Родился 25 июля 1909 года в семье учителя.
После окончания в 1931 году индустриального политехникума
Николай Александрович Лобанов работал на
парашютном заводе в должностях:
техника-технолога, старшего конструктора,
Начальника Опытного конструкторского бюро
и Главного инженера предприятия.
Без отрыва
от производства в 1937 году он
окончил Московский
механико-машиностроительный институт (в
1943-1989 годах - Московское высшее техническое училище, ныне -
Московский государственный технический университет)
имени
Н.Э. Баумана, а в 1941 году – вечерний
факультет Артиллерийской Академии
Рабоче-крестьянской Красной армии имени Ф.Э. Дзержинского
по специальности "материальная часть артиллерии".
До 1946 года
Николай Александрович
работал Главным инженером ордена Ленина
Комбината парашютно-десантного имущества, с
1946-го по 1968 год –
заместителем Начальника по научной работе, а с 1968 года
- Начальником
Научно-исследовательского института парашютно-десантных систем.
С 1949-го по 1954 год он являлся приватным Преподавателем теории
парашютных систем
на Кафедре воздухоплавания Военно-воздушной инженерной
Академии имени Профессора Н.Е. Жуковского.
За 40 лет работы по исследованию и конструированию парашютных
систем
Н.А. Лобанов
разработал 35 изделий
(в том числе - парашют с куполом
квадратной формы - прим.)
защищённых авторскими
свидетельствами изобретателя.
Большая часть из них была реализована в конструкциях систем,
принятых
на вооружение Советской Армии.
Это - спасательные, грузовые, тормозные и
стабилизирующие парашюты.
В 1936-м, 1953-м и 1965-м годах
им были изданы три монографии по
теории, расчёту
и конструированию парашютов.
Парашютные системы конструктора
Н.А. Лобанова
обеспечили: посадку автоматических
космических станций "Луна-16", "Луна-20"; автоматической
межпланетной станции "Венера-9"; подъем на высоту 20
километров астрономической станции
(весом
6 тонн)
с последующим приземлением
на парашюте предназначенной для фотографирования короны Солнца
(в 1967-м и
1968 годах),
парашютной системы мягкой посадки
бронетанковой техники (в
1970 году),
мягкую посадку
спускаемых аппаратов пилотируемых космических кораблей.
Н.А. Лобанову
была присвоена учёная степень Доктора
технических наук.
Награды:
В 1940 году
Николаю Александровичу Лобанову
(как
спортсмену-парашютисту)
было присвоено звание "Мастер спорта СССР".
Он был удостоен двух Сталинских премий
II степени
(в
1941-м и в 1952 годах).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 апреля 1966 года
"За разработку и внедрение в серийное производство
всережимных
катапультных установок КМ-1, КС-4 и КТ-1"
Лобанов Николай Александрович
был удостоен Ленинской премии в
составе научного коллектива,
в который кроме него вошли:
Северин Гай Ильич,
Главный конструктор завода № 918;
Александров Юрий Константинович,
Начальник отдела
Лётно-исследовательского института;
Нагаев Юрий
Александрович,
Начальник отдела Лётно-исследовательского института;
Мисуркин Афанасий Фомич,
руководитель группы НИИ-6;
Кирсанов Николай Васильевич,
Начальник бригады ОКБ А.Н. Туполева;
Засько Виктор Михайлович, Начальник отдела ОКБ
П.О. Сухого;
Агроник Александр Григорьевич, заместитель
Начальника
бригады ОКБ А.И. Микояна;
Титков Константин Александрович,
Начальник
бригады ОКБ А.И. Микояна;
Журавлёв Александр Николаевич,
Ведущий конструктор ОКБ-133;
Картуков Иван
Иванович,
Главный
конструктор завода № 81;
Брауде Анатолий Абрамович,
ведущий конструктор завода № 81;
Павленко Андрей Илларионович,
ведущий инженер-испытатель ГК НИИ ВВС.
Николай
Александрович Лобанов
был награжден двумя орденами Ленина,
орденом Отечественной войны I степени,
орденом Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени,
"Знак Почёта", медалями.
Международная Авиационная Федерация наградила
Н.А. Лобанова
Дипломом имени Поля Тиссандье.
|