-
 


Лауреат Ленинской Премии,
Доктор технических наук,
Член Федерации космонавтики России,
Действительный член Академии космонавтики
имени К.Э. Циолковского,

Заместитель Директора и
Главный конструктор Всесоюзного
Научно-исследовательского института
транспортного машиностроения

 
-
-
     
 


Родился 4 октября 1921 года в городе Владикавказ.

В 1940 году поступил в МВТУ имени Н.Э.Баумана.

В
1942 году добровольцем ушел на фронт.
Александр Леонович — участник битвы на Курской дуге, форсирования Днепра, Вислы, Десны и Одера.

В
1946 году А.Л. Кемурджиан был демобилизован, а в 1951 году с отличием
окончил
МВТУ и был направлен на работу во ВНИИ-100.
Занимался
исследованиями фрикционной бесступенчатой передачи в трансмиссиях военных
гусеничных машин
.
А.Л. Кемурджиан на Камчатке

В
1957 году защитил Кандидатскую диссертацию.
С
1959 года возглавлял Отдел новых принципов передвижения.
Под
его руководством проводились работы по созданию и исследованию аппаратов на воздушной подушке.

В
1963 году Александр Леонович  назначен Руководителем работ по созданию самоходного шасси «Луноход», а в 1969 году Заместителем Директора, Главным конструктором института.
При
А.Л. Кемурджиане во ВНИИтрансмаш сложился коллектив, работающий по
космической тематике, сформировалось новое направление — космическое транспортное машиностроение.
Разработаны
основы теории, конструирования и испытаний планетоходов.
Основными вехами в деятельности этого коллектива являлись: создание и успешная эксплуатация на Луне самоходных шасси луноходов — «Луноход-1» (1970 г.) и «Луноход-2» (1973 г.), создание и поставка заказчику подвижных приборов для исследования поверхности Луны, Марса и Венеры.


При этом
отличительной чертой школы А.Л. Кемурджиана является реализация новых научных идей и технических решений, в виде физических моделей, опытных образцов и ходовых макетов транспортных роботов высокой проходимости с различными вариантами колесного, гусеничного, шагающего и колесно-шагающего движителей.
Одновременно с этим разрабатывались
методы испытаний этих макетов, узлов и систем космической техники с имитацией реальных условий эксплуатации (вакуум, гравитация,
температура) на искусственном полигоне института, на естественных полигонах
Камчатки
и Средней Азии.

 Макет "Лунохода"

В
1971 году Александр Леонович защитил Докторскую диссертацию по результатам исследований, выполненных при создании и эксплуатации «Лунохода-1».

А.Л. Кемурджиан участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В
мае 1986 года был командирован на место аварии для оценки условий работы транспортной техники.
Под его
руководством в сжатые сроки создан дистанционно управляемый специализированный транспортный робот СТР-1, оказавший существенную помощь при ликвидации последствий аварии.
Он неоднократно находился в
командировке на ЧАЭС для оценки работоспособности робота
и определения
путей его совершенствования.

Александр Леонович — автор более 200 научных трудов, в том числе шести монографий.

Он стоял у истоков
международного сотрудничества ВНИИтрансмаш по космической
технике и робототехническим системам
и хорошо известен в отечественных и зарубежных научных кругах.

Являлся
Членом Федерации космонавтики России, Действительным членом Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, членом Планетного общества (США), Европейского геофизического общества (Германия), Членом-корреспондентом Комиссии по исследованию космического пространства (Франция).


Н
аграды:
 А.Л. Кемурджиан — Лауреат Ленинской премии, награжден орденами Ленина, Мужества, Красной Звезды, Отечественной войны, Почета, боевыми медалями, а также медалями Федерации Космонавтики СССР.

 

 
-
 


Выдающийся учёный и конструктор, создатель космической техники
 Александр Леонович
Кемурджиан скончался 25 февраля 2003 года.

Похоронен он на
Смоленском (Армяно-Грегорианском)
кладбище
в Санкт-Петербурге.


(увеличить фото) г. Санкт-Петербург, Смоленское (Армяно-Грегорианское) кладбище, могила А.Л. Кемурджиана (фото Валерия Авраамова, март 2009 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


Увековечивание памяти:

На стене здания ВНИИтрансмаш ( г. Санкт-Петербург, Красное село, Заречная ул., дом 2) открыта мемориальная доска в Память о создании автоматических шасси
Первых Советских Луноходов.

На стене здания
ВНИИтрансмаш ( г. Санкт-Петербург, Красное село, Заречная ул., дом 2) открыта мемориальная доска в Память о создании автоматических шасси
Первых Советских Луноходов.

Составители книги
«Outs tending People of the 20th Century»,
изданной
Международным биографическим центром (
г. Кембридж, Англия),
включили
А.Л. Кемурджиана в число «Выдающихся людей XX века».

В
1997 году решением Международного астрономического союза именем «Кемурджиан» была названа малая планета Солнечной системы 5993.
 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы
сайта:


ВНИИтрансмаш
 

 
  -  
 


Низкий поклон и Большое Спасибо
Валерию Авраамову,
За присланные на мой адрес
фотографии захоронений деятелей космонавтики!


С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"