-
Игорь Иванович Черкасов
родился 14
(27)
апреля 1912 года в Москве.
После окончания
с
отличием Московской Сельскохозяйственной Академии имени
К.А. Тимирязева
(ныне
- Российский Государственный аграрный университет
-
МСХА
имени К.А. Тимирязева)
он работал во
Всероссийском Научно-исследовательском институте гидротехники
и
мелиорации
(ныне
- Всероссийский НИИ гидротехники
и
мелиорации имени А.Н. Костякова),
где занимался гидротехническим
проектированием.
В 1942 году
И.И. Черкасов поступил
на
работу в
Научно-исследовательскую
аэродромную лабораторию.
В марте 1943 года
Черкасов Игорь Иванович
был призван в
ряды Рабоче-крестьянской
Красной Армии Ростокинским районный Военным комиссариатом города
Москвы
с
присвоением воинского звания "техник-лейтенант" и
назначением на
должность
офицера аэродромной службы оперативной группы Военно-воздушных
сил
12-й Воздушной Армии.
В составе этой армии он принимал участие в
Великой Отечественной войне
и
войне против Империалистической Японии.
Работая в
оперативной группе отдела аэродромного строительства 12-й
Воздушной
Армии в
качестве представителя Аэродромного управления ВВС Красной Армии,
в
период боевых действий против японских войск,
старший техник-лейтенант
И.И. Черкасов оказал
большую помощь
в
создании буровых команд
для
ведения-разведки на
воду в
условиях безводных
просторов Монголии.
Он принял самое энергичное участие и
оказал помощь в
организации изысканий
и
строительства оперативных аэродромов.
Находясь всё время в
передовых командах инженерно-аэродромных батальонов
И.И. Черкасов
помогал в
организации работ по
наиболее рациональной
расстановке рабочей силы.
Своим грамотным подходом к
решению вопросов аэродромного строительства
и
техническими консультациями он
содействовал выполнению работ
в
кратчайшие сроки.
После окончания войны против Японии
Игорь Иванович Черкасов
продолжил
службу в
Научно-исследовательском аэродромном институте ВВС, в 1961
году
вошедшем в состав 26-го Центрального
Научно-исследовательского института Министерства обороны СССР
(Московская область,
город Балашиха).
-
-
Здесь, с 1946 года
он вёл исследования в
области механики грунтов
организовав
серию полевых лабораторий и
детальную методику испытаний
грунтов вдавливанием штампа.
Особое значение
Игорь Иванович
придавал раздельному учёту упругих
и
остаточных деформаций грунтов и
нелинейной связи последних с
напряжениями.
Вместе с
крупнейшим учёным в
области механики грунтов,
Доктором технических
наук,
Профессором
Георгием Константиновичем Клейном,
Игорь Иванович Черкасов
предложил новую модель грунтового основания,
известную ныне как
"Метод Черкасова - Клейна",
являющуюся, по
словам Видного учёного в
области механики грунтов,
члена-корреспондента Академии наук СССР
Николая Александровича Цытовича,
в
известной мере обобщением методов расчёта деформаций грунтов,
так как
учитывает восстанавливающиеся
(включая упругие)
деформации общего
характера
и
остаточные деформации местного характера,
тем самым внеся
существенные изменения в
определение расчётной сжимаемости грунтовых
оснований бетонных покрытий.
Вместе с Ведущими учёными Лаборатории механики грунтов Московского
Научно-
исследовательского проектно-изыскательского и
конструкторско-технологического
института оснований и
подземных сооружений имени Н.М. Герсеванова
(ныне
входящего
в
состав Научно-исследовательского центра "Строительство")
Дмитрием
Егоровичем Польшиным
и
Сергеем Ивановичем Носалём,
Игорь Иванович Черкасов
разработал полевую аппаратуру для определения плотности грунтов
просвечиванием гамма-лучами.
И.И. Черкасов
также предложил ряд новых методов укрепления грунтов
синтетическими смолами
и проверил их в опытном строительстве
крупных
масштабов, с испытаниями интенсивным движением.
Результаты этих исследований отражены в его монографиях
"Механические свойства
грунтовых оснований"
(издано в 1956 году)
и
"Стабилизация и укрепление грунтов
поверхностно-активными и структурообразующими веществами"
(издано в 1963 году).
В течение ряда лет
Игорь Иванович изучал морозное пучение грунтов
и составил
таблицы
для прогноза пучинистых деформаций жёстких покрытий.
В 1964-1965 годах, на основании лабораторных полевых
исследований явлений
солевой коррозии фундаментов сооружений
в южных районах страны, он дал
практические рекомендации
по борьбе
с ними
для ряда конкретных объектов.
Разработка собственных идей непременно переходила у
И.И. Черкасова
в
проведение научных исследований для
обоснования конкретных проектов.
На
основе данных исследований,
проведенных под
его руководством,
был составлен проект
строительства и
реконструкции мостов через реку Волгу в
Сызрани,
через реку Белую в
Уфе,
через реку Оку в
Горьком
(ныне - Нижнем Новгороде),
через реку Москву
в
Крылатском.
И.И. Черкасов
принимал
непосредственное участие в
проектировании насосных
станций Московского водопровода,
пусковой противомалярийной плотины на
реке
Самарке,
деревянного
судоходного шлюза на
реке Цне в
Тамбове и
ещё ряда
объектов,
включая сооружение аэродромов.
Естественным
и
закономерно вытекающим из
прикладного,
инженерного характера
его деятельности следствием является активное участие
Игоря Ивановича
в
разработке нормативных документов,
используемых прежде всего
при
строительстве,
реконструкции и
эксплуатации аэродромов, а также
Он - один из
авторов 9-ти важных нормативных документов того времени,
а при
создании еще 16-ти документов были
использованы результаты его работ.
Он был одним из
разработчиков методики
расчёта строительства шахт
для баллистических ракет.
И.И. Черкасов внёс большой вклад в развитие физикохимии и
механики грунтов
не только применительно к этим объектам.
В области физикохимии грунтов им была решена задача осушения,
укрепления
грунтов, борьба с морозным пучением и солевой
коррозией бетона, имеющие
прикладное значение также и в дорожном
строительстве и в фундаментостроении.
Приказом Министра обороны СССР, в 1965 году
инженер-полковник Черкасов
Игорь Иванович был уволен из
Вооружённых сил СССР в запас, по достижении
предельного возраста пребывания на военной службе.
После увольнения из армии
И.И. Черкасов
был принят на работу в
Московский
инженерно-строительный институт
(МИСИ; ныне - МГСУ,
Московский государственный
строительный университет),
на должность Профессора Кафедры "Механика
грунтов,
оснований и фундаментов"
(с 2013
года, после реорганизации
и присоединения Кафедры подземного строительства и
гидротехнических
работ - Кафедра Механики грунтов и геотехники).
-
-
С 1970 года он являлся Заведующим Кафедрой "Основания
и фундаменты"
в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта
(ныне
- Российский университет транспорта
(МИИТ)), а с 1983
года являлся
Профессором Центрального межведомственного института повышения
квалификации руководящих работников
и специалистов строительства
(ЦМИПКС).
Одновременно с работой в МИСИ
Игорь Иванович Черкасов вёл исследования
в области космической геомеханики в
Московском Научно-исследовательском,
проектно-изыскательском и
конструкторско-технологическом институте оснований
и подземных сооружений
(НИИОСП)
имени Н.М. Герсеванова и принимал
непосредственное участие в подготовке к полётам
автоматических станций
"Луна" и исследованиях грунтов Луны.
В феврале 1966 года начиная
с мягкой посадки автоматической станции "Луна-9"
на
поверхность Луны, был начат новый этап механики
и грунтоведения
– исследование грунтов поверхности естественного спутника
Земли.
В ходе исследований
И.И. Черкасовым
и сотрудниками его лаборатории было
установлено максимальное
сходство (по многим параметрам) грунтов лунной
поверхности и
грунтов вулканических отложений, исследования которых
он
проводил на Камчатке.
Вот где казавшееся неожиданным увлечение
Игоря Ивановича
вулканическими
отложениями получило полное объяснение.
Поскольку, доставка образцов лунных грунтов
на Землю обходится невероятно
дорого, то создание управляемого с Земли
самоходного аппарата для исследований
Луны потребовало отработки его конструкции
на грунтах-аналогах.
И Игорь Иванович,
детально обосновывая это множественными экспериментами,
предложил целый набор разновидностей вулканических отложений
и используемых
материалов-аналогов лунных грунтов, позволивших надежно
отработать
конструкцию "Лунохода".
Эксперименты этой серии отличались крайней тщательностью.
Для учёта воздействий сил тяжести
на механические свойства изучаемых материалов
использовались
не только опыты
на центробежной машине
с ускорением
в 20 раз
больше земного, но и опыты
на установках, находящихся
в самолёте, летевшем
по специальной траектории, на расчётном участке
которой грунт находился
под действием ускорения
в 6 раз
меньше, чем ускорение на
поверхности Земли.
Апофеозом указанных выше
исследований было создание, доставка
на поверхность Луны
и успешное выполнение всей программы испытаний самоходными
аппаратами "Луноход-1"
(доставлен
автоматической станцией "Луна-17"
17 ноября 1970 года)
и "Луноход-2"
(доставлен
автоматической станцией "Луна-21"
15 января 1973 года).
И тут
Игорь Иванович
вновь оказался
в первых рядах исследований,
которые он
вместе
с Профессором
Валентином Владимировичем
Шварёвым (ведущим
научным
сотрудником Института космических исследований АН СССР
(РАН)
- прим.)
позже
обобщит
в монографии
"Грунтоведение Луны"
(г.
Москва, издательство "Наука", 1979 год).
Характерно, что и в этом случае
Игорь Иванович
остаётся прежде всего
учёным-инженером.
В предисловии к этой монографии он пишет:
-
-
"В книге рассказываются в основном механические свойства
лунных грунтов, которые определяют условия посадки и
движения по Луне, обуславливают возможность и методы
возведения различных площадок и сооружений".
- |
-
И
Игорь Иванович
не остановился на этом:
стоит обратить внимание на последние
главы цитируемой выше монографии:
"Проблемы технической мелиорации лунного
реголита"
и
"Современные представления о грунтах Меркурия, Венеры и
Марса".
Проблеме механики лунного грунта посвящены и другие
издания и работы
написанные И.И. Черкасовым
лично и в соавторстве:
•
"Первые итоги определения
физико-механических свойств грунтов Луны"
(в
савторстве с
В.В. Михеевым,
М.И. Смородиновым,
К.П. Флоренским,
В.В. Шварёвым,
В.П. Петрухиным,
Н.М. Зобачевым,
А.А. Морозовым;
Под редакцией Доктора технических наук,
Профессора
В.Г. Булычева;
г. Москва, Госстрой СССР, НИИОСП, Стройиздат, 1970 год);
В брошюре приведён
краткий обзор результатов исследования поверхностного слоя
лунных грунтов
астрономическими и радиоастрономическими методами, а также с
помощью космических аппаратов,
совершавших облёт Луны. Более подробно освещены методы
исследований лунных грунтов с помощью
автоматических станций "Луна-9", "Луна-13", "Сервейер",
осуществивших мягкую посадку на поверхность
Луны, и полученные ими данные об инженерно-строительных
свойствах лунного грунта - плотности,
механической прочности, составе и структуре.
-
открыть
ссылку
-
• "Грунт Луны"
(в
соавторстве с В.В.
Шварёвым;
г.
Москва, издательство "Наука", 1975 год).
В книге дается обзор
развития представлений о лунном грунте за последние двадцать
лет,
излагаются способы исследования грунта непосредственно на Луне,
даются сведения о наземных
лабораториях и их научном оборудовании для изучения образцов
грунта, доставленных с Луны.
-
открыть
ссылку
-
Доктор технических наук,
Профессор
Игорь Иванович Черкасов
- автор
10 изобретений и более 240 научных трудов, в том
числе 15-ти книг.
Он - разработчик и участник разработок 18-ти различных
приборов и механизмов
для полевых и лабораторных исследований грунтов
и машиностроения.
И.И. Черкасовым
было подготовлено 10 Кандидатов
технических наук.
Он являлся членом Президиума
Национального комитета СССР по механике грунтов
и фундаментостроению, членом Высшей аттестационной
комиссии по строительству
и
архитектуре, Действительным членом Московского общества
испытателей природы,
членом Научного совета Академии наук СССР по
физико-химической
механике
и инженерной геологии.
Блестящий лектор
и исследователь
Игорь Иванович Черкасов
неоднократно выступал
на конгрессах, симпозиумах
и съездах
в Москве, Ленинграде, Киеве.
Его доклады зачитывались соавторами
в Белграде, Будапеште, Токио, причём
к зарубежным совещаниям
Игорь Иванович
готовил доклады
на английском
и французском языках сам.
Но самое главное, у всех, кто его знал,
кому довелось
с ним работать
или
встречаться
- он оставил память
о себе как
о талантливом учёном, изобретательном инженере,
блестящем педагоге, просто умном, добром,
порядочном
и красивом человеке.
Награды:
Приказом
Войскам 12-й Воздушной Армии
№ 068/н
от 29 сентября 1945 года,
от имени Президиума
Верховного Совета Союза ССР,
"За образцовое выполнение
боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими
империалистами
и проявленные при этом доблесть и мужество",
офицер аэродромной службы
оперативной группы Военно-воздушных
сил,
старший техник-лейтенант
Черкасов Игорь Иванович
был награждён
орденом Красной Звезды.
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 11 марта 1985 года
"За храбрость, стойкость и мужество
проявленные в боях с немецко-
фашистскими захватчиками и в ознаменование 40-летия Победы
Советского
народа в Великой Отечественной войне",
инженер-полковник в отставке
Черкасов Игорь Иванович
был награждён
орденом
Отечественной войны
II
степени.
Кроме этого, он
был награждён ещё одним орденом Красной Звезды;
медалями:
"За Победу над Германией
в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов", "За
Победу над Японией",
"За боевые заслуги",
"За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со
дня рождения
В.И. Ленина", а также юбилейными и ведомственными
наградами.
- |