-
 


Герой Социалистического Труда,
Лауреат двух Сталинских премий СССР,
Лауреат Ленинской премии,
Д
октор технических наук,
Академик Академии космонатики
имени К.Э. Циолковского
и Академии Авиации и воздухоплавния,

Генеральный конструктор НПО "Молния",
вице-президент Российской
инженерной академии,
Профессор, Заведующий кафедрой
«Авиационно-космические системы»
Московского Государственного технического
университета
имени К.Э. Циолковского,

Создатель орбитального корабля
многоразового использования "Буран"

 
-
-
     
 


Родился 25 декабря 1909 года в Киеве.

В декабре 1930 года он окончил
Харьковский механико-машиностроительный институт,
 получив
квалификацию инженера-механика по специальности «Паротехника»;
был распределен на
Харьковский турбогенераторный завод.

С
1932 года трудился в Харьковском авиационном институте
и
Центральном котлотурбинном институте (Ленинград).

С
марта 1942 года Глеб Евгеньевич работал в ОКБ А.И. Микояна
декабря 1945 года Начальник бригады) и занимался проектированием
силовых установок нового типа
.

Спроектированная под его
руководством форсажная камера
позволила начать штурм звукового барьера.
На
МиГ-17 с двигателем ВК-1Ф впервые в СССР 1 февраля 1950 года была достигнута
скорость звука в
горизонтальном полете, а с 1952 года самолеты МиГ-17Ф
выпускались серийно (общее число построенных МиГ-17 превысило 11000 машин).

Затем
Г.Е. Лозино-Лозинский возглавил работы по повышению эффективности СУ
вновь
создаваемого самолета ОКБ А.И.Микояна.


Результатом стал
МиГ-19 – первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель.
Его заменил
лучший истребитель своего времени МиГ-21;
общее количество выпущенных машин (без учета изготовленных в КНР, где производство продолжается до настоящего времени) – свыше 10 300.

В
апреле 1957 года Глеб Евгеньевич был назначен заместителем Главного конструктора ОКБ.

К
середине 1960-х годов авиация вышла на порог космоса.
Практические работы по крылатой космонавтике в стране в начале 1965 года
были поручены ОКБ А.И. Микояна, где их возглавил Г.Е. Лозино-Лозинский
(главный конструктор темы с
июня 1966 года).

По
теме «Спираль» создавалась двухступенчатая воздушно-космическая система,
состоящая из
гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета
с
ракетным ускорителем.
По
всем параметрам она превосходила американского конкурента "DynaSoar"
(к тому времени, правда, уже закрытого).

Аванпроект
«Спирали» был утвержден Глебом Евгеньевичем 29 июня 1966 года.
Вследствие сложности поставленных задач и огромного объема работ выполнение проекта затянулось на многие годы.

В
1971 года тема была разбита на отдельные Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и не была реализована в полном объеме.
До
закрытия работ в 1980 году, были построены три аналога ОС
(для исследований на дозвуковой скорости 105.11, на сверхзвуке – 105.12,
на
гиперзвуке – 105.13).

В
1982–1988 годах в космических полетах были испытаны
масштабные летающие модели серии «Бор».

История
программы «Спираль» полна драматизма.
Но
созданный задел и приобретенный опыт значительно ускорили создание
многоразового корабля «Буран».
В
1970 году Г.Е. Лозино-Лозинский был назначен Главным конструктором сверхзвукового перехватчика МиГ-31 для ПВО страны, предназначенного для длительного патрулирования и борьбы со всеми классами воздушных целей в любое время суток, в сложных метеоусловиях, при интенсивном ведении радиоэлектронной борьбы.

Глеб Евгеньевич принимал непосредственное участие и в создании МиГ-29
– одного из
лучших истребителей четвертого поколения.
К
началу 1993 года было выпущено более 1 000 самолетов.

Сегодня
МиГом-29 вооружено более 20-ти стран;
из-за своих
уникальных характеристик это единственная советская система оружия, оставленная на вооружении объединенной Германии, члена NATO.

В условиях
развертывания в США работ по системе Space Shuttle,
изначально
имеющей четко выраженную военную направленность,
руководство
СССР приняло решение создать аналогичную тяжелую транспортно-космическую систему с многоразовым орбитальным кораблем.

Все понимали, что
крылатый орбитальный корабль невозможно сделать
только
силами и средствами Министерства общего машиностроения,
а среди
авиаторов построить его мог только Г.Е. Лозино-Лозинский
с уникальным опытом работы над
«Спиралью».

17 февраля 1976 года вышло Постановление Правительства СССР
«О создании многоразовой космической системы…»,
получившей впоследствии название
«Энергия-Буран».

Постановление определяло головным по планеру ОК и координации усилий всей кооперации авиационной промышленности специально создаваемое НПО «Молния».

9 марта 1976 года его Генеральным директором Главным конструктором
был назначен
Г.Е. Лозино-Лозинский.

Г.Е. Лозино-Лозинский докладывает министру обороны Д.Ф.Устинову о работе над «Бураном». Конец 1970-х годов

В
процессе работы над «Бураном» была создана мощная производственно-технологическая, лабораторно-испытательная и стендовая база.

Межотраслевая кооперация насчитывала более 1200 предприятий и научных центров;
над
«Энергией-Бураном» работало в общей сложности более 1.5 млн человек.

Результатом напряженных
многолетних усилий стал триумфальный беспилотный полет «Бурана» 15 ноября 1988 года.
 Система автоматического управления позволила произвести беспилотную посадку
орбитального корабля
на Байконуре при штормовых порывах ветра, превышающих предельно допустимые метеонормативы для посадки американского шаттла.
Это был звездный час
Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

"Буран" на старте
Способность видеть далеко вперед являлась неотъемлемым качеством
Г.Е. Лозино-Лозинского.
Именно поэтому еще в
конце 1980-х годов он вместе с группой единомышленников начал разработку многоразовой авиационно-космической системы МАКС с воздушным стартом
со сверхтяжелого транспортного самолета
Ан-225 «Мрiя».

Наличие
громадного научно-технического задела и производственной кооперации делали проект одним из наиболее перспективных на пути дальнейшего освоения космоса.
Именно в
МАКСе в полной мере были развиты идеи, заложенные в свое время еще
в проекте
«Спираль».

Многогранной
была деятельность Г.Е. Лозино-Лозинского,
Генерального конструктора не только по должности, но и по существу – творческого начала всех проводимых работ, генератора идей, мастера простых решений сложных вопросов.

Практически до
последних дней жизни Глеб Евгеньевич был полон сил и энергии,
активно продолжал работать по реализации проектов перспективных
авиационно-космических систем и самолетов
.

Г.Е. Лозино-Лозинский являлся одним из основателей Российской инженерной академии, организатором регулярно проводимого Международного аэрокосмического конгресса, заведующим кафедрой «Авиационно-космические системы» в МГТУ имени К.Э. Циолковского.

Награды:

Г.Е. Лозино-Лозинский

За проектирование и создание форсажной камеры самолёта МиГ-17
Г.Е.
Лозино-Лозинскому были присуждены
Сталинские премии 2-й степени в 1950 году и 1-й степени в 1952 году.


За работу над самолётом
МиГ-21 в апреле 1962 года
ему была присуждена
Ленинская премия
.

3 апреля 1975 года за создание сверхзвукового перехватчика МиГ-31
он был удостоен звания
Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой Медали «Серп и Молот».


Глеб Евгеньевич был так же награждён двумя орденами Ленина,
орденами
Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Октябрьской Революции, многими медалями.

16 апреля 1997 года он был награжден орденом
«За заслуги перед Отечеством» IV степени
.

В знак признания большого вклада в развитие мировой аэрокосмической науки и техники Германское общество аэронавтики и астронавтики присудило Г.Е.Лозино-Лозинскому престижные Международные премии имени Э. Зенгера и В. фон Брауна.

 

 
-
 


Выдающийся
учёный и создатель авиационно-космической техники
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский скоропостижно скончался 28 ноября 2001 года.

(увеличить фото) г. Москва, Донское кладбище, могила Г.Е. Лозино-Лозинского (август 2009 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"по фотоссылке)

Похоронен он на Донском кладбища, в Москве.
 

 
-
 


при Создании страницы использованы
материалы сайта:

www.buran.ru - сайт Вадима Лукашевича о космическом корабле "Буран" и других многразовых системах

а также статья В. Лукашевича и И. Афанасьева, опубликованная на сайте:

"Новости космонавтики"

ссылки по теме:

"Трудный парень" Г.Е. Лозино-Лозинский

В.М. Филин. "Путь к Энергии"
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"