Родился
21 сентября 1933
года в
Москве.
Основную
сферу своих научных интересов
Дмитрий Александрович Биленкин
выбрал ещё в
школе.
Профессиональную биографию начал как геохимик, окончив
Геологический
факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
в 1958 году.
Он участвовал
в нескольких
геологических экспедициях, работал
в Средней Азии и Сибири.
Одновременно, в 1959 году,
Д.А. Биленкин
увлёкся научной
журналистикой
и начал сотрудничество с газетой "Комсомольская правда"
(в
качестве научного корреспондента выпуска "Клуб любознательных"),с
журналами "Вокруг света"
(в
качестве автора статей, произведений и научного редактора)
и "Смена"
(в качестве
автора статей и произведений).
В 1975 году Дмитрий
Александрович стал
членом Союза
писателей СССР.
Творческий дебют автора
состоялся в 1958
году, с рассказа
"Откуда он?".
Тогда же определились основные в творчестве писателя жанровые
формы -
рассказ и лаконичная повесть.
В его ранних
произведениях заметно тяготение к традиционной для 1960-х годов
естественной и научной фантастике, которое позже уступает интересу к
человеку, его возможностям, нюансам психологии.
В начальном периоде творчества многое в деятельности писателя
определялось идеей просветительства.
В это время в творчестве
Дмитрия Биленкина
доминирует интерес
к новым и новейшим
научно-техническим открытиям, технологиям, важнейшим из
которых ему видится выход человека в космос.
Именно в ближнем и дальнем окружении Земли часто
разворачивается действие
его рассказов и повестей, а в основе их сюжетов лежат,
преимущественно,
научно-фантастические гипотезы - эффекты, которые оказывает
гравитация, сверхсветовые скорости, проблема контакта с
инопланетным разумом и т. п.
В названном ключе им создавались произведения, вошедшие в
сборники
"Марсианский прибой",
"Проверка на разумность"
и другие произведения:
"Зримая
тьма",
"Грозная звезда",
"Ничего, кроме льда",
"Как на пожаре".
Вместе с тем
уже в некоторых ранних произведениях
Д.А. Биленкина
заметно стремление
к углубленному решению
психологических проблем.
К концу 1970-х годов это направление становится в его
творчестве доминирующим.
Он обращается к вопросам экологии природы и экологии
человека,
экспериментирует с идеей возможности "пересадки" человеческого
разума животному
("Город
и Волк"),
размышляет над тем, что будет, если "стереть совесть" в
сознании ребёнка
("Операция
на совести").
Лучшим достижением этого периода стал
цикл
о
Полынове
("Приключения Полынова"),
который путешествует по Земле и планетам Солнечной системы,
разгадывая тайны природы, секреты мироздания, вступая при
необходимости в борьбу с заговорщиками и тайными
врагами человечества.
Полынов
- интеллектуал,
учёный-психолог, и в своих действиях руководствуется открытиями и
достижениями психологии, а не сверхъестественными способностями
или техническими средствами будущего
(этого персонажа можно с
уверенностью назвать предшественником
доктора Павлыша,
любимого героя
Кира Булычева).
В этот цикл вошли три повести:
"Десант на
Меркурий" (1967
год),
"Космический бог"
(1967
год),
"Конец закона"
(1980
год).
К ним примыкает повесть
"Сила сильных"
(1985
год),
в которой действует
уже
не Полынов,
а его потомок.
В целом содержание этих произведений можно охарактеризовать следующим
образом:
"истинные творческие искания, в результате которых побеждает человеческий
разум и доброта".
Д.А. Биленкин
выступал не только как как
профессиональный писатель, но и как и критик научной фантастики, активно
пропагандировавший возможности и достоинства этого рода литературы.
Как уже сказано выше,
Дмитрий Александрович
был журналистом
и активным
популяризатором науки.
В своих многочисленных статьях, эссе и документальных
произведениях
он рассказывает об астрономических исследованиях и научно-техническом
прогрессе, о перспективах космонавтики и деятелях науки,
чьи имена
увековечены на карте Луны.
Д.А. Биленкин
являлся
членом редколлегии сборника
"НФ", участвовал
в фестивале писателей-фантастов "Аэлита - 83".
Он был одним из руководителей семинаров молодых фантастов при
Московской писательской организации и Всесоюзного семинара в
Малеевке,
а затем в Дубултах.
Интересный факт:
В 1960-1980 годах
свои четыре повести и
два романа издал
Павел Багряк.
Именно под таким псевдонимом, представлявшим собой акроним
составленный
из фамилий и имён авторов,
работал коллектив
в составе писателей
Валерия Аграновского,
Дмитрия Биленкина,
Ярослава Голованова,
Владимира Губарева,
Виктора Комарова
и художника
Павла Бунина.
Они стали авторами сценария короткометражного художественного фильма
"Новые приключения
барона Мюнхаузена" (1972
год, режиссёр
Александр Курочкин),
а сам
Дмитрий Александрович
выступил как гость
5-го выпуска телепрограммы
"Этот фантастический мир" - телеспектакля
созданного по
мотивам классических произведений лучших представителей
Мировой фантастической литературы
(1981 год).
Два произведения Павла
Багряка были также
экранизированы уже после
смерти
Дмитрия
Биленкина:
"Отступник"
(1987
год, режиссёр -
Валерий Рубинчик)
и
"Фирма
приключений"
(1991 год, режиссёр
-
Игорь Вознесенский).
Этот творческий союз описан
Дмитрием Биленкиным
в
рассказе "Человек,
который присутствовал"
(1971).
Кир Булычёв
написал про
Биленкина:
-
"Он стал писать фантастические рассказы, потому что для
него это был
"действенный способ" говорить о Земле, о её
сути и её судьбе.
Он всегда современен в своих книгах; где бы ни происходило
там действие -
в дальних галактиках или далеких временах, он говорил о
нашем дне
и нашей планете.
Став учёным, потом журналистом, потом писателем, Биленкин
остался русским просветителем, обращавшимся не только к
разуму, но и к совести читателя".
- |
Награды:
В 1988 году
Дмитрий Александрович Биленкин
был посмертно удостоен
Премии имени И.А. Ефремова.
|