-
 


Лауреат Государственной премии СССР,

Доктор
технических наук;
Профессор
кафедры "Конструкция и
проектирование двигателей"

Московского Авиационного института
имени Серго Орджоникидзе,

Главный конструктор -
руководитель Тураевского
Машиностроительного
Конструкторского Бюро "Союз"
(Московская область, город Лыткарино)

 
-
-
     
 


Родился 25 декабря 1929 года.

Дмитрий Дмитриевич Гилевич - выпускник (1955 год) факультета
"Двигатели летательных аппаратов"
(кафедра "Конструкция и
проектирование двигателей"
)
Московского Авиационного института
имени Серго Орджоникидзе
, продолжил работу в качестве
Преподавателя родного факультета
и в его стенах стал Профессором
и
получил учёную степень Доктора технических наук.

С 1982-го по 1991 год являлся Главным конструктором -
руководителем Тураевского Машиностроительного
Конструкторского Бюро "Союз"
(ныне - ОАО ТМКБ "Союз",
город Лыткарино, Московской области).

Д.Д. Гилевич - являлся автором многочисленных научных и технических
решений
, связанных с совершенствованием конструкции мощных
высокоскоростных жидкостных
и прямоточных воздушно-реактивных
двигателей для крылатых ракет
.

Впервые в СССР под его руководством были разработаны микроЖРД на двухкомпонентном топливе для управления и стабилизации космических
аппаратов
, двигательные установки космических аппаратов для облета и
посадки
на Луну, двигатели малых тяг для коррекции орбиты и т.п.
Он руководил созданием форсажных камер и регулируемых всережимных
сопел турбореактивных двигателей
для самолетов "МиГ".

Наиболее важными результатами его деятельности в качестве Главного
конструктора
в области перспективных летательных аппаратов были его
разработки гиперзвуковых двигателей
, предназначенных для работы
на
высоких числах Маха.

Д.Д. Гилевич предложил оригинальную интегральную схему прямоточного
двигателя
для сверхзвуковой крылатой ракеты "Москит".
Под его руководством были созданы и переданы на вооружение флота
две
модификации этой ракеты.
Под
непосредственным руководством Дмитрия Дмитриевича Гилевича
разрабатывался и проходил стендовые испытания двигатель с уникальными характеристиками по высоте и времени полета (М = 4,5).
Дмитрий Дмитриевич руководил разработкой и лётными испытаниями
гиперзвукового двигателя на водороде
(тема "Холод").

Он являлся основателем гиперзвуковой лаборатории в родном
Московском авиационном институте.
С
использованием изобретения Дмитрия Дмитриевича Гилевича был
спроектирован и построен стенд для испытаний мощных жидкостных
реактивных двигателей
в Научно-производственном объединении
"Энергомаш"
, ныне носящем имя Выдающегося Создателя ракетной
и космической техники
Валентина Петровича Глушко.

Н
аграды:
За разработку двигателя сверхзвуковой противокорабельной
ракеты "Москит"
Дмитрию Дмитриевичу Гилевичу была
присуждена
Государственная премия СССР.

Ему присвоено Почётное звание "Заслуженный изобретатель".

Он награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
 

 
-
 


Выдающийся ученый, конструктор двигателей гиперзвуковых
летательных аппаратов
Дмитрий Дмитриевич Гилевич
скончался
13 мая 2008 года.

Похоронен он в Москве, на Химкинском кладбище (уч. 61).


(увеличить фото) г. Москва,  Химкинское кладбище (уч. № 61), могила  Д.Д. Гилевича (июнь 2011 года)

(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)

 

 
-
 


При создании страницы использован текст статьи
Доктора технических наук Юрия Михайловича Кочеткова,
посвящённой
Дмитрию Дмитриевичу Гилевичу
и опубликованный на сайте:


Ю.М. Кочетков. "Турбулентность, Гиперзвук, Гилевич"
 

 
 
 
-

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"