э
Максим
"Макс" Фаже
родился
26 августа 1921 года г. Стэнн-Крик (Stann Creek) в
Британском Гондурасе. Он окончил Университет штата
Луизиана, получив степень бакалавра наук по
технической механике в 1943 г., а затем служил в
американских ВМС. Как офицер подводной лодки он
принимал участие в боевых действиях.
Карьера Фаже в авиации и космонавтике началась в 1946
г., когда он поступил в Исследовательский центр имени
Лэнгли (Хэмптон, Вирджиния). Он работал в Отделении
исследования беспилотных самолетов (Pilotless Aircraft
Research Division) и позже был назначен главой
Отделения аэродинамических характеристик (Performance
Aerodynamics Branch).
Фаже был в числе 35 инженеров, образовавших в 1958 г.
«Целевую космическую группу» (Space Task Group), которая
со временем превратилась в Космический центр имени
Джонсона NASA. Именно он задумал и предложил компоновку
одноместного космического корабля по проекту Mercury.
Группа занималась и последующими проектами; сам Фаже
сформировал концепцию и провел анализ выполнимости
проекта полета к Луне. Благодаря работам Фаже и его
коллег в NASA, президент США Джон Кеннеди смог объявить
о предстоящей высадке американских астронавтов на Луну,
намеченной на конец 1960-х годов.
По словам заместителя администратора NASA по космической
деятельности Уиллья-ма Ридди (William Readdy), подход
Фаже к проектированию был очень дотошным -буквально
вплоть до болтов и гаек. «Его инженерный гений позволил
выиграть нам гонку за Луну».
«Макс Фаже был настоящей легендой пилотируемой
космической программы, -сказал Кристофер К. Крафт (Christopher
С. Kraft), бывший директор Космического центра имени
Джонсона. - Он был истинной иконой космической
программы. Нет ни одного человека в США, который оказал
бы большее воздействие на пилотируемые космические
полеты. Он был моим коллегой и другом, которого я очень
ценил и уважал. История сохранит память о нем как об
одном из крупнейших ученых XX века».
Фаже участвовал в первых исследованиях реализуемости
системы Space Shuttle. Его группа начинала разработку
многоразового транспортного корабля. Он ушел в отставку
из NASA в 1981 г. после второго полета шаттла «Колумбия»
(STS-2), закончив сорокалетнюю карьеру
государственного служащего.
После ухода из NASA Фаже был среди основателей одной из
самых первых частных космических компаний - Space
Industries Inc., созданной в 1982 г. Среди его проектов
этого времени - спутник-экран Wake Shield Facility (WSF),
построенный по заказу Хьюстонского университета. В
1994-1996 гг. WSF совершил три полета на шаттле, чтобы
продемонстрировать методику обработки материалов в
условиях «почти совершенного» вакуума.
Многогранна деятельность Фаже-изобретателя; он получил
патенты на «Устройство аварийного отделения воздушной
капсулы» (Aerial Capsule Emergency Separation Device) -
прообраз двигательной установки системы аварийного
спасения, «Кресло с системой жизнеобеспечения» (Survival
Couch), «Капсулу Mercury» и «Индикатор чисел Маха» (Mach
Number Indicator).
Он удостоен многочисленных наград, включая премию Артура
Флеммин-га (Arthur S. Flemming Award), медаль NASA «За
выдающееся руководство» и почетную докторскую степень
Университета Питтсбурга и Университета штата Луизиана.
В 1969 г. заслуги Фаже были увековечены в Национальном
зале космической славы (National Space Hall of Fame), а
в 2003 г. - в Национальном зале изобретательской славы
(National Inventors Hall of Fame). В 1987 г. он стал
первым лауреатом Национальной награды за космические
достижения Ротари-клуба (Rotary National Award for Space
Achievement).
Фаже сыграл ведущую роль в разработке всех космических
кораблей США - от «Меркурия» до «Спейс Шаттла». |