-
 


Дважды Герой Социалистического Труда
;
Лауреат четырёх Сталинских премий СССР;
Член-корреспондент Академии наук СССР
;
Генеральный конструктор
О
пытного конструкторского бюро;
конструктор авиационной и ракетной техники;
Генерал-майор
инженерно-авиационной службы

 
-
-
     
 


Родился 11 сентября (по старому стилю - 29 августа) 1900 года
в
Смоленске в семье преподавателя гимназии.
Настоящая фамилия -
Айзикович.
В некоторых документах указывается иное место рождения -
местечко Петровичи,
Рославльского уезда, Смоленской губернии.

Окончил городское училище в городе Рославле и гимназию в Курске.

С 1918 года - в Pабоче-Крестьянской Красной Армии.

Воевал рядовым в
Гражданской войне, а в 1920 году служил в пограничной охране.

В
конце 1920 года демобилизован и направлен на учебу в Москву.
Окончил
Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана в 1927 году.
Проходил преддипломную практику в
конструкторском бюро А.Н. Туполева,
участвуя в разработке первого советского бомбардировщика
АНТ-4 (ТБ-1).

С
1929 года работал в ряде авиационных конструкторских бюро (КБ Ришара,
Бюро новых конструкций и Центральное конструкторское бюро)
.
В
1935 - 1938 годах - Главный конструктор проекта истребителя ЛЛ (не пошел в серию).
В
1938 - 1939 годах работал в Главном управлении авиационной промышленности.

С
1939 года - Главный конструктор по самолётостроению, Руководитель конструкторского бюро
на
авиазаводе № 301 в городе Химки, Московской области.

Под его руководством там создан истребитель
ЛаГГ-3 (совместно с М.И. Гудковым и В.П. Горбуновым).

С
1940 года - Главный конструктор конструкторского бюро на авиазаводе № 21 в городе Горький.

Истребитель "Ла-5"В годы Великой Отечественной войны существенно переработал ЛаГГ-3, первоначально имевший высокую аварийность и недостаточные лётные характеристики (произвёл замену двигателя и существенное усиление плоскости крыла, что резко увеличило боевые возможности самолёта).
Тогда же создал
10 серийных и экспериментальных истребителей, в том числе Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в боях.
При их разработке
Лавочкин рационально сочетал деревянную конструкцию планёра (применив особо прочный материал — дельта-древесину) с надёжным двигателем, имевшим высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта.

Компоновка самолётов
Ла-5 и Ла-7 обеспечивала надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела.
На истребителях конструкции
Лавочкина И.Н. Кожедуб сбил 62 немецких самолёта.

Всего в
1941 - 1945 годах построены 22 500 экземпляров самолетов Лавочкина, сыгравших огромную роль в завоевании Советской авиацией господства в воздухе.

С
1943 года испытывались истребители Лавочкина с установленными на них реактивными ускорителями.

Постановлением
Совета Народных Комиссаров СССР
от
19 августа 1944 года С.А. Лавочкину присвоено воинское звание
"Генерал-майор инженерно-авиационной службы".

В первые послевоенные годы в конструкторском бюро под руководством Семёна Алексеевича Лавочкина созданы его последние поршневые истребители -
цельнометаллический самолет
Ла-9, учебно-тренировочный Ла-180
и дальний истребитель Ла-11.

Затем
КБ Лавочкина переведено на создание реактивных серийных и экспериментальных истребителей, хотя проблемами реактивных двигателей и их применения в авиации занялся вплотную ещё в 1944 году.

В
1947 году был разработан Ла-160 — Первый отечественный самолёт со стреловидным крылом, Ла-15.

В
декабре 1948 года на Ла-176 со стреловидностью крыла в 45 градусов впервые в СССР была
достигнута
скорость полёта, равная скорости звука.

Конструктор создал сверхзвуковой истребитель Ла-190, всепогодный
двухместный истребитель с мощной радиолокационной станцией на борту Ла-200.

Под руководством
Лавочкина создан ряд образцов ракетной техники.

В
1950 году ОКБ С.А. Лавочкина было поручено спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет класса "земля-воздух", причем тактико-технические данные были заданы чрезвычайно высокие, не достигнутые ни в одной стране мира.

По инициативе
И.В. Сталина, осознавшего опасность вполне реального в те годы ядерного удара по промышленным центрам страны, было принято решение о создании первой отечественной системы противовоздушной обороны (ПВО С-25)
с
зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) на вооружении.

В
1951 - 1955 годах под руководством С.А. Лавочкина были разработаны и испытаны наземные
"ЗУР-205" и "ЗУР-215", а также ракеты класса "воздух - воздух".

В
1955 году вокруг Москвы появились знаменитые защитные "кольца" - система ПВО "Беркут". Ракеты конструкции Семёна Алексеевича находились на боевом дежурстве до начала 1980-х годов (это были "ЗУР-217М" и "ЗУР-218").

Параллельно с ракетной тематикой
С.А. Лавочкин в 1950 - 1954 годах разработал беспилотный
самолет-мишень Ла-17
, выпускавшийся почти 40 лет - до 1993 года.

"Буря" на стартеКроме того, был создан и применялся его
разведывательный вариант в качестве
 
беспилотного фронтового фоторазведчика (прообраз современных беспилотных летательных разведывательных аппаратов).

С
1956 года - Семён Алексеевич Лавочкин - Генеральный конструктор ОКБ.

На этом посту он завершил
две такие крупнейшие работы, как создание межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты "Буря" и проектирование нового зенитного комплекса ПВО "Даль", основу которого составляли ракеты класса "земля-воздух" большой дальности ( до 500 км) для поражения высокоскоростных воздушных целей.

Научная, партийная и общественная деятельность:
Член
КПСС с 1953 года.
Член-корреспондент
Академии наук СССР с 1958 года.
Депутат Верховного Совета СССР 3-5-го созывов 1950-го по 1960 годы).

Н
аграды:
За выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1943 года Лавочкину Семёну Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Золотой медали "Серп и Молот" и ордена Ленина.

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года С.А. Лавочкин награждён второй Золотой медалью «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда.

Он - Лауреат четырёх Сталинских премий СССР (
1941, 1943, 1946, 1948).

Награждён тремя
орденами Ленина,
орденами
Красного Знамени, Суворова I и II степеней,
медалью
"За боевые заслуги" и другими наградами Советского Государства.
 

 
-
 


 Выдающийся конструктор, создатель авиационной и ракетной техники
Семён Алексеевич Лавочкин
скончался 9 июня 1960 года, от сердечного приступа на полигоне Сары-Шаган в районе озера Балхаш (
Казахская ССР).
Он учавствовал в испытаниях стратегической крылатой ракеты "Буря".

Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище.

(увеличить фото) г. Москва, Новодевичье кладбище, могила С.А. Лавочкина (лето 2008 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

 

 
-
 


Увековечивание памяти:
Имя С.А. Лавочкина носит Научно-производственное объединение, образованное на базе ОКБ, которым он руководил.
Бронзовый бюст установлен на родине Героя в городе-герое Смоленске.

Его именем названы
улицы в Москве и Смоленске.
В
Москве установлена мемориальная доска на доме, где жил Семён Алексеевич.

 

 
     
 


при оформлении страницы использованы
материалы
следующих
web-ресурсов:

Герои Страны

НПО имени С.А. Лавочкина

ССЫЛКа ПО ТЕМЕ:

Изделие «350» «Буря». Стратегическая крылатая ракета
 

 
    -

Вернуться в "Мартиролог учёных и создателей космической техники" 1