-


Лётчик-испытатель
Лётно-исследовательского института
(ныне - Лётно-исследовательский институт
имени М.М. Громова);
лейтенант запаса

-
-
     
 


Родился 4 июня 1940 года в городе Семикаракорск, Ростовской области.

С 1957 года
Анатолий Иванович Муха жил в городе Шахты, Ростовской области. Работал стартёром авиаотряда.

В 1958-1959 года работал слесарем-сборщиком, токарем, грузчиком на заводе
в Ростове-на-Дону.

В 1961 году
А.И. Муха окончил Калужскую центральную вертолётно-планерную
школу ДОСААФ
.

В 1961-1962 годах работал лётчиком-инструктором Ростовского аэроклуба.

В 1962-1968 годах работал пилотом Гражданского воздушного флота.

В 1967 году
Анатолий Иванович Муха окончил Ульяновскую школу
высшей лётной подготовки Гражданского воздушного флота
.

В 1968 году он окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей
Министерства авиационной промышленности СССР
.

С сентября 1968 года находился на лётно-испытательной работе
в Лётно-исследовательском институте
(город Жуковский, Московской области).
Провёл ряд испытательных работ на вертолётах Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ка-26
по тематике института.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов в связи с созданием в Конструкторском бюро
Н.И. Камова противолодочных вертолётов, в ЛИИ на летающей лаборатории Ка-25
А.И. Мухой были проведены лётные исследования по отработке систем посадки вертолёта на подвижную палубу корабля, включая посадку в условиях моря.
Он отработал большое количество режимов посадки в сложных условиях, проявив при этом, как отмечается в документах, филигранную технику пилотирования
и глубокое понимание требований к системам такой посадки.
Результаты этих работ использованы при создании автоматизированной системы управления вертолетов в противолодочной обороне страны.

А.И. Муха принимал участие в испытательных работах на вертолетах-лабораториях
с изменяемыми в полёте характеристиками управляемости, а также в полётах
на вертолётном имитаторе ВИ-4-ЛК
(на базе вертолёта Ми-4), в ходе которых проводились лётные испытания управляемости посадочного модуля пилотируемого космического аппарата, предназначенного для посадки на Луну.

Вертолетный имитатор ВИ-4-ЛК для летных испытаний управляемости пилотируемого космического аппарата, предназначенного для посадки на Луну


Классность и воинское звание:
Анатолию Ивановичу Мухе в 1973 году была присвоена
квалификация "лётчик-испытатель 2-го класса"
.

Он являлся лейтенантом запаса
.
 

 
-
 


Опытнейший лётчик-испытатель Анатолий Иванович Муха
погиб 30 сентября 1976 года при выполнении испытательного полёта
на вертолёте Ка-26.
Катастрофа произошла во время исследования под названием "Вихревое кольцо".
"Вихревое кольцо" – это особая область режимов полёта со срывным обтеканием несущего винта, которая выходит за рамки эксплуатационных ограничений.
Из-за нестабильности процессов аэродинамические и прочностные расчеты
для этой области режимов весьма приближенные, а пилотирование затруднено.

Причиной аварии стало разрушение и последующее схлёстывание
верхнего и нижнего винтов.
А.И. Муха до последнего "держал" вертолёт и этим спас не только жизнь
участнику испытаний, ведущему инженеру
Борису Литвинову, прыгнувшему
с парашютом, но и
ценой собственной жизни смог отвести от села Заболотье неуправляемую машину.

Подробности трагедии описаны в книге Героя России,
Заслуженного штурмана-испытателя СССР
Леонида Степановича Попова:

Леонид Степанович Попов. "Страстная неделя. Неполная хроника летных происшествий на опытном аэродроме"

Похоронен Анатолий Иванович в городе Жуковском, Московской области,
на Мемориальном кладбище "Быково".

 (увеличить фото) Московская область, г. Жуковский, Мемориальное кладбище "Быково". Могила А.И. Мухи (май 2012 года)


(для просмотра снимков в полноразмерном виде,
кликните левой кнопкой "мыши" по фотоссылке)
 

 
-
 


При создании страницы использован текст биографии
Анатолия Ивановича Мухи, опубликованный на сайте


Биография А.И. Мухи на сайт "Испытатели"

а также в книге В.П. Васина и А.А. Симонова

Биография А.И. Мухи в книге В.П. Васина и А.А. Симонова "Испытатели ЛИИ".

Ссылка по теме:

"Повесть о настоящем человеке" (газета "Авиаград Жуковский", 29 сентября 2010 года)
 

 
    -

Возврат в мартиролог "Испытатели космической техники"