального взлёта
и посадки, который позволил бы охватить
транспортными операциями большую часть поверхности Земли
, включая вечные
льды
и пустыни, моря и океаны.
Им были проведены работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлётно-посадочных характеристик таких самолётов.
Первым шагом в этом направлении стал небольшой самолёт Бе-1, прошедший
лётные испытания
в 1961-1963 годах.

Под руководством
Р.Л. Бартини разрабатывались проекты самолёта с вертикальным
взлётом
и посадкой
СВВП-2500 с взлетной массой 2500 тонн и самолёта
корабельного базирования
Кор.СВВП-70.

Реализацией его идей стал проект противолодочного самолёта-амфибии ВВА-14
("Вертикально взлетающая амфибия"), разработка которого началась
согласно Постановлению Совета Министров СССР
и в соответствии с концепцией "безаэродромных самолётов" в ноябре 1965 года на Ухтомском Вертолетном
заводе
, а затем была продолжена в ОКБ
Г.М. Бериева в Таганроге.

Здесь
, в 1972 году были построены два противолодочных самолёта ВВА-14
(М-62),
один из которых
в 1976 году был переделан в экраноплан, получивший
обозначение 14М1П
.
-

-
Через некоторое время после смерти
Р.Л. Бартини, в 1974 году работы по доводке
этих летательных аппаратов затянулись
и были прекращены под давлением
КБ Г.М. Бериева
, работавшего над летающими лодками А-40 и А-42.

Всего же
на счету
Роберта Людовиговича Бартини - более 60-ти законченных
проектов самолётов
.

Он - автор многих научных трудов
в области авиационных материалов,
технологии, аэродинамики и динамики полёта.

Помимо аэродинамических
, авиационных, научно-технических задач
Р.Л. Бартини
на протяжении всей жизни занимался проблемами теоретической физики,
теории познания и космологии.
Сохранившиеся работы
по этим проблемам были опубликованы в сборнике
"Мир Бартини. Сборник статьей по физике и философии", выпущенном
в 2009 году редакцией журнала
"Самообразование" (составитель - А.Н. Маслов).

 Особый интерес
Роберт Людовигович проявлял к вопросу о реальном числе
измерений нашего пространства-времени
.
Согласно развитой им теории мир является четырёхмерным
(трёхмерным
по пространству и одномерным по времени) только в восприятии нашего сознания.
В действительности же физические явления происходят в шестимерном континууме
(трёхмерным по пространству и трёхмерным по времени), т.е. числа измерений
времени
и пространства равны.
Данная теория получила название "Мир Бартини"
.
Свои представления о структуре пространства-времени
Р.Л. Бартини изложил в своих работах "Соотношения между физическими величинами", "Диалектический монизм", "Опыт элементарной системы диалектических отношений" и других.
Пространство и время
Бартини полагал квантованными, вычислив из некоторых
соображений значения их квантов
.
Он попытался выразить аналитически через эти кванты универсальные
мировые константы
.

Роберт Людовигович также развивал геометризацию физики - идею представления
физических понятий
в терминах пространства и времени, выражая все физические
величины через длину
и время.

В своих работах
"Структура пространства-времени" и "Некоторые элементарные
мысли о природе вещей"
Р.Л. Бартини подверг критике теорию относительности
и предложил ввести дополнительные размерности времени, чтобы устранить
противоречия между теорией относительности
и известными экспериментами.

Р.Л. Бартини занимался теорией пятимерной оптики, тесно связанной с теорией
германского физика
Теодора Калуцы, в основе котором лежало представление
о пятимерном
(5+1) мире и неэвклидовом пространстве-времени.
Очевидно
, его интерес к этим задачам, был связан с проблемой реального
числа измерений пространства
.
В 1945 году
Р.Л. Бартини и физик Ю.Б. Румер представили в Академию наук СССР
доклад
"Оптические аналогии в релятивистской механике и нелинейная электродинамика", посвященный проблемам пятимерной оптики.

Другим достижением
Р.Л. Бартини в физике явилось развитие концепции сведения массовых (зарядных) характеристик объектов к геометрическим, пространственно- временным (таблица Бартини) и попытка теоретического, "на кончике пера", вычисления фундаментальных констант.
Работы
Р.Л. Бартини по теоретической физики сопровождались, оригинальными
исследованиями
по гносеологии и в других философских областях.
Основная часть физических
и философских исследований
им была проведена
в конце 1930-х- 1940-х годах.
-

-
В советское время философские работы
Роберта Людовиговича не могли быть опубликованы по идеологическим соображениям.
Его труд
"Соотношения между физическими константами", содержавшая его основные
результаты
по теоретической физике и космологии
(о размерности Вселенной), была
представлена
в Академию наук СССР
(в письме на имя Президента АН СССР
Сергея Ивановича Вавилова) в ноябре 1950 года.

Позже
, при поддержке Академиков АН СССР
Н.Н. Боголюбова и Б.М. Понтеркорво,
эта работа была опубликована в
"Докладах Академии наук СССР"
(
том 163, № 4, 1965 год).
Впрочем
, статья
Бартини, напечатанная в "Докладах Академии наук СССР",
была сокращена редакторами.
Несколько более расширенный вариант этой статьи появился в сборнике
"Проблемы теории гравитации и элементарных частиц" в 1966 году, под редакцией
Доктора физико-математических наук
, Профессора
Кирилла Петровича Станюковича,
поддержавшего идеи
Бартини и получившего сходные результаты.
Концепция многомерного времени развивалась позже и в работах других авторов.

Сам
Роберт Людовигович утверждал, что теория шестимермерного мира открывает возможности для путешествий во времени:
-

..
.....
Прошлое
, настоящее и будущее - одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом.  
Главный вывод - для путешествия по времени не обязательно делать "машину времени" или хитрые технические приборы
. Достаточно поработать со своим восприятием...
..

-
Исследователи научного творчества
Бартини однозначно пришли к выводу, что
Роберт Людовигович и сейчас, в наше время остаётся личностью легендарной,
уникальной и вместе с тем, не до конца изученной.
О
"гении" Бартини (кроме вышеупомянутых работ в области авиации, физики
и космологии
) говорят следующие факты:
Юный
Роберто оказался удивительно одарённым ребёнком.
Он мог рисовать двумя руками одновременно, быстро научился говорить и читать
на шести европейских языках, увлекался спортом, физикой, математикой, сочинял
стихи
, играл на фортепиано.
Мальчик постоянно удивлял взрослых телепатическими способностями -
он часто отвечал
на вопрос, который ему только собирались задать.

Будучи трудоголиком до мозга костей
,
Роберт Людовигович работал не как обычный
конструктор
в нашем с Вами представлении: кульман с чертежами, логарифмические
линейки
, карандаши и т.д. .
Бартини никогда не вычерчивал свои самолёты, он их видел!
Просидев
в странном оцепенении несколько часов кряду, он хватал лист
бумаги и начинал рисовать часть конструкции
или отдельные узлы, записывая
в углу конечные технические параметры.
Лишь после этого чертежники его КБ брались
за карандаши, инженеры - за расчёты.
И конечный результат неизменно совпадал с тем, который предсказывал гений.

В Москве
Бартини жил в двухкомнатной квартире на Кутузовском проспекте.
В ней он оборудовал комнату для медитаций.
На потолке было нарисовано небо и солнце, стены до середины тоже были
покрашены
как небо, а ниже - как море.
На полу было нарисовано дно.
Окна в квартире были всегда занавешены, он часами лежал на этом "дне"
и смотрел в потолок, на Солнце.
В своих медитациях он всегда уходил куда-то к источнику своих гениальных идей.

Кроме того того
,
Роберт Людовигович был полон творческими идеями, которые он
воплощал
в своих картинах, стихах и продлжал реализовывать в повести
"Цепь",
соединившей в себе некоторые автобиографические воспоминания и элементы
космической фантастики
.
-

-
Р.Л. Бартини не забывали на его "исторической" родине.
В 1967 году газета итальянской компартии "Унита" опубликовала интервью своего
корреспондента
с советским авиаконструктором, а в 1971 году
Первый секретарь
Итальянской Коммунистической партии
Луиджи Лонго направил письмо Бартини
,
где поздравил его с 50-летним юбилеем Партии.
-

-
Картины Р.Л. Бартини:
-

-
Для просмотра изображений в полноразмерном виде, кликнуть левой кнопкой "мыши" по выбранной
фотоссылке
-

-
(увеличить изображение) Картина Р.Л. Бартини (опубликована в статье блоггера Ходанова (блог "Созидатели") (увеличить изображение) Картина Р.Л. Бартини (опубликована в статье блоггера Ходанова (блог "Созидатели")

(увеличить изображение) Картина Р.Л. Бартини (опубликована в статье блоггера Ходанова (блог "Созидатели") (увеличить изображение) Картина Р.Л. Бартини (опубликована в статье блоггера Ходанова (блог "Созидатели")

(увеличить изображение) Картина Р.Л. Бартини (опубликована в статье блоггера Ходанова (блог "Созидатели") (увеличить изображение) Картина Р.Л. Бартини (опубликована в статье блоггера Ходанова (блог "Созидатели")


(увеличить изображение) Картина Р.Л. Бартини (опубликована в статье блоггера Ходанова (блог "Созидатели") (увеличить изображение) Картина Р.Л. Бартини (опубликована в статье блоггера Ходанова (блог "Созидатели")

(увеличить изображение) Картина Р.Л. Бартини (опубликована в статье блоггера Ходанова (блог "Созидатели") (увеличить изображение) Картина Р.Л. Бартини (опубликована в статье блоггера Ходанова (блог "Созидатели")
-
Награды:
За успешную подготовку морской части трансконтинентального перелёта самолёта
АНТ-4 "Страна Советов"
в 1929 году из Москвы в Нью-Йорк
,
член Научно-
технического комитета ВВС
Бартини Роберт Людовигович был награждён
Почётной
грамотой Всесоюзного Центрального Исполнительного комитета СССР.

В мае 1967 года
, Указом Президиума Верховного Совета СССР, за заслуги
в области авиационной науки и в связи с 70-летием со Дня Рождения
,
Главный конструктор
, Доктор технических наук
Бартини Роберт
Людовигович
был награждён орденом Ленина
.

Кроме этого
,
Р.Л. Бартини был награждён орденом Октябрьской Революции
и медалями
.

-

 

-

 

-
Выдающийся учёный и гениальный авиаконструктор Роберт Людовигович Бартини
скоропостижно
скончался в ночь на 6 декабря 1974 года от острой
сердечной недостаточности
.
-
Как будто предчувствуя свой скорый "уход" учёный именно в ту ночь написал завещание, приложил к нему чёрный тщательно заклеенный пакет и спрятал за плотной шторой.
В завещании
Роберт Людвигович просил запаять его бумаги в металлический ящик
и не вскрывать до 2197 года
.
А на самом пакете было написано следующее
:
-

-
....."Я убрал из моих статей о константах одно следствие!
.....Прошу Вас, когда вы сочтете это уместным, сообщить в любой форме, по вашему выбору, что я, Роберто Бартини, пришёл к нему математически, не уверен, что не ошибся, поэтому публиковать его не стал. Оно нуждается в проверке, у меня на это уже не осталось времени.
.....Следствие такое: количество жизни во Вселенной, то есть количество материи, которая в бесконечно отдаленном от нас прошлом вдруг увидела себя и своё окружение, - тоже величина постоянная. Мировая константа! Но, понятно, для Вселенной, а не для отдельной планеты..."
-

-
"Красный барон" Бартини (как его называли - прим.) был похоронен
в Москве
на Введенском кладбище (уч. № 29).
-
На его надгробном памятнике выбита надпись:
-

-
....."В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных"...
-


-

-

Надгробие на могиле Р.Л. Бартини
(
автор фотографий - Евгений Румянцев,
сентябрь 2018 года):

-
(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 29). Надгробие на могиле Р.Л. Бартини (сентябрь 2018 года) (увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 29). Надгробие на могиле Р.Л. Бартини (барельеф, сентябрь 2018 года)

(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 29). Надгробие на могиле Р.Л. Бартини (плита с текстом эпитафии; сентябрь 2018 года) (увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 29). Надгробие на могиле Р.Л. Бартини (общий вид; сентябрь 2018 года)

 увеличить фотографии
-

 
-
 

-
Увековечивание памяти:

Главный конструктор ракетно-космической техники, Академик Сергей Павлович Королёв в беседе со скульптором Андреем Петровичем Файдышем-Крандиевским однажды сказал (в те дни скульптор работал над проектом Монумента
покорителям космоса
- прим.):

-

..
.....
"Мы все обязаны Бартини очень и очень многим... Без Бартини не было бы спутника
. Его образ Вы должны запечатлеть в первую очередь!"
-


..

-
В Новосибирске, на доме № 75 по проспекту Дзержинского,
где в 1952-1956 годах жил
Роберт Людовигович Бартини, в память
о нём была установлена Мемориальная доска
.
-
(увеличить фото) г. Новосибирск, проспект Дзержинского, дом № 75. Мемориальная доска в память Роберте Людовиговиче Бартини, жившем в этом доме в 1952-1956 годах (автор - блоггер Ходанов, блог "Созидатели")
 увеличить фото
-
В городе Таганроге Ростовской области
, 14 мая 1997 года, в честь 100-летия
со дня рождения 
Роберта Людовиговиа Бартини, в фойе здания управления Таганрогского авиационного Научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева,
в Память о Выдающемся конструкторе опередившем время
,
также была Мемориальная доска.
-
(увеличить фото) Ростовская область, г. Таганрог. Фойе здания управления Таганрогского авиационного Научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева. Мемориальные доски Г.М. Бериеву и Р.Л. Бартини (автор фотографии - блоггер Мари.Я; сайт "Привет Сочи!")
 увеличить фото

-
 
     
 

5
При создании страницы были использованы:
текст биографии Бартини Роберта Людовиговича,
опубликованны
й на сайте "ИСПЫТАТЕЛИ":
5
(открыть ссылку) Бартини Роберто Людовигович (Роберто Орос ди Бартини) (14.05.1897 - 06.12.1974) (биография на сайте "Испытатели")
 открыть ссылку
5
материалы книг:
"Красные самолёты"
(
автор - Чутко Игорь Эммануилович;
г. Москва, Политиздат, 1978 год)
:

(открыть ссылку) Бартини Роберто Людовигович (Роберто Орос ди Бартини) (14.05.1897 - 06.12.1974) (биография на сайте "Испытатели")
 открыть ссылку
5
"Мир Бартини. Сборник статьей по физике и философии"
(составитель - А.Н. Маслов;
г. Москва; журнал "Самообразование";
2009 год):
5
(открыть ссылку на скачивание книги) "Мир Бартини. Сборник статьей по физике и философии" (составитель - А.Н. Маслов; г. Москва; журнал "Самообразование"; 2009 год)
 открыть ссылку на скачивание книги
5
материалы статьи:
"РОБЕРТО БАРТИНИ. ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ МАСТЕРА ВВА-14"
(
блог
"Созидатели"):
5
(открыть ссылку) "РОБЕРТО БАРТИНИ. ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ МАСТЕРА ВВА-14" (блог "Созидатели")
 открыть ссылку
5

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
Мержанову Сергею Борисовичу
,
другу и коллеге
по
Обществу некрополистов -
за помощь в создании страницы
Бартини Роберта Людовиговича!

-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-