Родился
3 марта 1931 года
в городе
Подольск,
Московской
области.
В
1948 году
окончил
6-ю Воронежскую спецшколу ВВС,
которая с
1944 года
(после
возвращения
из
эвакуации)
располагалась в
Липецке.
Работал
электромонтёром
на
заводе
в Подольске.
В
1951 году
окончил
три курса Подольского вечернего
машиностроительного техникума.
В
армии
с
апреля 1951 года.
До
1952 года
служил
радиотелеграфистом
в одной из
воинских частей
Прикарпатского Военного округа.
В 1954 году
окончил
Военную Авиационную школу боевого
применения Дальней авиации
в городе Конотоп
(Украина,
Сумская область).
Служил
штурманом
в
Дальней авиации, был
штурманом-инструктором
Центральных лётно-тактических курсов усовершенствования офицерского
состава Дальней авиации.
С
февраля 1958-го
по
март 1966 год
–
штурман-испытатель 4-го
Научно-испытательного полигона № 4
"Капустин яр"
(Астраханская
область, село
Владимировка).
Участвовал
в
испытаниях
различного авиационного и ракетного вооружения
на
самолётах
Ту-16,
Ил-28.
С марта 1966-го
по
июнь 1981 года
–
штурман-испытатель 2-го управления
Государственного Краснознамённого
научно-испытательного института ВВС.
С июня 1981 года по август 1986 года - служил
на той же
должности
в
4-м управлении ГК НИИ ВВС.
В
1974 году
Ю.А. Ловкову
присвоено
воинское звание
"полковник"
(досрочно).
Провёл
ряд
испытательных работ
на
самолётах Ан-12,
Ил-18,
Ил-76,
Су-24,
Ту-16,
Ту-22,
Ту-22М,
Ту-95,
Ту-142,
Як-28
и
их модификациях.
В
качестве
штурмана самолёта-носителя Ту-95КМ
Юрий Алексеевич Ловков
принимал участие
в испытаниях изделия "105.11"
-
прообраза
экспериментального пилотируемого орбитального самолёта
(ЭПОС).
Вот
отрывок посвящённой этой теме,
из
статьи опубликованной
на сайте
Буран.ру:
-
После всесторонней проверки в
совместных полетах было
решено перейти к самому трудному и ответственному этапу -
сбросу с самолета-носителя и автономному полету и
самостоятельной
посадке ЭПОСа.
27 октября 1977 года самолет-носитель Ту-95КМ,
пилотируемый экипажем во главе с заместителем
Начальника службы летных испытаний бомбардировочной
авиации подполковником
Александром Обеловым
(впоследствии
генерал-майор авиации),
на скорости
420 км/час
сбросил
аналог
"105.11", пилотируемый
Авиардом Фастовцом,
с
высоты 5500 метров перпендикулярно створу
посадочной глиссады аэродрома.
Предоставим слово самому
Авиарду
Гавриловичу Фастовцу:
"Занимаю
место в кабине. Держатели подтягивают аппарат к люку.
Загрохотали винтами и турбинами все четыре двигателя
носителя,
и он после тяжелого разбега уходит в хмурое осеннее небо.
На высоте 5 тысяч метров сцепка ложится на "боевой курс".
Рассчитан он был заслуженным штурманом-испытателем СССР
полковником Юрием Ловковым
так, чтобы в случае экстремальной
ситуации после отцепки я имел возможность без больших
эволюций, снижаясь, "вписаться" в посадочную глиссаду и
приземлиться
на своем аэродроме.
По самолетному переговорному устройству (СПУ), к которому
подключен и отцепляемый аппарат, штурман (Ловков
- прим Е.Р.)
с борта Ту-95К предупреждает:
"Готовность ноль-четыре".
Когда до расцепки оставалось 4 минуты, мы к тому времени
летели
уже в довольно большом разрыве облачного слоя.
Сползая на держателях в упругий воздушный поток под
фюзеляжем
носителя, моя "птичка" мелко подрагивает от напора струй.
Отклонен балансировочный щиток, чтобы сразу после отцепки
обеспечить пикирующий момент, поскольку мы опасались
подсоса
в струе между фюзеляжами обеих машин.
Запускаю двигатель - работает надежно.
- Двигатель в норме! - докладываю
командиру экипажа и
продолжаю последнюю проверку систем.
"Готовность ноль-один", - предупреждает СПУ
голосом Ловкова.
Но я уже все закончил, о чем и сообщаю экипажу носителя.
Затем слышу:
"Сброс!".
Знаю, что сейчас Ловков
нажал кнопку, чтобы раскрыть
замки держателей.
Отделившись, аппарат довольно круто опускает нос,
будто собрался нырнуть с обрыва.
Похоже, чуток перестарались с углом установки
балансировочного щитка, настроив на быстрейший уход из
спутной струи от носителя.
Парирую отклонением рулей - "птичка" слушается их хорошо.
Автономный полет продолжался по заданной программе
без больших отклонений.
Значит, воздушный старт для отработки аналога вполне
годится". |
В августе 1986 года
полковник
Юрий Алексеевич Ловков
уволился
в запас.
Награды:
Указом Президиума Верховного Совета СССР
от
17 августа 1978 года
полковнику
Ловкову Юрию Алексеевичу
присвоено
Почётное звание
"Заслуженный штурман-испытатель СССР".
Награждён
орденами Красного знамени
(12.06.1972,
"За мужество и героизм
проявленные при испытании новой авиационной техники"),
Красной Звезды
(28.09.1956,
"За участие в испытаниях реактивных самолётов"),
юбилейными медалями
и
медалями Вооружённых сил СССР.
|