-
 


Лауреат Государственной премии СССР,
Доктор технических наук,
Профессор Московского
Авиационного института
имени Серго Орджоникидзе,
Ученый в области теории
авиационных и ракетных
двигателей

 
-
-
     
 


Родился 13 мая 1892 года.

Окончив Реальное училище, плавал стажером на волжских судах.
Поступил в
Московское Высшее техническое училище и проучился в нём всего два курса.

Посещал занятия научного кружка
Н.Е. Жуковского и ушел в 1914 году вольноопределяющимся в Летную школу, а затем на фронт в Гренадерский отряд 7-й армии. Летал в сторону Барановичей на воздушную разведку, бомбил, а в 1916 году сбил установленными им ракетами между плоскостями его самолёта "Ньюпор" немецкий аэростат.
 Летал в чине
прапорщика, был награжден 6-ю боевыми орденами и получил звание
Военного летчика.

После революции
А.В. Квасников демобилизовался и уехал в Томск, подальше от смуты и потрясений, продолжить своё образование в Томском Технологическом институте.
Окончив его, он стал
преподавателем на Кафедре легких двигателей у профессора Бутакова,
а после отъезда своего
шефа в Москву сам стал Заведующим кафедрой.

Александр Васильевич создал лабораторию легких двигателей, собрав в институте оставшуюся после разрухи материальную часть различных соединений, а затем вместе со своими учениками создал в мастерских лаборатории двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения.
Этот
двигатель был установлен на одноместном самолете-моноплане созданном руками студентов и преподавателей института.

Когда в
1930-х годах в СССР начали создавать авиационную промышленность, вопрос об авиадвигателях встал особенно остро.
И занимавшийся этой проблемой
Начальник Главного управления авиационной промышленности П.И. Баранов ездил по стране, собирая специалистов и оставшийся после Гражданской войны и Октябрьской революции задел для организации разработки и производства самолетов и моторов для них.
Тогда был создан Центральный институт Авиационного моторостроения, получивший впоследствии имя
П.И. Баранова, погибшего в авиакатастрофе в 1933 году.

Тогда же произошло и создание Московского Авиационного Института,
а
профессор ТТИ А.В. Квасников вместе со своими учениками и студентами в 1931 году был переведен в Москву и назначен руководить работами по авиамоторной специальности в МАИ.

Позже
Александр Васильевич стал руководить Кафедрой авиадвигателей,
из которой впоследствии образовалась
Кафедра теории авиадвигателей.

А.В. Квасников, Л.Б. Евангулов, М.С. Штехер и другие, тогда еще молодые преподаватели приняли самое деятельное участие в проектировании и строительстве моторного факультета на новой площадке МАИ у села Всехсвятское и дачно-строительного кооператива художников «Сокол».
Примыкавшая к
четырехэтажной учебно-аудиторной части корпуса разветвленная одноэтажная часть предназначалась для моторных испытательных стендов с возможностью выкатывать балансирные станки с двигателями в межкорпусные дворики.

На новом месте
факультет, таким образом, получил отличную базу для развития научно-исследовательской деятельности.

Кафедра теории авиадвигателей уделяла большое внимание сложным комбинированным двигательным установкам.
Системам с г
азотурбогенераторным наддувом, реактивным выхлопным патрубкам, насадкам с подсосом воздуха для увеличения реактивной тяги.
Впоследствии одна из этих работ
А.В. Квасникова получили свидетельство на открытие.

 Привлечение к
преподавательской работе по совместительству талантливых ученых и конструкторов космической промышленности
М.В. Мельникова и Д.Д. Севрука позволило при перестройке кафедры с поршневой на ракетную тематику найти себе почетное место не только в учебном, но и научном плане.

За комплекс работ по испытаниям мощных турбонасосных агрегатов сотрудники кафедры
А.В. Квасников
, В.А. Целиков и В.В. Рамодина были удостоены
Государственной премии СССР
.

А в
1962 году на базе научных работ молодых сотрудников и преподавателей кафедр
№ 202 (бывш. - ТАД) и № 201 была создана новая кафедра № 208 электроракетных двигателей и энергетических установок под руководством А.В. Квасникова и при строительстве 7-го корпуса МАИ создана производственная база для научных работ по космическим двигателям и энергосиловым установкам.
Эти работы проводились в
тесном содружестве с предприятиями промышленности и получили высокую оценку и премию Совета Министров СССР.

Александр Васильевич Квасников - Автор 35 книг по теории двигателей летательных аппаратов.
 

 
-
 


Выдающийся учёный
Александр Васильевич Квасников
скончался
25 сентября 1971 года.

Похоронен он на Введенском кладбище, в Москве.

(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище, могила А.В. Квасникова (лето 2008 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


при оформлении страницы использованы
материалы сайта

ЦНИИ РТК - Энциклопедия космонавтики

а так же цикл статей посвящённых

Александру Васильевичу Квасникову
 

 
    -

Вернуться в "Мартиролог учёных и создателей космической техники" 1