-
 


Заслуженный штурман-испытатель СССР
;
штурман-инструктор
Центральных лётно-тактических курсов
усовершенствования офицерского
состава Дальней авиации,

штурман-испытатель 4-го Государственного
Научно-испытательного полигона
"Капустин яр",
затем -
Государственного Краснознамённого
научно-испытательного института ВВС;
полковник запаса

 
-
-
     
 


Родился
3 марта 1931 года в городе Подольск, Московской области.

В
1948 году окончил 6-ю Воронежскую спецшколу ВВС, которая с 1944 года
(после возвращения из эвакуации) располагалась в Липецке.

Работал
электромонтёром на заводе в Подольске.

В
1951 году окончил три курса Подольского вечернего
машиностроительного техникума
.

В
армии с апреля 1951 года.
До
1952 года служил радиотелеграфистом в одной из воинских частей
Прикарпатского Военного округа.

В
1954 году окончил Военную Авиационную школу боевого
применения Дальней авиации
в городе Конотоп (Украина, Сумская область).

Служил штурманом в Дальней авиации, был штурманом-инструктором
Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского
состава Дальней авиации
.

С
февраля 1958-го по март 1966 год штурман-испытатель 4-го
Научно-испытательного полигона № 4
"Капустин яр"
(
Астраханская область, село Владимировка).


Участвовал в испытаниях различного авиационного и ракетного вооружения
на самолётах Ту-16, Ил-28.

С
марта 1966-го по июнь 1981 года штурман-испытатель 2-го управления
Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС.
С июня 1981 года по август 1986 года - служил
на той же должности
в 4-м управлении ГК НИИ ВВС.

В 1974 году Ю.А. Ловкову присвоено воинское звание "полковник"
(досрочно).

Провёл ряд испытательных работ на самолётах Ан-12, Ил-18, Ил-76, Су-24,
Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-95, Ту-142, Як-28 и их модификациях.


В
качестве штурмана самолёта-носителя Ту-95КМ Юрий Алексеевич Ловков
принимал участие в испытаниях изделия "105.11" - прообраза
экспериментального пилотируемого орбитального самолёта
(ЭПОС)
.

Вот
отрывок посвящённой этой теме, из статьи опубликованной
на сайте
Буран.ру:
-

После всесторонней проверки в совместных полетах было
решено перейти к самому трудному и ответственному этапу - сбросу с самолета-носителя и автономному полету и самостоятельной
посадке ЭПОСа.

27 октября 1977 года самолет-носитель Ту-95КМ,
пилотируемый экипажем во главе с заместителем
Начальника службы летных испытаний бомбардировочной
авиации подполковником
Александром Обеловым
(
впоследствии генерал-майор авиации), на скорости 420 км/час сбросил аналог "105.11", пилотируемый Авиардом Фастовцом,
с
высоты 5500 метров перпендикулярно створу
посадочной глиссады аэродрома.

Предоставим слово самому
Авиарду Гавриловичу Фастовцу:

"Занимаю место в кабине. Держатели подтягивают аппарат к люку.
Загрохотали винтами и турбинами все четыре двигателя носителя,
и он после тяжелого разбега уходит в хмурое осеннее небо.
На высоте 5 тысяч метров сцепка ложится на "боевой курс".
Рассчитан он был заслуженным штурманом-испытателем СССР полковником Юрием Ловковым так, чтобы в случае экстремальной
ситуации после отцепки я имел возможность без больших эволюций, снижаясь, "вписаться" в посадочную глиссаду и приземлиться
на своем аэродроме.

По самолетному переговорному устройству (СПУ), к которому
подключен и отцепляемый аппарат, штурман (Ловков - прим Е.Р.)
с борта Ту-95К предупреждает:
"Готовность ноль-четыре".

Изделие "105. 11" - прообраз ЭПОСа

Когда до расцепки оставалось 4 минуты, мы к тому времени летели
уже в довольно большом разрыве облачного слоя.
Сползая на держателях в упругий воздушный поток под фюзеляжем
носителя, моя "птичка" мелко подрагивает от напора струй.
Отклонен балансировочный щиток, чтобы сразу после отцепки
обеспечить пикирующий момент, поскольку мы опасались подсоса
в струе между фюзеляжами обеих машин.
Запускаю двигатель - работает надежно.
- Двигатель в норме! - докладываю командиру экипажа и
продолжаю последнюю проверку систем.
"Готовность ноль-один", - предупреждает СПУ голосом Ловкова.
Но я уже все закончил, о чем и сообщаю экипажу носителя.
Затем слышу:
"Сброс!".
Знаю, что сейчас Ловков нажал кнопку, чтобы раскрыть
замки держателей.

Отделившись, аппарат довольно круто опускает нос,
будто собрался нырнуть с обрыва.
Похоже, чуток перестарались с углом установки балансировочного щитка, настроив на быстрейший уход из спутной струи от носителя.
Парирую отклонением рулей - "птичка" слушается их хорошо.
Автономный полет продолжался по заданной программе
без больших отклонений.
Значит, воздушный старт для отработки аналога вполне годится".

В августе 1986 года полковник Юрий Алексеевич Ловков уволился в запас.

Ловков Юрий Алексеевич

Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1978 года
полковнику Ловкову Юрию Алексеевичу присвоено Почётное звание
"Заслуженный штурман-испытатель СССР"
.

Награждён орденами Красного знамени (12.06.1972, "За мужество и героизм
проявленные при испытании новой авиационной техники"
),
Красной Звезды (28.09.1956, "За участие в испытаниях реактивных самолётов"),
юбилейными медалями и медалями Вооружённых сил СССР.
 

 
-
 


Выдающийся штурман-испытатель Юрий Алексеевич Ловков
скончался
25 февраля 2008 года.

Похоронен он на кладбище деревни Леониха,
Щёлковского района, Московской области.


(увеличить фото) Московская область, Щёлковский район, кладбище деревни Леониха. Могила Ю.А. Ловкова (вид 1, сентябрь 2010 года) (увеличить фото) Московская область, Щёлковский район, кладбище деревни Леониха. Могила Ю.А. Ловкова (вид 2, сентябрь 2010 года)

(для просмотра снимка в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по выбранной
Вами фотоссылке)

 

 
-
 


При оформлении страницы использованы
текстовые и фотоматериалы. посвящённые
Ю.А. Ловкову,
присланные Андреем Симоновым -
автором сайтов
"Герои Страны" и "Испытатели"
за что ему Низкий поклон и Большое Спасибо!

С уважением,
Евгений Румянцев
(автор сайта "Космический мемориал")

 

 
    -

Возврат в мартиролог "Испытатели космической техники"