-
 


 


Заслуженный деятель науки и техники РСФСР,
 Доктор технических наук,
Профессор,
Инженер-конструктор
жидкостных реактивных двигателей
Ленинградской Газодинамической лаборатории
;
Заведующий кафедрой ракетных двигателей
Военной инженерно-космической академии
имени профессора А.Ф.Можайского
;
Ведущий конструктор по специальным объектам
в Конструкторском бюро "Энергомаш",

 

Генерал-майор инженерно-технической
службы
ВВС в отставке

-
-
     
 


Родился 2 мая (19 апреля - по старому стилю) 1904 года
в городе Вильно (ныне - столица Литвы, г. Вильнюс).

В 1916 году семья Кулагиных переезжает в город Вязьму, что под Смоленском.

Образование,
трудовая и научная деятельность:
С 1 сентября 1916 года по 31 мая 1917 года - обучался в третьем классе местной гимназии
города
Вязьма.

Иван Иванович КулагинС июня 1917 года по июнь 1922 года занимался самообразованием по программе средней школы.

В
ноябре 1917 года - начал работать по найму: чернорабочим, кочегаром, табельщиком, конторщиком на железнодорожной станции Вязьма, Белорусско-Балтийской
железной дороги
.


В
августе 1922 года сдал на "отлично" все конкурсные экзамены и был принят на
первый курс Ленинградского технологического института.

29 мая 1924 года - проверочной комиссией оставлен в числе студентов
Ленинградского технологического института.

29 декабря 1928 года - окончил механический факультет Ленинградского
технологического института имени Ленинградского Совета рабочих
,
крестьянских и красноармейских депутатов с квалификацией
"инженера-механика" с теплотехнической специализацией.

С
1926-го по 1934 год работал в Газодинамической лаборатории,
где
проходил
и военную службу.

Там же, в мае-августе 1928 года под руководством инженера
Н.И. Тихомирова,
выполнял
секретное задание Отдела Военных Изобретений при Реввоенсовете СССР.

С
1 октября 1927 года по 1 октября 1928 года занимался следующими работами:
лабораторными исследованиями надежности и скорости горения нового
форсового состава
в дистанционных трубках; изучением перезатухающего горения
при всех условиях полета в течение не менее 40 секунд;
изготовлением матриц и пуансонов; изготовлением
прямолинейных
и круговых обойм для пробных сжиганий пороха;
мелкими материалами.

В
Лаборатории вел научно-исследовательскую работу и принимал непосредственное
участие
в разработках первых твердых ракетных топлив и жидкостных
реактивных двигателей
.

Принимал участие в работах по поиску рецептуры пороха ПТП
вместе с
Н.И. Тихомировым, В.А. Артемьевым, И.С. Александровым, при участии сотрудников Государственного института прикладной химии: С.А.Серикова, О.Г. Филиппова, и сотрудников
Артиллерийской академии
М.Е. Серебрякова и Д.А. Вентцеля.
Без
этих работ вряд ли могли бы быть созданы варианты авиационного
и наземного оружия залповой стрельбы.

Иван Иванович Кулагин один из пионеров отечественного ракетостроения.
При его непосредственном участии под руководством
В.П. Глушко
в ГДЛ был разработан, построен и испытан первый в мире
азотно-кислотный жидкостный ракетный двигатель.

С 1931 года - начал педагогическую работу в Ленинградском
институте инженеров воздушного транспорта
.

В 1933 году переходит на преподавательскую работу
в Ленинградский институт инженеров воздушного транспорта.
Являелся ассистентом, а затем Доцентом Кафедры авиадвигателей Лётно-исследовательского института Гражданского Воздушного флота.

С 1934-го
по 1941 год, И.И. Кулагин - Начальник Кафедры авиационных двигателей ЛИИ ГВФ, и по совместительству в 1938-1941 годах - Начальник механического факультета того же института.

Одновременно вел научно-исследовательскую работу по двигателям специального и авиационного назначения, сотрудничая по совместительству в ряде таких учреждений,
как
ОСТехбюро Наркомата обороны СССР, ЦКБ-22 НКО, Ленинградский авиационный институт Наркомата авиационной промышленности СССР и в другие учреждения.

В течение многих лет состоял экспертом Комподиза при СТО.

После преобразования Ленинградского института инженеров гражданского
воздушного флота
в Военно-воздушную инженерную академию,
в состав инженерного факультета автоматически вошли все
семь кафедр механического факультета института
с их начальниками,
преподавательским
и инженерно-техническим составом.

В марте 1941 года призван в ряды РККА и с этого момента до 1961 года
возглавляет Кафедру теории авиационных двигателей.
На кафедре читались курсы теории авиадвигателей легкого топлива,
 технической термодинамики
, зажигания в поршневых авиадвигателях.

10 августа 1941 год,
в соответствии с директивой Генерального штаба
РККА Академия
эвакуирована из Ленинграда в столицу Марийской АССР -
город
Йошкар-Олу.

В 1940-е годы, Иван Иванович проходил стажировку в качестве
старшего инженера действующей бомбардировочной авиадивизии.

В интересах улучшения инженерной подготовки на кафедре теории двигателей
создавались новые установки по изучению рабочего процесса в двигателях.
В частности, процессов зажигания и смесеобразования, технических
характеристик двигателей
.
Создавались
установки для изучения технологии ремонта техники и материаловедения.
Были организованы рабочие места по развитию
практических навыков ремонта
(сварка, клепка, тросозаплетка и др.).
В массовом масштабе была повсеместно распространена ремонтная практика
непосредственно на
предприятиях, что приносило прямую пользу и предприятиям
в выполнении ими напряженных планов военного времени, и сверхплановых заданий.
Кроме того, на этой кафедре начались серьезные исследования по основам теории
реактивных двигателей.

И.И. Кулагин ввел в курс лекций для слушателей специальный
раздел теории авиационных газотурбинных двигателей.

В 1943-1945 годах началось опытное производство первых отечественных
турбореактивных двигателей.
Так, в 1941-1945 годах факультетом были заложены основы нового научного направления и
подготовки инженерных кадров
для реактивной авиации,
для
введения в учебный план первого в СССР систематического курса теории
реактивных двигателей
.

23 мая 1945 года Государственный Комитет Обороны
принял решение
о реэвакуации Академии в Ленинград.

С завершением Великой Отечественной войны, закончилась по сути и эра
боевых самолетов
с поршневыми двигателями.
Началась
эра реактивной авиации.

В Академии, а тем более на инженерном факультете это не осталось не замеченным.
Скорее наоборот,
это было замечено и учитывалось еще в военные годы.
Тем более, что среди ведущих ученых Академии был один из главных "реактивщиков"
еще с довоенного времени - Иван Иванович Кулагин,
воспитавший
единомышленников и последователей.

В 1945-1947 годах - с учетом "духа времени" на факультете произошла значительная
перестройка
, как в структуре самого факультета, так и содержании программ обучения.

1948 год
характеризуется бурным развитием реактивной авиации и в частности,
воздушно-реактивных двигателей.

Это обстоятельство определило направление деятельности личного состава
Кафедры теории реактивных двигателей
, возглавляемой И.И. Кулагиным
- блестящим лектором, Выдающимся педагогом, талантливым организатором научно-исследовательской работы.
Так, в первую очередь необходимо было разработать новый курс по
теории воздушно-реактивных двигателей
и теории лопаточных машин.

В
1950 - 1959 годах - по совместительству руководил секцией
авиадвигателей
в Научно-техническом комитете ВВС.

Начало 1950-х - по инициативе И.И. Кулагина на кафедре отрывается
новое научное направление по исследованию атомных воздушно-реактивных
двигателей
,
в которых для нагрева воздуха используется не химическая,
а
ядерная энергия.

В то время их исследования были особенно
актуальны
, поскольку без их применения создание дальнего
сверхзвукового стратегического бомбардировщика
было бы нереальным.

С 1951 года - с приходом на Кафедру кандидата технических наук
А.А. Куландина
, широко развиваются научные исследования по
совершенствованию скоростно-высотных характеристик ВРД.

К середине 1950-х годов - с трудами И.И. Кулагина и его учеников:
А.Г. Мамиконова, М.Г. Алексеенко, А.А. Куландина, С.В. Тимашева,
Г.И. Предтеченского и других стала складываться научная школа
в области теории газотурбинных реактивных двигателей.

Иван Иванович разработал основы теории двухконтурных турбореактивных двигателей. Многие научные работы, выполненные в этот период на кафедре под его руководством
(получение методов сравнительного анализа областей применения различных типов
реактивных двигателей и выбора их оптимальных параметров;
исследования
по теории и сравнительной эффективности новых типов
двигательных и энергетических установок), использовались при составлении
тактико-технических заданий
на создание улучшенных образов реактивных двигателей.
1957 год
- на кафедре создается научно-исследовательская лаборатория
с аналогичной тематикой.

Помимо учебных и научных занятий на факультете всячески приветствовались
занятия спортом и физической подготовкой.
Так, значительное место
физической подготовке личного состава уделяется
на
кафедре теории авиадвигателей.

Сам, будучи
неплохим спортсменом, Начальник кафедры И.И. Кулагин требовал
от своих подчиненных
спортивной подготовки, и не только
в
рамках учебной программы.

В
1961 году, в связи с появлением новых дисциплин и научных направлений
структура факультета вновь изменилась.
Кафедрам
были даны трехзначные порядковые номера и новые названия.

Получает дальнейшее развитие и модернизацию учебно-материальная база кафедры
теории ракетных двигателей.

Следует особенно подчеркнуть требования Кулагина о постепенном превращении
научно-экспериментальных установок
, на которых адъюнкты кафедры выполняли экспериментальные части своих диссертационных работ, в учебно-экспериментальные.

Среди этих требований: проведение всех экспериментов в условиях близких
к реальным.

Все это сразу же определило широкое участие инженерного состава кафедры
в научно-исследовательской деятельности.

В 1967 - 1976 годах - являлся Ведущим конструктором по специальным объектам
в Конструкторском бюро "Энергомаш" Министерства общего машиностроения СССР.

1968-1969 годы -
Под непосредственным руководством И.И. Кулагина на кафедре
и в
НИЛ-1 (Начальник - подполковник-инженер Б.Г. Кузнецкий) начались интенсивные исследования в области отдельных типов энергетических установок.

 Работа
была закончена в 1975 году и ее результаты были объединены
в ряде
фундаментальных трудов, представленным заказчикам в виде отчетов.

Они послужили основой формирования программ развития космической энергетики.

Генерал-майор инженерно-технической службы ВВС
Иван Иванович Кулагин
уволен
с действительной военной службы 25 октября 1969 года
с правом ношения военной формы одежды (приказ Министра обороны СССР N 01963).

20 ноября 1969 года
- исключен из списков части (Приказ Начальника
Военной Инженерно-Космической Академии имени профессора А.Ф. Можайского N 1027
).

С 1969-го по 1984 год - Заведующий кафедрой теоретических основ теплотехники
Северо-Западного заочного политехнического института.

Он - автор нескольких изобретений, зарегистрированных в
Государственном реестре изобретений СССР.

В период с 1933-го по 1969 год - выполнил более 60-ти крупных научных исследований,
написано 13 учебников, в том числе первый в нашей стране учебник по теории
газотурбинных двигателей.

Первый в СССР учебник по теории газотурбинных реактивных двигателей был
издан в
1949 году И.И. Кулагиным.
Эта книга трижды переиздавалась и широко использовалась во всех авиационных
учебных заведениях страны.

Весьма убедительным примером его деятельности является
введение
в 1946 году в учебный план первого в стране систематического курса
по теории реактивных двигателей и публикация фундаментального учебника с
тем же наименованием.

Следует отметить, что учебник И.И.Кулагина в последующем выдержал
несколько изданий в ведущих издательствах нашей страны и был переведен
на
несколько иностранных языков, а так же широко использовался во многих
высших и средних учебных заведениях авиационного профиля.

О значении книг И.И. Кулагина можно судить по высказыванию
Героя Социалистического Труда, конструктора ЖРД
М.В. Мельникова:
"Я стал конструктором ЖРД после того, как изучил труды И.И. Кулагина".

Под непосредственным руководством Ивана Ивановича Кулагина молодыми
учеными выполнены 34 кандидатские и 2 докторские диссертации.

Он входил в состав Комитета Факультета по присуждению учёных степеней,
а так же был
членом Научно-технического комитета ВВС.

Научные публикации:
"Характеристики авиационных моторов"
,
Ленинград, ЛИИГВФ, 1937;


"Тепловые процессы в реактивных двигателях"
,
Оборонгиз НКАП СССР, Ленинград, 1939;


"Теория двигателей легкого топлива"
,
Ленинград, ЛКВВИА, 1946;


"Теория авиационных двигателей легкого топлива"
,
часть I, Ленинград, ЛКВВИА, 1946;


"Теория авиационных газотурбинных двигателей"
,
ЛКВВИА, Ленинград, 1949;


"Наша страна - родина ракетной и реактивной техники"
,
"Вестник воздушного флота", No 4, 1948;


"Наша страна - родина ракетной и реактивной техники"

в сборнике статей журнала
"Вестник воздушного флота",
Воениздат, Москва, 1949, стр. 105-112;


"Теория газотурбинных реактивных двигателей"
,
Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1952;


"Теория авиационных газотурбинных двигателей"
,
изд. 2-е, исправленное и дополненное, ЛКВВИА, Ленинград, 1954;


"Теория авиационных газотурбинных двигателей"
,
изд. 2-е, исправленное и дополненное,
Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1955;


"Теория авиационных двигателей"
, изд. 3-е, исправленное и дополненное,
Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1958;


"Теория авиационных поршневых двигателей"
,
конспект лекций, ЛКВВИА, Ленинград, 1958;

"Теория реактивных двигателей"
,
ЛКВВИА, Ленинград, 1960;


"Теория ЖРД", МО, 1961; "Теория реактивных двигателей"
,
конспект лекций, выпуск I, ЛКВВИА, Ленинград, 1962;


"Теория ракетных двигателей"
,
конспект лекций, выпуск II, ЛКВВИА, Ленинград, 1962;


"Теория ракетных двигателей"
,
конспект лекций, выпуск III, ЛКВВИА, Ленинград, 1962;


"Теория ракетных двигателей"
, конспект лекций, выпуск IV, ЛКВВИА, Ленинград, 1962;

"Теория ракетных двигателей"
, конспект лекций, выпуск V, ЛКВВИА, Ленинград, 1963;

(вместе с Н.Т. Подустовым, М.Н. Радюковым, В.А. Судаковым, Б.В. Харламовым)
"Теория жидкостных реактивных двигателей"
, МО СССР, Москва, 1972;

(вместе с Ю.Н. Лебедевым, Н.Т. Подустовым, В.А. Судаковым, Б.В. Харламовым)
"Теория реактивных двигателей"
, МО СССР, Москва, 1978;

О нём написаны статьи:
"К вершинам науки",
"Техника и вооружение" No 32, 1968;

"Один из ГДЛ"
, "Ленинградская правда", 30.03. 1972;

"Призвание"
, "Авиация и космонавтика", No 7, 1980;

"Ракеты стартовали с Петроградской"
, "Ленинградская правда", 10.04. 1981.

Учёные степени:
Доцент кафедры "авиационные двигатели"  13 декабря 1932 года);
Кандидат технических наук (дата присвоения - 17 июня 1938 года);

Профессор
кафедр
ы "Реактивные двигатели" 24 ноября 1951 года);
Доктор технических наук (дата присвоения - 24 ноября 1951 года);

Спортивные звания:

Судья 1-й категории
по горнолыжному спорту
(удостоверение без номера выдано 3 марта 1967 года,
на основании
Распоряжения по Совету Союза спортивных обществ и
организаций Ленинграда N 17/4 от 12 ноября 1966 года).
Состоял в судейской коллегии с 1 марта 1960 года.

Общественно-партийная деятельность:
Член КПСС
с декабря 1941 года.
Неоднократно избирался в состав парткома Академии и факультета.
Член профсоюза работников просвещения
, высших школ
и научных учреждений.

Н
аграды:
Иван Иванович Калугин был удостоен Почётного звания
"Заслуженный деятель науки и техники РСФСР".

Награждён орденами
:
Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени,
двумя орденами
Красной Звезды
;

медалями:
"За трудовую доблесть", "Ветеран труда", "Ветеран ВС СССР";

юбилейными медалями:
"За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
,
"XX лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
,
"30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",
"40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
,
"XXX лет Советской армии и флота",
"40 лет Вооруженных сил СССР",
"50 лет Вооруженных сил СССР",
"В память 250-летия Ленинграда",

памятными знаками:
 "25 лет победы в Великой Отечественной войне",
"Дорогами славы".

Ему так же вручены: знак Высшей школы "За отличные успехи в работе"
и знак "Воин-спортсмен" I степени.

Федерация космонавтики СССР наградила И.И. Кулагина
двумя
медалями имени Ю.А. Гагарина и
медалью
"25 лет космической эры".

Он - обладатель множества Почётных грамот,
Благодарностей и Памятных подарков.

Занесен в Книгу Почета Северо-Западного политехнического института.
 

 
-
 


Выдающийся учёный, педагог и Пионер ракетно-космической техники
Иван Иванович Кулагин скончался 12 марта 1993 года.

Похоронен он на
Волковском (Православном) кладбище в Санкт-Петербурге.


(увеличить фото) г. Санкт-Петербург, Волковское (Православное)  кладбище, могила И.И. Кулагина (фото Александра Глушко, вид 1, ноябрь 2009 года) (увеличить фото) г. Санкт-Петербург, Волковское (Православное)  кладбище, могила И.И. Кулагина (фото Александра Глушко, вид 2, ноябрь 2009 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы СТАТЬИ
А.В. Глушко
об Иване Ивановиче Кулагине,
Присланные, для публикации на сайте.


ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:

В.П. Глушко "Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР"
 

 
  -  
 


Низкий поклон и Большое Спасибо
Александру Валентиновичу Глушко
,
За присланную на мой адрес
статью об И.И. Кулагине и фотографии его могилы!


С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"