Родился
25 октября 1924 года
в селе
Протопопово
(ныне
–
посёлок имени Кирова,
Коломенского района,
Московской области).
С
1939 года
работал на
авиационном заводе в
Москве,
с
1941 года
– в
эвакуации в
Казани –
чертёжником и
конструктором.
Уже
тогда
Виктор Петрович Макеев
проявил
способности
умело решать
конструкторские задачи в
условиях напряженного
серийного производства самолётов Пе-2.
В
1942 году
учился на
вечернем отделении Казанского авиационного института,
затем в
1944 году
был
переведён на
дневное отделение Московского
авиационного института.
В
1950
году
окончил
Высшие инженерные курсы при Московском высшем
техническом училище имени Н.Э.Баумана.
С
1947-го по
1955 год (параллельно
с
учёбой) работал в
ОКБ-1
С.П. Королёва
в
должности
ведущего конструктора.
В.П. Макеев
-
участник создания оперативно-тактической ракеты
Р-11 и
первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ.
В
1950-1952 годах работал
инструктором ЦК ВЛКСМ.
В
1955 году по
предложению
С.П. Королёва
назначен
Главным конструктором СКБ-385.
С
1963 года -
Начальник предприятия и
Главный конструктор,
с
1977 года -
Начальник предприятия
и
Генеральный конструктор.
Под
его руководством КБ стало
ведущей научно-конструкторской организацией страны,
сформировалась
разветвлённая кооперация Научно-исследовательских
институтов,
Конструкторских бюро,
заводов-изготовителей,
испытательных полигонов,
решавшая задачи разработки,
изготовления и
испытания ракетных комплексов
для
Военно-Морского Флота.
Результат деятельности
В.П. Макеева,
руководимого им
КБ и
обширной кооперации
предприятий –
три поколения морских ракетных комплексов,
принятых на вооружение ВМФ страны.
В их числе
комплексы с ракетами:
Р-21 –
первой ракетой с подводным стартом (1963);
Р-27 –
первой ракетой с заводской заправкой топливом
(1968),
ставшей наиболее массовой отечественной
боевой ракетой подводных лодок;
Р-29
–
первой морской межконтинентальной ракетой (1974);
Р-29Р
–
первой морской межконтинентальной ракетой
с разделяющейся головной частью (1977);
Р-39 –
первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной
дальности стрельбы с разделяющейся головной частью
(1983);
Р-29РМ –
БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства.
В
1962 году
КБ был
сдан на
вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс
с
ракетой Р-17,
стартующей с
самоходного стартового агрегата,
известной
под кодовым наименованием НАТО
"Скад".
26 ноября 1968 года был избран
членом-корреспондентом,
а
23 декабря 1976 года
–
Действительным членом Академии
наук СССР.
Отечественная школа морского ракетостроения,
создателем и
руководителем
которой был
Виктор Петрович Макеев,
достигла
мирового приоритета
в
ряде тактико-технических характеристик
и
конструктивно-компоновочных
решений
по
ракетам,
системам управления,
стартовым системам.
Основные приоритетные решения:
размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя,
практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под
топливо,
применение астрорадиокоррекции на
боевых ракетах,
использование поясной амортизации из
эластомерных материалов,
заводская заправка ракеты топливом с
ампулизацией баков.
Под
его руководством создана
уникальная лабораторно-экспериментальная база,
обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.
Он -
автор 32-х
основополагающих изобретений, более
200 печатных работ,
в том числе
монографий.
Доктор технических наук
(с
1965 года)
В.П. Макеев вёл
большую
преподавательскую работу,
руководил аспирантурой.
С
1960-го
по
1981 год –
профессор,
заведующий кафедрой летательных аппаратов
в
Челябинском политехническом институте.
В
1981-1985 годах –
заведующий кафедрой проблем энергомашиностроения
Московского физико-технического института.
Инициатор сотрудничества с
АН СССР
отраслей промышленности и
высшей школы
в
области механики конструкций из
композиционных материалов.
Возглавляемый им
Научный совет АН СССР по
названной проблеме играл
важную роль
в
координации научных,
исследований и
проведения расчётно-экспериментальных работ.
Выполненные
под руководством
и
при участии
Виктора Петровича Макеева
исследования и
разработки по
тонкостенным оболочкам из
композиционных материалов признаны
Президиумом Академии наук СССР
одним из
важнейших достижений
в
области механики за
1981-1985 годы.
Под руководством
и
при непосредственном участии
Виктора Петровича Макеева
велось
строительство
Миасского Машгородка
с
торговым центром,
гостиницей,
дворцами культуры и спорта.
Значителен его вклад в
развитие Миасса.
При
содействии
В.П. Макеева
решались вопросы строительства и
целевого
финансирования важных городских объектов:
ТЭЦ,
ЛЭП,
водохранилища и
троллейбусного сообщения,
телевизионной вышки,
строительство
нового железнодорожного вокзала и других объектов.
С
1966-го
по
1985
год избирался
Депутатом Верховного Совета СССР.
Являлся
Кандидатом в члены,
затем
членом ЦК КПСС.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от
17 июня 1961 года
Макееву Виктору Петровичу присвоено звание
Героя Социалистического Труда
с вручением
ордена Ленина и
золотой медали "Серп и Молот".
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
24 октября
(по другим данным
–
19 апреля)
1974 года
Макеев Виктор Петрович
награждён
орденом Ленина и
второй золотой медалью "Серп и Молот".
Награждён
пятью орденами Ленина (1956,
1961,
1963,
1974,
1984),
орденом Октябрьской Революции
(1971),
медалями.
Виктор Петрович Макеев -
Лауреат Ленинской премии
(1959),
Лауреат трёх Государственных
премий СССР (1968,
1978,
1983).
Награждён
Золотой медалью имени С.П.Королёва Академии
наук СССР (1974).
Почётный гражданин
города
Миасс,
Челябинской области
(1997,
посмертно).
|