Роберт Иванович Рождественский
(настоящая фамилия
-
Петкевич)
родился 20 июня 1932 года в селе Косиха,
Западно-Сибирского края
(ныне - районный
центр Алтайского края)
в семье
Петкевича Станислава Никодимовича
- потомка ссыльных поляков, сотрудника ОГПУ-НКВД
и
Фёдоровой Веры Павловны
(1913 -
2001),
окончившей до войны Омский медицинский институт, затем
прошедшей Великую Отечественную войну военным врачом.
С 1934 года
Роберт
с родителями и бабушкой переехал
в Омск.
Родители разошлись, когда ему было 5 лет.
С уходом матери на войну,
Роберт остался
с бабушкой
Надеждой Алексеевной Фёдоровой.
Первая публикация
Роберта
- это стихотворение
"С винтовкой мой папа уходит в поход…"
("Омская
правда", 8 июля 1941 года).
Свой первый, девятирублевый гонорар юный поэт перечислил в
Фонд обороны.
В 1943 году он учился в военно-музыкальной школе.
В апреле 1943 года, после смерти бабушки, мать
Роберта -
Вера Павловна
приехала ненадолго
в отпуск, чтобы прописать в
свою квартиру свою сестру.
Роберт
жил
с тётей и двоюродной сестрой
до 1944 года.
Потом мать решила забрать сына к себе, оформив его как сына
полка.
Однако по дороге, в Москве, она изменила своё
решение, и
Роберт
попал
в Даниловский детский приёмник.
В 1945 году
Вера Павловна
вышла замуж
за однополчанина, офицера
Рождественского Ивана Ивановича
(1899-1976),
после чего
Роберт получил
фамилию
и отчество отчима.
Семье
Рождественских
часто приходилось переезжать
с места на место.
Сначала это был Кенигсберг, потом Каунас, затем Таганрог,
потом Вена.
Самое сложное, для юного поэта, было менять школы, а
значит, товарищей,
компании.
Нелегко было этому застенчивому, с дефектом речи парню,
знакомиться
с новыми товарищами, быть вечным новичком.
Заканчивать школьное обучение
Роберту Рождественскому
пришлось в
Ленинграде.
Он мечтал о Московском Литературном институте имени М. Горького.
И в 1951 году его мечта осуществилась - он стал студентом первого
курса
этого института.
Молодой поэт сразу же окунулся в атмосферу литературных споров,
коридорных дискуссий, дружеских встреч и посиделок.
Здесь в литинституте судьба свела его с
Евгением Евтушенко,
Расулом Гамзатовым,
Григорием Баклановым
и
Владимиром Соколовым,
с которыми была связана дальнейшая творческая и человеческая
дружба.
Здесь
в 1953 году,
Роберт Иванович
Рождественский
встретил свою
первую и единственную любовь,
студентку отделения критики
Аллу Борисовну Кирееву
(1933 - 2015),
ставшею его женой и матерью их двух
прекрасных
творчески одарённых дочерей.
Невозможно, кажется подсчитать,
сколько у
Р.И. Рождественского
стихотворений посвящено любимой.
Где бы ни был поэт, мысль его неизменно возвращалась к родному
дому.
Он обращался к своей супруге из Америки в стихотворении
"Оттуда"
и с дрейфующей льдины
("Я уехал от
весны"), с
целины
"Ожидание".
Мысль о любви помогала ему переносить и разлуку и невзгоды.
В 1952 году стихи
Роберта Рождественского
были напечатаны
в журнале "Смена",
а несколько позже стали печататься и в других центральных
изданиях.
Его первая книга стихов
"Флаги весны"
вышла в 1955 году в Петрозаводске,
а через год в Москве был издан второй сборник
"Испытание".
Затем поэтические сборники, стали выходить с завидной
регулярностью.
Их насчитывается более семидесяти.
Поэт много и легко печатался.
Он объездил весь мир, практически
никогда не нуждался материально.
Популярность у него была огромная: книги расхватывались, творческие вечера
проходили
при полных залах, и всегда - бурные аплодисменты и овации.
Публика Роберта
Ивановича
обширна.
Это строители БАМа и академики,
студенты и школьники, учёные и рабочие,
военнослужащие и ветераны войны и труда, создатели
ракетно-
космической техники и космонавты.
Р.И. Рождественский
со своим энергичным, пафосным,
"боевым" литературным
стилем выступил продолжателем традиций
Владимира Маяковского.
Роберт Иванович
также занимался переводами зарубежных
и советских поэтов.
Роберт Иванович
работал со многими
советскими (российскими)
композиторами
и он стал соавтором около двухсот песен,
многие из которых стали эталоном песенного творчества.
В своих произведениях он обращался к актуальным темам:
борьба
за мир, преодоление социальной
несправедливости
и национальной вражды, уроки Великой
Отечественной войны,
красота человеческих отношений, морально-этические обязательства,
трудности и радости повседневной жизни, зарубежные
впечатления.
Роберт Иванович
не раз обращался к
проблемам освоения космоса.
Эта тема проходит "красной нитью" через творчество поэта.
В стихотворении
"Жёны космонавтов"
Роберт Иванович
обращается к женщинам
с просьбой о понимании и верности, а в
поэме
"Посвящение"
есть строки
поэта посвящённые первым покорителям космоса.
Теме освоения космоса посвящены также следующие песни на стихи
Роберта Ивановича Рождественского:
"Вопрос" ([mp3]
[текст
песни] музыка Александры Пахмутовой,
запись 1981 года)
в исполнении Большого детского хора
под управлением В.С. Попова;
"Это большой мир"
([mp3]
[текст
песни] музыка
Владимира Чернышёва,
из кинодилогии Ричарда Викторова
"Москва-Кассиопея" - "Отроки во Вселенной")
в исполнении
Геннадия Белова;
открыть
ссылку
открыть
ссылку
"Притяжение Земли"
([mp3]
[текст
песни] музыка
Давида Тухманова,
из документального фильма
"Обычный космос"
(1978 год),
посвящённого полёту экипажа второй основной экспедиции на
орбитальную станцию "Салют-4"
в составе
П.И. Климука
и
В.И. Севастьянова).
открыть
ссылку
открыть
ссылку
А песня
"Н.Л.О."
([mp3]
[текст
песни] музыка
Давида Тухманова,
запись 1981 года),
в исполнении
рок-группы "Москва" по всей видимости стала ответом поэта на
аномальный природный феномен происходивший в период с сентября 1977 года
по февраль 1978 года
в небе над Петрозаводском и описанный уфологами как
неопознанный
летающий объект.
Именно, после "Петрозаводского феномена" в прессе
участились публикации,
подогревающие интерес у любителей сверхъестественного и
фантастического,
на что обратил внимание поэт.
Все, кто
любил творчество
Р.И. Рождественского
чутко улавливали вызовы времени,
другими ещё неуслышанные.
Поэтому поэт так остро чувствовал свою обязанность перед поэзией - вернуть
ей имена всех незаслуженно забытых поэтов.
Именно
Роберт Иванович
возглавил Комиссию
по литературному наследию
Владимира Высоцкого
при Союзе писателей СССР и был
издателем первого официального сборника его стихов, вышедшего в
1981 году под очень ёмким
названием
"Нерв".
Возвращение
Марины Ивановны Цветаевой
в отечественную литературу тоже
случилось во многом благодаря усилиям
Роберта Рождественского: поэт помог
открыть в Москве её Дом-музей.
С 1986 года он являлся Председателем Комиссии по литературному
наследию
Осипа Мандельштама,
принимал непосредственное участие в деле
о его реабилитации.
Также Роберт Иванович работал в игровом и
анимационном кино,
был ведущим передачи
"Документальный экран".
Был членом жюри 26-го и 32-го Международных кинофестивалей
в Каннах (в
1973-м и в 1979 годах, соответственно).
К концу жизни откровения даются многим.
Но не все способны ими распорядиться.
Роберту Рождественскому
этот дар был дан сполна.
Будучи тяжело больным, уединившись на своей даче в
Переделкино, поэт создал лучшую свою лирику, которая
впоследствии и составила редкий по своей пронзительности и
жизнелюбию сборник "Последние стихи
Роберта Рождественского", который был
опубликован уже после его смерти.
Награды:
В 1966 году Роберт
Рождественский стал первым обладателем
"Золотого венца" Стружских вечеров поэзии.
В 1970 году
Рождественский Роберт Иванович был удостоен
Премии
Московского комсомола.
Постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ "О присуждении
Премий Ленинского комсомола
в области литературы, искусства и журналистики" от 27 октября 1972 года
Рождественский Роберт Иванович
был удостоен Премии Ленинского комсомола
-
"за стихи о молодом современнике - гражданине, патриоте, активном
строителе коммунистического общества".
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 ноября
1980 года
Рождественский Роберт
Иванович был удостоен Государственной премии
СССР
за 1979 год - "за книгу стихов "Голос народа"
(изданную в 1977 году)
и поэму "210 шагов" (изданную в 1978 году)".
|