э
Архип
Михайлович Люлька
родился
10 марта (23 марта - по новому стилю) 1908 года в селе
Саварка, ныне Богуславского района Киевской области.
По окончании Киевского политехнического института в 1931
году работал в авиационной промышленности (в Харькове,
Ленинграде, Москве). В 1933-37 годах занимался проблемой
применения газовой турбины в качестве авиационного
двигателя, научно обосновал целесообразность создания
турбореактивных двигателей для скоростных самолётов.
С 1933 по 1939 год преподавал в Харьковском авиационном
институте. Уже там в 1937 году Люлька начал работу над
проектом воздушно-реактивного двигателя с центробежным
компрессором. Двигатель предполагалось установить на
истребитель ХАИ-2, работа, однако, опережала технические
возможности того времени.
В тот же период конструктор разработал проект ТРД с
осевым компрессором, который был одобрен Наркоматом
авиационной промышленности. Работы начались в СКБ-1 в
Ленинграде. Там же А.М. Люлькой был создан первый в СССР
технический проект авиационного турбореактивного
двигателя РД-1. В апреле 1941 года Архип Михайлович
получил авторское свидетельство на схему двухконтурного
реактивного двигателя, которая нашла мировое признание.
Война отодвинула планы создания авиационного реактивного
двигателя, и Люлька некоторое время трудился на танковом
заводе в Челябинске. С 1943 года он продолжает работу
над ТРД. 30 марта 1946 г. было образовано ОКБ-165 по
разработке и созданию отечественных турбореактивных
двигателей, а Люлька был назначен руководителем этого
предприятия. С этой даты начинается история ОКБ
«Сатурн».
Под руководством А. Люльки был создан первый
отечественный турбореактивный двигатель ТР-1.
Впоследствии КБ А.М. Люльки создает целый ряд удачных
реактивных двигателей, которыми оснащаются самолеты
Сухого, Туполева, Ильюшина, Бериева. Наиболее известно
из них семейство двигателей АЛ-7: АЛ-7П (для Ту-110),
АЛ-7ПБ и АЛ-7ТВ (для первых Ил-62). По решению
руководства страны двигатели, созданные в ОКБ А.М.
Люльки, стали именоваться инициалами конструктора – АЛ –
Архип Люлька.
В следующих модификациях конструктор оснащает АЛ-7
форсажной камерой: двигатель АЛ-7Ф предназначен для
первого сверхзвукового истребителя ОКБ Сухого С-1.
Двигатель получился настолько удачным, что
авиаконструкторы пробуют оснастить им свои новые
самолеты: Ил-54, Ту-98, перехватчики Сухого Т-3 и П-1,
Микояна – И-7У и И-75, Лавочкина – Ла-250.
Самолеты Ил-54, С-1 и Т-3 участвуют в параде, а на С-1
впервые в СССР была достигнута скорость, в два раза
превышающая скорость звука.
Вскоре АЛ-7Ф и его последующие модификации АЛ-7Ф-1,
АЛ-7Ф-2 внедряют в серийное производство сразу на
нескольких заводах.
С 1950 по 1960 год профессор А.М. Люлька преподает в МАИ.
В 1957 году он становится генеральным конструктором
ОКБ-165. Ему передано и ОКБ-45, работавшее до того над
двигателями В.Я. Климова.
В 1965–1970 годах в стенах ОКБ появляется новое
поколение двигателей – семейство АЛ-21Ф. Кроме этого,
там же рождаются проекты малоразмерных газотурбинных и
жидкостных ракетных двигателей.
В начале 1970-х годов А. Люлька обратился к реализации
своего изобретения – схемы двухконтурного ТРД со
смешением потоков, авторское свидетельство на которое он
получил еще в 1941 г. Сейчас по этой схеме строится
абсолютное большинство турбореактивных двигателей в
мире.
В 1976 г. коллектив ОКБ Люльки приступил к созданию
двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф для установки на
фронтовой истребитель Су-27 разработки ОКБ Сухого. Этот
двигатель – вершина творчества Архипа Михайловича. По
оценке современников, лучший отечественный двигатель был
установлен на лучший самолет, на котором с 1986 по 1988
год было установлено более 30 мировых рекордов.
Двигатель АЛ-31Ф, разработанный в 1976–1985 годах НПО
«Сатурн» под руководством генерального конструктора
академика А.М. Люльки, а на этапе государственных
испытаний – под руководством Генерального конструктора
В.М. Чепкина (возглавлявшего ОКБ с 1984 по 2000 год), и
сегодня признан одним из лучших двигателей мира для
самолетов фронтовой авиации. АЛ-31Ф устанавливается на
истребители Су-27 и его модификации, палубные
истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35,
Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34.
В 1960 году Люлька избран членом-корреспондентом, а в 1968-м академиком АН
СССР. Им разработаны и осуществлены предложения по
использованию новых энергетических веществ. Разработки
КБ под руководством А.М. Люльки применяются и в создании
космической техники. |