э
Глеб
Евгеньевич Котельников
родился
18 января (по новому стилю - 30 января) 1872 года в Санкт-Петербурге.
В 1984 году окончил Киевское военное училище. С весны
1910 актёр Глеб Котельников под псевдонимом
Глебов-Котельников в Петербурге. С конца 1910 работает в
труппе Народного дома на Петербургской стороне. Под
впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича в 1910
году создал первый в мире авиационный ранцевый парашют,
успешно применённый в годы 1-й мировой войны.
В архиве сохранилась докладная записка поручика запаса
Глеба Котельникова военному министру В. А. Сухомлинову,
в которой изобретатель просил субсидию на постройку
опытного образца ранцевого парашюта и сообщал, что
"4 августа с. г. в Новгороде кукла сбрасывалась с
высоты 200 метров, из 20 раз— ни одной осечки. Формула
моего изобретения следующая: спасательный прибор для
авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом...
Готов испытать изобретение в Красном Селе..."
В декабре 1911 года "Вестник финансов, промышленности и
торговли" сообщил своим читателям о поступивших заявках,
в том числе и о заявке Г. Е. Котельникова, однако "по
неизвестным причинам патента изобретатель не получил. В
январе 1912 года Г. Е. Котельников сделал заявку на свой
парашют во Франции и 20 марта того же года получил
патент за № 438 612". Первые испытания парашюта были
проведены 2 июня 1912 года с помощью автомобиля. Машину
разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень.
Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно
раскрылся. Сила торможения передалась на автомобиль, и
двигатель заглох. А 6 июня того же года состоялись
испытания парашюта в гатчинском лагере
Воздухоплавательной школы возле деревни Салузи.
В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель
ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с
мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен
патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников
изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12
м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до
300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои
изобретения Советскому правительству.
Впервые в СССР применил спасательный парашют
летчик-испытатель М.М. Громов.
В декабре 1941 Котельников Г.Е. был эвакуирован в
Москву. |