--
Эдуард Николаевич Чельцов
родился 13 ноября 1933 года в деревне
Дудино
Химкинского района Московской области
(в настоящее время деревни не существует и её
бывшая территория входит в состав села Ангелово,
городского округа Красногорск Московской области, недалеко от
современного Пятницкого шоссе).
В 1952 году он
окончил 10 классов средней школы.
До призыва в армию
Эдуард Чельцов
занимался
самолётным спортом
в Центральном Аэроклубе имени В.П.Чкалова.
В связи с поступлением в Чугуевское Военное
Авиационное училище лётчиков,
в ноябре 1953 года Чельцов
Эдуард Николаевич был призван в
Вооружённые
силы СССР.
В 1954 году он был переведён в
Черниговское
Военное Авиационное училище
лётчиков, которое окончил в 1955 году.
По окончании училища лейтенант
Э.Н. Чельцов служил
в авиации войск
Противоздушной обороны страны в Прибалтийском округе ПВО
(в
районе городов Даугавпилс (Литва)
и Таллинн (Эстония)).
В связи с поступлением в Школу лётчиков-испытателей
при Лётно-исследовательском институте
(Московская область,
город Жуковский),
Приказом министра обороны СССР
в мае 1960 года старший лейтенант
Чельцов Эдуард Николаевич
был уволен
из Вооружённых сил СССР.
В 1965 году ему было присвоено воинское звание "капитан запаса".
После окончания
школы, с 1963
года он
работал лётчиком-испытателем
Иркутского
авиационного завода № 125,
а в 1973 году
Эдуард
Николаевич был назначен
на должность
Старшего
лётчика-испытателя.
В январе 1966 года в качестве второго пилота он
провёл первые испытания
турбовинтового военно-транспортного самолёта Ан-24Т
и проводил испытания
этого самолёта
до 1971 года.
Кроме того,
Э.Н. Чельцов
испытывал серийные самолёты: многоцелевой
сверхзвуковой реактивный военный Як-28
(в 1963-1972 годах),
многоцелевой
истребитель третьего поколения
с верхним расположением крыла изменяемой
стреловидности МиГ-23УБ
(учебно-боевой
- прим., в 1970-1978 годах),
сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения с
крылом
изменяемой стреловидности МиГ-27
(в 1973-1980 годах)
и их модификации.
Он участвовал в демонстрационных полётах самолётов своего завода
во многих странах Азии, Африки и на Кубе
(в 1979 году).
Очень точно,
как пилота, отражает характеристика, данная
Эдуарду Николаевичу
руководством Иркутского авиазавода:
-
-
......"...летает
с большим желанием, в полётах вынослив, летает в простых и
сложных метеоусловиях. В сложной обстановке действует
грамотно и уверенно!".
- |
-
С 1980 года
Эдуард Николаевич Чельцов
работал
в городе Жуковском Московской области
в должности лётчика-испытателя Экспериментального Машиностроительного
завода, со 2 июня 1981 года носящего имя В.М. Мясищева.
26 мая 1982 года он выполнил первый полёт
и
провёл испытания высотного реактивного дозвукового самолёта М-17/2
"Стратосфера", успешно
подняв его с аэродрома в городе Жуковском.
5 апреля 1981 года
Э.Н. Чельцов
участвовал
в авиационном Фестивале, проходившем
на аэродроме Юбилейный Космодрома Байконур и посвящённом
30-летию полёта
Ю.А. Гагарина, в
качестве Командира тяжёлого транспортного самолёта
ВМ-Т "Атлант"
(он же - 3М-Т),
разработанного в Опытном конструкторским бюро Экспериментального
Машиностроительного завода имени В.М. Мясищева,
и предназначенного для транспортировки с заводов на
Космодром Байконур
агрегатов ракетно-космических комплексов.
На самолёте был закреплён груз
1ГТ.
21 декабря 1982 года он в качестве второго пилота
(вместе
с лётчиком-испытателем
ЭМЗ имени В.М. Мясищева)
участвовал
в испытаниях самолёта ВМ-Т "Атлант"
с закреплённым на "спине" крупно-габаритным грузом
(3ГТ) - головным
и хвостовым
обтекателями груза
1ГТ1,
состыкованными в один агрегат, с размещенным внутри
разобранным на секции носовым обтекателем груза
2ГТ2.
-
Примечание:
......1.1ГТ
- водородный бак центральной ступени
ракеты-носителя "Энергия",
с носовым и хвостовым обтекателями;
......2.2ГТ
- кислородный бак,
приборный и двигательный отсеки, головная часть центральной ступени
ракеты "Энергия", объединенные в один агрегат, с носовым
обтекателем, разбираемым на секции, и головной частью,
используемой как хвостовой обтекатель.
-
6 мая 1982 года
Э.Н. Чельцов
выполнил первый испытательный полёт высотного самолета
М-17 "Стратосфера".
1 марта 1983 года экипаж самолёта ВМ-Т "Атлант"
в составе командира экипажа
Анатолия Петровича Кучеренко
и второго пилота
Эдуарда Николаевича Чельцова
выполнили первый испытательный полёт
с планером "Бурана".
В декабре 1984 года они осуществили транспортировку планера "Бурана"
по маршруту
Жуковский-Куйбышев-Ленинск (Байконур),
а 23 марта 1988 года они
с выключенным
из-за утечки топлива внутренним левым бортовым двигателем доставили
на Космодром Байконур первый экземпляр Космического корабля многоразового
использования "Буран", показав
при этом высочайшее
профессиональное мастерство.
В конце 1984 года
Э.Н. Чельцов
успешно провёл испытания этого самолёта
по дозаправке
в воздухе, в целях выполнения
(в будущем)
перелётов
с грузами без промежуточных приземлений.
Но практика показала, что после этих испытаний
и доработки систем
ни одной дозаправки
в воздухе
во время транспортных рейсов
так и не было выполнено.
16 августа 1988 года
он совершил испытательный полёт
на первом экземпляре
высотного дозвукового самолёта М-55 "Геофизика", собранного
на Смоленском
Авиационном заводе, а 24 августа 1992 года он осуществил
испытательный полёт
уже
на пятом экземпляре этого же самолёта.
12 апреля 1991 года
Э.Н. Чельцов,
как и в апреле 1981 года,
участвовал
в авиационном параде, проходившем
на аэродроме Юбилейном Космодрома Байконур,
на этот раз посвящённом
Дню космонавтики и 40-й годовщине полёта
Ю.А. Гагарина, в
качестве Командира тяжёлого транспортного самолёта
ВМ-Т "Атлант".
В общей сложности
Эдуард Николаевич
испытал и освоил 39 типов воздушных
судов, от Як-18
и
вертолетов Ми-1
и Ми-4
до ВМ-Т "Атланта", М-17
и М-55.
Его общий налёт составил более 4500 часов.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа
1975 года,
"За многолетнюю
творческую работу в области лётных испытаний
и исследований новой авиационной техники"
лётчику-испытателю Иркутского Авиационного завода
Чельцову Эдуарду Николаевичу
было присвоено
Почётное звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР".
Он
был награждён
орденами Ленина
(1974),
Трудового Красного
Знамени
(1971),
медалями.
- |