|
э
Матус Рувимович Бисноват
родился
23 октября
1905 года
в украинском городе Никополе.
В молодые годы увлекался живописью, посещал ВХУТЕМАС.
Окончил МАИ в 1931 г. Начал самостоятельную работу в
авиации в 1938 году, возглавив ОКБ при ЦАГИ (Центральный
Аэрогидродинамический институт). Здесь под руководством
М. Р. Бисновата в предвоенные годы было создано
несколько скоростных экспериментальных самолетов, в том
числе СК-1 и СК-2, проект двухмоторного истребителя СК-3
с моторами АМ-37. Несмотря на отличные летно-технические
характеристики, эти самолеты так и не пошли в серию. Как
пишет известный писатель Ярослав Голованов в одной из
своих публикаций, посвященных истории советской авиации:
"Матус Рувимович Бисноват был человеком талантливым, но
не пробивным, в сравнении с таким «хищником», как,
скажем, Яковлев, абсолютно «травоядным»[1].
В 1941-1948 главный конструктор ряда авиационных
заводов; руководил выпуском истребителей ЛаГГ-3,
разработкой новой авиационной техники.
В 1948 под руководством Бисновата разработан
экспериментальный сверхзвуковой самолёт с жидкостным
реактивным двигателем. Тогда же он работал и над
созданием первых отечественных беспилотных летательных
аппаратов.
После войны в г. Химки во главе с М. Р. Бисноватом было
создано Опытно-конструкторское бюро ОКБ-293, которому
поручили разработать самонаводящиеся ракеты класса
«воздух-воздух» и береговой противокорабельный ракетный
комплекс базировался на крылатых ракетах, позже получил
название "Шторм"). В 1952 г. успешно прошел лётные
испытания первый самонаводящийся снаряд СНАРС-250.
В силу известной кампании по борьбе с космополитизмом
ОКБ-23, возглавляемое Бисноватом, несмотря на очевидные
успехи, было расформирован. Бисновата «сослали»
руководить третьеразрядным подмосковным КБ.
С началом «оттепели» ему поручили заново организовать
конструкторское бюро со специализацией «тактическое
авиационное ракетное вооружение». В декабре 1954 года в
г. Тушино Московской области (в настоящее время —
Тушинский район Москвы) появилось ОКБ-4, впоследствии —
КБ «Молния».
Для высотного сверхзвукового перехватчика МиГ-25 была
разработана и сдана на вооружение в 1973 году ракета
К-40. За эту работу ряд КБ во главе с М. Бисноватом и В.
Елагиным получили Ленинскую премию.
Впоследствии в КБ были созданы авиационные ракеты К-60 и
К-73 (последняя — с газодинамическим управлением).
|
|