-
Герой Социалистического Труда,
лауреат Ленинской и Государственной премий СССР,
доктор технических наук,
Главный конструктор ОКБ-293,
Главный конструктор Опытного конструкторского бюро
ракетного авиационного вооружения (ОКБ-4 — КБ «Молния»)
 

-


э
 Матус Рувимович Бисноват  родился 23 октября 1905 года в украинском городе Никополе.

В молодые годы увлекался живописью, посещал ВХУТЕМАС. Окончил МАИ в 1931 г. Начал самостоятельную работу в авиации в 1938 году, возглавив ОКБ при ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт). Здесь под руководством М. Р. Бисновата в предвоенные годы было создано несколько скоростных экспериментальных самолетов, в том числе СК-1 и СК-2, проект двухмоторного истребителя СК-3 с моторами АМ-37. Несмотря на отличные летно-технические характеристики, эти самолеты так и не пошли в серию. Как пишет известный писатель Ярослав Голованов в одной из своих публикаций, посвященных истории советской авиации: "Матус Рувимович Бисноват был человеком талантливым, но не пробивным, в сравнении с таким «хищником», как, скажем, Яковлев, абсолютно «травоядным»[1].

В 1941-1948 главный конструктор ряда авиационных заводов; руководил выпуском истребителей ЛаГГ-3, разработкой новой авиационной техники.

В 1948 под руководством Бисновата разработан экспериментальный сверхзвуковой самолёт с жидкостным реактивным двигателем. Тогда же он работал и над созданием первых отечественных беспилотных летательных аппаратов.

После войны в г. Химки во главе с М. Р. Бисноватом было создано Опытно-конструкторское бюро ОКБ-293, которому поручили разработать самонаводящиеся ракеты класса «воздух-воздух» и береговой противокорабельный ракетный комплекс базировался на крылатых ракетах, позже получил название "Шторм"). В 1952 г. успешно прошел лётные испытания первый самонаводящийся снаряд СНАРС-250.

В силу известной кампании по борьбе с космополитизмом ОКБ-23, возглавляемое Бисноватом, несмотря на очевидные успехи, было расформирован. Бисновата «сослали» руководить третьеразрядным подмосковным КБ.

С началом «оттепели» ему поручили заново организовать конструкторское бюро со специализацией «тактическое авиационное ракетное вооружение». В декабре 1954 года в г. Тушино Московской области (в настоящее время — Тушинский район Москвы) появилось ОКБ-4, впоследствии — КБ «Молния».

Для высотного сверхзвукового перехватчика МиГ-25 была разработана и сдана на вооружение в 1973 году ракета К-40. За эту работу ряд КБ во главе с М. Бисноватом и В. Елагиным получили Ленинскую премию.

Впоследствии в КБ были созданы авиационные ракеты К-60 и К-73 (последняя — с газодинамическим управлением).
 

-


э
Выдающийся учёный и конструктор Матус Рувимович Бисноват скончался 8 ноября 1977 года, после длительной диабетической болезни.
 

г. Москва, Ваганьковское кладбище. Могила М.Р. Бисновата и его родных (Вид 1, октябрь 2008 года) (увеличить)

Увеличить

г. Москва, Ваганьковское кладбище. Могила М.Р. Бисновата и его родных (Вид 2, октябрь 2008 года) (увеличить)

Увеличить

Похоронен он в Москве, на Ваганьковском кладбище.
 

-


э
За выдающиеся заслуги перед Родиной в 1975 году Матус Рувимович был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Был награждён двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Лауреат Ленинской (1966) и Государственной (1973) премий СССР.
 


ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:

www.buran.ru - сайт Вадима Лукашевича о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах


При создании страницы использованы материалы сайта:

Энциклопедия космонавтики Александра Железнякова