ююююююююююююю

э  Архип Михайлович Люлька  родился  10 марта (23 марта - по новому стилю) 1908 года в селе Саварка, ныне Богуславского района Киевской области.
По окончании Киевского политехнического института в 1931 году работал в авиационной промышленности (в Харькове, Ленинграде, Москве). В 1933-37 годах занимался проблемой применения газовой турбины в качестве авиационного двигателя, научно обосновал целесообразность создания турбореактивных двигателей для скоростных самолётов.
С 1933 по 1939 год преподавал в Харьковском авиационном институте. Уже там в 1937 году Люлька начал работу над проектом воздушно-реактивного двигателя с центробежным компрессором. Двигатель предполагалось установить на истребитель ХАИ-2, работа, однако, опережала технические возможности того времени.
В тот же период конструктор разработал проект ТРД с осевым компрессором, который был одобрен Наркоматом авиационной промышленности. Работы начались в СКБ-1 в Ленинграде. Там же А.М. Люлькой был создан первый в СССР технический проект авиационного турбореактивного двигателя РД-1. В апреле 1941 года Архип Михайлович получил авторское свидетельство на схему двухконтурного реактивного двигателя, которая нашла мировое признание.
Война отодвинула планы создания авиационного реактивного двигателя, и Люлька некоторое время трудился на танковом заводе в Челябинске. С 1943 года он продолжает работу над ТРД. 30 марта 1946 г. было образовано ОКБ-165 по разработке и созданию отечественных турбореактивных двигателей, а Люлька был назначен руководителем этого предприятия. С этой даты начинается история ОКБ «Сатурн».
Под руководством А. Люльки был создан первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1. Впоследствии КБ А.М. Люльки создает целый ряд удачных реактивных двигателей, которыми оснащаются самолеты Сухого, Туполева, Ильюшина, Бериева. Наиболее известно из них семейство двигателей АЛ-7: АЛ-7П (для Ту-110), АЛ-7ПБ и АЛ-7ТВ (для первых Ил-62). По решению руководства страны двигатели, созданные в ОКБ А.М. Люльки, стали именоваться инициалами конструктора – АЛ – Архип Люлька.
В следующих модификациях конструктор оснащает АЛ-7 форсажной камерой: двигатель АЛ-7Ф предназначен для первого сверхзвукового истребителя ОКБ Сухого С-1. Двигатель получился настолько удачным, что авиаконструкторы пробуют оснастить им свои новые самолеты: Ил-54, Ту-98, перехватчики Сухого Т-3 и П-1, Микояна – И-7У и И-75, Лавочкина – Ла-250.
Самолеты Ил-54, С-1 и Т-3 участвуют в параде, а на С-1 впервые в СССР была достигнута скорость, в два раза превышающая скорость звука.
Вскоре АЛ-7Ф и его последующие модификации АЛ-7Ф-1, АЛ-7Ф-2 внедряют в серийное производство сразу на нескольких заводах.
С 1950 по 1960 год профессор А.М. Люлька преподает в МАИ. В 1957 году он становится генеральным конструктором ОКБ-165. Ему передано и ОКБ-45, работавшее до того над двигателями В.Я. Климова.
В 1965–1970 годах в стенах ОКБ появляется новое поколение двигателей – семейство АЛ-21Ф. Кроме этого, там же рождаются проекты малоразмерных газотурбинных и жидкостных ракетных двигателей.
В начале 1970-х годов А. Люлька обратился к реализации своего изобретения – схемы двухконтурного ТРД со смешением потоков, авторское свидетельство на которое он получил еще в 1941 г. Сейчас по этой схеме строится абсолютное большинство турбореактивных двигателей в мире.
В 1976 г. коллектив ОКБ Люльки приступил к созданию двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф для установки на фронтовой истребитель Су-27 разработки ОКБ Сухого. Этот двигатель – вершина творчества Архипа Михайловича. По оценке современников, лучший отечественный двигатель был установлен на лучший самолет, на котором с 1986 по 1988 год было установлено более 30 мировых рекордов.
Двигатель АЛ-31Ф, разработанный в 1976–1985 годах НПО «Сатурн» под руководством генерального конструктора академика А.М. Люльки, а на этапе государственных испытаний – под руководством Генерального конструктора В.М. Чепкина (возглавлявшего ОКБ с 1984 по 2000 год), и сегодня признан одним из лучших двигателей мира для самолетов фронтовой авиации. АЛ-31Ф устанавливается на истребители Су-27 и его модификации, палубные истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35, Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34.

 В 1960 году Люлька избран членом-корреспондентом, а в 1968-м академиком АН СССР. Им разработаны и осуществлены предложения по использованию новых энергетических веществ. Разработки КБ под руководством А.М. Люльки применяются и в создании космической техники.

ююю


э
Выдающийся учёный и конструктор Архип Михайлович Люлька умер 1 июня 1984 года.

г. Москва, Новодевичье кладбище. Могила А.М. Люльки и его супруги (июль 2007 года) (увеличить)

Увеличить

 Похоронен он на Новодевичьем кладбище, в Москве.

 

юююююююю
э Архим Михайлович в 1957 году был удостоен звания Герой Социалистического Труда. Он так же был дважды удостоен Государственной премии СССР (1948, 1951). Награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Имя Академика Люльки носит площадь в Северном Административном Округе Москвы (недалеко от гостинницы "Космос").

-

-
при создании страницы использованы МАТЕРИАЛЫ сайта
-
Энциклопедия космонавтики Александра Железнякова

А так же статья журналиста газеты "Красная Звезда" Андрея Гаравского
"ПОДВИГ АРХИПА ЛЮЛЬКИ"