Родился
2 сентября 1906 года
в
городе Акмолинске,
Акмолинского уезда, Акмолинской области, Российской империи (ныне -
город Астана,
столица Республики Казахстан)
в богатой купеческой семье.
Мать будущего писателя была учительницей, а отец являлся владельцем
протезной фабрики.
Во время Гражданской войны Пётр
Григорьевич Казанцев был мобилизирован
в Белую армию, затем перешёл к Красноармейцам и вернулся с войны инвалидом.
Александр Петрович Казанцев
окончил Томский технологический институт,
работал инженером-механиком на Белорецком металлургическом заводе,
затем занялся изобретательством и перешёл на работу во
Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики.
В 1939 году он был Главным инженером промышленного отдела советского
павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Об этой выставке он написал свой первый очерк в журнале "Новый мир"
(1939
год, № 12).
Александр Петрович
-
участник Великой Отечественной войны.
Прошёл путь от рядового до полковника.
Работая в Конструкторском бюро Артиллерийского завода № 8 в
Подмосковных Подлипках (ныне
- город Королёв, Московской области)
он изобрёл танкетку, управляемую по
проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда
(в
Москве, на Поклонной горе, в музее Великой Отечественной войны,
представлен её экземпляр -
прим.).
В конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны СССР
- находился в командировке в Австрии, где занимался
демонтажом заводов, работавших на нацистов, и направлял
демонтированное оборудование в СССР.
В
фантастической литературе дебютировал в 1936 году, заняв 1-е место
на конкурсе киносценариев с написанным вместе с Директором
Ленинградского Дома учёных, будущим членом-корреспондентом Академии наук
СССР и физиком-теоретиком
Израилем Соломоновичем Шапиро
сценарием фантастического фильма "Аренида",
который позже стал сюжетной основой романа
"Пылающий остров".
Публикация романа (в
1940—1941 годах его печатала с продолжением газета "Пионерская
правда")
стала началом 60-летней литературной карьеры
Александра Петровича Казанцева.
Уже в 1941 году появляется в печати фрагмент его романа
"Арктический мост"
(полностью опубликован
в 1946 году),
в 1952 году издается "Мол "Северный"
(переработан в
1956 году в роман "Полярная мечта",
а в 1970 году - в роман "Подводное солнце"),
а в 1964 году вышел в свет роман
"Льды возвращаются".
А.П.
Казанцев очень точно и совершенно буквально воспринял эстетические и
идеологические установки своего времени, и его романы идеально
соответствовали "линии партии".
Вместе с тем он боролся против гегемонии так
называемой "фантастики ближнего прицела", за "космическую" тему в
фантастической литературе.
Роман
"Внуки Марса" (1959,
другое название - "Планета бурь"),
в 1962 году был экранизирован Павлом Клушанцевым под названием
"Планета бурь".
(открыть ссылку)
После выхода в свет революционной
"Туманности Андромеды"
Ивана Ефремова
в
советской фантастической литературе происходили серьёзные изменения,
которые
А.П. Казанцев чувствовал, но
эстетически и идеологически принять их не мог, и
потому занял позицию активного консерватизма, которой последовательно
придерживался всю оставшуюся жизнь.
В конце 1970-х - начале 1980-х годов Александр
Петрович был фактически одним
из рецензентов Роскомиздата в области
фантастических произведений.
В своей жизни он проявил большую принципиальность и мужество и
единственный
из писателей активно выступил в защиту
Ивана Антоновича Ефремова,
когда
против него начались гонения со стороны КГБ.
Александр
Петрович
Казанцев проявлял большой интерес
к загадкам науки
и трактовал их по-своему.
Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений,
посвящённых загадке Тунгусского метеорита
("Взрыв",
"Гость из космоса",
"Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров").
В них он высказывал версию, что
"метеорит на самом
деле был кораблём инопланетных пришельцев, который взорвался при
посадке".
Он указывал на сходства атомного взрыва в Хиросиме и взрыва
метеорита,
что, по его мнению, свидетельствовало в пользу
искусственной природы этого тела.
Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой
о палеоконтактах, скрупулезно собирал
информацию о легендах и археологических находках,
которые могли бы подтвердить эту гипотезу, продолжал писать статьи
и эссе на эту тему.
Александра Петровича Казанцева
по праву можно назвать одним из пионеров
советской (отечественной)
уфологии.
Стоит отметить также, что благодаря тесному и творческому
контакту с Выдающимся учёным и исследователем тайн Вселенной,
Профессором
Феликсом Юрьевичем Зигелем
Александр Петрович Казанцев
выступал как соавтор
театрализованных лекций-спектаклей
(с участием артистов Московских театров)
которые с огромным успехом проходили в Московском Геодезическом институте
и Московском планетарии.
Так по его роману "Взрыв"
Ф.Ю. Зигелем был
поставлен спектакль
"Тунгусский метеорит".
Возвращение
А.П. Казанцева к
активной литературной работе состоялось
в начале 1970-х годов.
В этот период им были написаны романы
"Сильнее времени"
(1973),
"Фаэты"
(1974),
"Купол Надежды"
(1980),
которые по-прежнему были строго
выдержаны
с идеологической точки зрения.
В это время выходит несколько собраний
сочинений А.П. Казанцева, а
сам он становится одним из активных "моторов" так называемой
"молодогвардейской" школы фантастики.
В 1981 году
Александр Петрович
опубликовал автобиографию - весьма характерный документ, по которому
вполне можно составить представление о том, какую роль отводил
себе писатель в истории науки и литературы.
Иллюстратором многих его произведений был талантливый
и оригинальный художник
Виталий Григорьевич Лукьянец.
В 1980-е годы
Александр Петрович
Казанцев издает романы о
Пьере Ферма
("Острее
шпаги", 1984) и о
Сирано де Бержераке
("Клокочущая пустота", 1986),
где
пытается соединить свои обычные фантастические идеи с антуражем
"мушкетерского" исторического романа.
Произведения следующих лет вполне
укладываются в уже освоенные им темы - это трилогия коммунистических утопий
"Тайна нуля",
"Донкихоты Вселенной"
и
"Спустя тысячелетие"
(переизданы в
1997 году),
дилогия "Иномиры"
(1997)
и историко-фантастическая дилогия
"Звезда Нострадамуса"
(2000).
В 2001 году был издан также
историко-автобиографический роман "Фантаст",
написанный в соавторстве с сыном
Никитой Казанцевым.
Из-за того, что некоторые издательства при издании этого романа,
такие
как "Современник", самовольно вносили свои правки в мемуары писателя,
к примеру, корректор
Серганова
назвала предателем молодогвардейца Олега
Кошевого,
тогда как им был
Г. Почепцов,
Александр Петрович
перенёс инфаркт.
А.П. Казанцев
до конца жизни сохранил верность своим идеалам,
считая себя коммунистом.
Он был известен также как
шахматный композитор.
С 1926 года
он опубликовал 70 этюдов,
многие
из которых отмечены
на
конкурсах
(8 первых призов).
Александр Петрович
-
участник 5-ти личных чемпионатов СССР.
С 1956 года - Международный арбитр по шахматной композиции,
с 1975 года - Международный мастер.
С 1951-го по 1965 год был Председателем комиссии по шахматной
композиции Шахматной федерации СССР.
В книге "Дар Каиссы"
соединены фантастические рассказы
и шахматные этюды автора.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1985 года
"За участие в боях с немецко-фашистскими
захватчиками и в честь 40-летия
Победы Советского народа в Великой Отечественной войне"
Александр Петрович Казанцев
был награждён
орденом Отечественной войны
II
степени.
Он был
также награждён
орденами Красной Звезды,
Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, "Знак Почёта",
медалью
"За Победу над
Германией в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов" (1945)
и другими
наградами.
25 апреля 1981 года
за вклад в развитие фантастики
Александр Петрович Казанцев
был удостоен премии "Аэлита".
|