Родился
2 мая
(19 апреля - по старому
стилю) 1904 года
в городе Вильно
(ныне - столица Литвы,
г. Вильнюс).
В
1916 году семья
Кулагиных
переезжает в город
Вязьму,
что под
Смоленском.
Образование,
трудовая
и научная
деятельность:
С
1 сентября 1916 года по
31 мая 1917 года
- обучался в
третьем классе
местной гимназии
города
Вязьма.
С июня 1917 года
по июнь 1922 года
занимался самообразованием
по программе средней школы.
В ноябре 1917 года
- начал работать
по найму:
чернорабочим,
кочегаром,
табельщиком,
конторщиком на
железнодорожной станции
Вязьма,
Белорусско-Балтийской
железной дороги.
В августе 1922 года
сдал на "отлично"
все конкурсные экзамены
и был принят на
первый курс
Ленинградского технологического института.
29 мая 1924 года -
проверочной комиссией
оставлен в числе студентов
Ленинградского технологического института.
29 декабря 1928 года
- окончил механический
факультет
Ленинградского
технологического института имени Ленинградского Совета рабочих,
крестьянских и красноармейских депутатов
с квалификацией
"инженера-механика"
с теплотехнической специализацией.
С 1926-го
по 1934 год
работал в
Газодинамической лаборатории,
где проходил
и
военную службу.
Там же, в
мае-августе 1928 года
под руководством
инженера
Н.И. Тихомирова,
выполнял
секретное
задание Отдела Военных
Изобретений
при Реввоенсовете СССР.
С 1 октября 1927 года
по 1 октября 1928 года
занимался следующими работами:
лабораторными исследованиями надежности
и скорости горения нового
форсового состава в
дистанционных трубках; изучением
перезатухающего горения
при всех условиях полета
в течение не менее
40 секунд;
изготовлением матриц
и пуансонов;
изготовлением
прямолинейных и
круговых обойм для
пробных сжиганий пороха;
мелкими материалами.
В Лаборатории вел
научно-исследовательскую работу и
принимал непосредственное
участие в разработках
первых твердых ракетных топлив и
жидкостных
реактивных двигателей.
Принимал участие в
работах по поиску
рецептуры пороха
ПТП
вместе с
Н.И. Тихомировым,
В.А. Артемьевым,
И.С.
Александровым, при участии сотрудников
Государственного института прикладной химии:
С.А.Серикова,
О.Г. Филиппова, и
сотрудников
Артиллерийской академии
М.Е. Серебрякова и
Д.А. Вентцеля.
Без этих работ
вряд ли могли бы быть созданы варианты
авиационного
и наземного оружия
залповой стрельбы.
Иван Иванович Кулагин
один из пионеров отечественного
ракетостроения.
При его
непосредственном участии под
руководством
В.П. Глушко
в ГДЛ
был разработан,
построен и испытан
первый в мире
азотно-кислотный жидкостный ракетный двигатель.
С 1931 года
-
начал педагогическую
работу в
Ленинградском
институте инженеров воздушного транспорта.
В 1933 году
переходит на
преподавательскую работу
в Ленинградский
институт инженеров воздушного транспорта.
Являелся
ассистентом, а затем
Доцентом Кафедры авиадвигателей Лётно-исследовательского института
Гражданского Воздушного флота.
С 1934-го по 1941
год, И.И.
Кулагин -
Начальник Кафедры авиационных двигателей ЛИИ ГВФ,
и по совместительству в
1938-1941 годах -
Начальник механического факультета того же
института.
Одновременно вел
научно-исследовательскую работу по
двигателям специального и
авиационного назначения,
сотрудничая по
совместительству в ряде
таких учреждений,
как ОСТехбюро Наркомата обороны СССР,
ЦКБ-22 НКО, Ленинградский авиационный институт Наркомата
авиационной промышленности СССР и в другие
учреждения.
В течение многих
лет состоял
экспертом Комподиза при СТО.
После преобразования
Ленинградского института инженеров гражданского
воздушного флота в
Военно-воздушную инженерную академию,
в состав инженерного
факультета автоматически
вошли все
семь кафедр механического факультета института
с их начальниками,
преподавательским и
инженерно-техническим составом.
В марте 1941 года
призван в ряды
РККА и с этого
момента до 1961
года
возглавляет
Кафедру теории авиационных двигателей.
На кафедре
читались курсы теории авиадвигателей легкого
топлива,
технической термодинамики,
зажигания в поршневых авиадвигателях.
10 августа 1941 год, в соответствии с
директивой Генерального штаба
РККА Академия эвакуирована из
Ленинграда в столицу
Марийской АССР -
город Йошкар-Олу.
В 1940-е годы,
Иван Иванович
проходил
стажировку в качестве
старшего инженера действующей бомбардировочной авиадивизии.
В интересах
улучшения инженерной подготовки на
кафедре теории двигателей
создавались новые
установки по
изучению рабочего процесса в
двигателях.
В частности,
процессов зажигания и
смесеобразования,
технических
характеристик двигателей.
Создавались установки
для изучения технологии
ремонта техники и
материаловедения.
Были организованы
рабочие места по
развитию
практических навыков ремонта (сварка,
клепка,
тросозаплетка и др.).
В массовом масштабе была повсеместно
распространена ремонтная практика
непосредственно на предприятиях,
что приносило прямую пользу
и предприятиям
в выполнении ими
напряженных планов военного времени, и
сверхплановых заданий.
Кроме того, на этой
кафедре начались
серьезные исследования по
основам теории
реактивных двигателей.
И.И. Кулагин
ввел в
курс лекций для
слушателей специальный
раздел теории авиационных газотурбинных двигателей.
В
1943-1945 годах
началось
опытное производство
первых
отечественных
турбореактивных двигателей.
Так, в
1941-1945 годах
факультетом были заложены
основы нового научного направления
и
подготовки инженерных кадров для реактивной авиации,
для
введения
в
учебный план первого
в СССР систематического курса теории
реактивных двигателей.
23 мая 1945 года Государственный Комитет Обороны
принял решение
о реэвакуации
Академии в
Ленинград.
С завершением
Великой Отечественной войны, закончилась по
сути и эра
боевых самолетов с поршневыми двигателями.
Началась
эра реактивной авиации.
В Академии, а тем более
на инженерном
факультете это не осталось не замеченным.
Скорее наоборот, это
было замечено и учитывалось еще в военные годы.
Тем более, что
среди ведущих ученых Академии был один из
главных "реактивщиков"
еще с довоенного времени -
Иван Иванович Кулагин,
воспитавший единомышленников
и последователей.
В 1945-1947 годах
- с учетом "духа времени" на
факультете произошла
значительная
перестройка, как в
структуре самого факультета, так
и содержании
программ обучения.
1948 год характеризуется бурным
развитием реактивной авиации и в частности,
воздушно-реактивных
двигателей.
Это обстоятельство определило
направление деятельности
личного состава
Кафедры теории реактивных двигателей,
возглавляемой И.И. Кулагиным
- блестящим
лектором,
Выдающимся
педагогом, талантливым организатором научно-исследовательской
работы.
Так, в первую
очередь необходимо было разработать
новый
курс по
теории воздушно-реактивных двигателей и
теории лопаточных машин.
В 1950 - 1959 годах
-
по совместительству руководил
секцией
авиадвигателей в Научно-техническом комитете ВВС.
Начало 1950-х
-
по инициативе И.И. Кулагина
на кафедре
отрывается
новое научное направление
по исследованию атомных
воздушно-реактивных
двигателей, в которых для
нагрева воздуха используется
не химическая,
а
ядерная энергия.
В то время
их исследования
были особенно
актуальны, поскольку без их
применения создание дальнего
сверхзвукового стратегического бомбардировщика
было бы
нереальным.
С 1951 года
- с приходом
на Кафедру
кандидата технических наук
А.А. Куландина, широко развиваются научные исследования по
совершенствованию скоростно-высотных характеристик ВРД.
К середине 1950-х
годов - с трудами
И.И. Кулагина
и его учеников:
А.Г. Мамиконова,
М.Г. Алексеенко,
А.А. Куландина,
С.В. Тимашева,
Г.И. Предтеченского
и других стала складываться научная школа
в области теории
газотурбинных реактивных двигателей.
Иван Иванович
разработал основы теории
двухконтурных турбореактивных двигателей.
Многие научные
работы,
выполненные в этот период на кафедре под
его руководством
(получение методов
сравнительного анализа областей
применения различных типов
реактивных двигателей
и выбора
их
оптимальных параметров;
исследования по теории и сравнительной
эффективности новых типов
двигательных и энергетических
установок), использовались при
составлении
тактико-технических
заданий на создание
улучшенных образов реактивных двигателей.
1957 год - на кафедре
создается научно-исследовательская
лаборатория
с аналогичной
тематикой.
Помимо учебных и научных занятий
на факультете
всячески
приветствовались
занятия спортом и
физической подготовкой.
Так,
значительное место физической подготовке личного состава
уделяется
на кафедре теории авиадвигателей.
Сам, будучи неплохим
спортсменом,
Начальник кафедры И.И. Кулагин
требовал
от своих
подчиненных спортивной подготовки, и не только
в рамках учебной
программы.
В 1961 году, в связи с появлением новых дисциплин
и научных
направлений
структура факультета вновь изменилась.
Кафедрам были
даны трехзначные порядковые номера и новые названия.
Получает дальнейшее развитие
и модернизацию
учебно-материальная база кафедры
теории ракетных двигателей.
Следует особенно подчеркнуть требования Кулагина
о
постепенном превращении
научно-экспериментальных установок, на
которых адъюнкты кафедры выполняли экспериментальные части
своих
диссертационных работ, в учебно-экспериментальные.
Среди этих
требований:
проведение всех экспериментов
в условиях близких
к
реальным.
Все это сразу же определило
широкое участие инженерного
состава кафедры
в научно-исследовательской деятельности.
В
1967 - 1976 годах - являлся
Ведущим конструктором
по
специальным объектам
в Конструкторском бюро
"Энергомаш" Министерства общего машиностроения СССР.
1968-1969 годы - Под непосредственным
руководством И.И. Кулагина
на кафедре
и в НИЛ-1 (Начальник
- подполковник-инженер Б.Г. Кузнецкий)
начались интенсивные исследования
в области
отдельных типов энергетических установок.
Работа была закончена в
1975 году и ее результаты
были объединены
в ряде фундаментальных
трудов,
представленным заказчикам
в виде отчетов.
Они послужили
основой формирования программ развития космической энергетики.
Генерал-майор инженерно-технической службы ВВС
Иван Иванович Кулагин
уволен с действительной военной службы
25 октября 1969 года
с правом
ношения военной формы одежды (приказ Министра
обороны СССР N 01963).
20 ноября 1969 года - исключен из
списков части (Приказ
Начальника
Военной Инженерно-Космической Академии имени профессора А.Ф. Можайского N 1027).
С 1969-го
по 1984 год
- Заведующий кафедрой теоретических
основ теплотехники
Северо-Западного заочного политехнического
института.
Он -
автор нескольких изобретений,
зарегистрированных в
Государственном реестре изобретений СССР.
В период с 1933-го
по 1969 год
- выполнил более 60-ти крупных научных
исследований,
написано 13
учебников, в том числе
первый в нашей
стране учебник по
теории
газотурбинных двигателей.
Первый в
СССР учебник по
теории газотурбинных реактивных двигателей был
издан в 1949 году
И.И. Кулагиным.
Эта книга трижды
переиздавалась и
широко использовалась во всех
авиационных
учебных заведениях страны.
Весьма
убедительным примером его
деятельности является
введение в 1946
году в учебный
план первого в стране
систематического курса
по теории
реактивных двигателей и
публикация фундаментального учебника с
тем же наименованием.
Следует отметить, что
учебник И.И.Кулагина
в последующем выдержал
несколько изданий в ведущих издательствах нашей страны
и был переведен
на несколько иностранных языков,
а так же широко использовался во многих
высших и средних учебных заведениях авиационного профиля.
О значении книг
И.И. Кулагина
можно судить по высказыванию
Героя Социалистического Труда,
конструктора ЖРД
М.В. Мельникова:
"Я стал конструктором
ЖРД после того, как изучил труды И.И. Кулагина".
Под
непосредственным руководством Ивана
Ивановича Кулагина молодыми
учеными выполнены
34 кандидатские и 2 докторские диссертации.
Он входил в состав
Комитета Факультета по
присуждению учёных степеней,
а так же был членом Научно-технического
комитета ВВС.
Научные публикации:
"Характеристики авиационных моторов",
Ленинград, ЛИИГВФ, 1937;
"Тепловые процессы в реактивных двигателях",
Оборонгиз НКАП СССР, Ленинград, 1939;
"Теория двигателей легкого топлива",
Ленинград, ЛКВВИА, 1946;
"Теория авиационных двигателей легкого топлива",
часть I, Ленинград, ЛКВВИА, 1946;
"Теория авиационных газотурбинных двигателей",
ЛКВВИА, Ленинград, 1949;
"Наша страна - родина ракетной и реактивной техники",
"Вестник воздушного флота", No 4, 1948;
"Наша страна - родина ракетной и реактивной техники"
в сборнике статей журнала
"Вестник воздушного флота",
Воениздат, Москва, 1949, стр. 105-112;
"Теория газотурбинных реактивных двигателей",
Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1952;
"Теория авиационных газотурбинных двигателей",
изд. 2-е, исправленное и дополненное, ЛКВВИА,
Ленинград, 1954;
"Теория авиационных газотурбинных двигателей",
изд. 2-е, исправленное и дополненное,
Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1955;
"Теория авиационных двигателей", изд. 3-е,
исправленное и дополненное,
Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1958;
"Теория авиационных поршневых двигателей",
конспект лекций, ЛКВВИА, Ленинград, 1958;
"Теория реактивных двигателей",
ЛКВВИА, Ленинград, 1960;
"Теория ЖРД", МО, 1961; "Теория реактивных двигателей",
конспект лекций, выпуск I, ЛКВВИА, Ленинград, 1962;
"Теория ракетных двигателей",
конспект лекций, выпуск II, ЛКВВИА, Ленинград, 1962;
"Теория ракетных двигателей",
конспект лекций, выпуск III, ЛКВВИА, Ленинград, 1962;
"Теория ракетных двигателей", конспект лекций,
выпуск IV, ЛКВВИА, Ленинград, 1962;
"Теория ракетных двигателей", конспект лекций,
выпуск V, ЛКВВИА, Ленинград, 1963;
(вместе с
Н.Т. Подустовым,
М.Н. Радюковым,
В.А. Судаковым,
Б.В. Харламовым)
"Теория жидкостных реактивных двигателей", МО
СССР, Москва, 1972;
(вместе с Ю.Н.
Лебедевым,
Н.Т. Подустовым,
В.А. Судаковым,
Б.В. Харламовым)
"Теория реактивных двигателей", МО СССР,
Москва, 1978;
О нём написаны статьи:
"К вершинам науки", "Техника и вооружение" No
32, 1968;
"Один из ГДЛ", "Ленинградская правда", 30.03.
1972;
"Призвание", "Авиация и космонавтика", No 7,
1980;
"Ракеты стартовали с Петроградской",
"Ленинградская правда", 10.04. 1981.
Учёные степени:
Доцент
кафедры
"авиационные
двигатели"
(с 13 декабря 1932 года);
Кандидат технических наук
(дата присвоения - 17
июня 1938 года);
Профессор кафедры
"Реактивные
двигатели"
(с 24 ноября 1951 года);
Доктор технических наук
(дата присвоения - 24
ноября 1951 года);
Спортивные звания:
Судья 1-й категории по
горнолыжному спорту
(удостоверение без
номера выдано 3
марта 1967 года,
на основании Распоряжения
по Совету Союза
спортивных обществ и
организаций Ленинграда N 17/4
от 12 ноября 1966 года).
Состоял в судейской
коллегии с 1 марта
1960 года.
Общественно-партийная деятельность:
Член КПСС с
декабря 1941 года.
Неоднократно
избирался в состав парткома Академии
и факультета.
Член профсоюза работников просвещения,
высших школ
и научных
учреждений.
Награды:
Иван
Иванович Калугин
был удостоен
Почётного
звания
"Заслуженный деятель науки и техники РСФСР".
Награждён орденами:
Ленина,
Красного
Знамени,
Отечественной
войны I степени,
двумя орденами
Красной Звезды;
медалями:
"За трудовую доблесть",
"Ветеран труда",
"Ветеран ВС СССР";
юбилейными медалями:
"За воинскую доблесть в ознаменование
100-летия со дня рождения В.И. Ленина",
"XX лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",
"30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг.",
"40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",
"XXX лет Советской армии и флота",
"40 лет Вооруженных сил СССР",
"50 лет Вооруженных сил СССР",
"В память 250-летия Ленинграда",
памятными знаками:
"25 лет победы в Великой
Отечественной войне",
"Дорогами славы".
Ему так
же вручены: знак
Высшей школы "За отличные успехи в работе"
и знак
"Воин-спортсмен" I степени.
Федерация космонавтики СССР
наградила И.И. Кулагина
двумя медалями имени Ю.А. Гагарина
и
медалью "25 лет космической эры".
Он - обладатель
множества Почётных грамот,
Благодарностей и
Памятных подарков.
Занесен в
Книгу Почета Северо-Западного политехнического института.
|