Родился
15 сентября
(по старому стилю - 7
сентября)
1857 года
в семье польского
дворянина, служившего по ведомству
государственных имуществ.
Отец ученого
-
Эдуард Игнатьевич Циолковский.
Мать ученого
-
Мария
Ивановна Юмашева, была
русской
с примесью
татарской крови.
Русская земля
и её язык
стали родными
для будущего учёного.
Его родители
являли собой полную
противоположность.
Вот как писал много лет
спустя сам
Константин
Эдуардович в
автобиографических
набросках
"Черты моей
жизни":
-
... среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором.
Среди чиновников - красным и нетерпимым по идеальной
честности... Вид имел мрачный. Был страшный критикан и
спорщик... Отличался сильным и тяжелым для окружающих
характером... Придерживался польского общества и
сочувствовал фактически бунтовщикам-полякам, которые у нас
в доме всегда находили приют... Мать - веселая,
жизнерадостная, хохотунья и насмешница...
|
Обычно
с детьми
занималась
мать.
Именно она
научила
Константина
читать
и писать,
познакомила с началами
арифметики.
После перенесённой
в
детстве скарлатины
почти полностью потерял
слух.
Глухота
не позволила продолжать
учебу в
школе,
и с 14 лет
он занимался
самостоятельно.
С 16-ти
до 19 лет
жил в Москве,
изучал
физико-математические науки
по циклу средней
и высшей школы.
В 1879 году экстерном
сдал
экзамены
на
звание учителя
и в 1880 году
назначен
учителем арифметики
и геометрии
в Воровском
уездном училище,
Калужской губернии.
К этому времени
относятся первые научные
исследования
К.Э. Циолковского.
Не зная об
уже
сделанных открытиях,
он в 1880-1881 годах
написал работу
"Теория газов", в
которой изложил основы
кинетической теории газов.
Вторая его работа
- "Механика животного
организма" (те
же годы) получила
благоприятный отзыв
И.М. Сеченова,
и
Циолковский был принят в
Русское физико-химическое общество.
Основные работы
Циолковского после
1884 года были связаны
с четырьмя большими
проблемами:
научным обоснованием
цельнометаллического аэростата
(дирижабля),
обтекаемого аэроплана,
поезда
на
воздушной подушке
и
ракеты для межпланетных путешествий.
С 1896 года
Циолковский
систематически занимался
теорией движения реактивных аппаратов
и предложил ряд схем
ракет дальнего действия
и
ракет для
межпланетных путешествий.
После
Октябрьской революции
1917 года
К.Э.
Циолковский
много
и плодотворно
работал
над
созданием теории полёта
реактивных самолётов,
изобрёл
свою схему
газотурбинного двигателя.
В 1927 году
опубликовал теорию
и схему поезда
на
воздушной подушке.
Первым печатным трудом
о
дирижаблях
был
"Аэростат металлический управляемый"
(издан в
1892 году),
в котором дано научное
и техническое
обоснование конструкции
дирижабля
с металлической
оболочкой.
Прогрессивный для своего
времени
проект дирижабля
Циолковского
не был поддержан.
Автору
было
отказано в
субсидии
на постройку модели.
Обращение
Циолковского в
Генеральный
штаб русской армии также
не имело успеха.
В 1892 году
Циолковский
переехал в
Калугу,
где преподавал физику
и
математику
в
гимназии и
епархиальном училище.
В этот период
он обратился к новой
и малоизученной области
летательных аппаратов
тяжелее воздуха.
Константину
Эдуардовичу Циолковскому
принадлежит идея
постройки
аэроплана
с металлическим каркасом.
В статье 1894 года
"Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина"
даны
описание
и чертежи моноплана,
который по своему
внешнему виду и
аэродинамической
компоновке
предвосхищал конструкции
самолётов,
появившихся
через 15-18
лет.
В аэроплане
Циолковского
крылья
имеют толстый профиль с
округлённой передней кромкой,
а фюзеляж
- обтекаемую форму.
К.Э.
Циолковский построил в
1897 году
первую в России
аэродинамическую трубу
с
открытой рабочей частью,
разработал методику
эксперимента в ней и в
1900 году
на
субсидию Академии наук
сделал продувки
простейших моделей и
определил коэффициент
сопротивления шара,
плоской пластинки,
цилиндра,
конуса
и других тел.
Но работа
над
аэропланом,
так же как
над
дирижаблем, не
получила признания
у официальных
представителей русской науки.
На дальнейшие изыскания
Циолковский
не имел
ни средств,
ни даже моральной
поддержки.
Много лет спустя,
уже в
советское время, в
1932 году он
разработал
теорию полёта реактивных самолётов
в
стратосфере
и
схемы
устройства самолётов для
полёта
с
гиперзвуковыми скоростями.
Важнейшие
научные результаты
получены
Циолковский
в теории движения
ракет (ракетодинамике).
Мысли об использовании
ракетного принципа
в космосе
высказывались
Циолковским ещё в
1883 году,
однако строгая теория
реактивного движения
изложена
им в 1896 году.
Только в 1903 году
ему удалось опубликовать
часть статьи
"Исследование мировых пространств
реактивными приборами",
в которой он обосновал
реальную возможность
их применения
для
межпланетных сообщений.
В этой статье
и её продолжениях
(1911,
1912,
1914)
он заложил
основы теории
ракет и
жидкостно-реактивных двигателей.
Рассмотрение
практической задачи прямолинейного движения ракеты
привело Циолковского
к решению новых
проблем механики тел переменной массы.
Им впервые
была решена
задача
посадки космических аппаратов на поверхность планет,
лишённых атмосферы.
В 1926-1929 годах
Циолковский
разработал теорию
многоступенчатых ракет.
Он рассмотрел
(приближённо)
влияние атмосферы
на
полёт ракеты,
а также вычислил
необходимые запасы топлива
для преодоления сил
сопротивления
воздушной оболочки Земли.
Константин
Эдуардович Циолковский -
основоположник теории
межпланетных сообщений.
Его
исследования
впервые
показали возможность достижения
космических скоростей,
доказав
осуществимость межпланетных полётов.
Он первым изучил
вопрос о ракете
-
искусственном спутнике Земли
и высказал идею
создания околоземных станций
как
искусственных
поселений,
использующих энергию Солнца,
и промежуточных баз
для межпланетных сообщений;
рассмотрел
медико-биологические проблемы,
возникающие при
длительных
космических полетах.
Циолковский написал
ряд работ,
в которых уделил
внимание использованию
искусственных спутников Земли
в народном хозяйстве.
Он
выдвинул
ряд идей,
которые нашли применение
в
ракетостроении.
Им
предложены:
=
газовые рули
(из графита)
для управления полётом
ракеты
и
изменения траектории
движения
её
центра масс;
=
использование
компонентов топлива для
охлаждения внешней оболочки
космических аппаратов
(во время входа
в атмосферу Земли),
=
стенок камеры
сгорания и сопла ЖРД;
=
насосная система
подачи компонентов топлива
(для уменьшения массы
двигательных установок);
=
оптимальные
траектории спуска
космических аппаратов
при
возвращении из
космоса
и
др.
В области ракетных
топлив
Циолковский
исследовал большое число
различных окислителей
и горючих
для ЖРД.
Он
рекомендовал
топливные пары:
жидкие кислород
с водородом,
кислород
с углеводородами
и др.
К.Э. Циолковский
явился
первым идеологом
и теоретиком освоения
человеком космического пространства,
конечная цель
которого представлялась
ему
в виде полной
перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ.
В связи с этим он
выдвигал проекты новой
организации человечества,
в которых своеобразно
переплетаются
идеи социальных утопий
различных исторических эпох.
К.Э. Циолковский
- автор ряда
научно-фантастических произведений,
а также исследований
в других областях знаний:
лингвистике,
биологии
и
др.
***
При
Советской власти
условия жизни
и работы
Константина Эдуардовича
радикально изменились.
Циолковскому
была назначена
персональная пенсия
и обеспечена
возможность плодотворной деятельности.
Его труды
в значительной степени
способствовали развитию
ракетной
и
космической техники в
СССР
и других странах.
Награды:
В
1906 году
К.Э. Циолковский
был награждён
орденом Святого
Станислава III степени,
а в
1911-м
-
орденом Святой Анны
III степени.
"За Особые заслуги в
области изобретений, имеющих
огромное значение для экономической мощи и
обороны Союза ССР"
Константин Эдуардович Циолковский
в
1932 году
награжден
орденом Трудового Красного
Знамени.
|