-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Заслуженный лётчик-испытатель СССР
;
лётчик-испытатель Иркутского
Авиационного завода
;
лётчик-испытатель Экспериментального
Машиностроительного завода
имени В.М. Мясищева
;
капитан запаса

 
 
-
     
 

--
Эдуард Николаевич Чельцов родился 13 ноября 1933 года в деревне Дудино
Химкинского района Московской области
(в настоящее время деревни не существует и её бывшая территория входит в состав села Ангелово
, городского округа Красногорск Московской области, недалеко от современного Пятницкого шоссе).

В 1952 году он окончил 10 классов средней школы.
До призыва в армию Эдуард Чельцов
занимался самолётным спортом
в Центральном Аэроклубе имени В.П.Чкалова.

В связи с поступлением в Чугуевское Военное Авиационное училище лётчиков,
в ноябре 1953 года
Чельцов Эдуард Николаевич был призван в Вооружённые
силы СССР
.
В 1954 году он был переведён в
Черниговское Военное Авиационное училище
лётчиков
, которое окончил в 1955 году.

По окончании училища лейтенант
Э.Н. Чельцов служил в авиации войск
Противоздушной обороны страны
в Прибалтийском округе ПВО
(в районе городов Даугавпилс (Литва) и Таллинн (Эстония)).

В связи с поступлением в Школу лётчиков-испытателей при Лётно-исследовательском институте
(Московская область, город Жуковский), Приказом министра обороны СССР
в мае 1960 года старший лейтенант
Чельцов Эдуард Николаевич был уволен
из Вооружённых сил СССР.
В 1965 году ему было присвоено воинское звание "капитан запаса".

После окончания школы, с 1963 года он работал лётчиком-испытателем Иркутского
авиационного завода № 125
, а в 1973 году
Эдуард Николаевич был назначен
на должность
Старшего лётчика-испытателя.

В январе 1966 года в качестве второго пилота он провёл первые испытания
турбовинтового военно-транспортного самолёта Ан-24Т
и проводил испытания
этого самолёта
до 1971 года.


Кроме того
, Э.Н. Чельцов испытывал серийные самолёты: многоцелевой
сверхзвуковой реактивный военный Як-28
(в 1963-1972 годах), многоцелевой
истребитель третьего поколения
с верхним расположением крыла изменяемой
стреловидности МиГ-23УБ
(учебно-боевой - прим., в 1970-1978 годах),
сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения с крылом
изменяемой стреловидности МиГ-27
(в 1973-1980 годах) и их модификации.
Он участвовал в демонстрационных полётах самолётов своего завода
во многих странах Азии, Африки и на Кубе
(в 1979 году).

Перейти по ссылке на статью, где опубликован группрврй портрет лётчиков-испытателей Иркутского Авиационного завода

Очень точно
, как пилота, отражает характеристика, данная
Эдуарду Николаевичу руководством Иркутского авиазавода:
-

-
......"...летает с большим желанием, в полётах вынослив, летает в простых и сложных метеоусловиях. В сложной обстановке действует грамотно и уверенно!".
-

-
С 1980 года
Эдуард Николаевич Чельцов работал в городе Жуковском Московской области в должности лётчика-испытателя Экспериментального Машиностроительного завода, со 2 июня 1981 года носящего имя В.М. Мясищева.

26 мая 1982 года он выполнил первый полёт и провёл испытания высотного реактивного дозвукового самолёта М-17/2 "Стратосфера", успешно
подняв его
с аэродрома в городе Жуковском.

5 апреля 1981 года
Э.Н. Чельцов участвовал в авиационном Фестивале, проходившем
на аэродроме Юбилейный Космодрома Байконур и посвящённом 30-летию полёта
Ю.А. Гагарина, в качестве Командира тяжёлого транспортного самолёта
ВМ-Т "Атлант"
(он же - 3М-Т), разработанного в Опытном конструкторским бюро Экспериментального Машиностроительного завода имени В.М. Мясищева,
и предназначенного для транспортировки с заводов на Космодром Байконур
агрегатов ракетно-космических комплексов
.
На самолёте был закреплён груз
1ГТ.

21 декабря 1982 года он в качестве второго пилота
(вместе с лётчиком-испытателем
ЭМЗ имени В.М. Мясищева
) участвовал в испытаниях самолёта ВМ-Т "Атлант"
с закреплённым на "спине" крупно-габаритным грузом
(3ГТ) - головным и хвостовым
обтекателями груза
1ГТ
1, состыкованными в один агрегат, с размещенным внутри
разобранным
на секции носовым обтекателем груза
2ГТ2.
-

Примечание:
......
1.1ГТ - водородный бак центральной ступени ракеты-носителя "Энергия", с носовым и хвостовым обтекателями;
......
2.2ГТ - кислородный бак, приборный и двигательный отсеки, головная часть центральной ступени ракеты "Энергия", объединенные в один агрегат, с носовым обтекателем, разбираемым на секции, и головной частью, используемой как хвостовой обтекатель.

-


6 мая 1982 года
Э.Н. Чельцов выполнил первый испытательный полёт высотного самолета М-17 "Стратосфера".

1 марта 1983 года экипаж самолёта ВМ-Т "Атлант" в составе командира экипажа
Анатолия Петровича Кучеренко и второго пилота Эдуарда Николаевича Чельцова
выполнили первый испытательный полёт
с планером "Бурана".
В декабре 1984 года они осуществили транспортировку планера "Бурана" по маршруту
Жуковский-Куйбышев-Ленинск
(Байконур), а 23 марта 1988 года они с выключенным
из-за утечки топлива внутренним левым бортовым двигателем доставили
на Космодром Байконур первый экземпляр Космического корабля многоразового
использования "Буран"
, показав при этом высочайшее
профессиональное мастерство
.



В конце 1984 года Э.Н. Чельцов успешно провёл испытания этого самолёта
по дозаправке в воздухе, в целях выполнения (в будущем) перелётов
с грузами без промежуточных приземлений.
Но практика показала, что после этих испытаний и доработки систем ни одной дозаправки в воздухе во время транспортных рейсов так и не было выполнено.


16 августа 1988 года он совершил испытательный полёт на первом экземпляре
высотного дозвукового самолёта М-55 "Геофизика"
, собранного на Смоленском
Авиационном заводе
, а 24 августа 1992 года он осуществил испытательный полёт
уже
на пятом экземпляре этого же самолёта.

12 апреля 1991 года
Э.Н. Чельцов, как и в апреле 1981 года, участвовал в авиационном параде, проходившем на аэродроме Юбилейном Космодрома Байконур,
на этот раз
посвящённом Дню космонавтики и 4
0-й годовщине полёта
Ю.А. Гагарина, в качестве Командира тяжёлого транспортного самолёта
ВМ-Т "Атлант"
.

Байконур. 12 апреля 1991 года (серия фотографий Сергея Грачёва опубликованная на сайте "Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса")


В общей сложности Эдуард Николаевич испытал и освоил 39 типов воздушных
судов
, от Як-18 и вертолетов Ми-1 и Ми-4 до ВМ-Т "Атланта", М-17 и М-55.
Его общий налёт составил более 4500 часов
.


Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1975 года
,
"За многолетнюю творческую работу в области лётных испытаний
и исследований новой авиационной техники"

лётчику-испытателю Иркутского Авиационного завода
Чельцову Эдуарду Николаевичу было присвоено
Почётное звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".

Он был награждён орденами Ленина (1974), Трудового Красного
Знамени
(1971), медалями.
-

 
-
 

-
Выдающийся лётчик-испытатель Эдуард Николаевич Чельцов
трагически погиб
29 мая 1995 года при выполнении очередного
испытательного полёта на самолёте М-55 "Геофизика"
.
Самолёт с бортовым номером
RA - 01552 упал рядом со взлётной
полосой аэродрома вблизи города Жуковского Московской области
.
-
Версия гибели Э.Н. Чельцова, опубликованная в статье
"Геофизика" - наследница "Стратосферы":
(
авторы - Александр Чечин, Николай Околелов;
журнал "Авиация и время", № 10, 2010 год):
-

-
......."Истинная причина катастрофы так и осталась невыясненной
. Анализ записей аварийного самописца не позволил однозначно сделать какие-либо выводы.
.......Существует версия, что облачённый в высотное снаряжение 62-летний лётчик, ожидавший в кабине самолёта в жаркий день почти два часа разрешения на вылет, потерял на какие-то мгновения сознание во время взлёта.
.......Разбег и отрыв были выполнены нормально, но во время разгона начались странности. Особенность [самолёта] М-55 такова, что в это время происходит интенсивная продольная перебалансировка самолёта, возникает значительный кабрирующий момент, на ручке управления (РУС) появляются всё возрастающие "давящие" усилия, и лётчик для их снятия должен полностью "отдать" триммер на пикирование. Однако вместо этого лётчик по непонятной причине отклонил триммер элеронов. Судя по записям, потом он пытался что-то сделать и боролся с развивающимся правым креном, который достиг 60°. Почему-то он не перевёл двигатели на "малый газ", что сразу же привело бы к обратной перебалансировке самолёта и, как следствие, уменьшению усилий на РУС, которые достигли уже почти 40 кг.
.......Самолёт набрал высоту 500 м[етров], за счёт крена опустил нос, и на снижении стала расти скорость. Был выполнен правый разворот на 270°. Скорость достигла 550 км/ч при ограничении 330 км/ч. Перегрузка также превысила допустимую. Э.Н. Чельцову удалось уменьшить крен до 30°, но потом он опять начал расти, и самолёт столкнулся с землей. Двигатели продолжали работать на взлётном режиме до самого конца. Лётчик не пытался катапультироваться. Весь полёт был настолько скоротечным, что наземные службы управления даже не успели дать пилоту команду на покидание машины..."
-

-
Похоронен
Эдуард Николаевич был в Москве на Митинском кладбище
(уч. № 149), в родственном захоронении, рядом с могилой матери.


(увеличить фото) г. Москва, Митинское кладбище (уч. № 149). Надгробие на могиле Э.Н. Чельцова (август 2017 года)
 увеличить фото

На мести гибели лётчика-испытателя был установлен памятный знак.
(фотографии взяты из статьи "Задворки аэропорта Жуковский. Берег Москва-реки. Лето!";
блог http://users.livejournal.com/-losharic).

(увеличить фото) Московская область, Памятный знак на месте гибели Заслуженного лётчика-испытателя СССР Э.Н. Чельцова рядом со взлётной полосой аэродрома города Жуковского (общий вид, автор фотографии - Ирина Козлитина, сайт http://users.livejournal.com/-losharic) (увеличить фото) Московская область, Памятный знак на месте гибели Заслуженного лётчика-испытателя СССР Э.Н. Чельцова рядом со взлётной полосой аэродрома города Жуковского (фрагмент, автор фотографии - Ирина Козлитина, сайт http://users.livejournal.com/-losharic)
(увеличить фото) Московская область, Памятный знак на месте гибели Заслуженного лётчика-испытателя СССР Э.Н. Чельцова рядом со взлётной полосой аэродрома города Жуковского (фрагмент, автор фотографии - Ирина Козлитина, сайт http://users.livejournal.com/-losharic)

 увеличить фотографии
 

 
-
 

-
При создании страницы использованы
тексты биографии Чельцова Эдуарда Николаевича,
опубликованны
е:
в биографической энциклопедии
"Авиация России"
(
составитель -
М.А. Первов,
Москва: издательский дом
"Столичная энциклопедия", 2009
)
-
(открыть ссылку) "Авиация России" (биографической энциклопедия (анонс), составитель - М.А. Первов, Москва: издательский дом "Столичная энциклопедия", 2009 год)
-
на сайте "Энциклопедия испытателей"
(
автор биографии -
Симонов Андрей Анатольевич):
-

(открыть ссылку) Биография Э.Н. Чельцова на сайте "Испытатели"
 открыть ссылку
-
Ссылки по теме в которых упоминается имя
Чельцова Эдуарда Николаевича
:
-
"Рождение "Атланта""
(глава из книги "Мясищев. Неудобный гений";
серия "Забытые победы советской авиации";
автор - Якубович Николай Васильевич;
г. Москва, Издательство "Яуза"; 2013 год
)
-
(открыть ссылку) Рождение "Атланта" (глава из книги "Мясищев. Неудобный гений"; серия "Забытые победы советской авиации"; автор - Якубович Николай Васильевич; г. Москва, Издательство "Яуза"; 2013 год)
 открыть ссылку
-
"Парад суверенитетов"
(глава из интернет-издания "Буран";
автор - Грачёв Сергей Иванович;
сайт
"Буран.ру. Энциклопедия
крылатого космоса"
)
-
(открыть ссылку) "Парад суверенитетов" (глава из интернет-издания "Буран"; автор - Грачёв Сергей Иванович; сайт "Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса")
 открыть ссылку
-
"Воздушная транспортировка"
(статья опубликованная на сайте
"Буран.ру. Энциклопедия
крылатого космоса"
)
-
(открыть ссылку) "Воздушная транспортировка" (статья опубликованная на сайте "Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса")
 открыть ссылку
-
"Спасение "Бурана""
(статья опубликованная в журнале
"Крылья Родины"
 (№ 4, апрель 1990 года
;
автор - Вячеслав Казьмин),
а также на сайте

"Буран.ру. Энциклопедия
крылатого космоса"
)
-
(открыть ссылку) "Спасение "Бурана"" (статья опубликованная в журнале "Крылья Родины" (№ 4, апрель 1990 года; автор - Вячеслав Казьмин), а также на сайте "Буран.ру. Энциклопедия крылатого космоса")
 открыть ссылку
-

 
  -  
 

--
Низкий поклон и Большое Спасибо
Симонову Андрею Анатольевичу,
другу и коллеге по
Обществу некрополистов
и
автору сайтов "Герои страны" и "Испытатели" -
за помощь в создании страницы!
--
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-

 
    -