Родился 4 октября 1921 года
в городе Владикавказ.
В
1940 году поступил в
МВТУ имени Н.Э.Баумана.
В
1942 году
добровольцем ушел на
фронт.
Александр Леонович
— участник
битвы на Курской дуге,
форсирования
Днепра,
Вислы,
Десны
и
Одера.
В
1946 году
А.Л. Кемурджиан
был демобилизован, а в
1951 году
с отличием
окончил
МВТУ
и был направлен на работу во
ВНИИ-100.
Занимался
исследованиями фрикционной
бесступенчатой передачи в трансмиссиях военных
гусеничных машин.
В
1957 году
защитил
Кандидатскую диссертацию.
С 1959 года
возглавлял
Отдел новых принципов передвижения.
Под
его руководством
проводились
работы
по созданию и исследованию
аппаратов на воздушной подушке.
В 1963 году
Александр Леонович
назначен
Руководителем работ
по созданию самоходного шасси
«Луноход»,
а в
1969 году
—
Заместителем Директора,
Главным конструктором института.
При
А.Л. Кемурджиане
во
ВНИИтрансмаш
сложился коллектив, работающий по
космической тематике,
сформировалось новое направление —
космическое транспортное
машиностроение.
Разработаны
основы теории,
конструирования
и
испытаний планетоходов.
Основными вехами
в деятельности этого коллектива являлись:
создание и успешная эксплуатация
на Луне самоходных
шасси луноходов —
«Луноход-1»
(1970 г.) и
«Луноход-2»
(1973 г.),
создание и поставка заказчику
подвижных приборов для
исследования поверхности Луны,
Марса
и
Венеры.
При этом
отличительной чертой
школы
А.Л. Кемурджиана
является реализация новых научных идей и
технических решений,
в виде
физических моделей,
опытных
образцов
и ходовых макетов
транспортных роботов
высокой проходимости
с различными вариантами
колесного,
гусеничного,
шагающего
и
колесно-шагающего движителей.
Одновременно с этим разрабатывались
методы испытаний этих макетов,
узлов
и систем космической техники
с имитацией
реальных условий эксплуатации
(вакуум,
гравитация,
температура)
на искусственном
полигоне института,
на естественных
полигонах
Камчатки и
Средней Азии.
В 1971 году
Александр Леонович
защитил
Докторскую диссертацию
по результатам исследований,
выполненных при создании и
эксплуатации «Лунохода-1».
А.Л. Кемурджиан
участвовал в
ликвидации последствий аварии
на
Чернобыльской АЭС.
В
мае 1986 года
был
командирован
на
место аварии
для оценки условий работы транспортной техники.
Под его
руководством
в сжатые сроки создан
дистанционно управляемый
специализированный транспортный робот СТР-1,
оказавший существенную помощь при
ликвидации последствий аварии.
Он неоднократно находился в
командировке
на
ЧАЭС
для оценки работоспособности
робота
и определения
путей его совершенствования.
Александр Леонович
— автор
более 200 научных трудов,
в том числе
шести монографий.
Он стоял у истоков международного
сотрудничества ВНИИтрансмаш по
космической
технике и робототехническим системам
и хорошо известен в
отечественных
и
зарубежных научных кругах.
Являлся
Членом Федерации космонавтики
России,
Действительным членом Академии
космонавтики имени К.Э. Циолковского, членом
Планетного общества
(США),
Европейского геофизического
общества (Германия),
Членом-корреспондентом Комиссии
по исследованию
космического пространства
(Франция).
Награды:
А.Л.
Кемурджиан
— Лауреат
Ленинской
премии,
награжден орденами
Ленина,
Мужества,
Красной Звезды,
Отечественной
войны,
Почета,
боевыми
медалями,
а также
медалями
Федерации Космонавтики СССР.
|