-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Доктор технических наук; Профессор;
Научный сотрудник Научно-исследовательского
аэродромного института ВВС
(26-го Центрального Научно-исследовательского
института Министерства обороны СССР)
;
Профессор Кафедры "Механика грунтов
,
оснований и фундаментов" Московского
инженерно-строительного института
;
Заведующий Кафедрой "Основания и фундаменты"
Московского института инженеров
железнодорожного транспорта
(ныне - Российский университет транспорта
;
Профессор Центрального межведомственного
института повышения квалификации руководящих
работников и специалистов строительства
;
Заведующий лабораторией космической геомеханики
Московского Научно-исследовательского
,
проектно-изыскательского и конструкторско-
технологического института оснований и
подземных сооружений
имени Н.М. Герсеванова;
учёный в области грунтоведения и вулканологии
;
специалист в области исследований лунного грунта;
инженер-полковник в отставке

 
-
-
     
 

-
Игорь Иванович Черкасов
родился 14 (27) апреля 1912 года в Москве
.

После окончания
с отличием Московской Сельскохозяйственной Академии имени
К.А. Тимирязева
(ныне - Российский Государственный аграрный университет - МСХА
имени К.А. Тимирязева
)
он работал во Всероссийском Научно-исследовательском институте гидротехники и мелиорации (ныне - Всероссийский НИИ гидротехники
и мелиорации имени А.Н. Костякова
), где занимался гидротехническим
проектированием
.

В 1942 году
И.И. Черкасов поступил на работу в Научно-исследовательскую
аэродромную лабораторию
.

В марте 1943 года
Черкасов Игорь Иванович был призван в ряды Рабоче-крестьянской
Красной Армии Ростокинским районный Военным комиссариатом города Москвы
с присвоением воинского звания "техник-лейтенант" и назначением на должность
офицера аэродромной службы оперативной группы Военно-воздушных сил
12-й Воздушной Армии
.
В составе этой армии он принимал участие
в Великой Отечественной войне
и войне против Империалистической Японии.

Работая
в оперативной группе отдела аэродромного строительства 12-й Воздушной
Армии
в качестве представителя Аэродромного управления ВВС Красной Армии,
в период боевых действий против японских войск, старший техник-лейтенант
И.И. Черкасов оказал большую помощь в создании буровых команд
для ведения-разведки на воду в условиях безводных
просторов Монголии
.

Он принял самое энергичное участие
и оказал помощь в организации изысканий
и строительства оперативных аэродромов.
Находясь всё время в передовых командах инженерно-аэродромных батальонов
И.И. Черкасов помогал в организации работ по наиболее рациональной
расстановке рабочей силы
.
Своим грамотным подходом
к решению вопросов аэродромного строительства
и техническими консультациями он содействовал выполнению работ
в кратчайшие сроки.

После окончания войны против Японии
Игорь Иванович Черкасов продолжил
службу
в Научно-исследовательском аэродромном институте ВВС, в 1961 году
вошедшем в состав 26-го Центрального Научно-исследовательского института Министерства обороны СССР
(Московская область, город Балашиха).
-

-
Здесь, с 1946 года он вёл исследования в области механики грунтов организовав
серию полевых лабораторий
и детальную методику испытаний
грунтов вдавливанием штампа
.

Особое значение
Игорь Иванович придавал раздельному учёту упругих и остаточных деформаций грунтов и нелинейной связи последних с напряжениями.
Вместе с крупнейшим учёным в области механики грунтов, Доктором технических
наук
, Профессором
Георгием Константиновичем Клейном, Игорь Иванович Черкасов
предложил новую модель грунтового основания
, известную ныне как "Метод Черкасова - Клейна", являющуюся, по словам Видного учёного в области механики грунтов, члена-корреспондента Академии наук СССР Николая Александровича Цытовича, в известной мере обобщением методов расчёта деформаций грунтов,
так как учитывает восстанавливающиеся
(включая упругие) деформации общего
характера
и остаточные деформации местного характера, тем самым внеся
существенные изменения
в определение расчётной сжимаемости грунтовых
оснований бетонных покрытий
.

 Вместе
с Ведущими учёными Лаборатории механики грунтов Московского Научно-
исследовательского проектно-изыскательского
и конструкторско-технологического
института оснований
и подземных сооружений имени Н.М. Герсеванова
(ныне
входящего
в состав Научно-исследовательского центра "Строительство") Дмитрием
Егоровичем Польшиным
и Сергеем Ивановичем Носалём, Игорь Иванович Черкасов
разработал полевую аппаратуру для определения плотности грунтов
просвечиванием гамма-лучами
.
И.И. Черкасов также предложил ряд новых методов укрепления грунтов
синтетическими смолами
и проверил их в опытном строительстве крупных
масштабов
, с испытаниями интенсивным движением.
Результаты этих исследований отражены
в его монографиях
"Механические свойства
грунтовых оснований"
(
издано в 1956 году) и "Стабилизация и укрепление грунтов
поверхностно-активными и структурообразующими веществами"
(
издано в 1963 году).

В течение ряда лет
Игорь Иванович изучал морозное пучение грунтов и составил
таблицы
для прогноза пучинистых деформаций жёстких покрытий.

В 1964-1965 годах, на основании лабораторных полевых исследований явлений
солевой коррозии фундаментов сооружений
в южных районах страны, он дал
практические рекомендации
по борьбе с ними для ряда конкретных объектов.

Разработка собственных идей непременно переходила у И.И. Черкасова
в проведение научных исследований для обоснования конкретных проектов.
На основе данных исследований, проведенных под его руководством, был составлен проект строительства и реконструкции мостов через реку Волгу в Сызрани,
через реку Белую в Уфе, через реку Оку в Горьком
(ныне - Нижнем Новгороде), через реку Москву в Крылатском.
 
И.И. Черкасов принимал непосредственное участие в проектировании насосных
станций Московского водопровода
, пусковой противомалярийной плотины на реке
Самарке
, деревянного судоходного шлюза на реке Цне в Тамбове и ещё ряда
объектов
, включая сооружение аэродромов.


Естественным
и закономерно вытекающим из прикладного, инженерного характера
его деятельности следствием является активное участие
Игоря Ивановича
в разработке нормативных документов, используемых прежде всего
при строительстве, реконструкции и эксплуатации аэродромов, а также
Он - один из авторов 9-ти важных нормативных документов того времени,
а при создании еще 16-ти документов были
использованы результаты его работ.
Он был одним
из разработчиков
методики расчёта строительства шахт
для баллистических ракет.

И.И. Черкасов внёс большой вклад в развитие физикохимии и механики грунтов
не только применительно к этим объектам.
В области физикохимии грунтов им была решена задача осушения, укрепления
грунтов
, борьба с морозным пучением и солевой коррозией бетона, имеющие
прикладное значение
также и в дорожном строительстве и в фундаментостроении.

Приказом Министра обороны СССР
, в 1965 году инженер-полковник
Черкасов
Игорь Иванович
был уволен из Вооружённых сил СССР в запас
, по достижении
предельного возраста пребывания на военной службе
.

После увольнения
из армии
И.И. Черкасов был принят на работу в Московский
инженерно-строительный институт
(МИСИ; ныне - МГСУ, Московский государственный
строительный университет
), на должность Профессора Кафедры "Механика
грунтов
, оснований и фундаментов"
(с 2013 года, после реорганизации
и присоединения Кафедры подземного строительства и гидротехнических
работ - Кафедра Механики грунтов
и геотехники
).
-

-
С 1970 года он являлся Заведующим Кафедрой "Основания и фундаменты"
в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта

(ныне - Российский университет транспорта (МИИТ)), а с 1983 года являлся
Профессором Центрального межведомственного института повышения
квалификации руководящих работников
и специалистов строительства
(ЦМИПКС).



Одновременно
с работой в МИСИ
Игорь Иванович Черкасов вёл исследования
в области космической геомеханики в Московском Научно-исследовательском,
проектно-изыскательском и конструкторско-технологическом институте оснований
и подземных сооружений
(НИИОСП) имени Н.М. Герсеванова и принимал
непосредственное участие
в подготовке к полётам автоматических станций
"Луна"
и исследованиях грунтов Луны.

В феврале 1966 года начиная с мягкой посадки автоматической станции "Луна-9"
на поверхность Луны, был начат новый этап механики и грунтоведения исследование грунтов поверхности естественного спутника Земли.

В ходе исследований
И.И. Черкасовым и сотрудниками его лаборатории было
установлено максимальное сходство
(по многим параметрам) грунтов лунной
поверхности
и грунтов вулканических отложений, исследования которых он
проводил
на Камчатке.
Вот где казавшееся неожиданным увлечение
Игоря Ивановича вулканическими
отложениями получило полное объяснение
.
Поскольку, доставка образцов лунных грунтов на Землю обходится невероятно
дорого
, то создание управляемого с Земли самоходного аппарата для исследований
Луны потребовало отработки его конструкции
на грунтах-аналогах.
И
Игорь Иванович, детально обосновывая это множественными экспериментами,
предложил целый набор разновидностей вулканических отложений и используемых
материалов-аналогов лунных грунтов
, позволивших надежно отработать
конструкцию "Лунохода"
.

Эксперименты этой серии отличались крайней тщательностью
.
Для учёта воздействий сил тяжести на механические свойства изучаемых материалов
использовались
не только опыты на центробежной машине с ускорением в
20 раз
больше земного
, но и опыты на установках, находящихся в самолёте, летевшем
по специальной траектории, на расчётном участке которой грунт находился
под действием ускорения в
6 раз меньше, чем ускорение на поверхности Земли.

Апофеозом указанных выше исследований было создание, доставка на поверхность Луны и успешное выполнение всей программы испытаний самоходными аппаратами "Луноход-1" (доставлен автоматической станцией "Луна-17" 17 ноября 1970 года)
и "Луноход-2" (доставлен автоматической станцией "Луна-21" 15 января 1973 года).

И тут
Игорь Иванович вновь оказался в первых рядах исследований, которые он
вместе
с Профессором
Валентином Владимировичем Шварёвым (ведущим научным
сотрудником Института космических исследований АН СССР
(РАН) - прим.) позже
обобщит
в монографии "Грунтоведение Луны"
(г. Москва, издательство "Наука", 1979 год).
Характерно
, что и в этом случае
Игорь Иванович остаётся прежде всего
учёным-инженером
.
В предисловии к этой монографии он пишет:
-

-
"В книге рассказываются в основном механические свойства
лунных грунтов, которые определяют условия посадки и
движения по Луне, обуславливают возможность и методы
возведения различных площадок и сооружений
".
-

-
И
Игорь Иванович не остановился на этом: стоит обратить внимание на последние
главы цитируемой выше монографии
:
"Проблемы технической мелиорации лунного
реголита"
и "Современные представления о грунтах Меркурия, Венеры и Марса".

Проблеме механики лунного грунта посвящены
и другие издания и работы
написанные
И.И. Черкасовым лично и в соавторстве:
"Первые итоги определения физико-механических свойств грунтов Луны"
(
в савторстве с В.В. Михеевым, М.И. Смородиновым, К.П. Флоренским,
В.В. Шварёвым, В.П. Петрухиным, Н.М. Зобачевым, А.А. Морозовым;
Под редакцией Доктора технических наук
, Профессора
В.Г. Булычева;
г. Москва, Госстрой СССР, НИИОСП, Стройиздат, 1970 год
);
В брошюре приведён краткий обзор результатов исследования поверхностного слоя лунных грунтов
астрономическими и радиоастрономическими методами, а также с помощью космических аппаратов,
совершавших облёт Луны. Более подробно освещены методы исследований лунных грунтов с помощью
автоматических станций "Луна-9", "Луна-13", "Сервейер", осуществивших мягкую посадку на поверхность
Луны, и полученные ими данные об инженерно-строительных свойствах лунного грунта - плотности,
механической прочности, составе и структуре.

-
(открыть ссылку) "Первые итоги определения физико-механических свойств грунтов Луны" (в савторстве с В.В. Михеевым, М.И. Смородиновым, К.П. Флоренским, В.В. Шварёвым, В.П. Петрухиным, Н.М. Зобачевым, А.А. Морозовым)
 открыть ссылку
-
"Грунт Луны"
(
в соавторстве с В.В. Шварёвым;
г. Москва, издательство "Наука", 1975 год).
В книге дается обзор развития представлений о лунном грунте за последние двадцать лет,
излагаются способы исследования грунта непосредственно на Луне, даются сведения о наземных
лабораториях и их научном оборудовании для изучения образцов грунта, доставленных с Луны.

-
(открыть ссылку) И.И. Черкасов, В.В. Шварев. "Грунт Луны"
 открыть ссылку
-
Доктор технических наук
, Профессор
Игорь Иванович Черкасов - автор
10 изобретений
и более 240 научных трудов, в том числе 15-ти книг.
Он - разработчик
и участник разработок 18-ти различных приборов и механизмов
для полевых и лабораторных исследований грунтов и машиностроения.
И.И. Черкасовым было подготовлено 10 Кандидатов технических наук.

Он являлся членом Президиума Национального комитета СССР по механике грунтов
и фундаментостроению, членом Высшей аттестационной комиссии по строительству
и архитектуре, Действительным членом Московского общества испытателей природы,
членом Научного совета Академии наук СССР по физико-химической механике
и инженерной геологии.


Блестящий лектор
и исследователь Игорь Иванович Черкасов неоднократно выступал
на конгрессах, симпозиумах и съездах в Москве, Ленинграде, Киеве.
Его доклады зачитывались соавторами в Белграде, Будапеште, Токио, причём
к зарубежным совещаниям
Игорь Иванович готовил доклады на английском
и французском языках сам.
Но самое главное, у всех, кто его знал, кому довелось с ним работать или
встречаться - он оставил память о себе как о талантливом учёном, изобретательном инженере, блестящем педагоге, просто умном, добром, порядочном
и красивом человеке.

Награды:
Приказом Войскам 12-й Воздушной Армии № 068/н от 29 сентября 1945 года,
от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, "За образцовое выполнение
боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами
и проявленные при этом доблесть и мужество"
,
офицер аэродромной службы
оперативной группы Военно-воздушных сил
, старший техник-лейтенант
Черкасов Игорь Иванович был награждён орденом Красной Звезды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года
"За храбрость, стойкость и мужество проявленные в боях с немецко-
фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия Победы Советского
народа в Великой Отечественной войне"
, инженер-полковник в отставке
Черкасов Игорь Иванович был награждён орденом
Отечественной войны
II степени.

Кроме этого, он был награждён ещё одним орденом Красной Звезды;
медалями
: "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов"
,
"За Победу над Японией", "За боевые заслуги",
"За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения
В.И. Ленина"
, а также юбилейными и ведомственными наградами.

-

 
-
 

-
Выдающийся учёный, педагог и организатор научных исследований
Игорь Иванович Черкасов
скончался 12 октября 1988 года.
-
Похоронен он в Москве
на Введенском кладбище (уч. № 2),
в родственном захоронении.

-
(увеличить фото) г. Москва, Введенское кладбище (уч. № 2). Надгробие на могилах И.И. Черкасова и его супруги (май 2018 года)
 увеличить фото
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы материалы посвящённые
жизни и деятельности
Черкасова Игоря Ивановича,
опубликованные
на сайте "Товарищество сибирских геотехников":
-

-
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
:

Кафедра механики грунтов и геотехники. История кафедры
(
Сайт ФГБОУВО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ"
(НИУ МГСУ)
):

-
(открыть ссылку) Кафедра механики грунтов и геотехники. История кафедры (Сайт ФГБОУВО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (НИУ МГСУ))
 открыть ссылку
-
руководители научных школ и направлений, работавшие в МИСИ
(Сайт МУЗЕЯ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
):

-
(открыть ссылку) Сайт музея МГСУ. Руководители научных школ и направлений, работавшие в МИСИ
 открыть ссылку
-