Родился
11 сентября (по старому стилю - 29 августа) 1900 года
в Смоленске
в семье
преподавателя гимназии.
Настоящая фамилия -
Айзикович.
В некоторых документах указывается иное место рождения -
местечко Петровичи,
Рославльского уезда, Смоленской губернии.
Окончил городское училище в городе
Рославле
и гимназию в
Курске.
С
1918 года - в
Pабоче-Крестьянской Красной
Армии.
Воевал рядовым в
Гражданской войне, а в
1920 году
служил в пограничной
охране.
В конце 1920 года
демобилизован и направлен на учебу в
Москву.
Окончил Московское
высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана
в 1927 году.
Проходил преддипломную практику в
конструкторском бюро
А.Н. Туполева,
участвуя в разработке первого советского бомбардировщика
АНТ-4 (ТБ-1).
С 1929 года
работал в ряде
авиационных конструкторских бюро (КБ Ришара,
Бюро новых конструкций и Центральное конструкторское бюро).
В 1935 - 1938 годах
- Главный конструктор
проекта истребителя ЛЛ
(не пошел в серию).
В 1938 - 1939 годах
работал в Главном
управлении авиационной промышленности.
С 1939 года
- Главный конструктор по
самолётостроению,
Руководитель
конструкторского бюро
на авиазаводе № 301
в городе Химки,
Московской области.
Под его руководством там создан истребитель
ЛаГГ-3
(совместно с М.И.
Гудковым и
В.П. Горбуновым).
С 1940 года
- Главный конструктор
конструкторского бюро на
авиазаводе № 21
в городе
Горький.
В
годы Великой
Отечественной войны
существенно переработал
ЛаГГ-3, первоначально
имевший высокую аварийность и недостаточные лётные характеристики (произвёл
замену двигателя и существенное усиление плоскости крыла, что резко
увеличило боевые возможности самолёта).
Тогда же создал 10
серийных и
экспериментальных истребителей,
в том числе Ла-5,
Ла-5Ф, Ла-5ФН,
Ла-7,
широко применявшиеся в боях.
При их разработке
Лавочкин
рационально сочетал
деревянную конструкцию планёра
(применив особо прочный материал —
дельта-древесину)
с надёжным двигателем, имевшим высокие технические характеристики в широком
диапазоне высот полёта.
Компоновка самолётов
Ла-5 и
Ла-7 обеспечивала
надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела.
На истребителях конструкции
Лавочкина
И.Н. Кожедуб
сбил 62 немецких
самолёта.
Всего в 1941 - 1945
годах построены
22 500
экземпляров самолетов
Лавочкина,
сыгравших огромную роль в
завоевании Советской авиацией господства в воздухе.
С 1943 года
испытывались истребители
Лавочкина
с установленными на них
реактивными ускорителями.
Постановлением
Совета Народных Комиссаров СССР
от 19 августа 1944 года
С.А. Лавочкину
присвоено воинское звание
"Генерал-майор
инженерно-авиационной службы".
В первые
послевоенные годы
в конструкторском бюро под руководством
Семёна
Алексеевича Лавочкина
созданы его последние
поршневые истребители -
цельнометаллический самолет
Ла-9,
учебно-тренировочный
Ла-180
и дальний истребитель
Ла-11.
Затем КБ
Лавочкина
переведено на создание
реактивных серийных
и экспериментальных
истребителей, хотя
проблемами реактивных
двигателей и их
применения в авиации занялся вплотную ещё в
1944 году.
В 1947 году
был разработан
Ла-160
— Первый отечественный
самолёт со
стреловидным крылом,
Ла-15.
В декабре 1948 года
на Ла-176
со стреловидностью крыла
в 45 градусов
впервые в СССР
была
достигнута скорость
полёта, равная
скорости звука.
Конструктор создал сверхзвуковой истребитель Ла-190, всепогодный
двухместный истребитель
с мощной
радиолокационной станцией
на борту Ла-200.
Под руководством
Лавочкина
создан ряд образцов
ракетной техники.
В 1950 году
ОКБ
С.А. Лавочкина было
поручено спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие
образцы ракет
класса "земля-воздух",
причем
тактико-технические данные
были заданы чрезвычайно
высокие, не достигнутые
ни в одной стране мира.
По инициативе
И.В. Сталина,
осознавшего опасность вполне реального в те годы
ядерного удара по промышленным
центрам страны, было
принято решение о создании
первой отечественной системы
противовоздушной обороны (ПВО С-25)
с зенитными управляемыми
ракетами (ЗУР) на
вооружении.
В 1951 - 1955 годах
под руководством
С.А.
Лавочкина были
разработаны и испытаны наземные
"ЗУР-205"
и "ЗУР-215",
а также ракеты класса
"воздух - воздух".
В 1955 году
вокруг Москвы
появились
знаменитые защитные "кольца"
- система ПВО "Беркут".
Ракеты конструкции
Семёна
Алексеевича находились
на боевом дежурстве
до начала
1980-х годов
(это были "ЗУР-217М"
и "ЗУР-218").
Параллельно с ракетной тематикой
С.А. Лавочкин
в 1950 - 1954 годах
разработал беспилотный
самолет-мишень Ла-17,
выпускавшийся почти 40
лет -
до 1993 года.
Кроме
того, был создан и применялся его
разведывательный вариант
в качестве
беспилотного
фронтового фоторазведчика
(прообраз
современных беспилотных
летательных разведывательных аппаратов).
С 1956 года
-
Семён Алексеевич Лавочкин
- Генеральный
конструктор ОКБ.
На этом посту он завершил
две такие крупнейшие работы,
как создание
межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты "Буря"
и проектирование нового
зенитного комплекса ПВО "Даль",
основу которого составляли
ракеты
класса
"земля-воздух" большой
дальности ( до 500 км)
для поражения
высокоскоростных воздушных целей.
Научная, партийная и общественная деятельность:
Член КПСС с 1953 года.
Член-корреспондент Академии наук СССР
с 1958 года.
Депутат Верховного Совета СССР
3-5-го созывов (с
1950-го по
1960 годы).
Награды:
За выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях
военного времени
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 21 июня 1943 года
Лавочкину Семёну Алексеевичу
присвоено звание
Героя Социалистического Труда с вручением
Золотой медали "Серп и Молот"
и ордена Ленина.
За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при
этом трудовой героизм, Указом Президиума
Верховного Совета СССР от
20 апреля 1956 года
С.А. Лавочкин награждён
второй Золотой медалью «Серп и Молот»
Героя Социалистического Труда.
Он - Лауреат
четырёх Сталинских премий СССР
(1941,
1943,
1946,
1948).
Награждён тремя орденами Ленина,
орденами Красного Знамени,
Суворова I и
II степеней,
медалью "За боевые заслуги"
и другими наградами
Советского Государства.
|