-
 


открыть ссылку на
полноразмерный
фотопортрет


Лётчик
5-го Гвардейского истребительного
авиационного полка 11-й Гвардейской
истребительной авиационной Днепропетровской
Краснознамённой дивизии
1-го Гвардейского
штурмового авиационного Владимир-Волынского
Краснознамённого корпус
а;
Лётчик-испытатель
Государственного
Краснознамённого научно-исследовательского
институте ВВС
;
инженер Лётно-испытательного отдела
Центрального конструкторского бюро
экспериментального машиностроения
(
Научно-производственного объединения
"Энергия"
; Ракетно-космической корпорации
"Энергия" имени С.П. Королёва)
;
полковник в отставке

 
-
-
     
 

-
Игорь Семёнович Глазков родился 1 апреля 1920 года в семье служащего
,
в городе Таганроге - административном центре Таганрогского уезда Донецкой
губернии в составе Украинской ССР
.

Историческая справка:
.....С 7 марта 1923 года по 1 октября 1924 года, город Таганрог являлся центром Таганрогского округа Донецкой губернии Украинской ССР.
.....С 1 октября 1924 года, город Таганрог передан из Донецкой губернии Украинской ССР в состав Юго-Восточной области, позже переименованной в Северо-Кавказский край РСФСР.
.....С 1 октября 1924 года по 4 марта 1929 года, Таганрог являлся городом окружного подчинения и одновременно центром Таганрогского округа Северо-Кавказского края РСФСР.
.....С 4 марта 1929 года по август 1930 года, город Таганрог являлся центром Донского округа Северо-Кавказского края, городом окружного подчинения.
.....С августа 1930 года, город Таганрог после ликвидации окружной системы административно-территориального деления, стал самостоятельной административно-хозяйственной единицей, и до 10 января 1934 года непосредственно подчинялся Северо-Кавказскому краевому исполнительному комитету.
.....Одновременно в период с 2 августа 1926 года по 15 ноября 1933 года, являлся также районным центром Николаевского района (переименованного 4 марта 1929 года в Таганрогский район).
.....С 10 января 1934 года по 13 сентября 1937 года, город Таганрог являлся самостоятельной административно-хозяйственной единицей непосредственно подчинённой Азово-Черноморскому краевому исполнительному комитету, то есть городом краевого значения.
.....С 13 сентября 1937 года по апрель 1962 года, Таганрог являлся городом областного подчинения Ростовской области.
.....С 8 октября 1938 года по апрель 1962 года, был районным центром Таганрогского сельского района Ростовской области.
.....С апреля 1962 года по январь 1965 года, город Таганрог был подчинён Ростовскому областному (промышленному) исполнительному комитету.
.....С января 1965 года по февраль 1989 года Таганрог являлся городом областного подчинения.
.....Город Таганрог сохранил статус города областного подчинения до марта 1994 года.
.....С марта 1994 года по март 2005 года, Таганрог являлся городом областного значения Ростовской области со статусом муниципального образования "Город Таганрог".
.....С марта 2005 года, в ходе реформы местного самоуправления, муниципальное образование "Город Таганрог" получило статус городского округа с прежним наименованием.

По окончании Таганрогского аэроклуба, Игорь Глазков был направлен в Херсонскую
авиационную школу лётчиков Осоавиахима
.

15 декабря 1940 года,
Глазков Игорь Семёнович был призван в ряды Рабоче-
крестьянской Красной Армии Херсонским Городским военным комиссариатом
Николаевской области Украинской ССР
и был зачислен курсантом в Херсонскую
военную авиационную школу пилотов
, по окончании которой служил инструктором-
лётчиком Конотопского военного авиационного училища лётчиков-истребителей
.
-

-

С началом Велико Отечественной войны, несмотря на многочисленные рапорты,
И.С. Глазков не попал на фронт ввиду существовавшего запрета на отправку в
действующую армию пилотов-инструкторов.
В противовес запретам и строгим инструкциям –
"учить взлёту и посадке, остальному
научит война!"
, ИгорьСемёнович пытался давать курсантам первичные навыки
элементов пилотажа
, за что неоднократно командованием предупреждался
о недопустимости
"самовольства и недисциплинированности".

25 октября 1943 года,
И.С. Глазков был осужден судом Военного трибунала
Ташкентского гарнизона
по статье 132 Уголовного кодекса РСФСР с формулировкой
"За злоупотребление служебным положением и систематическое нарушение руководящих документов", после чего был отправлен в отдельный штрафной
батальон 2-го Прибалтийского фронта
.

По результатам ночной атаки батальона на позиции врага методом разведки боем, Военный трибунал 8-й Гвардейской стрелковой дивизии от 4-го февраля 1944 года № 124/93,
Глазков Игорь Семёнович был восстановлен в правах офицерского состава
и отправлен в тыл на излечение, из-за полученной в ходе атаки пулевого
и осколочного ранений и лёгкой контузии.

По окончании лечения, летом 1944-го года, он был направлен в 18-й учебно- тренировочный авиационный полк, где освоил самолёт-истребитель Ла-5, после
чего получил назначение
на должность лётчика в 5-й Гвардейский Авиационный
полк 11-й Гвардейской истребительной авиационной
Днепропетровской дивизии
1-го Гвардейского штурмового авиационного Владимир-Волынского
Краснознамённого корпус
а 1-го Украинского фронта.

Гвардии лейтенант
И.С. Глазков был ведомым у Героя Советского Союза
Г.А. Баевского.
Всего он выполнил 116 боевых вылетов, провёл 17 воздушных боёв, сбил лично
5
и в группе 4 самолёта противника.

Интересный факт:
.....В ноябре 1943 года, Леонид Осипович Утёсов и его дочь Эдит передали лётчикам 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка два самолета Ла-5Ф, к которым прилагался патефон и набор пластинок. Самолёты эти с надписью по левому борту фюзеляжа "Весёлые ребята" не были закреплены за конкретными лётчиками, на них летали лучшие. Удостоился этой чести и гвардии лейтенант Игорь Семёнович Глазков. На одном из них в самом конце войны уже в Германии он летал на "свободную охоту", что считалось вершиной мастерства лётчика-истребителя.


-
После войны, Гвардии капитан И.С. Глазков служил в должности Командира звена
103-го Гвардейского истребительного авиационного полка
(Ленинградская область,
аэродром "Лисий нос"
), где летал на самолётах "Спитфайер-9г" и Як-11.
С 1950-го по 1967 год, он находился на лётно-испытательной работе в Государственном
Краснознамённом научно-исследовательском институте ВВС
, где прошёл должности
от лётчика-испытателя до заместителя Командира эскадрильи.
-
-

Историческая справка:
....С 1967 года - 8-й Государственный Научно-исследовательский институт ВВС имени В.П. Чкалова.
....С 1989 года - 929-й Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) Министерства обороны Российской Федерации имени В.П. Чкалова.

В 1961 году, Приказом Министра обороны СССР, ему было присвоено
воинское звание "полковник"
.

И.С. Глазков активно участвовал в испытаниях первых реактивных самолётов
МиГ-15
и МиГ-17.
Он провёл испытания
: истребителей Ла-9, Ла-11, Як-7; истребителя-бомбардировщика
Як-9
; истребителей-перехватчиков Ла-200, Як-25; учёбно-тренировочного
истребителя Як-11
; американского военно-транспортного самолёта C-47;
стратегического бомбардировщика Ту-4; реактивного многоцелевого самолёта
Ту-16
; первого советского пассажирского самолёта на реактивной тяге Ту-104;
пассажирских самолётов 2-го класса Ту-124, Ту-134; пассажирского и военно-
транспортного самолёта Ли-2
; пассажирского
(транспортного) самолёта для
авиалиний малой
и средней протяжённости Ил-12; ближнемагистрального самолёта
3-го класса Ил-14
; пассажирского самолёта для авиалиний дальней протяжённости
2-го класса Ил-18
; фронтового реактивного самолёта-бомбардировщика Ил-28 -
носителя тактического ядерного оружия
; турбовинтового пассажирского самолёта
3-го класса
для линий малой и средней протяжённости Ан-24; военно-транспортных
самолётов Ан-12
и Ан-26.
-

-

Игорь Семёнович занимался испытаниями космических скафандров
в стратосферных
полетах
, летал на "ЛЛ"
(самолётах - летающих лабораториях) с опытными ядерными
силовыми установками
.
Особенно ярко его способности проявились при испытаниях систем самолётовождения в сложных метеоусловиях, в том числе и по тематике "слепой" посадки самоётов, весьма популярной в то время, за что
(в 1954 году) 1-й класс лётчика-испытателя Приказом Главнокомандующего ВВС был присвоен Глазкову Игорю Семёновичу досрочно и без сдачи экзаменов.

Приказом Министра обороны СССР от 25 сентября 1967 года
, полковник

Глазков Игорь Семёнович был уволен из Вооружённых сил в запас
по выслуге лет
.

С 1967 года, после увольнения с лётно-испытательной работы, до самого последнего
дня
,
Игорь Семёнович работал инженером в Лётно-испытательном отделе Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения,
с 22 мая
1974 года
преобразованном в Научно-производственное объединение "Энергия"
(ныне - Публичное Акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация
"Энергия" имени С.П. Королёва"
; город Королёв Московской области
).
Он принимал участие в работах по многим проектам предприятия, в том числе в
комплексе работ по испытаниям многоразовой ракетно-космической системы
"Энергия-Буран"
.


Игорь Семёнович написал книгу воспоминаний о своей жизни "Будем жить!",
но опубликовать её не смог.

Игорь Семёнович Глазков стал одним из героев книг:
-

-

(открыть ссылку) Н.Г. Ильин, В.П. Рулин. "Гвардейцы в воздухе" (г. Москва; издательство ДОСААФ; 1973 год; серия "Военные мемуары")
 открыть ссылку
-

.....Н.Г. Ильин, В.П. Рулин.
"Гвардейцы в воздухе"
(г. Москва; издательство ДОСААФ;
1973 год; серия "Военные мемуары"
).

.....Авторы книги "Гвардейцы в воздухе" полковник-инженер Н.Г. Ильин и подполковник в отставке В.П. Рулин вместе с полком прошли весь его боевой путь с первого до последнего дня войны. Они принимали активное участие в боевых действиях полка на Западном, Калининском, Юго-Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах. После войны В.П. Рулин демобилизовался, а Н.Г. Ильин продолжал служить в рядах Советской Армии. Он - Кандидат исторических наук.
.....В работе над книгой авторам - боевым товарищам помогали: И. П. Лавейкин, В. И. Попков, Н. М. Калашников, П. Т. Вакулин, Н. А. Шардаков и другие.

-

(открыть ссылку) Н.А. Бондаренко. "В воздухе - испытатели" (г. Москва; издательство ДОСААФ; 1975 год)
 открыть ссылку
-

.....Н.А. Бондаренко.
"в воздухе - испытатели"
(
г. Москва; издательство ДОСААФ; 1975 год).

.....Эта книга о людях мужественной профессии - парашютистах и лётчицах-испытателях. Её автор Н.А. Бондаренко - лётчик-фронтовик, совершивший в годы Великой Отечественной войны 179 боевых вылетов, из них 129 на разведку в тыл противника. После войны он работал лётчиком-испытателем.
.....В книге рассказывается, как авиаторы благодаря мужеству и находчивости, высоким летным качествам, отличному знанию материальной части испытываемой техники выходят победителями порой из самых сложных ситуаций, спасая бесценные опытные образцы летательных аппаратов.

-


 этой книги в сети нет!
-

.....Г.А. Баевский.
"С авиацией через ХХ век"
(
г. Москва; издательство "Дельта-НБ";
2001 год
).

.....Воспоминания прославленного военного лётчика, участника Великой Отечественно войны, Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Баевского Георгия Артуровича.

-

(открыть ссылку) Г.А. Баевский. ""Сталинские соколы" против асов Люфтваффе" (г. Москва; ООО "Издательство "Яуза"; ООО "Издательство "Эксмо"; 2010 год)
 открыть ссылку
-

.....Г.А. Баевский.
""Сталинские соколы" против асов Люфтваффе"
(г. Москва; ООО "Издательство "Яуза"";
ООО "Издательство "Эксмо"; 2010 год
).

.....Воспоминания прославленного военного лётчика, участника Великой Отечественно войны, Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Баевского Георгия Артуровича.

-

(открыть ссылку) Б.С. Дементеев. "Охотник за истребителями. На "Аэрокобре" против асов Люфтваффе" (г. Москва; ООО "Издательство "Эксмо"; 2012 год)
 открыть ссылку на
 ознакомительный
 фрагмент книги
-

.....Б.С. Дементеев.
"Охотник за истребителями. На "Аэрокобре" против асов Люфтваффе"
(г. Москва; ООО "Издательство "Эксмо";
2012 год
).

.....В ходе Великой Отечественной войны сложилась своеобразная "специализация" истребительных полков, воевавших на разных машинах, – "ЯКи" в основном использовались для прикрытия собственной ударной авиации, "ЛА" чаще применялись для "зачистки" неба от самолётов противника, а лендлизовские "Аэрокобры" (Bell P-39 Aircobra) стали охотниками за истребителями Люфтваффе. "Сталинские соколы" любили "кобру" за феноменальную живучесть (на фронте её прозвали "несгораемым сейфом"), надёжную связь и мощнейшее вооружение – единственного попадания её 37-мм авиапушки хватало, чтобы гарантированно "завалить" любой вражеский истребитель. Одним из таких "небесных охотников", специализировавшихся на отстреле "экспертов" Люфтваффе, был автор этой книги, достойной войти в "золотой фонд" литературы о Великой Отечественной войне.
-

-

Награды:
Приказом 1-му Гвардейскому смешанному Владимир-Волынскому корпусу 1-го
Украинского корпуса № 010/Н от 26 августа 1944 года
, от имени Президиума
Верховного Совета СССР
,
"За образцовое выполнение боевых заданий Командования
на фронт
е в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть
и мужество"
, лётчик 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка 11-й
Гвардейской истребительной авиационной Днепропетровской дивизии
, Гвардии
лейтенант
Глазков Игорь Семёнович был награждён орденом Отечественной
войны
II степени
(
награждён по результатам одного из воздушных боев,
в котором он сбил два немецких истребителя - прим.
)
.
-

-
Приказом Воскам 2-й воздушной армии № 098/Н от 24 апреля 1945 года
, от имени
Президиума Верховного Совета СССР
,
"За образцовое выполнение боевых заданий
Командования
на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом
доблесть и мужество"
, лётчик 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка
11-й Гвардейской истребительной авиационной Днепропетровской Краснознамённой
дивизии и
1-го Гвардейского штурмового авиационного Владимир-Волынского
Краснознамённого корпус
а, Гвардии лейтенант Глазков Игорь Семёнович был
награждён орденом Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года, "За участие в
боях с немецко-фашистскими захватчиками и в честь 40-летия Победы Советского
народа в Великой Отечественной войне"
,
полковник в отставке Глазков Игорь
Семёнович
был награждён орденом Отечественной войны I степени.

Он был также награждён орденом Красного Знамени (16.10. 1957), двумя
орденами Красной Звезды
(22.02. 1955; 30.12. 1956), медалями: "За доблестный
труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина"
(награждён в
1970 году
, во время работы в ЦКБЭМ - прим.), "За Победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов"
(09.05. 1945),
"За взятие Берлина" (09.06.
1945
)
, "За освобождение Праги" (09.06. 1945), "За оборону Кавказа"
(01.05. 1944),
"За боевые заслуги" (15.11. 1950), "Тридцать лет Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов"
(1975), "30 лет Советской Армии и Флота" (1947),
"40 лет Вооруженных сил СССР" (1957), "50 лет Вооруженных сил СССР" (1967),
"Ветеран труда"
(награждён во время работы в НПО "Энергия" -
прим.
), и многими другими медалями и знаками отличия.

Глазкову Игорю Семёновичу было также присвоено звание
"Заслуженный специалист НПО "Энергия""
.
-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

-
Выдающийся лётчик-испытатель и испытатель космической техники
Игорь Семёнович Глазков скончался 18 декабря 1993 года.
-
Похоронен он рядом с супругой, в Московской области,
в городском округе Щёлково, на кладбище деревни Леониха,
недалеко от Звёздного городка.
-
(увеличить фото) Московская область, городской округ Щёлково, кладбище деревни Леониха. Надгробие на могиле И.С. Глазкова (январь 2020 года) (увеличить фото) Московская область, городской округ Щёлково, кладбище деревни Леониха. Надгробия на могилах И.С. Глазкова и его супруги (январь 2020 года)
 увеличить фотографии
-

 

-

 

-
При создании страницы использованы:
тексты биографии
Глазкова Игоря Семёновича
опубликованн
ые:
• • на сайте
"Энциклопедия испытателей"
(испытателям аэрокосмической
техники посвящается)
:
-

(открыть ссылку) Биография И.С. Глазкова опубликованный на сайте "Энциклопедия испытателей" (испытателям аэрокосмической техники посвящается)
 открыть ссылку
-
• • на сайте
"Советские ассы"
(1936 - 1953)

-

(открыть ссылку) Биография И.С. Глазкова опубликованный на сайте "Советские Ассы" (1936 - 1953)
 открыть ссылку
-
• • на официальном сайте движения
"Бессмертный полк"
(
автор страницы - Глазкова Наталия Игоревна,
дочь лётчика-испытателя):

-

(открыть ссылку) Страница И.С. Глазкова опубликованный на официальном сайте движения "Бессмертный полк" (автор страницы - Глазкова Наталия Игоревна, дочь лётчика-испытателя)
 открыть ссылку
-
Ссылки по теме:
-5-й гвардейский Краснознаменный истребительный
авиационный Берлинский ордена
Богдана Хмельницкого полк ВВС
Красной Армии
(129 истребительный
авиационный полк)

(
история полка):
-
(открыть ссылку) 5-й Гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный Берлинский ордена Богдана Хмельницкого полк ВВС Красной Армии (129 истребительный авиационный полк) (история полка)
 открыть ссылку
-

 
     
 

-
Низкий поклон и Большое Спасибо
за помощь в создании страницы
и предоставленные материалы

Симонову Андрею Анатольевичу,
другу и коллеге по
Обществу некрополистов,
автору сайтов
"Герои страны",
и "Испытатели"
!
-
С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

-