Родился 13 мая 1892 года.
Окончив Реальное
училище, плавал
стажером на волжских
судах.
Поступил в Московское Высшее техническое
училище и проучился в нём всего
два курса.
Посещал занятия научного кружка Н.Е.
Жуковского и ушел в
1914 году
вольноопределяющимся в Летную школу,
а затем на фронт в Гренадерский отряд 7-й армии.
Летал в сторону Барановичей
на воздушную разведку, бомбил, а в 1916 году
сбил установленными им ракетами
между плоскостями его самолёта "Ньюпор"
немецкий аэростат.
Летал в чине прапорщика,
был награжден 6-ю боевыми орденами
и получил звание
Военного летчика.
После революции А.В. Квасников
демобилизовался и уехал в Томск,
подальше от смуты и потрясений, продолжить своё
образование в
Томском Технологическом институте.
Окончив его, он стал преподавателем
на Кафедре легких двигателей
у профессора Бутакова,
а после отъезда своего шефа
в Москву сам стал
Заведующим кафедрой.
Александр Васильевич
создал лабораторию легких двигателей,
собрав в институте
оставшуюся после разрухи материальную часть
различных соединений, а затем вместе со своими
учениками создал в мастерских лаборатории
двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения.
Этот двигатель был
установлен на одноместном самолете-моноплане
созданном руками студентов и преподавателей
института.
Когда в 1930-х годах
в СССР начали
создавать авиационную промышленность,
вопрос об авиадвигателях
встал особенно остро.
И занимавшийся этой проблемой Начальник
Главного управления авиационной промышленности
П.И. Баранов ездил
по стране, собирая специалистов и оставшийся после
Гражданской войны и
Октябрьской революции
задел для организации разработки и производства
самолетов и
моторов для них.
Тогда был создан Центральный институт Авиационного моторостроения,
получивший впоследствии имя П.И. Баранова,
погибшего в авиакатастрофе в 1933 году.
Тогда же произошло и создание Московского Авиационного Института,
а профессор ТТИ
А.В. Квасников вместе
со своими учениками и студентами в 1931 году
был переведен в Москву
и назначен руководить работами по авиамоторной специальности в
МАИ.
Позже Александр Васильевич
стал руководить Кафедрой авиадвигателей,
из которой впоследствии образовалась Кафедра
теории авиадвигателей.
А.В. Квасников,
Л.Б. Евангулов,
М.С. Штехер и
другие, тогда еще молодые преподаватели
приняли самое деятельное участие в
проектировании и строительстве моторного факультета
на новой площадке МАИ
у села Всехсвятское
и дачно-строительного кооператива
художников «Сокол».
Примыкавшая к четырехэтажной учебно-аудиторной
части корпуса разветвленная
одноэтажная часть
предназначалась для моторных испытательных
стендов с возможностью выкатывать
балансирные станки с
двигателями в
межкорпусные дворики.
На новом месте факультет,
таким образом, получил отличную базу
для развития научно-исследовательской деятельности.
Кафедра теории авиадвигателей
уделяла большое внимание сложным комбинированным двигательным установкам.
Системам с газотурбогенераторным наддувом,
реактивным выхлопным патрубкам,
насадкам с подсосом воздуха для увеличения реактивной
тяги.
Впоследствии одна из этих работ А.В.
Квасникова получили
свидетельство на открытие.
Привлечение к преподавательской работе по
совместительству талантливых ученых и
конструкторов космической промышленности
М.В. Мельникова
и Д.Д. Севрука
позволило при перестройке кафедры с поршневой
на ракетную тематику
найти себе почетное место не только в учебном,
но и научном
плане.
За комплекс работ по испытаниям мощных
турбонасосных агрегатов сотрудники кафедры
А.В. Квасников,
В.А. Целиков и
В.В. Рамодина были
удостоены
Государственной премии СССР.
А в 1962 году на
базе научных работ
молодых сотрудников
и преподавателей
кафедр
№ 202 (бывш. -
ТАД) и
№ 201 была создана новая
кафедра № 208 –
электроракетных
двигателей и
энергетических установок
под руководством А.В. Квасникова
и при строительстве 7-го корпуса МАИ
создана производственная база для научных работ
по космическим двигателям
и энергосиловым установкам.
Эти работы проводились в тесном содружестве
с предприятиями промышленности
и получили высокую оценку и премию Совета
Министров СССР.
Александр Васильевич Квасников
- Автор 35 книг по
теории двигателей летательных аппаратов.
|