Родился 29 марта (11
апреля)
1899 года в городе Ковно
Царства Польского
в составе Российской Империи (ныне
- город Каунас, Литва).
Выходец из дворянской семьи,
Владимир Антонович Чижевский
учился
до революции в юнкерском училище.
После революции встал на сторону советской власти.
В 1919 году ушёл добровольцем на Гражданскою войну в
рядах
Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Затем он поступил в Военно-воздушную
Академию
РККА
имени Профессора Н.Е. Жуковского, которую окончил в 1926
году.
В 1928 году
Владимир Антонович
пришёл
на работу
в Центральный
аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского.
С 1931 года он являлся Начальником бюро особых
конструкций
(БОК),
затем - Начальником бригады Центрального конструкторского бюро
Московского авиационного завода № 39 имени В.Р.
Менжинского.
Занимался разработкой экспериментальных высотных самолетов
с герметическими кабинами, а также самолётами созданными
по типу "летающих крыльев".
Был одним из разработчиков самолётов БОК-1, БОК-5,
БОК-7 и БОК-15.
Особое место в жизни
Владимира Антоновича Чижевского
занимает работа
над созданием первых советских стратостатов, по сути открывших
человечеству
путь для покорения больших высот и проведения
фундаментальных научных
работ, в том числе изучения космических лучей.
О полёте стратостата "СССР-1"
Запуск стратостата состоялся в Подмосковье 30
сентября 1933 года
в 08 часов 40 минут.
В тот же день около 17-ти часов, достигнув
рекордной высоты
19 000 метров
(по показаниям приборов
- прим.) стратостат приземлился около Коломенского
завода.
Мировой рекорд
высоты был зафиксирован специально сформированной
для этого комиссией.
В гондоле
находился экипаж:
Прокофьев Георгий Алексеевич
- командир экипажа, военный лётчик;
Годунов Константин Дмитриевич
-
инженер, Начальник конструкторского бюро
Научно-опытного института резиновой промышленности;
Бирнбаум Эрнест Карлович
-
пилот стратостата, помощник Начальника 1-го сектора управления боевой подготовки Управления ВВС
РККА.
Гондола созданная по проекту
В.А. Чижевского имела шарообразную форму
диаметром 2, 3 метра и 9 иллюминаторов диаметром
120 и 150 миллиметров
для кругового обзора.
Изготовлена гондола была на Московском авиазаводе №
39 имени В.Р. Менжинского.
Для проведения научных исследований стратосферы в
гондоле и снаружи её были установлены приборы для исследования космических
лучей, электрического поля и электропроводности воздуха, а также точные
навигационные приборы: альтиметры, секстант, термометры, самопишущие
барографы, метеорографы и вариометр.
На борту стратостата располагалась
мощная радиостанция.
На стропах вне гондолы были подвешены специальные
приборы для взятия проб воздуха.
Оболочка стратостата отличалась от оболочек обычных аэростатов своими
размерами -
её объем составлял
24500 м³.
Изготовили оболочку на Московском
заводе "Каучук" под руководством
К.Д. Годунова.
На неё пошло примерно 5000
погонных метров перкалевой материи производства
Богородско-Глуховской
мануфактуры, на которую нанесли тонкие слои специального резинового состава.
Рецептуру и технологические процессы для изготовления ткани оболочки
разработали сотрудники Научно-исследовательского института резиновой
промышленности
Е.Н. Кузина и
Г.К. Левитина.
О стратостате "Осовиахим-1"
История его создания начинается в 1930 году, когда несколько талантливых инженеров Ленинградского отделения ОСОАВИАХИМ загорелись идеей построить новый стратостат
для покорения
рекордных для того времени высот.
Однако из-за финансовых трудностей
непосредственная работа над проектом
началась только в конце 1932 года.
Главным конструктором стратостата был назначен
Андрей Богданович Васенко,
руководителем работ,
опытный инженер
Евгений Ефимович Чертовский.
Руководил комиссией по проверке гондолы на герметичность
Владимир Антонович Чижевский.
В июне 1933 года оболочка стратостата была доведена в объёме до
24940 м³.
В августе того же года готовый стратостат осмотрела комиссия Гражданского
воздушного
флота под руководством
В.А. Спасского.
Несмотря на то, что работа по люку кабины была признана неудовлетворительной
(были сложности с
закрытием люка),
комиссия допустила
летательный
аппарат к эксплуатации.
Для проведения научных опытов и наблюдений стратостат
"Осовиахим-1" был оснащён
лучшими на то время приборами, созданными в Главной геофизической
обсерватории,
часть оборудования подготовили в Радиевом и Физико‑техническом
институтах.
Руководителем работ по исследованию космических лучей являлся
выдающийся физик, академик
Абрам Фёдорович Иоффе.
Институт экспериментальной биологии ходатайствовал, чтобы в
стратосферу
взяли мушек‑дрозофил.
Первоначально старт "Осоавиахима-1" был
назначен на 30 сентября 1933 года,
но метеоусловия заставили повременить с
полётом.
Из-за неулучшающейся погоды полёт стратостата по решению
Центрального
совета Осоавиахима отсрочили до тёплых дней весны 1934 года.
Научную аппаратуру гондолы демонтировали и отправили в Ленинград,
оболочку
стратостата сложили и убрали в чехол.
Однако, из-за идейно-революционного и авантюрного выступления перед
журналистами командира стратостата "СССР-1"
Г.А. Прокофьева
(о готовности экипажа к
осуществлению зимнего полёта),
возглавивший экипаж "Осоавиахима-1"
П.Ф. Федосеенко подал рапорт
в Центральный совет Осоавиахима
с предложением осуществить этот полёт его экипажу.
ЦСО дал добро, и стратонавты приступили к подготовке.
Несмотря на все усилия членов Осоавиахима, подготовить
полёт в 1933 году не удалось,
и его вновь перенесли на январь 1934 года.
28 января 1934 года "Осоавиахим-1" был доставлен к месту старта в Кунцево.
Полёт было решено посвятить XVII съезду ВКП (б), который проходил в те дни
в Москве,
о чём члены экипажа сделали ряд выступлений в центральных газетах
и выступили по радио.
По окончании предполётной подготовки стратостат "Осоавиахим-1"
с экипажем в составе командира
Павла Фёдоровича Федосеенко,
инженера-аэролога
Андрея Богдановича Васенко
и научного сотрудника,
физика
Ильи Давыдовича Усыскина
оторвался
от Земли.
В 11 часов 49 минут экипаж стратостата передав к этому времени
радиограмму
с "Приветственным словом XVII съезду Партии" и сообщив о
проведении исследований в области космических лучей,
временно (согласно
радиограмме)
прекратили приём
и передачу, для того чтобы включить патроны
для поглощения углекислоты.
Около полудня связь с экипажем была утрачена, и о его судьбе
ничего
не было известно около пяти часов.
Около 17 часов покорёженная
гондола была обнаружена в 16 километрах от станции Кадошкино Московско-Казанской
железной дороги
(около деревни Потиж-Острог
Инсарского района Мордовской
автономной области).
Полностью политизированный полёт завершился ужасной катастрофой.
Всё оборудование
стратостата было разбито, члены экипажа погибли.
Тщательное изучение
дневников, бортжурнала и показаний приборов
позволило по большей части
установить картину катастрофы.
По официальному заключению причиной аварии стратосферного аэростата стало
превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата
(около 20, 5 километров).
Вследствие перегрева солнечным теплом оболочки, произошёл сброс объёма газа,
что затем сказалось на скорости спуска.
Снижение происходило слишком быстро, скорость падения стала критической, и
на высоте около двух километров произошёл отрыв гондолы от баллона.
Дополнительными факторами, повлиявшими на исход полёта, были слабое
крепление гондолы, запутывание клапанной верёвки и сложные условия полёта.
Неосуществлённый полёт стратостата "СССР-2"
Тем не менее, несмотря на тяжелейший удар по программе
осуществления полётов стратостатов,
в мае 1934 года Научно-исследовательский институт резиновой промышленности получил
от военных заказ на
изготовление оболочки для гигантского стратостата "СССР-2"
объемом
300000 м³.
Планировалось, что новый стратостат поднимется на
высоту
30 километров.
Его проект разработали инженеры
В.А. Чижевский и
К.Д. Годунов.
Старт "СССР-2" с двухместной гондолой с Г.А.
Прокофьевым и
К.Д. Годуновым
был намечен на 5 сентября 1934 года.
Ночью начали закачивать водород.
Учитывая огромный объем оболочки, все очень торопились, чтобы начать подъем
рано утром, когда обычно бывает штиль.
При наполнении оболочки неожиданно произошло её воспламенение из-за
электризации шёлковой ткани при её "шевелении" под действием нагнетаемого
внутрь газа.
Одной искры оказалось достаточно, чтобы воспламенить водород.
Всего за пять минут огонь полностью уничтожил стратостат.
К счастью, обошлось без человеческих жертв.
Неудачи 1934 года вызвали со стороны руководства
страны настороженное
отношение к новым проектам стратостатов.
Когда в 1935 году воздухоплаватели планировали установить новый рекорд
высоты
на лёгком стратостате в крошечной одноместной кабине, где не было даже
радиостанции
для связи с Землей и отсутствовала система амортизации, Нарком обороны СССР
К.Е.
Ворошилов, узнав об этом, наложил резолюцию о запрете полёта.
После окончательного закрытия проектов по созданию новых
стратостатов
Владимир Антонович Чижевский
был переведён на должность Главного
конструктора Смоленского авиационного завода.
В 1939 году по подложному обвинению он был арестован органами НКВД
и до 1941 года находился в заключении в ЦКБ-29 НКВД,
работал в бригаде
Андрея Николаевича Туполева.
После освобождения
В.А. Чижевский
продолжил работу в Конструкторском
бюро под руководством легендарного авиаконструктора.
Владимир Антонович
являлся Начальником бригады центроплана,
затем - Начальником отдела центроплана и заместителем Начальника
каркасного отделения.
С начала 1950-х годов он руководил работами по опытному
штурмовику, пикирующему бомбардировщику и торпедоносцу Ту-91,
отличавшемуся рядом оригинальных
компоновочных и конструктивных решений и имевшему выдающиеся
для данного класса самолётов тактико-технические и лётные данные.
Награды:
"Отмечая блестящее выполнение задания правительств организаторами и
участниками полета стратостата "СССР-1", вписавшими новые славные страницы
в
историю Советской авиации и изучение стратосферы, а также исключительную
энергию и знание дела рабочих и конструкторов по постройке стратостата"
14 ноября 1933 года Президиум Центрального Исполнительного
Комитета Союза ССР
наградил членов экипажа и создателей
стратостата
Высшими Государственными наградами.
Чижевский Владимир Антонович,
Начальник бригады Центрального
конструкторского бюро завода № 39, был
награждён орденом Ленина
("За
выдающиеся технические заслуги при непосредственном
конструировании гондолы
первого в Союзе ССР стратостата").
В 1949 году
Владимир Антонович Чижевский
был удостоен Сталинской премии.
Кроме этого он был награждён ещё двумя орденами Ленина, орденом
Отечественной войны I степени,
тремя орденами Красной Звезды, медалями.
|