.Я познакомилась с Лидией
Николаевной Солдатовой на Королёвских Чтениях
2002 года. Так случилось, что последние два года её жизни мы достаточно
тесно общались. Теперь прошло уже 2 года с тех пор. кок Лидии Николаевны не
стало. По сохранявшемуся после неё архиву, по воспоминаниям ее
родственников, коллег, по публикациям, по своим впечатлениям о беседах с ней
я попыталась составить её биографию, которая недостаточно полна. Некоторые
факты её жизни требуют подтверждения и уточнения.
.....Лидия Николаевна
родилась 3 июля 1926 года в городе Москве. Отец - Николай Алексеевич,
машинист и мать - Наталья Васильевна
из зажиточной крестьянской семьи. В 1913 г. они поженились и жили в селе
Земстчино, ныне - Пензенской обл. В 1918 году семья переехала в Москву.
Специальность отца позволила неплохо устроиться: им выделили две больших
комнаты, да и зарплату машинистам платили неплохую. Наталья
Васильевна была неграмотна (не стремились в
то время учить крестьянских детей), но она прекрасно шила, поэтому дети,
которых в семье было четверо, всегда были ухожены и хорошо одеты.
.....В 1934 году Лида Солдатова
идет в школу, в 1941 году заканчивает 7
классов, а дальше в её судьбу вмешивается война. Ушли на фронт братья, из
жизни семьи исчез отец. Остались две женщины (большая и маленькая) вдвоём и
с тех пор так вдвоем и жили. Из-за тяжелого положения в Москве в этот первый
год войны учёбу пришлось оставить. Но уже в течение следующего года (с
сентября 1942 года по сентябрь 1943 года) она экстерном сдает за 8, 9 и 10
классы. Экзамены за 10 класс сдает, будучи уже слушательницей
подготовительных курсов МАИ имени Серго Орджоникидзе.
.....Почему авиация? Скорее это веление
времени: единственной мечтой в те годы была Победа, а кумирами женщин в
«40-е роковые» были Полина Осипенко,
Валентина Гризодубова, Марина
Раскова. В 1943 году молодая девушка была
зачислена на 1-й курс самолётостроительного факультета МАИ. Дворовые
сверстники, зная пристрастие Лиды, восприняли ее выбор как само собой
разумеющееся.
.....Обучение продолжалось до марта 1949 года.
Надо сказать, что уже тогда, в юности, Лидии Николаевне необычайно повезло.
Преддипломную практику она проходила в КБ Андрея Николаевича Туполева.
Консультантом по дипломному проекту «Средний бомбардировщик с ускорителем»
был Владимир Михайлович Мясищев, а
принимал дипломный проект Сергей Владимирович Ильюшин.
Проект был успешно защищён, диплом получен и присвоена квалификация:
«инженер-механик» по самолётостроению. Три прославленных авиаконструктора
дали Лидии Николаевне «путёвку в
жизнь», а Мясищев после распределения
её в НИИ-4 настоятельно «порекомендовал работать там только у М.К.
Тихонравова и больше ни у кого». Послушав
совета, Солдатова (по сё словам)
«сделала очень много для того, чтобы перейти в группу Тихонравова».
Михаил Клавдиевич заинтересовался
работой молодой специалистки. Знакомясь с её дипломным проектом, спрашивал,
где брала материалы, какие инженерные задачи пыталась решить. В его группе в
то время работало трое мужчин, и очень долго Лидия Николаевна
оставалась единственной женщиной. Вскоре,
Михаил Клавдиевич направляет её в МВТУ имени
Н.Э. Баумана на Высшие инженерные курсы. Диплом с отличием об окончании этих
курсов давал право зашиты кандидатской диссертации без сдачи экзаменов.
Шестилетний период
работы Лилии Николаевны
в НИИ-4 характеризуется несколькими перспективными тогда направлениями,
.....Группа
Тихонравова
проводила расчёты по пакетам ракет Р-1. Для составной ракеты с переливом
части топлива из боковых блоков в центральную ступень необходимо было
проработать средства такой его перекачки.
Над этим
Лидия Николаевна
работала вместе с Анатолием
Викторовичем Брыковым.
Они же занимались проектной разработкой экспериментального «пакета» из трёх
ракет Р-2. Также Лида Солдатова
проектировала модели составных ракет и выполняла их продувки в
аэродинамической трубе в ЦАГИ для оценки величин аэродинамических возмущений
статически неустойчивых ракетных «пакетов».
.....Работы
по изучению и решению различных проблем создания межконтинентальных
составных ракет продолжались в группе
Михаила Клавдиевича
до 1953 года.
Результаты всех исследований регулярно посылались в ОКБ
С.П. Королёва.
.....В
начале 1950-х годов группой были подготовлены и
М.К. Тихонравовым
представлены в
Правительство СССР два докладных письма, в которых аргументировано
указывалось на возможность создания составных баллистических ракет,
способных доставлять боевые грузы на межконтинентальные и большие дальности.
В результате выполненных были показаны возможности решения основных проблей
создания составных ракет, очерчено поле рациональных значений характеристик
такой ракеты для осуществления более точного поиска их оптимальных значений,
рассмотрен ряд возможных компоновок составных ракет.
.....К
1953 году, Сергей Павлович
Королёв принял
основные решении по облику ракеты Р-7, и в ОКБ-1 развернулись широкие
опытно-конструкторские работы. Как известно, в 1954 году по этому поводу
было принято Постановление Правительства. |
|
|
|
|
-
--
для
просмотра снимков
в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши"
по выбранной фотоссылке
-- |
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно
этому постановлени., к работам
привлекалась широкая кооперация смежных предприятий. А
Группа Тихонравова
основной акцент исследований перенесла а другую, более близкую ей область.
.....В
1954 году, в НИИ-4 открывается первая официальная научно-исследовательская
работа по созданию и применению искусственных спутников Земли. Научным
руководителем работ был назначен
М.К. Тнхонравов,
ответственным исполнителем - И.М.
Яцунский.
.....Важнейшим
вопросом для обеспечения функционирования искусственных спутников Земли
являлось снабжение всех его устройств электроэнергией. Химические батарея
были слишком массивны и для работы на борту спутника вряд ли могли быть
применены в качестве основного источника энергии. Анализ вопросов
энергообеспечения спутника был поручен
М.К. Тихонравовым Лидии Николаевне.
.....Ещё
в 1946 году, в работе Михаила
Клавдиевича «Пути использования лучистой энергии для космического полёта»
был дан подробный теоретический анализ возможности получения электрического
тока при воздействии лучистого потока Солнца на фотоэлемент. принципиально
вопрос был ясным, но практически конструкция источника энергии не была ясна.
На подмосковном заводе «Металлоламп» был разработан генератор постоянного
тока, который обеспечивал питанием радиоприёмник «Колхозник». Генератор
работал от керосиновой лампы на которой был установлен конический абажур из
фотоэлементов. С завода-изготовителя
Лидия Николаевна
привезла такой генератор, в одной из лабораторий и проводилась работа с его
полупроводниковыми элементами. Были проработаны различные электрические и
конструктивные схемы. Сами фотоэлементы были разработаны в лаборатории
академика А.И. Иоффе.
В 1953 году, Лидия
Николаевна
ездила в Ленинград на личную встречу с
Иоффе
для обсуждения результатов этой работы. Общее направление работ было
одобрено академиком, а его сотрудники увлеклись идеей создания элементов для
будущих спутников. Ещё было много вопросов о поведении полупроводников в
космической среде, поэтому в 1958 году на третьем искусственном спутнике
Земли были установлены экспериментальные полупроводниковые фотоэлектрические
генераторы, которые в последующем назвали солнечными батареями.
Наши первые солнечные батареи проработали на орбите 1,5 года.
.....Шли
проработки значений массово-геометрических и энергетических характеристик
основных агрегатов и систем искусственных спутников Земли. Для оценки его облика в
целом на основе получаемых характеристик анализировались возможные
компоновки и сводные характеристики спутников в двух вариантах -
неориентированного («объект Д») и ориентированного («объект ОД»). Компоновка
первого исследовалась
А.В. Брыковым
и
Л.Н. Солдатовой,
второго - В.Н. Галковским.
Эта разработка показала, что такие объекты могут быть созданы и выведены на
орбиту с помощью ракеты Р-7. что можно считать одним из принципиальных
результатов работ группы.
.....Сергей
Павлович Королёв
высоко ценил
эти работы. Так, в тезисах доклада о разработке эскизного проекта
искусственного спутника Земли он пишет: «особо должны быть отмечены первые
работы М.К. Тихонравова
и его группы».
Лидия Николаевна
проработала в НИИ-4 до 1955 года, когда перешла на работу в ОКБ-1,
Сергей Павлович
сам принимал новую сотрудницу, довольно подробно беседовал с ней. Заметив,
что молодая девушка робеет, подбодрил ей, сказав находившемуся в кабинете
заместителю: «Это первая ласточка от Тихонравова».
Солдатова
работала
сначала в группе Евгения
Фёдоровича Рязанова,
а с приходом в ОКБ-1 М.К.
Тихонравова
стала работать в организованном в апреле I9S7 года проектном отделе № 9.
Вместе с Тихонравовым
Лидия Николаевна
являлась инициатором создания этого отдела.
.....Первый
и третий искусственные спутники Земли, космические аппараты «Зенит» и
«Восток», работа по программе H-I, «Союз». Вот неполный перечень направлений
работы Лидии Николаевны
в
проектном отделе
Тихонравова.
И если для первого спутника она делала весовые сводки, то для третьего
отбирала в Академии наук аппаратуру, которой была оснащена «научная
лаборатория», как часто называли третий спутник. Научные приборы нужно было
согласовывать с основными системами. В числе отобранной ею аппаратуры были и
четыре платформы солнечных батарей, над которыми до этого работала в НИИ-4.
Кроме того, Л.Н.
Солдатова
на третьем спутнике занималась телеметрией, энергопитанием и теплозащитой.
.....Период
подготовки к первому полёту человека в космос был отмечен правительственной
наградой – орденом «Знак Почёта» (Согласно «закрытого» Указа Президиума
Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года - прим.). В воспоминаниях
Лидия Николаевна
не пишет о своём участии в создании космического корабля-спутника «Восток»,
при этом говорит о работе над космическими аппаратами «Зенит». Но
Владимир Васильевич Молодцов
(в те годы - руководитель группы общепроектной завязки корабля - прим.)
указывает на роль Лидии
Николаевны
в этом проекте. «В группе
И.В. Лаврова
вопросами
проектирования корабля «Восток» занимался он сам и
Л.Н. Солдатова.
Для обеспечения возможности включения и выключения систем по жёстко
установленному временному графику, -
пишет
Молодцов,
- Л.Н. Солдатова
готовила исходные данные на разработку на разработку специального
программно-временного устройства (ПВУ) «Гранит». |
Группа И.В. Лаврова
выпускала:
-
теоретический чертёж и компоновочную схему приборного отсека;
-
техническое задание на систему разделения приборного отсека испускаемого
аппарат;
-
техническое
задание на кабель-мачты, по которой прокладывались кабели, связывающие
электрические схемы спускаемого аппарата и приборного отсека;
-
исходные
данные на системы терморегулирования приборного отсека.
.....15
апреля 1961 года, на митинге в ОКБ-1, по поводу полёта
Ю.А. Гагарина Лидия Николаевна
выступила с речью от имени инженерно-технического персонала отдела № 9.
Написанное в ночь перед митингом, отражает небывалый эмоциональный подъём,
который испытывала Л.Н.
Солдатова,
да и все сотрудники ОКБ-1, вложившие в этот полёт частичку себя. На
предприятии она была одной из первых женщин, занимавшихся проектом корабля
«Восток». На митинге – первой женщиной поцеловавшей Гагарина. Фотография
запечатлевшая этот момент хранится в РГАНДТ, впервые была опубликована в
журнале «Советская женщина» в № 4 за 1988 год. В интервью этому журналу
Лидия Николаевна
сообщает ещё об одном грандиозном проекте, над которым ей пришлось работать
при жизни С.П. Королёва.
Цитирую из статьи: «У меня сохранились рабочие тетради, датированы
1965-1966 годами, В них - разработки пилотируемого корабля на Марс. Задания
такого рода, конечно, нам никто не давал, но как же интересно было
заниматься этим! Мы исследовали радиационную защиту корабля, которая
приобретает особую актуальность для такой дальней экспедиции. Путешествие на
Марс займёт около трёх лет. н это время у экипажа не будет возможности
пополнить свои запасы, всё необходимо надо иметь при себе. И вот мы
рассчитывали, как создать на борту корабля оранжерею для выращивания овощей,
проектировали установки для получении чистой воды, регулирования газового
состава, очистки воздуха, пытались решить различные вопросы жизнеобеспечения
и солнечной энергетики». Проработки этих перспектив, к великому
сожалению, тогда так и остались в рабочих тетрадях. Но. наряду с ними, нужно
было заниматься и существующими проектами и проблемами. Поэтому, с 1967 года
Лидия Николаевна
под руководством
Константина Дмитриевича Бушуева
работает в
межведомственных комиссиях по авариям кораблей «Союз-1», «Союз-11», но ракете
Н-1.
.....В
середине 1960-х годов, разработки по исследованиям планет были переданы в
подмосковные Хнмки (в НПО имени С.А. Лавочкина – прим.). После смерти
С.П. Королёва,
новых проектов практически не было начато. В результате, некоторые
проектанты остались не у дел.
Лидии Николаевне
повезло; её привлекли к работам по уникальному проекту, в котором наиболее
полно раскрылись способности и опыт работы, полученный под руководством
М.К. Тихонравова.
.....С
1973 года она работает ведущим инженером по теме: «Союз»-«Аполлон» -
программа работы комплекса и нештатные ситуации. Смысл и сложность работы
заключались в том, что это был первый международный проект. Различным было
все: от систем единиц до систем документации. Решение состояло в создании
комплекса специальных документов ЭПАС, который охватывал все сферы
совместной деятельности, и как бы дополнял собственную документацию сторон,
й допросах планирования полета разница в подходах к основополагающей
документации решалась метолом компромисса. И именно с этой задачей лучше
всего справилась Лидия
Николаевна Солдатова,
обладая исключительным даром общаться со смежниками и и партнёрами на всех
уровнях.
.....С
ноября 1976 года по декабрь 1981 года - она начальник группы по пилотируемым
кораблям «Союз» с международными экипажами. Эта работа явилась для
Солдатовой
продолжением работ по программе «ЭПАС».
.....В
дальнейшем, до ухода на пенсию в 1996 году,
Лидия Николаевна
работала ведущим инженером-проектантом по различным вилам спутников,
экологическим и биотехнологическим модулям.
.....Много
времени и сил уделяла она общественной жихни. Начиная со студенческих лет,
практически всегда, Л.Н.
Солдатова
выполняла какую-нибудь общественную нагрузку: секретарь комсомольской
организации, парторг, профорг и т.д. Чем бы она ни занималась. ко всему
подходила с максимальной степенью ответственности. За это Солдатову ценили и
уважали коллеги, их семьи, руководители всех рангов, с которыми приводилось
сталкиваться. Об этом свидетельствуют многочисленные дарственные надписи на
книгах, оставшихся в архиве
Лилия Николаевны,
тексты поздравительных открыток.
.....Она
дружила с семьями С П.
Королёва,
М К. Тихонравова.
Михаилу Клавдиевичу
зачастую помогала в научных трудах. Так. ею была издана последняя,
четвёртая, часть его лекций в МАИ:
«Технические и физические
проблемы космонавтики»
уже после
кончины Тихонравова.
Многочисленные фотографии свидетельствуют о её тесной дружбе с
Марией Николаевной Баланиной,
матерью С.II. Королёва,
где она была частым гостем. С коллегами
Лидия Николаевна
постоянно организовывала всевозможные прогулки, соревнования, «вылазки и»
природу». Будучи культоргом. выступала с лекциями о музыке, литературе,
искусстве как перед коллегами, так и в других коллективах.
.....В
жизни Лилия Николаевна
руководствовалась Королёвским принципом:
«Жить просто так нельзя, жить
надо с увлечением».
Пока хватало сил, именно так она и жила. Даже в последний год своей жизни,
практически еле передвигаясь, сама обшила свою дачу, но урожай в тот год
снять не удалось. Болезнь оказалась приговором. После операции наступили
самые тяжёлые дни; оставшись совершенно беспомощной, она страдала и
стыдилась одновременно, не могла вынести нового состоянии, не пыталась
больше бороться. 9 января 2004 года рано утром её жизнь оборвалась…
Любовь
Вершинина, историк космонавтики,
автор блога
"КлиоНика. История космонавтики"
(социальная сеть "В контакте"),
специально для сайта
"Космический мемориал".
ЛИТЕРАТУРА:
1. В.В. Молодцов.
«К истории проектирования корабля «Восток». Гагаринский сборник, 2001 г., ч.
1, стр. 133-143.
2. И.К. Бажинов.
«О работах группы М.К. Тихонравова в НИИ-4 Министерства Обороны СССР».
Космонавтика и ракетостроение, № 1 (26), стр. 159-175.
3.
РГАНТД,
фонд 214, оп. 1.
4. Н. Протасова.
«О космосе, музыке и мечте». Журнал «Советская женщина», № 4 (1988), стр.7.
5.
В.В.
Молодцов.
«История проектирования корабля "Восток"». «Космический альманах», № 5,
2001 год.
6.
«РКК «Энергия» имени С.П. Королева. 1946-1996»
(авторы и составители -
А.П. Александров,
В.Г. Алиев, Ю.А. Ашмарин, В.П. Багров
и
др.;
г. Москва, издательство
"МЕНОНСОВПОЛИГРАФ",
1996 год). |