-
 


Учитель математики и физики
;
Русский, советский учёный и изобретатель
в области аэродинамики, ракетодинамики,
теории самолёта и дирижабля;
основоположник современной космонавтики

 
-
-
     
 


Родился 15 сентября (по старому стилю - 7 сентября) 1857 года
в семье польского дворянина, служившего по ведомству
государственных имуществ.


Отец ученого - Эдуард Игнатьевич Циолковский.
Мать ученого - Мария Ивановна Юмашева, была русской с примесью татарской крови.

Русская земля и её язык стали родными для будущего учёного.
Его
родители являли собой полную противоположность.
Вот как
писал много лет спустя сам Константин Эдуардович в автобиографических
набросках
"Черты моей жизни":
-


... среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором. Среди чиновников - красным и нетерпимым по идеальной честности... Вид имел мрачный. Был страшный критикан и спорщик... Отличался сильным и тяжелым для окружающих характером... Придерживался польского общества и сочувствовал фактически бунтовщикам-полякам, которые у нас в доме всегда находили приют... Мать - веселая, жизнерадостная, хохотунья и насмешница...
 

К.Э.Циолковский (стоит второй слева) в группе учителей уездного училища.Калуга.1897-1898. Фото из фондов Государственного музея истории космонавтики (Калуга).Обычно с детьми занималась мать.
Именно
она научила Константина читать и писать, познакомила с началами арифметики.
После
перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух.
Глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно.
С
16-ти до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней
и
высшей школы.

В
1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 году назначен
учителем
арифметики и геометрии в Воровском уездном училище, Калужской губернии.

К
этому времени относятся первые научные исследования К.Э. Циолковского.

Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880-1881 годах написал работу
"Теория газов", в которой изложил основы кинетической теории газов.
Вторая его работа - "Механика животного организма" (те же годы) получила
благоприятный отзыв
И.М. Сеченова, и Циолковский был принят в
Русское физико-химическое общество.
Основные работы Циолковского после 1884 года были связаны
с
четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке
и
ракеты для межпланетных путешествий.

С
1896 года Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для
межпланетных путешествий
.

После
Октябрьской революции 1917 года К.Э. Циолковский много и плодотворно
работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя.
В
1927 году опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

Первым печатным трудом о дирижаблях был "Аэростат металлический управляемый" (издан в 1892 году), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой.

Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского
не был поддержан.
Автору было отказано в субсидии на постройку модели.
Обращение
Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха.

В
1892 году Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику
в гимназии и епархиальном училище.
В
этот период он обратился к новой и малоизученной области
летательных аппаратов
тяжелее воздуха.

С 1908 года Циолковский писал карандашом под копирку, положив на колени фанерную дощечку.
Константину Эдуардовичу Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана
с
металлическим каркасом.

В
статье 1894 года "Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина" даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической
компоновке
предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15-18 лет.

В
аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж - обтекаемую форму.

К.Э. Циолковский построил в 1897 году первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 году на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел.

Но
работа над аэропланом, так же как
над
дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки.
На
дальнейшие изыскания Циолковский
не имел ни средств, ни даже моральной поддержки.

Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 году он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для
полёта с гиперзвуковыми скоростями.

Велосипедным спортом Циолковский занимался более сорока лет.
Важнейшие научные результаты получены Циолковский
в теории
движения ракет (ракетодинамике).

Мысли об
использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883 году,
однако
строгая теория реактивного движения изложена
им в
1896 году.

Только в
1903 году ему удалось опубликовать часть статьи "Исследование мировых пространств
реактивными приборами"
, в которой он обосновал
реальную возможность их применения для межпланетных сообщений.

В
этой статье и её продолжениях (1911, 1912, 1914)
он заложил
основы теории ракет и жидкостно-реактивных двигателей.

Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы.

Им впервые была решена задача посадки космических аппаратов на поверхность планет, лишённых атмосферы.
В
1926-1929 годах Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет.
Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты,
а также
вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления
воздушной оболочки Земли
.

К.Э. Циолковский. 1930 г
Константин Эдуардович Циолковский -
основоположник теории межпланетных сообщений.
Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей,
доказав
осуществимость межпланетных полётов.

Он
первым
изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз
для межпланетных сообщений
;
рассмотрел
медико-биологические проблемы,
возникающие при
длительных космических полетах.

Циолковский
написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию искусственных спутников Земли в народном хозяйстве.

Он выдвинул ряд идей, которые нашли применение
в ракетостроении.

Им предложены:
= газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты
и изменения траектории движения её центра масс;
= использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки
космических аппаратов (во время входа в атмосферу Земли),
= стенок камеры сгорания и сопла ЖРД;
= насосная система подачи компонентов топлива
(
для уменьшения массы двигательных установок);
= оптимальные траектории спуска космических аппаратов
при возвращении из космоса и др.

В
области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число
различных окислителей
и горючих для ЖРД.
Он рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом,
кислород с углеводородами и др.

К.Э. Циолковский явился первым идеологом и теоретиком освоения
человеком космического пространства
, конечная цель которого представлялась ему
в
виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ.

В связи с этим
он выдвигал проекты новой организации человечества,
в которых
своеобразно переплетаются идеи социальных утопий
различных исторических эпох
.

К.Э. Циолковский - автор ряда научно-фантастических произведений,
а также
исследований в других областях знаний: лингвистике, биологии и др.

***
При Советской власти условия жизни и работы Константина Эдуардовича
радикально изменились.
Циолковскому была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности.

Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной
и
космической техники в СССР и других странах.

Награды:
В
1906 году К.Э. Циолковский был награждён
орденом Святого Станислава III степени,
а в
1911-м - орденом Святой Анны III степени.


"За Особые заслуги в области изобретений, имеющих
огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР"

Константин Эдуардович Циолковский
в 1932 году
награжден
орденом Трудового Красного Знамени.

 

 
-
 


19 сентября 1935 года Константин Эдуардович Циолковский
умер от рака желудка.

Великий учёный похоронен в Калуге, в центре Городского парка,
который ныне носит его имя
.

(увеличить фото) г. Калуга. Могила К.Э. Циолковского в Городском парке, который ныне носит его имя (Фотография с сайта http://gorod.kaluga.ru) (увеличить фото) г. Калуга. Могила К.Э. Циолковского в Городском парке, который ныне носит его имя (Фотография с сайта http://gorod.kaluga.ru)

(увеличить фото) г. Калуга. Могила К.Э. Циолковского в Городском парке, который ныне носит его имя (Фотография с сайта http://gorod.kaluga.ru) (увеличить фото) г. Калуга. Могила К.Э. Циолковского в Городском парке, который ныне носит его имя (Фото Lyu с сайта http://fotki.yandex.ru)


(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по выбранной Вами фотоссылке)

 

 
-
 


Увековечивание памяти:
Накануне 100-летия со дня рождения К.Э. Циолковского в 1954 году
Академия Наук СССР
учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского
"3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений".

В
Калуге и Москве сооружены памятники учёному,
создан Мемориальный дом-музей в Калуге,
его имя носят
Государственный музей истории космонавтики
и
педагогический институт, школа в Калуге,
Московский авиационно-технологический институт.

(увеличить фото) г.Калуга. Памятник К.Э. Циолковскому  (Фото SkyBoy866 с сайта http://fotki.yandex.ru) (увеличить фото) г. Москва, 12 апреля 2009 года. Аллея Мемориального Музея Космонавтики. Памятник К.Э. Циолковскому

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)


Именем К.Э. Циолковского назван кратер на Луне,
а также
железнодорожная станция Ярославского направления,
недалеко от
Звёздного городка.
 

 
-
 


при оформлении страницы использованы материалы сайта

http://space.hobby.ru
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Учёные и создатели космической техники"